Анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь за 1 полугодие 2014-2015 уч.год


Анализ работы школьного методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь за 1 полугодие 2014-2015 уч.год
ШМО учителей русского языка и литературы работает по проблемам «Обеспечение качественного образовательного процесса в области «Русский язык в ЕГЭ» и отдельно 5-8 – «Развитие речи на уроках русского языка и литературы», в 9-11 кл – «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».
Цель: достижение высокого качества учебно – воспитательного процесса на основе изучения личности учащихся, формирование положительной мотивации учеников в области русского языка и литературы.
В течение полугодия методическим объединением решались следующие задачи:
- поиск эффективных путей и методической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
- совершенствование эффективности форм и методов по организации работы с одарёнными детьми, а также со слабоуспевающими детьми;
- усиление работы по освоению образовательных технологий, направленных на повышение качественного образования школьников;
- обеспечение эффективности и оперативного ознакомления с научно- методической информацией по предмету.
Анализируя образовательную деятельность, можно отметить, что все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, рассчитанные на 2 и 5 часов. Особое внимание уделялось на пояснительную записку.
Анализ кадрового состава учителей русского языка и литературы.
В состав методического объединения учителей русского языка и литературы входят 11 учителей, из них: 2 учителя высшей категории: Сотнам С.К., Хомушку М.Р.; 8 учителей 1 категории: Тюлюш Н.К., Монгуш А.Н., Кара-оол Т.Е., Дандар А.Д., Дагба-Лама С.С., Сакак Л.Д., Хомушку С.Ш., Данзырын А.В., и 1 учитель 2-й категории: Комбу Д.Д. В этом учебном году аттестацию проходят 2 учителя – Кара-оол Т.Е. (подтверждение первой категории) и Комбу Д.Д. (первая категория).
Педагогический стаж работы от 5 до 15 имеют 7 учителей,3 до 25, 3 – свыше 30 лет. Проведено 2 заседаний учителями МО.
Конкурсы. Олимпиады.
Согласно плану МО учителей русского языка и литературы с 13 по 17 октября 2014 года на базе МБОУ СОШ им. Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь был проведен школьный этап всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.
Цели проведения олимпиады:
-- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к учебе;
-- создание необходимых условий для поддержки одарённых детей;
Всего в олимпиаде по русскому языку участвовало: 5-6 кл-39 учащихся, мальчиков -12., 7-8 классов: 21 учащихся, из них мальчиков – 9; 9-11 классов: 40 учащихся, из них – 5 мальчиков.
5абв – 27 учащихся, из них мальчиков – 6;
Материалы для олимпиады были составлены учителями русского языка и литературы Кара-оол Т.Е., Комбу Д.Д. Всего участвовало 27 учащихся, из них – 6 мальчиков. Задание олимпиады состояло из тестовых заданий, с выбором правильного ответа из предложенных 4-х вариантов. Все задания из ранее изученного материала. Затруднения вызвали: выбрать правильное утверждение, правописание удвоенных согласных. Максимальный балл – 100.
Победителями стали следующие учащиеся:
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место балл
1. Шойзан-оол Айыза5а, Кара-оол Татьяна Евгеньевна. 1 м 98
2. Чаштыг Айчек5в Сотнам Светлана Кыспай-ооловна2 м 97
3. Чаш-оол Аистлана5а Кара-оол Татьяна Евгеньевна 2 м 96
4. Шойзат Альбина 5б Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна3 м 86
5. Канзан Алла 5б Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна3 м 80
6. Базырчап Айли5а Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3 м 78
7. Комбу Хулер5в Сотнам Светлана Кыспай-ооловна3 м 77
8. Кызыл-оол Чайзат5в Комбу Долаана Деспижековна3 м 77
9. Сотпа Менги5б Монгуш Айлана Николаевна 3 м 76
6абв – 12 учащихся, из них мальчиков – 6;
Задания олимпиады в виде тестирования, всего 16 вопросов из разных разделов русского языка. На первом задании, где должны были выбрать правильный ответ ответили 10 учащихся - 96%. На вопрос 2-го задания правильно ответили 9 учащихся – 92%, на 3 и 7 задания, где должны были указать неверные утверждения, правильно ответили 7 учащихся - 60%. 4 задание – найти глаголы 3 лица единственного числа , правильно ответили 6 учащихся - 50%. Материалы подготовила и провела Хомушку Светлана Шойдак-ооловна.
