Статья — «Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью».
ГБОУ ООШ № 132 г. Санкт-Петербург
СТАТЬЯ
«Особенности трудовой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью».
Учитель технологии
высшей категории
И.В.Бабиченко
Санкт-Петербург
2014
-1-
Программы по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности для получения профессии и построения профессиональной карьеры; - овладение трудовыми и специальными умениями, для рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач;- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; - получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. Формы организации трудового обучения. Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, производственная практика, общественно полезный производительный труд, а также ручной труд. Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-4 учебных часа. Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
Целенаправленность занятий. 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого
-2-
для каждого занятия. 3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий. 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала. 5. Рациональное использование учебного времени. 6. Индивидуальный подход в обучении.
В специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 132 СПб, где я работаю, находятся дети с нарушением поведения, страдающие хроническими психическими расстройствами. По своему состоянию многие из больных склонны к проявлению агрессии к окружающим, часто не могут контролировать свои действия, особенно в момент возбуждения. Состояние многих детей не является устойчивым. Возможны частые, внезапные переходы настроения от добродушия к злобности с агрессивностью по самому незначительному поводу и даже без него.
В трудовом обучении умственно отсталых школьников, как и в обучении общеобразовательным предметам, проявляется большой разброс уровней способностей учащихся. У одних учащихся больше нарушено восприятие, мышление, формирование знаний, но относительно сохранны моторика, работоспособность, волевые качества, сформировалось устойчивое положительное отношение к труду. У других наблюдаются иные сочетания нарушенных и относительно сохранных свойств трудовой деятельности. Таким образом , в оценке результатов трудового обучения необходимо исходить из разных уровней минимальных требований к результатам обучения. Проблема состоит в том, что у умственно отсталого школьника отсутствует резкий переход, граница между относительно сохранными и глубоко нарушенными профессионально важными качествами.
В школе нашего типа нет трудовых мастерских, как это имеется в массовых школах, поэтому уроки трудового обучения – это уроки ручного труда, которые проходят у нас с использованием разнообразных видов ручной деятельности, требующие особой подготовки по скорректированной программе массовой начальной и общеобразовательной школы по труду.
-3-
Основные задачи трудового обучения в рамках школы:
Коррекция нарушенных форм познавательной деятельности, интеллектуальной недостаточности.
Коррекция неправильных форм поведения, склонность к конфликтам.
Коррекция измененного психического состояния: низкий уровень познавательной активности, интересов, нарушение эмоций, общения.
Через уроки коррекционного ручного труда идет воспитание трудолюбия, настойчивости, усидчивости, умения работать в коллективе, формирование умений ориентироваться в задании, контролировать свою работу. Формирование наблюдательности, пространственной ориентировки, а также недостатков мелкой моторики рук. Ручной труд является важнейшим видом труда в специальной школе 8 вида. Ручной труд направлен на обучение детей работе с различными материалами, что оказывает коррекционное влияние на умственное развитие школьников. Так, например, специальное внимание на уроках ручного труда уделено у учащихся привычки обдумывать задание, не приступать сразу к его исполнению. В этом отношении трудно переоценить значение аппликационных работ, при выполнении которых необходимо предварительно определить место приклеивания отдельных частей аппликации, а так же соблюдать последовательность их приклеивания. В процессе таких занятий у учащихся вырабатываются навыки организованности, умения действовать по заранее составленному плану. На уроках труда в нашей школе создаются все условия для развития всех основных речевых функций - фиксирующей, сопровождающей, познавательной, планирующей и регулирующей.
На уроках труда в нашей школе я использую работу с самыми различными материалами:
-работа с тонкой цветной бумагой и картоном;
-различные аппликации с использованием бумаги, пуговиц, ткани, бисера, природного материала, ниток;
-панно из ткани, ниток и др. текстильного материала;
-простейшее вязание крючком;
-основы оригами;
-комбинированные работы, где одновременно используются разные виды ручного труда;
-вышивка на ткани;
-4-
-изонить, (ниткография);
-квиллинг.
Опыт работы за эти годы показал, что лучшие результаты, положительную динамику в работе дают три направления ручного труда: аппликация разного вида: простейшая плоская, объемная, обрывная, насыпная; изонить и квиллинг. Каждое направление имеет свою разработанную программу по каждому классу (5,6,7 кл.), ступенчатую программу изучения от простого к сложному.
При выполнении аппликаций анализируется размещение элементов аппликации на листе бумаги (сверху, внизу, посередине листа), фиксируя пространственные отношения в речевых высказываниях. На этих же занятиях закрепляются сенсорные представления учащихся о цвете, форме, величине и о соответствии собственных изделий детей заданным образцам. Например: даже выполняя аппликацию на тему «Деревья осенью», нужно стремиться к тому, чтобы они отразили собственные впечатления об увиденном дереве. У каждого ребенка будет изображено свое дерево. Выполнить его можно в разной технике: в технике обрывания, используя как цветную, так и фактурную бумагу. Важно показать детям способы передачи общего силуэта дерева. Кто-то из детей выполнит изображение, у кого-то клен, у кого-то – рябина. Все вместе изображения передадут впечатление осенних деревьев - ярких, красочных, разнообразных. Такие занятия подготавливают учащихся к выполнению коллективных аппликаций, когда все изображения размещаются на большом, специально подготовленном полотне.
