Образовательная программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности направленности
МБОУ ДО «Дом детского творчества»
г.Осташков
ПРОГРАММА
ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
ЭСТРАДНО-СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
~StYliSH~DANCE~
Педагог доп. образования Ли Н.Н.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Важнейшей задачей дополнительного образования детей —является всестороннее развитие учащихся. Для этой цели создаются творческие объединения различных направленностей.
Программа дополнительного образования танцевального объединения эстрадно-современного танца «STAYLISH DANCE» модифицирована руководителем кружка Ли Н.Н. в соответствии с особенностями её функционирования на базе МБОУДОД «Дом детского творчества», с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Объединение эстрадно-современного танца, рассчитан на учащихся младшего, среднего и старшего возраста.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, состояние уверенности и значимости себя в команде, повышая самооценку интерес к работе, а с другой – помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоциональное равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка. В воспитании детей танец занимает особое место. Одна из основных целей его – формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Пробудить в детях настоящий интерес к занятиям, зажечь огонёк творчества и инициативы. Пробудить талант в мире искусств. Развить выносливость при физической нагрузке тем самым укрепляя здоровый дух в здоровом теле. Утвердить психически и физически полноценную личность. Приходя в коллектив, дети попадают в новую среду. В период адаптации ребёнка в новом коллективе, он не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед руководителем стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для каждого участника коллектива развивающую среду: от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем. Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка понимание природы танца, что позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи. Танец – это музыкально-пластическое искусство, специфика которого состоит в том, что, как и всякий вид искусства, отражая окружающую жизнь в художественных образах, воплощает их с помощью выразительных движений исполнителей, без каких-либо словесных пояснений. Это в полной мере отвечает двигательной природе воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности, танцу присуще образность, сюжетность. Попадая под власть музыки, нужно научиться получать истинное удовольствие следуя ритму, подчиняя своё тело темпу и импульсу танца. Когда навык приобретается, приходит понимание себя, ощущение своего тела, развивается способность чувствовать и понимать музыку, ритм партнёров по танцу или просто танцующих. Танцующего человека легко узнать—самоуверенный вид, грациозная осанка, определённая манера двигаться, умение владеть телом.
Цель:
Формирование творческой личности посредством обучения детей танцевальному искусству, развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память.
2. Развивать творческие способности
3. Сохранять и укреплять здоровье.
4. Привить любовь к танцевальному искусству.
5. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, память, воображение и фантазию в танце.
6. Формировать красоту и пластику движения.
7. Раскрыть внутренний мир и уверенность для формирования полноценной личности.
8. Научить свободно держаться на сцене.
Основные формы проведения занятий:
танцевальные тренировки и репетиции, беседы, видео показы и мастер-классы.
Методы:
- демонстрационный (метод показа);
- метод творческого взаимодействия;
- метод наблюдения и подражания;
- метод упражнений;
- метод внутреннего слушания.
В программе танцевального объединения эстрадно-современного танца «STAYLISH DANCE», существует своя система преподавания, объединяющая несколько направлений видов деятельности, что усовершенствует её и заставляет идти в ногу со временем. Программа включает в себя ознакомление и изучение современных жанров и ритмов танцевальных направлений: хип-хоп, айренби, тик-тоник, нью-стайл, вакинг, поппинг, джаз-фанк и многие др. Но не возможно добиться профессионализма, танцевальных побед и развития коллектива без специальной подготовки. Это база технических элементов движения тела. Это изучение стиле-движения (не только современных направлений, но и давно известных танцевальных стилей как латино-американский, испанский или вальс. Это физическая работа мышц тела (для укрепления и формирования техники), правильное дыхание (для общей выносливости организма и сопротивляемости к болезням). Это беседы о здоровом образе жизни, нормах гигиены, секретах успеха, что такое коллективный танец и роль в танце режиссёра-хореографа. Всё это помогает коллективу успешно жить и развиваться.
Влияние времени это закон. Вот то что никому не удавалось обойти. Современный танец усовершенствуется с каждым днём с каждой минутой. Можно стоять на месте и придерживаться старых принципов, а можно постоянно исследовать, экспериментировать и стремитьсяк воплощению нового языка движения. Не стоять на месте и идти в ногу со временем—вот основная цель нашего коллектива.
