«Организация проведения утренней гимнастики в ДОУ с применением современных здоровьесберегающих технологий»
«Организация проведения утренней гимнастики в ДОУ»
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима детей. Она направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков. Необходимость приступить после пробуждения к выполнению упражнений утренней гимнастики требует, а значит и воспитывает, волевые качества ребенка: настойчивость, дисциплинированность, упорство, самостоятельность. Утренняя гимнастика ценна еще и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика - это комплекс упражнений, которые настраивают, заряжают ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день.
Задачи утренней гимнастики.
Восстановление работоспособности:
- аппетит;
- умственная работоспособность;
- заряд бодрости.
Воспитание физических качеств:
- выносливость;
- ловкость;
- осанка;
- подвижность суставов;
- красивая походка;
- силовая подготовка;
- скоростные качества.
Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:
- воспитание умения чувствовать и переживать прекрасное,
- развитие выразительности движений;
- воспитание коллективных движений.
Развитие координации движений:
- развитие уверенности в себе;
- повышение пластичности; - сочетание движений различных частей тела.
Лечебное воздействие:
- формирование красивой фигуры;
- закаливание;
-гибкость суставов;
- дыхательная и сердечнососудистая системы;
- пищеварительная система.
Утренняя гимнастика способствует
устранению некоторых последствий сна (отечности, вялость, сонливость и др.); увеличению тонуса нервной системы ребенка; усилению работы основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков
Утренняя гимнастика важна также для закаливания организма.
Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов профилактики заболеваний. Закаливающий эффект дает проведение занятий утренней гимнастики в среде пониженной температуры, в облегченной форме одежды, сезонно – босиком. Утреннюю гимнастику следует проводить при открытой форточке. Свежий воздух воздействует на кожные рецепторы холодом, что способствует быстрому повышению возбудимости центральной нервной системы, восстановлению нормальной работоспособности. Дети младших групп занимаются в обычной одежде. В старших группах утреннюю гимнастику проводим в спортивных костюмах (футболка, шорты). Если утренняя гимнастика проводится на открытом воздухе, то в зависимости от погоды меняется и одежда детей.
Структура утренней гимнастики.
Каждый комплекс утренней гимнастики составляю по определенному плану, преследующему цель постепенного и гармонического развития всего тела. Материал варьирую в зависимости от успеваемости группы.
Структура утренней гимнастики – общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Но, деление на части относительно. Утренняя гимнастика может быть связана темой, сюжетом, игрой. Возможны варианты конструирования занятия, однако необходимо учитывать основные педагогические принципы систематичности, постепенности, доступности
Вводная часть занятий занимает от 5 до 15% общего времени. Задача этой части - создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание, разогреть мышцы. Для решения задач вводной части можно использовать круговую разминку, танцевальные шаги, несложные ритмические танцы, игры малой интенсивности. Например, вводная часть, может проводиться с музыкальным и речевым сопровождением по следующему сценарию:
Звучит «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Дети выполняют движения согласно речевому сопровождению
Маршируем мы по залу весело ребятки.
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Мы идем как все ребята,
И как мишка косолапый.
Потом быстрее мы пойдем,
И после к бегу перейдем.
Бег. Звучит «На лошадке» П.И. Чайковского».
Начинать занятия рекомендуется со строевых упражнений. Научить детей самостоятельно ориентироваться в пространстве зала, свободно располагаться и становиться врассыпную – сложная задача. В таких случаях использую в основном прием зрительных ориентиров. При этом важно правильно обозначать направление движения – «направо», «налево», «вперед», «назад», то есть связать «мышечное чувство» направления движения со словом. Систему упражнений и движений строю от простого к сложному, от неизвестного к известному.
Основная часть занятия длится от 70 % до 85%. В основной части утренней гимнастики решаются задачи повторения и закрепления ранее пройденного материала, совершенствование умений и навыков детей в движениях. В основной части выполняются, в первую очередь, общеразвивающие упражнения (ОРУ) Их количество в разных возрастных группах неодинаково. В младшей и средней группах их может быть 3-5, а в старшей и подготовительной – 5-7.
В этой части занятия формирую двигательные умения и навыки, веду основную работу над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости. В основной части достигается оптимальный уровень физической нагрузки. На этой стадии даю знания, которые развивают не только двигательные навыки, но и творческие, познавательные способности детей. В основную часть включаю и подвижные игры.
