Применение активных и интерактивных форм и методов обучения при реализации программы учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Применение активных и интерактивных форм и методов обучения при реализации программы учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Брайченко Людмила Геннадьевна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Бердский политехнический колледж» (ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж») город Бердск Новосибирской области
E-mail: blg-bpt@ngs.ru«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер, английский философ, социолог 19 века.
Проблема подготовки молодых высококвалифицированных специалистов требует новой научно – педагогической основы, а реализация принципов и задач образования предполагает не только изменение содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся, но и не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра традиционных подходов, существующих в образовательном процессе. Мы вступили в век информационных технологий. При постоянно растущей коньюктуре рынка особенно ценятся специалисты, способные оперативно использовать знания, применять любые средства мультимедиа, анализировать быстро меняющуюся информацию для решения профессиональных задач. Поэтому цель современного образования – это не запоминание большого объёма фактических данных, а обучение эффективным способам получения и анализа доступной информации и целесообразного её применения. Профессиональная задача педагога – организовать деятельность обучающихся для приобретения общих и профессиональных компетенций. Преподаватель из носителя знаний и информатора становится организатором деятельности, консультантом и коллегой по решению поставленной задачи, поиска необходимых знаний, информации из различных источников. Перед преподавателем встаёт проблема: как побудить обучающегося стать не пассивным «потребителем» готовых знаний, а активным исследователем, интересующимся новыми технологиями и новыми методами поиска для получения нужного результата. Одним из средств такого «становления» является использование интерактивных форм обучения в образовательном процессе, так как интерактивное обучение направлено не столько на освоение знаний, сколько на формирование у обучающихся новых качеств и умений, компетенций. Учебная дисциплина «Русский язык и литература» – это базовая общеобразовательная дисциплина, которая тесно связана с другими общеобразовательными дисциплинами, а так же с общепрофессиональными дисциплинами. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно успешно развивать общие компетенции, применяя современные технологии обучения. При деятельностном подходе на уроках русского языка и литературы обучающийся превращается в субъекта собственной деятельности. Педагогический процесс протекает в форме сотворческого поиска обучающимся и педагогом решения не ряда отдельных задач, а вечных, общечеловеческих и мировых проблем. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности обучающегося на основе способов деятельности.Известно, что психологическая наука рассматривает общение как один из видов деятельности. Общение в учебном процессе выступает как важный фактор, влияющий на усвоение знаний и развитие обучающихся. Еще большую значимость общение как вид деятельности приобретает с учетом специфики урока русского языка и литературы, когда объектом изучения является не только художественное произведение как таковое, но и читательское восприятие и понимание. Сама ситуация и атмосфера такого урока создают благоприятную возможность для исследовательской работы учащихся, для появления новых интерпретаций художественных произведений. Педагог и обучающиеся объединены отношениями единомышленников. Истины не знает никто, поэтому процесс поиска идет совместно. Можно наблюдать поиск истины в диалоге. Так при использовании деятельностного подхода при изучении литературных произведений формируется у обучающихся как читательская, так и речевая компетентность, способность к творческому чтению и осмыслению литературного произведения на личностном уровне, умение вести диалог, аргументировано выстраивать систему доказательств с учетом адресата. Формируются и такие качества личности как терпимость и принятие чужого мнения, умение слушать и понимать другого. При деятельностном подходе традиционная структура урока неизбежно нарушается, потому что ход урока – это ход познания, а это «от обучающихся». Уроки изучения литературных произведений– это уроки общения, это уроки-встречи с интересным человеком (поэтом, писателем), с прекрасным, неожиданным. Так с чего же начинается урок? С улыбки, с многозначительной паузы, с чтения стихов или отрывков из художественных произведений, с инсценировки, с проблемного вопроса, размышлений вслух, с музыкального аккорда, с простого вопроса: «Как настроение? Я предлагаю поговорить о…». Такое начало урока стимулирует творческий поиск обучающихся, является ярким и системообразующим композиционным приемом, ориентированным на осмысление художественного произведения на личностном уровне. При деятельностном подходе меняется, прежде всего, характер изучения нового материала. Это не рассказ, не лекция, а высказывания, выводы обучающихся о своих наблюдениях по художественному произведению. Поэтому важным звеном учебного процесса является первичная самостоятельная работа обучающихся по предварительным домашним заданиям. Следует отметить, что предварительные домашние задания могут быть как индивидуальными, так и коллективными, групповыми. Причем обучающийся имеет право выбрать задание в соответствии со своими интересами и возможностями. Задания различаются по уровню сложности. Самые простые предполагают или только изложение материала, или сделать выбор из представленного материала, а более сложные требуют кропотливой и самостоятельной работы, проведения своеобразного мини-исследования. Система предварительных домашних заданий направлена на формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, учит проводить наблюдения, сравнивать, систематизировать материал, заставляет вчитываться в текст, способствует воспитанию внимательного читателя, оттачивает навыки речемыслительной деятельности. Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы позволяет в условиях классно – урочной системы реализовать творческие возможности практически всех обучающихся. Организация совместной деятельности обучающихся и педагога при дифференцированном обучении допускает рационально использовать время учебных занятий, сам процесс познания сделать творческим. При одинаковом объёме учебного материала, для его освоения обучающиеся получают разноуровневые задания. В зависимости от целеполагания предлагаются на уроке различные по времени и объёму виды заданий. Предупреждая утомляемость обучающихся, можно чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа «консультантом» при выполнении индивидуальных заданий разной сложности, работа с учебником и текстом художественного произведения, создание высказываний на разные темы и подбор цитатного материала (устно и письменно), творческие задания после короткого изложения. Такая деятельность обучающихся способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно способствует сохранению их здоровья. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, добытой индивидуально и сообща, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия товарищей и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: дискуссия, работа в малых группах, игра, небольшой теоретический блок (мини-лекция). Накопление нового опыта ведет к его теоретическому осмыслению. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, обучающиеся берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения. Уместно применять технологию дифференцированного обучения при подготовке к Государственной итоговой аттестации, к ЕГЭ, используя сборник типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П. Цыбулько. Использование таких форм педагогического общения способствует созданию комфортной, стимулирующей атмосферы на уроке. Технология РКМЧП интересна и эффективна тем, что в ней синтезированы многие из известных технологий. Это коллективный и групповой способ обучения, технологии развивающего и проблемно-ориентированного обучения. В основе технологии - творческое сотрудничество преподавателя и обучающегося, развитие у обучающихся аналитического подхода к любому материалу. Многие приемы данной технологии представляют собой совокупность заданий, в процессе выполнения которых появляются работы творческого характера. Также приёмы технологии позволяют работать с учётом ведущей системы восприятия обучающихся. В основе РКМЧП лежит принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя», который и служит формированию мотивации познания у обучающихся. Технология предполагает деление урока на три фазы: вызов, реализация и рефлексия – и разнообразные приемы, которые направлены на развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Использование технологии развития критического мышления развивает мыслительную деятельность обучающихся, формирует умение аргументированно высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения. Обучающиеся показывают способность понимания сложных отвлеченных понятий, скрытого смысла, способность к становлению абстрактной взаимосвязи между объектами. На уроках эффективны такие приемы, как рассказ-предположение по ключевым словам, орфографические задачи, «мозговой штурм», составление синквейнов. Уроки с применением информационных технологий позволяют существенно повысить мотивацию обучающихся к обучению, способствуют формированию и развитию информационно-коммуникативной и профессиональной компетенций студентов. Выполнение различных тестовых заданий с выбором ответа, с открытым ответом, задания на перегруппировку, на распознание ошибок применяются для организации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Продукты серии «Уроки Кирилла и Мефодия» имеют большой образовательный и развивающий потенциал и обеспечивают максимальную активность учащихся на уроке. Эффективность уроков с применением компьютерных технологий состоит в богатстве и разнообразии добытого в совместной деятельности учебного материала, в рациональной его подаче на уроке, в накоплении опыта применения подобной работы в будущей профессиональной деятельности. Принятие на себя ответственности за общий результат обусловлено наличием единой цели и общей мотивацией. Презентации, созданные общими усилиями учащихся и индивидуально, развивают творческий потенциал и позволяют охватывать большие объёмы учебного и дополнительного материала. Представляя свою версию материала, обучающиеся рассказывают о ходе работы и о деятельности всех партнёров по созданию презентации, слушают мнение других участников. Подбор слайдов по темам, сбор базы интересных фактов из жизни писателей и поэтов – это один из видов домашнего задания. Коммуникативная направленность уроков - семинаров с обсуждением докладов учащихся, рефератов, творческих работ, выступлений «от имени героя» предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему. Такой вид деятельности формирует орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность обучающихся, оказывает неоценимую помощь при подготовке к экзаменам, защите письменных квалификационных работ по специальности, в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников и в жизни. Результатом использования интерактивных форм обучения в преподавании русского языка и литературы является интерес к литературным произведениям, чтение художественных произведений и их активное восприятие на личностном уровне, желание поделиться своими впечатлениями; умение работать с книгой; выделять главное; овладение навыками анализа текста художественного произведения, умение вчитываться в текст, находить детали; умение работать в группе, быть терпимым к чужому мнению, отличному от твоего; способность к самостоятельному творческому поиску; умение аргументировать свою точку зрения; развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Литература
Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.
Дозморова Е.В. Новая система оценивания образовательных результатов//Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса / сост. Т.В. Расташанская. – Томск: ТОИПКРО, 2010
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.№2.
Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». Москва, 2006.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения, — М. 1986.
Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. — М.: Просвещение,1986.
Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.