Воспитательная лекция на тему: Что такое этика
Воспитательная лекция: "Что такое этика"
Цель: Привитие духовно- нравственных норм учащимся,
формирование эстетического вкуса.
Введение
Этика – учение о морали, нравственности. Она дает ответ на воп-
рос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Этика не может снять с личности ответственность за принимаемые решения. за этику нельзя спрятаться, на нее можно
опереться. Этика становится действенной в той степени, в какой она получает продолжение в нравственной активности тех, кто имеет с ней дело, изучает ее. В противном случае она бесполезна и может вызвать лишь раздражение и досаду.
Общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет дос-тичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться
этому, включая этику и психологию делового общения, а также используя социально-психологические тренинги по общению.
Залог успеха любых начинаний делового человека, какую бы задачу он ни решал, - создание климата делового сотрудничества, дове-
рия и уважения.
1. Сущность и основные понятия этики. Мораль. Типы этики
Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos»
(«этос»). Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, птичье гнездо, звериное логово. В последующем оно стало по преимуществу обознача-
ть устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер; так, в одном из фрагментов Гераклита говорится, что этос человека
есть его божество. Такое изменение смысла поучительно: оно выра-
жает связь между кругом общения человека и его характером. Отталкиваясь от слова «этос» в значении характера, Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическими добродетелями.
Этические добродетели являются свойствами характера, темперамента человека, их также называют душевными качествами. Они отли-
чаются, с одной стороны, от эффетов как свойств тела и, с другой сто-роны, от дианоэтических добродетелей как свойств ума. К примеру,
страх – природный эффект, память – свойство ума, умеренность, мужество, щедрость – свойства характера.
Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой
предметной области знания и для выделения самого этого знания
как особой науки Аристотель ввел термин «этика».
Для точного перевода аристотелевского понятия этического с гре-
ческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» (mores – множественное число) – латинского аналога греческого «этос», означав-шего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай. Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту
же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке
н. э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль),
являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».
Оба этих слова, одно греческого, другое латинского происхождения, входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реально-
сть, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». Это – в рус-
ском языке «нравственность», в немецком языке – «Sittlichkeit».
В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобра-
зия этики как области знания за разными словами начинает закреп-ляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственнос
тью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попыт
ки разведения понятий морали и нравственности. Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью пони-
мается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью – сами поступки в их объективно развернутой полно-
те: мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культур
но-языковую традицию, которая понимает под нравственностью вы-
сокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.
Мораль предстает в двух взаимосоотнесенных, но тем не менее различных обличиях:
А – как характеристика личности, совокупность моральных качеств,. Добродетелей, например, правдивость, честность, доброта,
Б – как характеристика отношений между людьми, совокупность
моральных норм (требований, заповедей, правил), например,«не лги», «не кради», «не убий».
Соответственно этому анализ морали можно разделить на две рубрики:
Моральное измерение личности – мораль как мера господства че-
ловека над самим собой, показатель того, насколько человек ответственен за себя, за то, что он делает;
Моральное измерение общества – мораль характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии.
Пространство морали – отношения между людьми.
Человеческая деятельность настолько разнообразна, что универсальные моральные нормы оказываются часто недостаточными для регулирования человеческого поведения в конкретных, специфичес-
ких областях деятельности.
Профессиональная (функционально-дифференцированная, роле-
вая) этика относится к подразумеваемому или конкретно определенному набору норм или кодексу поведения, которыми руководствуются принимающие решения в своих различных профессиональных ролях. Такого рода ролевая этика часто обеспечивает полезное влияние на разрешение этически спорных вопросов, возникающих в процессе профессиональной деятельности (например, надо ли врачу говорить пациенту, что тот безнадежно болен?). Большинство этических дилемм, ассоциируемых с различными видами профессиональной этики (медицинская этика, журналистская этика, этика бизнеса и др.),
включают некий вид противоречия между функционально-дифференцируемой и универсальной этикой. Профессиональная деятельнос
ть приводит к множеству этических по своему характеру вопросов,
которые не рассматриваются и не могут быть решены средствами
универсальной этики. Профессиональная этика изучает профессиональную мораль как конкретизацию общих нравственных принципов и норм применительно к особенностям того или иного вида профес-
сиональной деятельности.
Представители социальных наук часто используют описательный подход как инструмент изучения этики. Описание фактов и объяснение морального поведения и представлений о морали характерны
для антропологов, социологов, историков.
Описание моральных воззрений, кодексов поведения, убеждений
применяется при разработке корпоративной этической политики, когда требуется выработать систему взглядов на различные «острые»
вопросы, например, сексуальные домогательства, или при составле-
нии этических кодексов торговых фирм и т. д.