Общеизвестно, что игры для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Они должны быть с одной стороны, подвижными, а с другой – вызывать живой интерес развивать смекалку и сообразительность. На утренней гимнастике предлагаю детям две игры. Первая игра - в основной части («Ловишки с ленточками», «Самолеты», «Грачи и автомобиль» и др.), вторая игра малой подвижности - в заключительной части утренней гимнастики. («Море волнуется», «Узнай по голосу», «Холодно-жарко»)
Снять напряжение общеразвивающих, гимнастических упражнений и успокоить дыхание помогают приемы пальчиковой, восточной гимнастики, антистрессовой гимнастики, игровые статические (стретчинговые) и дыхательные упражнения.
В заключительной части значительное внимание уделяю созданию условий для постепенного снижения нагрузки. Применяю упражнения на расслабления мышц, на укрепление осанки, игровой самомассаж, дыхательные упражнения.
Влияние общеразвивающих упражнений на физическое развитие и оздоровление детей.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это специально разработанные движения для рук, ног, туловища, шеи других частей тела, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью, амплитудой, в разном ритме и темпе. Поэтому, главной целью ОРУ является обогащение и совершенствование двигательного опыта дошкольников, так как посредством выполнения упражнений у детей развивается точность восприятий и представлений, вырабатывается умения, сознательно управлять своими движениями.
Общеразвивающие упражнения используются в ДОУ на физкультурных занятиях как компонент основной части, при проведении утренней гимнастики, индивидуальной работы, заданиях на дом, физкультминуток, досугов, праздников.
Правильное выполнение данных упражнений оказывает значительное влияние на физическое развитие детей дошкольного возраста, которое отражает следующие аспекты:
оздоровление и укрепление организма;
при овладении различными видами основных движений, развитие физических качеств;
формирование правильной осанки у дошкольников;
содействие психическому благополучию дошкольников.
Общеразвивающие упражнения необходимы, прежде всего, как средство оздоровления, укрепления, своевременного развития детского организма, а также для сознательного управления движениями. Общеразвивающие упражнения, воздействуя в системе на крупные группы мышц, способствуют активизации обменных процессов, созданию благоприятных условий для питания всех клеток и тканей детского организма.
Вместе с тем, данные упражнения являются эффективным средством для развития органов дыхания, потому что, в каждый комплекс включается упражнение, направленное на укрепление диафрагмы. Ритмичность выполнения движений способствует формированию рационального дыхания, которое заключается в умении регулировать силу и длительность вдоха и выдоха, гармонично сочетать ритм с частотой дыхания и структурой движения.
Дозировка, четкий ритм, переодическое увеличение и снижение нагрузки при выполнении ОРУ укрепляют сердечную мышцу, увеличивают ударный объем сердца, а также вместе улучшают ритмичность сокращений. Этому будут способствовать такие упражнения, как ритмичные многократно повторяющиеся приседания, подскоки и т. п.
Эффективны общеразвивающие упражнения так же для развития нервной системы дошкольников.
Общеразвивающие упражнения помогают осваивать различные виды основных движений (ходьбу, бег, прыжки, метание и т.д.)
Вместе с тем, данные упражнения, в отличии от основных видов движений, не имеют отдельно такой динамичности, слитности, перехода от одой фазы к ругой, как, например, при выполнении прыжков, де разбег в прыжках переходит в толчок, а толчок – в полет.
Значительную роль играют общеразвивающие упражнения в формировании осанки у детей дошкольного возраста. Посредством этих упражнений укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы. Это является важной задачей в физическом воспитании дошкольников, так как именно в дошкольный период происходит формирование изгибов позвоночника, завершающееся в 11-13лет. Вместе с тем, достаточную физическую нагрузку получают и мышцы брюшного пресса, особенно при выполнения упражнений из исходного положения лежа. А их укрепление положительно сказывается на процессах дыхания и пищеварения.
Таким образом, правильно подобранные комплексы ОРУ будут способствовать оздоровлению, укреплению детского организма, помогать в овладении основными видами движений, формировать правильную осанку и содействовать эстетическому и психологическому благополучию дошкольников.