В основном учащиеся испытали затруднение при выполнении 6-го задания – найти побудительные предложения, задание 9 – найти предложения с обращением, задание 12 – образование формы р.п множественного числа от слова батарея, задание 13 – какими бывают простые предложения по интонации, задание 15 – что такое тема, задание 16 – что такое этикет. Максимальный балл – 16.
Победителями стали следующие учащиеся:
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Олзей-оол Шораана6б Дагба –Лама Солангы Сергеевна 1 м 12,5
2. Натпит Тайслан6в Хомушку Мария Романовна 2 м 10,5
3. Монгуш Чылгычы6а Хомушку Светлана Шойдак-ооловна3 м 10
4. Канзан Долаана6в Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3 м 9
7абв- 9 учащихся, из них мальчиков – 4;
Олимпиада состояла из 10- ти заданий. Задания выполнены с соблюдением учета прохождения и изучения тем по программе учебника и календарно- тематического планирования по русскому языку. Учащиеся справились с заданиями № 1,2,3, 5. Затруднения вызвали задания № 4, 6, 8, 10. ( Например: 1) Указать учёного – лингвиста,2) Перевести текст со старославянского на современный русский язык).. Материалы подготовила и провела Дагба-Лама Солангы Сергеевна. Максимальный балл – 30.
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Саппык Арсен7а Дандар Алдынай Дадар-ооловна1 м 30
2. Норбу Дорма7в Дагба-Лама Солангы Сергеевна 2 м 25
3. Хомушку Аврора 7б Комбу Долаана Деспижековна3 м 23
8вбв – 12 учащихся, из них мальчиков – 5 мальчиков;
В олимпиаде приняли участие учащиеся 8 бв классов. Не приняли участие учащиеся 8а класса. Всего заданий было 20.Задание олимпиады включало все разделы языка, в виде заданий ЕГЭ. Со всеми заданиями справился Чаштыг Омак, ученик 8в класса. Ответственный учитель: Дандар Алдынай Дадар-ооловна. Максимальный балл – 19.
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Чаштыг Омак8в Сотнам Светлана Кыспай-ооловна1 м 19
2. Натпит Тай-Хаан8б Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна2 м 14
3. Хаваа Начын8в Сотнам Светлана Кыспай-ооловна3 м 14
4. Балган Ай-Эжи8в Сотнам Светлана Кыспай-ооловна3 м 10
9абв – 13 учащихся (по русскому языку).
Задание олимпиады – комплексный анализ текста (всего 19 заданий). Никто из учащихся правильно и правильно не выполнил задания. Задания были из школьной программы, включены все разделы, начиная с фонетики. Учащиеся умеют определять стиль и тип текста, находят синоним, выразительные средства языка.
Затруднения вызывают: определение слова с чередованием гласного в корне, так же пунктуация, т.е постановка тире, двоеточия в простом предложении. Неправильно определяют предложения со вставными конструкциями, приём цитирования. Олимпиаду подготовили и провели Сотнам Светлана Кыспай-ооловна, Данзырын Айслу Васильевна, Сакак Лориса Даржат-ооловна. Максимальный балл – 19.
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Аный-оол Лилиана9а Сотнам Светлана Кыспай-ооловна. 1 м 13,5
2. Седипбей Милана 9а Сотнам Светлана Кыспай-ооловна2 м 11,5
3. Даваа Айслана9в Монгуш Айлана Николаевна 2 м 11
4. Кара-оол Аюсана9а Сотнам Светлана Кыспай-ооловна3 м 9,5
5. Балган Тайгана9б Данзырын Айслу Васильевна 4 м 8,5
6. Шыырап Шончалай9в Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна4м 8
10абвг – 15 учащихся – по русскому языку и литературе.
Олимпиада по русскому языку проверяла владение орфоэпическими и орфографическими нормами, осведомлённость о происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития, лексического значения слов. А также знание речевых норм русского языка, морфологической системы русского языка, коммуникативные умения и навыки. Всего приняли участие 15 учащихся. Олимпиаду подготовили и провели Монгуш Айлана Николаевна, Тюлюш Наталья Каадыр-ооловна. Максимальный балл – 20.