Сторонники нормативного подхода ставят перед собой задачу сформулировать и доказать истинность основных норм морали. Они пы-
таются создать некую идеальную модель, от которой истинный порядок, наблюдаемый в действительности, далек. Согласно нормативному подходу, теория этики должна служить основанием принятия
индивидом и обществом целой системы моральных принципов и
благ.
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотноше-
ний деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой.
Деловые отношения – это один из типов общественных отноше-
ний как взаимосвязь между партнерами, коллегами и даже конкурентами, возникающая в процессе совместной деятельности на рынке и в коллективе. На уровне деловых отношений в бизнесе работники
должны быть ориентированы на партнера, на потребителя, что повышает интерес к работе. Чтобы удачно осуществить любое предприя-
тие (например, заключить сделку), нам следует стремиться понять
партнера делового общения.
Этика переговоров – это составная часть бизнеса. Она выражает
кодекс сводных правил общения партнеров в процессе деловых отношений и переговоров. В задачи этики деловых отношений входят:
• изучение исторического опыта в области деловой этики,
• рассмотрение современной деловой этики,
• интеграция с международной деловой культурой, с ее морально-
психологическими стандартами,
• изучение форм и правил ведения деловых отношений,
• моральное воспитание современных бизнесменов.
Культурное общение включает в себя прежде всего свободное вла-
дение языком. В деловом общении она выражается в оценке уровня
мышления собеседника, его жизненного опыта и в обращении к собеседнику на понятном для него языке.
2. Понятие «общение». Стороны (функции) общения.
Этапы делового общения. Барьеры общения
Общение – сложный многоплановый процесс установления и раз-вития контактов между людьми, порождаемый потребностями совокупной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействие, восприятие и понимание другого человека.
Структура общения характеризуется путем выделения трех взаи-
мосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Интерактивная – заключается в организации
взаимодействия между индивидами, то есть в обмене не только зна-ниями и идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и
установлению на этой почве взаимопонимания.
Главным средством общения является язык. Язык – это система знаков, служащая средствами человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.
Знак – это любой материальный объект (предмет, явление, собы-
тие), который выступает в качестве указания и обозначения и испо-
льзуется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осуществляемое с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации являются несло-весные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды…).
Основными механизмами познания другого человека в процессе
общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация (от лат. – отождествление) выражает простой эмпирический
факт, что одним из самых простых способов. Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Рефлексия (от лат. – обращение назад) это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс закрепления отношений друг с другом.
Общение – это коммуникация, то есть обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т. д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде, решение деловых вопросов. Специфика межличност-
ной коммуникации проявляется в следующих особенностях:
А) в характере процесса обратной связи;
Б) наличии коммуникативных барьеров;
В) наличие феномена коммуникативного влияния;
Г) существовании различных уровней передачи информации.
Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Можно выделить следующие типы коммуникативных барьеров:
1. Эстетические;
2. Интеллектуальные (фонетические, семантические, логические,
стилистические);
3. Социально-культурные (этические, ролевые, барьеры неавторитет
ности, мировоззренческие);
4. Мотивационные;
5. Моральные;
6. Эмоциональные;
7. Барьеры слушания.
Первым шагом на пути преодоления социально-культурных барьеров является их осознание. В качестве приемов их устранения могут быть использованы:
А) психологическое проникновение во внутренний мир другого человека, сочувствие ему;
Б) абстрагирование информации от источника;
В) восприятие информации реципиентом так, как будто он сам является ее источником.
Основными направлениями преодоления барьеров слушания являются:
1.Овладение приемами эффективного слушания: техника постанов
ки вопросов, способы фиксирования информации в процессе слуша-
ния;
2. Самовоспитание необходимых для рационального слушания каче-ств характера;
3. Организация процесса общения, исключающая физические препятствия для внимательного слушания (шум, телефонные звонки, при-
сутствие посторонних лиц).
Деловое общение состоит из отдельных этапов, последовательное
осуществление которых имеет важное практическое значение:
Установление контакта. На этом этапе происходит обмен приветствиями, формируется положительный фон коммуникации, зондируются возможные препятствия при проведении беседы (плохое самочувствие, болезнь, неуравновешенное эмоциональное состояние). Создается доброжелательная атмосфера, чему способствует соответствую-
щая экспрессия инициатора беседы: синхронизация позы; открытые жесты и т. п.
Предварительное информирование. Осуществляется для предоставления исполнителю всей необходимой для проведения беседы информации, то есть информационного обеспечения беседы. Обычно парт-неру описывается ситуация, которая послужила основой для приня-тия решения о проведении беседы или иного вида общения, исходя
из чего формируется тема и объявляется последовательность рассмотрения вопросов.