Вместе с тем, необходимо учитывать некоторые характерные особенности ОРУ:
вариативность и использование упражнений в разных комбинациях;
возможность точной дозировки физической нагрузки;
расчленение и возможность избирательно влиять на те или иные крупные и мелкие мышцы (шеи, кисти, пальцев рук, стопы, и др.), суставы, силы и гибкости ног.
Таким образом, упражнения данных групп направлены на развитие физических качеств и способностей (силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, ритмичности, пластичности), а также на повышение функционального уровня систем организма (на тренировку дыхания, сердечнососудистой системы).
Основная классификация ОРУ проводится в соответствии с их воздействием на отдельные части тела – по анатомическому признаку.
Это упражнения для: а) рук и плечевого пояса; б) туловища и шеи; в) ног; г) мышц всего тела.
Упражнения для рук и плечевого пояса влияют на подвижность грудной клетки, суставов верхних конечностей, укрепления связочного аппарата, стимулируют обменные процессы, содействуют развитию силы. Упражнения для кистей рук (сжимании, разжимание кулаков, вращение кистей) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.
Как правило, нагрузка в упражнениях для туловища и шеи – высокое. Работу выполняют все части тела, все крупные группы мышц. А это приводит к значительному повышению обменных процессов, развитию силы мышц. Вместе с тем, упражнения для туловища и шеи оказывают влияние на развитие гибкости, подвижности позвоночника, ног, так как способствуют развитию связок, а это, в сою очередь, определяет анатомическую подвижность суставов. Эти упражнения могут быть использованы также и для формирования правильной осанки.
Упражнения для ног укрепляют связки и мелкие мышцы стопы, развивают ее гибкость, содействуют профилактике плоскостопия. Особенно полезно различные подскоки, любые движения ног с оттянутыми носками, приседания. Поднимание, махи ногами, подскоки, приседания оказывают большое влияние на развитие подвижности суставов, на укрепление, растягивание крупных мышц и связок ног, и, таким образом, на развитие системы, активизацию обменных процессов, а также формирование осанки.
Выполняя ОРУ, дошкольники развивают и свойства психики (внимание, сообразительность, ориентировку в пространстве, во времени и т. п.) При обучении ОРУ педагогу необходимо владеть разнообразными приемами с учетом возрастных особенностей дошкольников и их физической подготовленности.
По степени физической помощи при выполнении ОРУ делятся на
пассивные (с помощью педагога),
пассивно-активные (с частичной помощью педагога),
активные (выполняемые самостоятельно).
Например, в старшей группе я называю, показываю, и одновременно объясняю. После этого, даю команду «принять исходное положение». По команде «упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.
В случае необходимости, использую показ всего упражнения или отдельных его элементов. Показ движений педагогом должен быть правильным, красивым, и сочетаться с объяснением. К показу и объяснению упражнений могут привлекаться и дети. В старшем возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения ОРУ («Кто лучше выполнит упражнение?»).
В процессе выполнения ОРУ приучаю детей дышать через нос, не задерживать дыхание, согласовывать ритм дыхания с характером выполняемого упражнения. Вместе с тем, считаю целесообразным в старшем дошкольном возрасте приучать детей выполнять полный выдох. Удлинению выдоха способствуют слова и звуки, соответствующие характеру данного упражнения.
Но произнесению звуков не стоит злоупотреблять, так, как выдох при этом производится не через нос, а через рот.
Все общеразвивающие упражнения выполняются в различных исходных положениях, и выполняются фронтально, обеспечивая тем самым высокую плотность утренней гимнастики.
Движения становятся технически более правильными и совершенными, когда их выполнение сопровождает музыка. Музыкальное сопровождение вызывает у дошкольников положительные эмоции, усиливает физиологические процессы в организме, а также содействуют развитию ритмичности, пластичности, выразительности, грациозности движений. Музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение, положительный эмоциональный тонус, под влиянием которого в пределах возрастных возможностей появляется выразительность движений.
Как правило, выполнение ОРУ не вызывает затруднение у детей. Поэтому, именно это обстоятельство целесообразно использовать как благоприятную основу для развития двигательной самостоятельности. Легко трансформирующася структура ОРУ, различные исходные положения, разнообразный раздаточный материал, образность упражнений – основа для импровизаций, развития двигательной инициативы и творчества дошкольников.