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Сырбыкай Чимис10б Хомушку Мария Романовна 1 м 14
2. Кыргыс Айлана10а Дандар Алдынай Дадар-ооловна2 м 12
3. Кыргыс Марина 10а Дандар Алдынай Дадар-ооловна3 м 11
4. Токаш-оол Орлана 10в Данзырын Айслу Васильевна 3 м 10
5. Дагба-Лама Алёна 10а Комбу Долаана Деспижековна3 м 10
11аб приняли участие 12 учащихся, из них мальчиков - 5
Задание олимпиады – комплексный анализ текста (всего 19 заданий). Никто из учащихся правильно и правильно не выполнил задания. Задания были из школьной программы, включены все разделы, начиная с фонетики. Учащиеся умеют определять стиль и тип текста, находят синоним, выразительные средства языка. Ответственными были: Хомушку Мария Романовна, Кара-оол Татьяна Евгеньевна. Максимальный балл - 19
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место балл
1. Чанчып Айдана11а Хомушку Мария Романовна 1 м 19
2. Дажы-Нава Айлан11а Хомушку Светлана Шойдак-ооловна2 м 17
3. Очур Сыдым11б Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3 м 16,5
4. Хоюгбан Идегел11б Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3 м 16
Анализ результатов олимпиады по русскому языку показал, что большинство учащихся справились с предложенными заданиями. Ученики умеют применять полученные теоретические знания на практике, учащиеся умеют определять стиль и тип текста, находят синоним, выразительные средства языка. Трудности вызвали задания: определение слова с чередованием гласного в корне, так же пунктуация, т.е постановка тире, двоеточия в простом предложении, указать учёного – лингвиста, перевод текста со старославянского на современный русский язык).
Рекомендации: учителям - предметникам активизировать работу по подготовке учащихся к муниципальному этапу олимпиады по русскому языку, проводить целенаправленную работу по комплексному анализу текста, обратить внимание на трудности, возникшие при выполнении олимпиадных заданий.
Олимпиада по русской литературе проводилась среди 9-11 классов. Всего приняло участие 25 учащихся.
Всего в олимпиаде по русской литературе приняли 9 учениц из 9абв. Материалы олимпиады по русской литературе среди 9-х классов включали задания на знание текстов художественных произведений, на знание теории литературы, истории литературы, а также комплексный анализ текста М.А.Шолохова «Жеребёнок». Учащиеся затрудняются в заданиях по теории литературы и по комплексному анализу текста. Олимпиаду подготовили и провели Сотнам Светлана Кыспай-ооловна, Данзырын Айслу Васильевна, Сакак Лориса Даржат-оловна. Максимальный балл - 35
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Аный-оол Лилиана9а Сотнам Светлана Кыспай-ооловна1 м 33
2. Седипбей Мила 9а Сотнам Светлана Кыспай-ооловна2 м 29,5
3. Калзан Роксана 9б Данзырын Айслу Васильевна 3 м 26
В олимпиаде по русской литературе среди 10 абвг классов приняли участие 5 учениц. Учащиеся должны были сделать комплексный анализ текста Н.В.Ушинского «Работница». С работой справилась только ученица 10 б класса Сырбыкай Чимис. Остальные не смогли преодолеть задания. Максимальный балл - 40
№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место балл
1. Сырбыкай Чимис10б Хомушку Мария Романовна 2 м 33

В олимпиаде по русской литературе среди 11 аб классов приняли участие 11 учащихся.
Выполнение олимпиадных заданий в %-ном соотношении:
Количество участников Комплексный анализ художественного текста По данному отрывку назвать автора и произведение Назвать автора стихотворения, ставшего романсами Соответствие литературных произведений и режиссеров Интерпретация поэтического текста
% выполнения % не выполнения 11
27,2 72,8 36,3 63,7 50 50 55 45 27,2 72,8
Уделить внимание на авторскую позицию, высказать свои мысли, на композиционную стройность, стиль и язык участника олимпиады, логичность, ясность изложения при комплексном анализе художественного текста.
А при интерпретации поэтического текста - на глубину и самостоятельность понимания произведения, на владение основами анализа текста, восприятия образа лирического героя, умение истолковать его, характеризовать, выразить свои мысли и чувств, уделять внимание на композиционную стройность, язык и стиль работы.