Создание сюжетных аппликаций – это уже следующая ступень сложности, где учащиеся должны проявить все навыки, умения, полученные ранее, а также проявить свой творческий подход в работе.
Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Занятия изонитью способствуют развитию у учащихся:
-мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
-сенсорного восприятия;
-глазомера;
-логического мышления;
-воображения;
-волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца).
-5-
-художественных способностей и эстетического вкуса.
На занятиях учащиеся приобретают практические навыки (владение иглой, ножницами, фигурными трафаретами), закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.
На уроках труда по теме «Изонить» решается целый блок задач коррекционной направленности:
-Развитие математических представлений: геометрическая форма, количество и счет, Ориентировка на на плоскости.
-Блок задач по сенсорному развитию;
-Блок задач по умственному воспитанию. Развивает абстрактное мышление, плоскостное моделирование – умение составлять из окружностей и углов изображение предметов и композиций;
-Блок задач по нравственному воспитанию. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность;
- Блок задач по эстетическому воспитанию. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Прививать умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности;
-Речевой блок. Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь.
Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань икусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке это рукоделие называется «quilling» от слова «quill» или «птичье перо».
В 15 веке это считалось искусством. В 19 дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В общем, квиллинг это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги. Восточные мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.
Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Однако при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако, для детей этот инструмент подходит.
-6-
Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 37 мм.
Техника квиллинга. На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так можно подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.
Квиллинг лучше всего использовать на уроках 6-7 классов. На уроках квиллинга решается целый ряд задач коррекционной направленности:
-Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинга. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
-Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребенка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
-Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
В заключении хочется сказать, что используя эти виды деятельности на уроках труда в нашей коррекционной школе , удается увлечь детей, подобрав каждому индивидуальное задание в рамках одной темы. Этот подход позволяет каждому из ребят увлеченно работать над своим изделием, не отвлекая других ребят. Вопрос дисциплины на уроках не встает, интересная творческая работа не только увлекает ребят, но и изменяет поведение в лучшую сторону, коренным образом меняет их отношение к другим предметам.
-7-
В начале каждого урока обязательно сообщаются общетеоретические сведения, расширяющие кругозор учащихся. Рассказ, беседа. Объяснение занимает не более 5-10 минут. Выбор изделия для практической работы зависит от уровня возрастного развития и степени заболевания: по принципу – «от простого к сложному». Необходимо помнить, что нельзя давать детям сразу трудновыполнимую работу. Это вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе, а затем и вспышки гнева, злобы, истерическое состояние по отношению к другим детям, к своей работе, к учителю. Трудовые занятия должны быть посильными для детей, и в тоже время - это самое главное - служить стимулом выздоровления наряду с лечением. На занятиях решаются задачи всестороннего развития и воспитания детей в процессе труда, а так же формируется любовь и уважение к труду, дисциплинированность, умение работать в коллективе, чувство товарищества, взаимовыручки. Труд детей должен носить общественно-полезный характер. Изделия, изготовленные детьми, служат выставочными экспонатами, оформительским материалом, сувенирами для родных, для друзей, лечащих врачей, мед. Персонала. Изготовляя изделие, имеющее практическое назначение, дети стремятся к тому, чтобы оно было красивым, аккуратно выполненным, красиво оформленным. Пусть им не всегда удается достичь высокого качественного уровня , главное – у детей развивается художественное видение окружающей действительности, эстетический вкус, творческое отношение к работе. Дети должны учиться работать не столько для себя, сколько на общее благо. Организовывая работу учащихся на уроках, следует учитывать их пожелания, тогда они лучше работают, с большим увлечением, с большой заинтересованностью, что способствует улучшению состояния здоровья учащихся и скорейшему выздоровлению. По ходу занятий у учащихся снижается уровень тревожности, развиваются умения преодолевать трудности, формируются навыки выражения своих эмоций. Учащиеся становятся более коммуникабельными, способными оценивать свои слова и поступки. Они учатся видеть свои действия со стороны, а следовательно появляется способность корректировать свое поведение среди сверстников. Занятия по трудовому обучению позволяют учащимся скорректировать те способности, которые затрудняют их развитие и самовыражение, способствуют восстановлению адекватного поведения учащихся, что является одной из основных задач нашей школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреева Р.П. «Лоскутное шитье на дополнительных уроках» СПб ЛИТЕРА ,2004.
2. А.В.Балаева «Бумажное творчество» СПб, ДИАМАНТ, 2012.
3. С.И.Букина «Квиллинг», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2012.
4. Г.В.Васенков «Азбука переплетчика», Москва, «Просвещение», 2010.
5. Н.Б.Дубровская «Декупаж» СПб, СОВА 2013.
15