Выполнение упражнений с предметами оказывает значительное влияние на освоение дошкольниками движений, развития сенсорики, двигательных качеств и способностей. Вместе с тем, активные действия с предметами в процессе упражнений способствуют познанию дошкольниками цвета, веса, формы, качества материалов и других свойств предметов. А посредством зрительного восприятия у дошкольников будет создаваться образ движения в его динамики, выразительности и пространственном отношении. Поэтому, посредством использования различных предметов для комплексов ОРУ будет достигаться большая четкость выполнения движений, основанная на разных ощущениях и восприятиях, и лучшая координация движений отдельных частей тела.
Вместе с тем, каждый предмет (снаряд) играет определенную роль в характере влияния ОРУ на организм, и это необходимо учитывать при подборе упражнений с детьми различной физической подготовленности. Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (понять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия. Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие – скамейки, обучи, палки, создающие эффект сопротивления. Естественно, совершенствуется и мелкая мускулатура, ведь предметы приходится захватывать, удерживать, перекладывать из одной руки в другую.
Используемый предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, предмет и действие должны логично сочетаться.
Некоторые предметы (например, скакалка, мяч) будут способствовать выполнению упражнений в определенном ритме и темпе. А некоторые предметы (например, резиновые, набивные мячи и др.) помогут дифференцировать мышечные ощущения.
Заинтересовать дошкольников позволят использование нестандартного оборудования и инвентаря. Это - пластиковые бутылки, шишки, веревочки, мешочки с песком, платочки, ленточки, а также предметы - скамейки, стулья, сегменты мягкого модуля.
Проведение комплексов с нестандартным оборудованием способствует активизации двигательной деятельности дошкольников, поскольку они проявляют повышенный интерес к различным новшествам.
Немаловажным является также и аспект создания условий для предупреждения травматизма, физических, умственных и эмоциональных перенагрузок. Также имеют огромное значение при выполнении утренней гимнастики благоприятные санитарно-гигиенические условия в помещении.
Мною разработан перспективный план проведения утренней гимнастики в течение года. Разработала комплексы ОРУ и систематизировала их в качестве картотеки. Исходя из задач и возрастных особенностей дошкольников, дифференцированно подбираю к каждому физкультурному занятию, а затем выношу его на утреннюю гимнастику.
Таким образом, используя в своей работе комплексы ОРУ с различными предметами, направленные на развитие различных групп мышц, решаю задачи физического развития и воспитания дошкольников.
Формы утренней гимнастики
Традиционная утренняя гимнастика состоит из двигательных упражнений (различные виды ходьбы и бег), комплекса общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, прыжков в чередовании с ходьбой, дыхательных упражнений, и заключительной части. Вводная и заключительная части выполняются в кругу, для исполнения комплекса упражнений, дети строятся в колонны.
Классическая последовательность упражнений:
сначала даю 1-2 упражнения для рук и плечевого пояса, способствующие расширению грудной клетки;
затем даю 3-5 упражнений, укрепляющих мышцы живота, спины, ног.
Упражнения для крупных групп мышц сочетаю с движениями для мышц шеи, кистей и пальцев рук, стопы. После бега и ходьбы выполняются 1-2 упражнения или игры-задания, которые помогают успокоить детский организм. Исходное положение различно: стоя, сидя, лежа. Исходное положение лежа и сидя выгодны тем, что снимает давление веса на тело ребенка, на позвоночник и стопу, а значит увеличивает напряжение отдельных мышц.
В качестве музыкального сопровождения, музыкальный руководитель исполняет народные напевы и мелодии детских песен. В качестве ритмического сопровождения можно использовать, отмечая ритм и темп, игру на бубне, маракасе, или музыкальном молоточке.
Игровая гимнастика включает 3 - 6 имитационных упражнений. Образные движения объединяются одной темой. Этот вид утренней гимнастики применяю для младших дошкольников.
Гимнастика с использованием различных предметов проводится как обычная традиционная утренняя зарядка, только дети выполняют упражнения с гимнастическими палками, обручами, флажками, султанчиками и т.д.