Учащиеся мало читают, поэтому не могут назвать автора и его произведение по данному началу. Максимальный балл - 35

№ Ф.И.О участника Класс Ф.И.О учителя Место Балл
1. Чанчып Айдана11а Хомушку Мария Романовна 1 м 30
2. Лопсан Айыран11а Хомушку Мария Романовна 1 м 29
3. Ханмаа Чимис11а Хомушку Мария Романовна 2 м 26,5
4. Дажы-Нава Айлан11а Хомушку Мария Романовна 2 м 26
5. Байыр Чаймаа11б Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3 м 24,5
6. Дугар-Сюрюн Аю-Бадма11б Кара-оол Татьяна Евгеньевна 3м 24
Анализ результатов олимпиады по литературе показал, что учащиеся испытывают затруднения по выявлении авторской позиции , высказывании своих мыслей, стиль и язык участника олимпиады, логичность, ясность изложения при комплексном анализе художественного текста.
Рекомендации: Обратить внимание на уроках литературы на интерпретацию поэтического текста - на глубину и самостоятельность понимания произведения, на владение основами анализа текста, восприятия образа лирического героя, умение истолковать его, характеризовать, выразить свои мысли и чувств, уделять внимание на композиционную стройность, язык и стиль работы.
Месячник, посвящённый юбилею М.Ю.Лермонтова.
В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М.Ю. Лермонтов, чьё 200- летие, мы отмечаем в этом году. О чём бы ни писал поэт - о далёком прошлом или современности, природе или любви - его идеи и образы всегда насыщены чувством патриотизма и вольнолюбия Месячник проведенный в МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь, был посвящен М.Ю. Лермонтову, чьё творчество - одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.
Цель, поставленная учителями русского языка и литературы, перед проведением месячника, очень актуальна: привлечь учащихся к чтению на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова, привить любовь к русской классической литературе через внеклассную и урочную работу.
Что такое для нас Лермонтов? Пожалуй, сразу и не объяснишь то ощущение гордости и одновременной грусти, которая охватывает нас, едва бросаешь взгляд на это выразительное лицо молодого, рано ушедшего от нас поэта.
В течение месячника прошло несколько мероприятий: конкурс рисунков "Моё любимое стихотворение М.Ю. Лермонтова", а также конкурс среди 9-х классов «Портрет М.Ю.Лермонтова» . В этом конкурсе победителями стали: 1 м – Данзырын Салгал 11а и Комбуй Вика 11а, 2 м – Тюлюш Алдын-сай 11б, 3 м – Байыр Чаймаа 11б, Кассыг Чаяна 10в, Денгээзин Сай-Суу 11б. Среди 5-8 классов: 1 м- Шомбул Сорунза 6б, Дагба Аржаана 5а, Шомбул Бады-Олзей 8в; 1 м – Балган Ай-кыс 7в, 3 м – Балчый Сайдаш 7б.
Конкурс стихотворений среди 5-8 классов оценивался по классам. Победителями среди 5-х классов стали:
1м –Чаштыг Айчек 5в
2м – Дагба Аржаана 5а
Балган Оргаадай 5б
3м – Суван Саира 5б
Чаш-оол Буяна 5в
Комбу Хулер 5в.
Победителей подготовили Комбу Д.Д., Кара-оол Т.Е., Тюлюш Н.К.
Победителями среди 6-х классов стали:
1м –Чаш-оол Яна 6а
Кенден Айда-Сай 6б
2 м – Мирзин Саглай 6в
Хорлуу Аялга 6в.
Победителей подготовили: Дагба-Лама С.С., Хомушку М.Р.
Среди 7-х классов победили: 1 м- Норбу Ай-Луна 7б
2 м – Шаравии Анна 7а
Дастан Аэлита 7а
3 м -Дагба Сумия 7б
Хомушку Аврора 7б
Среди 8-х классов: 1м – Чаштыг Омак 8в
2м – Хаваа Начын 8в, Балган Ай-Эжи 8в, Норбу Алсу 8в
3 м - Лопсан Яна.
Это учащиеся Сотнам С.К., Данзырын А.В.
Среди 9-х классов учителями Монгуш А.Н и Данзырын А.В. был проведен конкурс « Лермонтовские чтения», где учащиеся выразительно читали отрывки из произведенияМ.Ю.Лермонтова. 1 м.-9а(учитель: Сотнам С.К.), 2 м-9в (учитель:Тюлюш Н.К.),9б (учитель: Данзырын А.В.), 3 м 9а ( учитель: Хомушку С.Ш.)
