Урок обществознания. 6 класс.Труд — основа жизни


Труд – основа жизни ( 6 класс)
Тип урока: Урок изучение нового материала. Урок-викторина
Цель: раскрыть роль и значение труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему через игровую и исследовательскую деятельность учащихся.
Задачи:
Продолжать знакомить учащихся с исследованием как новым типом познавательной деятельности. развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Сформировать понятие о трудовой деятельности и показать ее значение в жизни человека.
Формирование правовой культуры учащихся и их идентичности к российскому обществу.
Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация, раздаточный материал
Организационный момент: заранее расставляется мебель. Учащиеся делятся на две команды.
Ход урока:
На интерактивной доске - слайд с видами профессиональной деятельности.
- Ребята, что объединяет всех этих людей, изображенных на слайдах? Что они делают?
(Работают, трудятся)
- Сегодня мы поговорим о том, что такое труд и каково его значение в нашей жизни.
Запишем тему урока "Труд - основа жизни".
- Сегодня наш урок мы проведем в форме игры.
Для этого мы заранее распределились по командам, дали им название и выбрали капитанов. Эксперты ( ученики помогавшие в подготовке урока) будут оценивать правильность выполнения заданий и оформлять оценочный лист .  Правила игры вам знакомы. После того, как будет задан вопрос, команда совещается , капитан выбирает один ответ из ряда предложенных командой вариантов и озвучивает его. В случае совпадения ответов капитан может выбрать на свое усмотрение один из предложенных ранее ответов команды или назвать свой.
№1 Первое задание для команд: «Назови профессию». Я предлагаю вам обратить свое внимание на интерактивную доску. Перед вами изображены представители разных профессий, вам необходимо назвать их.( Приложение 1) Учитывается точность формулировки и соответствие временному регламенту. ( Время выполнения одна минута)
2.Мы заранее подготовились к нашему уроку и провели социологический опрос среди учащихся и учителей. Респондентам был задан вопрос : «Что такое труд?» Следующее задание «Угадайка». Вы должны угадать, какой ответ был самым распространенным. Учитывается близость формулировки и соответствие временному регламенту. ( Время выполнения одна минута) (Приложение 2)
На интерактивной доске по одному открываются ответы:
- Большинство опрошенных считают, что труд - это деятельность
№3.Следующее задание- «Умники и умницы». Перед вами текст из толковых словарей С.В. Ожегова и В.И. Даля. Используя определения из толковых словарей, дайте свое определение слову «ТРУД». Учитывается близость к правильному определению (время выполнения 3 минуты).(Приложение 3)
- Давайте обобщим полученные сведения о труде, итак труд – это
Определение появляется на доске (записывают в тетрадь)
В тетрадях делается запись: Труд - это деятельность человека, которая имеет определенную цель, требует специальных знаний и умений и всегда приводит к результату 
Баллы, полученные командами, записываются на доске.
№ 4.Четвертый раунд нашей игры: «Народная мудрость». Из представленных слов, за три минуты, соберите пословицы о труде (слова на доске).(Приложение 4)
№ 5.Пятое задание – «Юный эксперт». В этом задании вам нужно будет поработать с документом «ТК РФ Статья 132. Оплата по труду». Вопросы к анализу документа на доске. ( время выполнения задания три мин.)( Приложение 5)
1- Давайте выясним, каким может быть продолжительность рабочего дня для взрослого человека в нашей стране.
2- Могут ли дети работать?
3- На каких работах запрещено использовать труд детей?
4- Каковы условия труда для несовершеннолетних?
5-Какое может быть вознаграждение за труд?
- И так, давайте подведем итог вашего анализа пока эксперты подсчитывают баллы.( на доске правильные ответы на вопросы)
Баллы выписываются на доске.
- Вот мы и подошли к завершающему этапу нашей игры. Последнее задание
№6 «Реши проблему»
Перед вами текст «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Конституции РФ» и проблемные ситуации. Вы должны будете выяснить какие права человека были нарушены в данных ситуациях и указать на них.( время выполнения пять минут)(Приложение 6)
А теперь, пока эксперты подсчитывают конечные баллы, сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.
- Итак, ребята, давайте подведем итог - что мы сегодня узнали? (Что такое труд и почему труд - это основа жизни)
Подсчитываются баллы, озвучиваются победители!
Выставление оценок учащимся, подведение итогов урока.
Рефлексия «Как ты оцениваешь свою работу на уроке» Учащимся предлагается выбрать подходящий смайлик.( плохо, не удовлетворен; хорошо, но мог бы и лучше; очень хорошо.)(Приложение 7)
Литература:
1.Обществоведение 5 класс: поурочные разработки по учебнику Л.Н.Боголюбова и др./авт.-сост. С.Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2007.
2.Обществоведение: гражданин, общество, государство: учеб. для 6 кл. / [Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Горецкая и др.; ред. кол. Л.Н.Боголюбов и др.] - М.: Просвещение, 20083.Большой энциклопедический словарь
4.Даль В.И. Толковый словарь русского языка
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка
6.Трудовой кодекс Российской Федерации 7.Конституция Российской Федерации

Приложение 1
Деятельность 47
Работа 26
Вся жизнь 8
Действия 7
Возможность самосовершенствования 6
Школьный предмет 2,5
Средство заработка 2
Отличие человека от животных 1,5
Приложение 2
Используя определения из толковых словарей С.В.Ожегова и В.И.Даля, дайте свое определение слову «ТРУД.» Толковый Словарь Ожегова
ТРУД, -а, м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей
Толковый Словарь Даля
ТРУД м. работа, занятие, упражненье, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных или умственных сил; все, что утомляетПриложение3
Из представленных слов соберите пословицы о труде:
КТО, ТРУД, РАБОТА, НЕ РАБОТАЕТ, СДЕЛАЛ, ЧАС, КОРМИТ, ТЕРПЕНЬЕ, НЕ ВОЛК, ГУЛЯЙ ,ТОТ, КОРМИТ, БЕЗ,В ЛЕС, ВСЕ, И, СМЕЛО, ПЕРЕТРУТ, НЕ ЕСТ, ТРУДА, ДЕЛО, НЕ ВЫТАЩИШЬ, ДЕЛУ, ПРУДА, ВРЕМЯ, РАБОТА, ПОТЕХЕ, НЕ УБЕЖИТ.
Приложение 4
Трудовой кодекс РФ
ТК РФ Статья 132. Оплата по труду
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая-либо дискриминация при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда. ТК РФ Статья 130. Основные государственные гарантии по оплате труда работниковВ систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных настоящим Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы. ТК РФ Статья 131. Формы оплаты труда
Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы. Выплата заработной платы в виде спиртных напитков, наркотических, токсических, ядовитых и вредных веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их свободный оборот, не допускается. 
Придложение 5.
Конституция РФ
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.Приложение 6

Приложение 7.