Ритмическая гимнастика выполняется под ритмичную бодрую музыку, в умеренном и быстром темпе. Музыкальное сопровождение в очень быстром темпе использовать не рекомендуется, поскольку дети, как правило, не успевают, четко выполнять движения. Ритмическая гимнастика способствует повышению двигательной активности, развивает чувство ритма, повышает интерес к занятиям физической культурой, активному образу жизни. В нашем детском саду используется такие направления ритмической гимнастики, как ритмопластика, танцевальная гимнастика, базовая аэробика. Танцевально – гимнастические композиции представляют собой гимнастические и пластические упражнения, объединенные одним музыкальным произведением.
Песенно-речевая зарядка состоит из 5-6 гимнастических упражнений, выполняемых под текст или песню.
Утренняя гимнастика тематического характера отличается интересным содержанием, игрой, музыкальным сопровождением, радостной атмосферой, положительными детскими эмоциями и красивой речью взрослого. Цель тематических комплексов – заинтересовать ребенка так, чтобы, получая новую информацию или вспоминая старую для себя, он выполнял все это в движениях. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить, понимать, осознавать его и действовать в нем.
В комплексы утренней гимнастики включаю игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, или игры на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. В заключительную часть утренней гимнастики включаю скороговорки и чистоговорки для заучивания, формирующие четкое произношение, развивающие память детей, игровой массаж, упражнения для профилактики плоскостопия («нарисуй ногой», «ходьба по обручу», «переложи шишки ногой», «подними веревочку ногой»).
Нетрадиционные виды утренней гимнастики.
Считаю, что утренняя гимнастика должна нести оздоровительную направленность. С этой целью, широко внедряю в практику работы здоровьесберегающие инновационные технологии.
Для осуществления внедрения нетрадиционных оздоровительных средств в утреннюю гимнастику и мною была проведена следующая работа:
подобрала, адаптировала комплексы упражнений, направленных укрепление здоровья;
разработала, адаптировала комплексы ритмической гимнастики; внедрила в практику игры-упражнения на формирование осанки, профилактике плоскостопия;
систематизировала цикл гимнастических упражнений с речевым сопровождением;
изготовила картотеки: подвижных игр, пальчиковой и восточной гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений детской йоги.
Инновационными технологиями являются «Сянгун для малышей» (автор О.Демичева), «Восточная гимнастика», «Детская Йога» (А. Федотов), игровой стретчинг.
Сянгун - направление древнейшей китайской оздоровительной системы цигун. Способствует физической и психологической релаксации (расслаблению). Упражнения повышают работоспособность, укрепляют память. Во время выполнения упражнения предлагаю детям вызывать в своем воображении картинки (мыслеобразы), объясняя им, что они должны быть яркими. Такая работа развивает фантазию и образное мышление. Упражнения Cянгун лечат не только «болезнь которая есть», но и «болезнь которой нет». Они направлены на выздоровление внутренних органов, обеспечение хорошего кровообращения, эффектно лечение детей с нарушением речи и слуха. Практика показала, что занятия по этой системе помогают детям учиться беречь и укреплять здоровье с детских лет.
Восточная гимнастика.
Восточная гимнастика выполняется сидя на полу, по-турецки или сидя на стуле, в свободной физкультурной форме, босиком. Комплекс гимнастики состоит из 15 постепенно усложняющихся упражнений, в которых, невысокая физическая нагрузка чередуется с расслаблением отдельных частей руки. Сложность состоит в координации и согласовании движений разных частей тела. Качество выполнения упражнений оценивается по соблюдению правильной осанки, широте амплитуды движения, по активности и точности выполнения упражнений в заданном темпе. Утреннюю зарядку в стиле восточной гимнастики хорошо проводить под фонограмму.
Йога - это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Результат занятий йогой - пластичные движения ребенка. Йога учит глубоко дышать, что способствует расширению и укреплению грудной клетки, улучшает работу внутренних органов. Упражнения хатха-йоги формирует умение расслабляться. Асаны хатха-йоги - это удобные позы, определенные положения тела. К тому же выполнение таких физических упражнений не требует использования гимнастических снарядов или специальных приспособлений. При разучивании асан с детьми дошкольного возраста следует придерживаться определенных правил:
Заниматься йогой рекомендуется через час после приема пищи.
Принимать позы, только разогрев мышцы.
Необходим четкий показ упражнений.
Рекомендуется включать асаны в утреннюю гимнастику, зарядку после дневного сна, в физкультурные занятия и физминутки.
Обязателен отдых после фиксаций каждой асаны и полное расслабление после комплекса упражнений хатха-йоги.