В конце месячника был проведен вечер «Люблю отчизну я», подготовленный аттестуемыми учителями Комбу Д.Д., Кара-оол Т.Е., Дагба-Лама С.С., учащиеся 10-11 классов показывали инсценировки из произведений М.Ю.Лермонтова. Вечер провели учащиеся 11 б класса Байыр Чаймаа и Хоюгбан Идегел. Вечер состоял из двух частей: 1 часть – чтение стихотворений. Победители конкурса чтецов прочитали стихотворения М.Ю.Лермонотова. Это Балган Ай-Эжи (8в), Норбу Алсу (8в), Калзан Роксана (9б). Учителя-предметники Сотнам С.К.,и Данзырын А.В.
2 часть - показ инсценировок из произведений М.Ю.Лермонтова. При оценке членами жюри учитывались артистизм, передача содержания текста, культура речи, сценичная культура, количество участников.
1 место заняли 2 класса: 11а – «А он встает над волнами забвения» и 10 в – «Маскарад».
2 место:10 б - «Демон» и 11 «б» - «Дуэль».
3место10 а - «Беглец»
Месячник, посвященный русскому поэту, понравился и запомнился учащимся. Хочется отметить учителей – предметников и классных руководителей 10-11 классов.
Хочется отметить, что наши учителя приняли активное участие в республиканском конкурсе «Неделя русской и тувинской культур» и награждены дипломом в номинации «Единение культур» «Изготовление куклы «о »». Нашучитали отр школу представляли: Хомушку М.Р., Дагба-Лама С.С., Дандар А.Д., Кара-оол Т.Е., Комбу Д.Д., Хомушку С.Ш.

Качество знаний учащихся.
Качество знаний: 1 четверть: КО – 52%, УО – 99%
2 четверть: КО – 53 %, УО – 97%.
Качество знаний повысилось на 1 %по сравнению с 1 четвертью, а уровень обученности понизился на 2%.
22 октября 2014 года проводился мониторинг по русскому языку в 5-11классах.
Цель проведения диагностической работы – получение достоверной информации о состоянии качества знаний учащихся по русскому языку на начало учебного года.
Содержание работы по мониторингу основывалось на следующих нормативных документах:1)Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку.
2) Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по русскому языку.
При разработке контрольно-измерительных материалов также учитывались утверждённые Министерством образования РФ программы к действующим комплектам учебников по русскому языку, входящим в Федеральный перечень.
Работы представляли собой разные формы тестовых заданий: с выбором правильного ответа, на установление соответствия и правильной последовательности, с кратким ответом и одно задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение по заданной теме).
Контрольная работа была представлена 2-мя вариантами, которые равноценны по сложности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.
Каждый вариант диагностической работы по русскому языку содержит от 10 до 12 заданий.
Октябрь 2014 г.
этап Наименование ОУ Класс Литер Тип Предмет Всего Выполнили на "5" на "4" на "3" на "2" Средний балл УО КЗ
Всего 10-11кл.         101 91 5 53 33 0 3,69 100,0% 63,7%
Всего 5-9 кл.         143 287 15 116 153 0 3,51 100,0% 45,6%
Всего по школе школе         438 418 24 190 201 0 3,64 100,0% 57,3%

Рекомендации: 1.Учителям – предметникам при повторении материала уделить большое внимание темам, усвоенным на недостаточном уровне, отработать наиболее сложные темы.
2.Уделять больше внимания работе с текстом.
3.Систематически проводить анализ результатов ЕММКО, учитывать данные анализов при планировании и проведении уроков русского языка.
4. Совершенствовать культуру высказывания.
О прохождении курсов повышения квалификаций учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь.
Важным в работе МО словесников является рост профессионального мастерства учителя. Все учителя регулярно посещают курсы повышения квалификации на базе ТГИП и ПКК. На курсах повышения побывали:
Ф.И.О учителя. Название курса
1. Комбу Д.Д. 1) «Система подготовки учащихся к написанию итогового сочинения (формат ЕГЭ) по русскому языку». 12 ч. Сертификат № 424 от 29.09.2014 г
2)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
2. Тюлюш Н.К. Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
3.Дагба-Лама С.С. 1)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
2)Стажировка в г.Томск с 27октября по 1 ноября2014 года. «Механизмы развития навыков чтения в условиях ФГОС ООО»
4.Хомушку М.Р. 1) «Система подготовки учащихся к написанию итогового сочинения (формат ЕГЭ) по русскому языку». 12 ч. Сертификат № 424 от 29.09.2014 г
2)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
Дандар А.Д. 1) «Система подготовки учащихся к написанию итогового сочинения (формат ЕГЭ) по русскому языку». 12 ч. Сертификат № 424 от 29.09.2014 г
2)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
Кара-оол .Е. 1) «Система подготовки учащихся к написанию итогового сочинения (формат ЕГЭ) по русскому языку». 12 ч. Сертификат № 424 от 29.09.2014 г
2)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
3)Реализация требований ФГОС ОО»72 часа, с 20 по 25октября 2014 года.