Основной этап. (Обсуждение предмета общения, обмен мнениями; достижение цели). Одной из самых распространенных ошибок в про-ведении управленческого общения является то, что оно происходит в виде монолога руководителя и зачастую имеет назидательный характер, что затрудняет или даже исключает достижение цели общения. Важнейшим инструментом общения является постановка вопросов партнеру. Их использование позволяет достигнуть глубокого пони-
мания позиции собеседника, мотивов его поступков, а также актив
ного привлечения интеллектуального потенциала партнера.
Формулирование выводов и контроль результативности беседы.
На этом этапе инициатор общения осознает факт достижения цели
общения или убеждается в наличии причин, по которым оно долж-
но быть прекращено без достижения ожидаемого результата.
Завершение беседы. Этот этап носит различный характер в зависимости от того, достигнута ли его цель. Если, по мнению руководителя, задача решена, то его завершение содержит общепринятые (в рам-
ках этикета) элементы ритуала прощания с высказыванием благодарности за участие в беседе.
Необходимо подчеркнуть, что нельзя терять связь между его различными этапами, они не должны выглядеть обособленными частями, переход от одного этапа к другому должен быть логичным и естественным.
3. Стили общения
Стиль общения существенно детерминирует поведение человека
при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор сти-
ля общения определяется многими факторами:
- личностными особенностями человека,
- его мировоззрением и положением в обществе,
- характеристиками этого общества и многим другим.
Если исходить из того, что стиль общения – это просто большая готовность человека к той или иной ситуации, то можно говорить о
трех основных стилях. Их условно можно назвать ритуальным, ма-
нипулятивным и гуманистическим. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный – деловыми, а гу-манистический – межличностными.
Стиль общения – это скорее предрасположенность к определенно
му общению, направленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как человек склонен подходить к большинству ситуаций.
Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в
основном манипулятивный стиль, это не значит, что его общение с
ближайшим другом тоже будет деловым.
Ритуальное общение. Здесь главной задачей партнеров является
поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.
В реальной жизни существует огромное количество ритуалов,
подчас очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Эти ритуалы тре-
буют от участников только одного – знания правил игры.
Например, день рождения. Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3 – 4 раза в год, сидят по несколько
часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу.
Описанная ситуация – типичный случай ритуального общения,
при котором главным является подкрепление связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повышение са-
мооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер – лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда,
когда видим в первый раз. Важно только одно – его компетентность
относительно конкретного дела.
В ритуальном общении для нас существенно следование роли – социальной, профессиональной или межличностной. Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автомати-чески, выполняя требования ситуации, практически не осознавая,
что мы делаем. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению – манипулятивному.
Манипулятивное общение. Это общение, при котором к партнеру
относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В манипулятивном общении мы «подсовывали» партнеру
стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент. И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипулятором, то есть тот, кто лучше знает партнера, лучше по-
нимает цели, лучше владеет техникой общения.
Не следует делать вывод, что манипуляция – это негативное явле-ние. По сути любое обучение, убеждение, управление всегда включа-ет в себя манипулятивное общение. Именно поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и
техникой манипулятивного общения.
Такое общение чрезвычайно распространено и существует в основном там, где существует совместная деятельность. Важно помнить
об одном существенном моменте – отношении человека к манипулятивному общению и обратном воздействии манипулятивного стиля.
Гуманистическое общение. Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потребность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.
Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне
удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманисти-ческого общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом
общения является не поддержание социальных связей, не изменение точки зрения партнера, а совместное изменение представлений партнеров, определяемое глубиной общения.
Ситуация гуманистического общения всем известно – это интим
ное, исповедальное, психотерапевтическое общение. Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями), сколько изнут
ри (индивидуальностью, настроением). Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социальной детерминации.
Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается со-
циальным. Однако в данном общении прослеживается зависимость от индивидуальности. В гуманистическом общении партнер воспринимается целостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.
Основным механизмом воздействия является внушение, соучас
тие – самый эффективный из всех возможных механизмов. Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют
друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зре-ния одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.
Заключение
Этика представляет собой систему знания об определенной области человеческой жизни, и в этом смысле мало чем отличается от других науки учебных дисциплин. Ее необычность обнаруживается только в одном: она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование – представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек – человек» - политикам, бизнесменам, менеджерам и многим другим. Таким образом, умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Библиографический список
1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. – М.: Инфра-М, 2000. – 224 с.
2. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М.: Гардарика, 1998. – 472 с.
3. Леонтьев А.А. Психология общения. – М.: Смысл, 1997. – 365 с.
4. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000. – 280 с.
5. Психология и этика делового общения / Под ред. В.Ю. Дорошенко, В.Н. Лавриенко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 297 с.
6. Потеряхин А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения. – М.: Вира-Р, 1999. – 384 с.
7. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. – 200 с.