Нужно соблюдать принцип постепенности: от простого - к сложному.
Заниматься надо в облегченной форме (маечка, шортики, без обуви), на полу на коврике.
Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной спокойной музыкой для релаксации и медитации.
Противопоказания: нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела и кровяном давлении, при ОРЗ, в случае возникновения острых болезненных ощущениях во время выполнения упражнений (незначительная боль при выполнении упражнений на растягивание в начальном периоде естественна). Дети с хроническими заболеваниями допускаются к занятиям с разрешения врача. Каждый ребенок должен выполнять все действия на пределе своих возможностей. Дети ни в коем случае не должны переутомляться!
Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Самый короткий отдых после принятия той или иной позы равняется двум спокойным вдохам и выдохам. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных. Ею обязательно надо заканчивать весь комплекс статических упражнений.
Кроме того, поза расслабления может служить и самостоятельным упражнением для восстановления и укрепления, как физической формы, так и психического состояния.
Основными целями организации деятельности с детьми по методике Хатха-йоги являются:
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
формировать правильную осанку и равномерное дыхание;
укреплять мышцы тела;- сохранять и развивать гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов;
учить детей чувствовать свое тело во время выполнения упражнений Хатха-йоги;
развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной деятельности;
вырабатывать равновесие, координацию движений.
Увлекательное путешествие в мир детской йоги можно начать с освоения поз животных. Начинаю с них, ведь их освоение проще превратить в игру, а дети любят играть.
Дыхательная гимнастика йоги развивает дыхательную систему ребенка, позволяет изменить его настроение, успокоить в нужное время.
Детские медитации окажут успокоительное воздействие на ребенка, способствуют развитию у ребенка развитию воображения, склонности к созерцательности.
Игровой стретчинг
На утренней гимнастике я показываю, как превратить занятия физическими упражнениями в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Упражнения по игровому стретчингу так же включены в утреннюю гимнастику, в заключительную часть.
Упражнения по игровому стретчингу помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность. Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее. Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания.
После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.
Таким образом, в данном педагогическом опыте разрабатывалась идея, что утренняя гимнастика с применением нетрадиционных средств, методов приемов и оздоровительных технологий, несет в себе общеукрепляющее и оздоравливающее воздействие и является необходимым условием укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
Практическая значимость.
Предоставленный материал может быть использован на практике в различных формах организации педагогического процесса, при планировании физического воспитания дошкольников, оздоровительной работы в ДОУ, составлении образовательных программ для семейных детских садов. Предусмотрены варианты включения материала в другие виды деятельности: различные виды непосредственно образовательной деятельности, оздоровительные досуги и спортивные праздники, утреннюю и бодрящую гимнастику, физкультминутки и динамические паузы, гимнастику после сна. Практический материал может быть применен также в организации свободной двигательной деятельности детей.
Библиографический список:
Бабенкова Е. Л., Федоровская О. М., Игры, которые лечат.- Москва 2008.- 74с
Бабина К. С. Комплексы утренней гимнастики в детском саду.-Москва «Просвещение», 1978
Голицина Н.С., Бухарова Е.Е. Физкультурный калейдоскоп для дошкольников. – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.
Ефименко Н.И., Театр физического развития и оздоровления детей младшего возраста. – М., 1999. - 286с Кудрявцева В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 2000.-205с.
Ермакова З. И.На зарядку, малыши! – Минск, 1970
Железняк Н. Ч., Желобкович Е. Ф. 100 комплексов ОРУ для старших дошкольников с использованием стандартного и нестандартоо оборудования – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009
Лазарев М. Л, программа "Здравствуй"
Ковалько В. И., Азбука физкультминуток для дошкольников, Москва «ВАКО»,-2008
Моргунова О. Н. Физкультурно-оздоровтиельная работа в ДОУ, Воронеж, 2007
Никанорова Т. Г., Серпиенко Е. М., Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, Воронеж, 2007. – 323с.
Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3 – 7 лет). – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 128 с.
Подольская Е. И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у дошкольников, – М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2009
Федотов А. А. Простая йога. – ИД ВЛАДИС РИПОЛ классик 2009, - 638с
Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3 – 5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Чистякова М.И. Психогимнастика.- Москва,1995. –78с
13PAGE 15
13PAGE 141215