Хомушку С.Ш. 1) «Система подготовки учащихся к написанию итогового сочинения (формат ЕГЭ) по русскому языку». 12 ч. Сертификат № 424 от 29.09.2014 г
2)Сертификат об участии в Республиканском фестивале «Неделя тувинской и русской культур в ОУ Республики Тыва» мастер-класс «Масленица» 24 ч
Сотнам С.К.
Выполнение учебных программ за I полугодие 2014-2015 уч.года Проверка рабочих программ и наличия универсальных учебных действий.
Проверка рабочей программы и записей прохождения программы в классных журналах по всем предметам показала, что учебный план за I полугодие 2014-2015 учебного года в основном выполнен, небольшие отставания (2-3 часов) по причине активированных дней.
20 ноября 2014 года проводилось пробное итоговое сочинение в 11 –аб классах в МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна.
Цель: проверить речевые компетенции обучающихся, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи: а) выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личную зрелость, б) совершенствовать учение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Зачётная система оценивания используется в целях решения вопроса о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации по программам среднего образования. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются в системе «зачёт» или «незачёт» по следующим критериям:
1.Сответствие теме.
2.Аргументация. Привлечение литературного материала.
3.Композиция и логика рассуждения.
4.Качество письменной речи.
5.Грамотность.
Для получения оценки «зачёт» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (критериям№1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия : выдержать объём сочинения не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит, аргументировано раскрыть.
Критерий №2 – один из важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачёта по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.
Темы сочинений:
1) под номером 003 «Спорить с судьбой или принимать её?» (по одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова).
2) под номером 012 «Помогает ли литература человеку познать самого себя»
3)под номером 026 «Чем страшен эгоизм?»
Всего по школе - 44 учащихся. Из них писали сочинение – 43 учащихся. Одна ученица 11б класса МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с. Чаа-Холь Кыргыс Тарема по болезни отсутствовала, что составляет 98%. Обучаются по учебнику «Русская литература в 2-х частях», С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров, 11-изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»,2010. На изучение литературы отводится 3 часа. В 11-х классах работают 4 учителя.
Из 43 учащихся 11 аб классов 8 учащихся получили «незачёт» по одному или двум критериям: 11 «А»: Лопсан Сайын и Норбу Аян, Суван Сайдаш – получили «незачёт» по 1-му критерию «Грамотность» - ошибки в построении предложении, неправильное употребление падежной формы существительных с предлогом. Комбуй Вика получила «незачёт» по критерию «Композиция» - рассуждая на данную тему, не высказывает своего мнения, много книжной терминологии.
Из 11 «б» класса по критерию «Грамотность» получили «незачёт» – Сундуй Сайдаш и Дугар –Сюрюн Аю-Бадма - следует работать над орфографическими, пунктуационными речевыми ошибками. Ошпар Аян-кыс и Доржу Уран-Херел - получили «незачет» по двум критериям: «Качество речи» и «Грамотность» - затрудняются в выражении своей мысли, допущены орфографические, пунктуационные ошибки.
Все учащиеся продемонстрировали хорошую речевую культуру, начитанность, умение размышлять над прочитанными произведениями, имеют читательский опыт и способны неформально рассуждать в рамках заданной темы.
Вывод: Работы отличаются умением высказывать свое мнение, глубоким рассуждением, учащиеся сумели раскрыть тему, аргументировать, применяя литературные материалы, композиция и логика рассуждения соответствует требованиям.
Рекомендации: Систематически проводить работу над развитием речи, умению выражать свои мысли, приводить аргументы из художественной литературы.
А 3 декабря 2014 года проводилось итоговое сочинение в 11 –аб классах в МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Чаа-Хольского кожууна.
Цель: проверить речевые компетенции обучающихся, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Задачи: а) выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личную зрелость, б) совершенствовать умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.
Зачётная система оценивания используется в целях решения вопроса о допуске выпускника к государственной итоговой аттестации по программам среднего образования. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются в системе «зачёт» или «незачёт» по следующим критериям:
1.Сответствие теме.
2.Аргументация. Привлечение литературного материала.
3.Композиция и логика рассуждения.
4.Качество письменной речи.
5.Грамотность.
Для получения оценки «зачёт» необходимо иметь положительный результат по трём критериям (критериям№1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия : выдержать объём сочинения не менее 250 слов) и написать работу самостоятельно.
Критерий №1 является важнейшим: выпускник должен откликнуться на предложенную задачу, избежать её подмены, выбрать свой путь рассуждения, сформулировав тезисы, которые предстоит, аргументировано раскрыть.
Критерий №2 – один из важнейших параметров оценивания сочинений. Без зачёта по этому критерию невозможно получить положительную оценку сочинения.
Темы сочинений:
1) под номером 108 «Почему герои М.Ю.Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви?».(по одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова) – выбрали 3 учащихся.
2) под номером 210 «Война: преступление и подвиг» - 22 учащихся.
3)под номером 311 «Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?» - выбрали 6 учащихся.
4) под номером 409 «Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?» - выбрали 11 учащихся.
5)под номером 510 «Как вы понимаете, что такое «нравственный закон» »? - писали 3 учащихся.
Всего по школе - 44 учащихся. Из них писали сочинение – 44 учащихся. Обучаются по учебнику «Русская литература в 2-х частях», С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров, 11-изд.-СПб.:филиал изд-ва «Просвещение»,2010. На изучение литературы отводится 3 часа. В 11-х классах работают 2 учителя.
Как видно из таблицы, из 44 учащихся 11 аб классов 8 учащихся получили «незачёт» по одному или двум критериям: 11 «А»: Лопсан Сайын ,Сат Сайдаш, Чыпсын Айслу – получили «незачёт» по критериям «Грамотность» и «качество речи» - ошибки в построении предложении, неправильное употребление падежной формы существительных с предлогом. Комбуй Вика , Тюлюш Ёнзана, , Норбу Аян получили «незачёт» по критерию «Качество речи» .
Из 11 «б» класса по критерию «Грамотность» получили «незачёт» –Хурен Саян, Шомбул Альбина, Арапчор Ян, Ондар Ай-Херел, Ховалыг Хемер-оол - следует работать над орфографическими, пунктуационными речевыми ошибками. Ошпар Аян-кыс и Доржу Уран-Херел, Очур Сыдым, Сундуй Сайдаш - получили «незачет» по двум критериям: «Качество речи» и «Грамотность» - затрудняются в выражении своей мысли, допущены орфографические, пунктуационные ошибки.
Все учащиеся продемонстрировали хорошую речевую культуру, начитанность, умение размышлять над прочитанными произведениями, имеют читательский опыт и способны неформально рассуждать в рамках заданной темы.
Вывод: Работы отличаются умением высказывать свое мнение, глубоким рассуждением, учащиеся сумели раскрыть тему, аргументировать, применяя литературные материалы, композиция и логика рассуждения соответствует требованиям.
Рекомендации: Систематически проводить работу над развитием речи, умению выражать свои мысли, приводить аргументы из художественной литературы.
27 ноября 2014 года провели ЕГЭ по русскому языку в МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь. (школьный этап).
Цель: проверка подготовки выпускников 11 классов к ЕГЭ.
Всего выпускникам предоставлено 4 варианта работ.
В МБОУ СОШ им.Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь тренировочный ЕГЭ по русскому языку сдавали 44 человек. Средний тестовый балл составляет 56%. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 36
№ ОУ ФИО учителя-предметника классы всего писали «5» «4» «3» «2» %
Кач.зн. %
Успев.
1 МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь Хомушку М.Р11А 11 11 1 4 6 45 100
2 Хомушку С.Ш11А 11 10 1 4 5 50 100
3 Кара-оол Т.Е 11Б 11 11 4 7 36,4 100
4 Дандар А.Д 11Б 11 11 3 8 27,3 100
итоги По школе 44 43 2 15 26 40 100
К экзамену по русскому языку готовили 4 педагога, имеющих высшую и 1 квалификационные категории, высшее образование, большой опыт работы. Каждый учитель своевременно проходит курсовую переподготовку, активно участвует в работе школьного методического объединения, посещает семинары-консультации по подготовке к ЕГЭ.
Преподавание ведется по традиционным программам: по учебнику Сабаткоева Р.Б.. На базовом уровне преподавание русского языка ведется по 2 часа в неделю. Кроме того, во всех школах действуют элективные курсы (по 1 часу в неделю).
Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку в 2014году:
Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе (количество заданий сократилось с 39 до 25).
Изменен формат заданий работы. 
Изменен максимальный балл за выполнение работы (уменьшен с 64 до 55).
В новой демоверсии убрали номера:
A - 6, 7, 9, 10, 11, 20, 24, 30
B - 1, 2, 3, 4, 5, 6
Лучше всего учащиеся справились с выполнением заданий: А17 («Знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями»), А11 («Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени»), А14- слитное, дефисное, раздельное написание слов -, А16 -знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения (определениями, обстоятельствами, приложениями -, А24- выразительные средства языка В целом средний процент выполнения заданий части А-74,3%. Это задания базового уровня, охватывающие все основные разделы курса русского языка. Они рассчитаны на среднего ученика и доступны абсолютному большинству учащихся. Более трудными являются задания № 1 - информационная обработка письменных текстов , т.к. они предложены на основе текста и предполагают наличие у школьников определенных умений многоаспектного анализа текста. Но и эти задания выполнены выпускниками достаточно хорошо: в среднем на 57% .
Результаты оценивания заданий С1 по критериям (в процентах)
В целом выявленный уровень выполнения заданий с развернутым ответом ежегодно повышается, но всё же является недостаточно высоким и требует дополнительных усилий со стороны преподавателей и обучающихся в формировании умений и навыков по созданию собственного речевого высказывания. Процент выполнения – 56,3%
Смогли верно сформулировать одну из проблем, поднимаемых автором анализируемого текста, 67,6% учащихся. Качественно прокомментировать эту проблему (на 2 балла) – только 44% . Позицию автора могут определять 45% выпускников . Аргументировать собственную позицию – 54%, используя при этом два аргумента – 25% (20%, 18%). Качественные аргументы из литературных произведений в МБОУ СОШ имени Ш.Ч.Сат с.Чаа-Холь. Лучший результат по этому критерию у учителя Хомушку М.Р.
В целом работы учащихся отличаются смысловой цельностью, логичностью, связностью. В них просматривается коммуникативный замысел. Однако доля работ, в которых учащиеся показали умение последовательно излагать материал, удачно связывать части работы, сохранять их соразмерность, невелика.
Рекомендации по повышению качества подготовки выпускников.
Использовать новые варианты тренировочных тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Учителям, которым предстоит готовить выпускников основной и полной школы к итоговой аттестации, в начале обучения в  9 и 11 классах необходимо получить достоверную информацию об уровне подготовки учащихся по изученным разделам (т.е. провести вводное тестирование) и организовать своевременную ликвидацию пробелов в знаниях.
В наиболее тщательной отработке при изучении нового материала, его закреплении и повторении нуждаются знания и умения базового уровня. Важно добиться, чтобы на контроле результатов их усвоения задания базового уровня могли выполнить все школьники.
Вести в системе исследовательскую работу с текстами, используя компетентностный подход к обучению.
Обеспечить выпускников информационным материалом (таблицы, алгоритмы, КИМы, справочная литература).
Использовать на уроке блочно-модульную подачу материала, обеспечивающую комплексное повторение.
Несмотря на то, что сложные задания выполняют в основном сильные ученики, эти задания должны использоваться в учебном процессе, коллективно обсуждаться, так как они развивают мышление школьников, способствуют формированию умения применять знания в нестандартных ситуациях.
Необходимо обратить внимание на психологические аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ: создавать на уроках условия для дальнейшего развития таких компонентов, как психологическая готовность выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, высокий уровень организации деятельности,  высокая и устойчивая мобильность, работоспособность, переключаемость, высокий уровень концентрации внимания.
Учителям-предметникам устранить допущенные учащимися ошибки на тренировочном экзамене до итоговой аттестации, работать с каждым учеником отдельно.
Все запланированные мероприятия на 1 полугодие выполнены.
Руководитель ШМО (Комбу Д.Д.)