Коллектив планирует принимать активное участие в концертных мероприятиях средних школ, техникумов, МБОУ ДОД «Дом детского творчества», ДК «Юбилейный», в городских массовых мероприятиях.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ
ИЗУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ОСВОЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ПОСТАНОВКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
Нагрузка согласно санитарным нормам и возрастным критериям:
мл.гр.-1ч
мл.гр.-1,5 ч
ср.гр.-2ч
ст.гр.-3ч
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ
Это самый маленький но важный раздел программы, где происходит первое знакомство, а значит первое впечатление. Приветливая встреча, радостная улыбка, добрые слова, интересная игра «Знакомство» поднимающая настроение—вот задачи педагога на первом занятии, которые настраивают участников коллектива на дружескую обстановку и желание быть в кружке.Дети должны осознать, что они обрели новую «семью», новых друзей и новую ячейку в обществе и определённую ответственность, что не маловажно для развития положительных эмоций у ребёнка и ощущение значимости в новоиспечённом коллективе.
ИЗУЧЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
Цель этого раздела познать секреты мастерства танцовщика, повысить техническую исполнительность и научиться понимать педагога и поставленные задачи через познание «себя».
1.Беседы.
Здоровый образ жизни, нормы гигиены, секреты успеха, коллективный танец, роль режиссёра-хореографа в постановке танца.
Изоляция.
Изучение техники выполнения движений и комбинаций частей тела.
Лицо-мимика, Голова, руки, плечи, грудная клетка,стопы, ноги, пелвис.
3.Танцевальные термины.
Счёт, точка, пошаговая разбивка, танцевальная композиция, танцевальная связка, танцевальная комбинация, классика, модерн, трюки, бросок, мах, удар, волна, палец, оборот, спрыг и соскок, группировка, полный присед, раскрытие, вырастание, выпад, скольжение, подшаг, противоход, через, сброс, оторвать, поддержка, прокачка, закачка, пружинка, потолок.
4.Координация.
Это одновременное движение нескольких центров в одной комбинации.
мл гр—двух, трёх центров в одновременном параллельном движении.
сргр—трёх, четырёх центров и введения ритмических рисунков.
стгр—четырёх центров и более во время передвижения.
5. Пластика.
Упражнения развивающие технику и пластику во всех отделах позвоночника.
Наклоны и твист торса, комбинации, спирали, волны,контракшн--сжатие мышц
6. Уровни.
Стоя, на четвереньках,на коленях, сидя, лёжа.
7 Передвижение в пространстве.
Шаги, прыжки, вращения.
ОСВОЕНИЕ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Рабочий раздел: закрепление сложно запоминающего материала, повышение общего танцевального кругозора на многогранность и вариативность движения тела в стилях, познание себя.
1. Видео показы.
Просмотр видео материала с целью ознакомления станцевальными навыками разных направлений и стилей в помощь танцорам.
2.Стиле-движение.
Изучение стилей для использования в постановках танцев, характер, манера исполнения и некоторые основные движения с использованием видео мастер-классов:вальс, вакинг, джаз-фанк,айренби,поппинг, хип-хоп, нью-стайл, испанский танец, латина, ча-ча-ча и т.д.
3.Импровизация.
Самостоятельная работа над конструированием движений в произвольной форме. По группам, в паре, соло.
ПОСТАНОВКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ
Творческая работа коллектива над изучением и постановкой танцевальных композиций.
1. Задумка.
Подбор рабочего материала для танцевальных идей. Обсуждение сюжета или задумки для постановки танцевальной композиции: названия, характера, исполнительности, а также средств выразительности и костюмов.Разбор по музыкальным отрезкам.
2. Связки.
Наброски танц. связок. Закрепление движений и отработка техники.
3.Комбинации.
Соединение в комбинации. Закрепление и отработка.
4. Соединение отрезков.
Сложение материала в общую канву танца.
5. Рисунок.
Передвижение в пространстве. Отработка.
6 Корректировка.
Работа над общим материалом техники и рисунка в постановке, над подбором костюмов.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1.Орг. момент.
2.Разминка.
3.Основная часть.
4.Рабочая часть.
1Орг. момент
В организованной части, цель педагога создать комфортную атмосферу, настроить детей на работу, ознакомить с темой и задачами занятия.
2 Разминка
Задача этой части занятия—привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть мышцы. Педагог имеет возможность выбрать те упражнения, которые наиболее полно готовят тело исполнителя для дальнейших нагрузок необходимых для выполнения задач урока.
Разогрев.
Работа на координацию движения, противоход и активизация мышц, т.е. приведение тела в рабочее состояние.
Движение по кругу - бег, ходьба, подскоки, галоп, прыжки, скольжение-- комбинируя с движениями головы, рук, корпуса, бёдрами.
Стоя в круг—наклоны, повороты, звезда, выпады, приседания простые и с растяжкой.
Изоляция.
Насыщение упражнениями на различные части тела. Поза коллапса (свободное держание тела), упражнения на напряжение и расслабление тела.
Руки. Кисть.
Позиции. Положения А-Б-В. Движения брейк, волна, вывороты, прямые. Кисть веер, фламенко, кулачки, цветок, по стеклу.
Лицо. Голова.
Движения--наклоны, повороты, зундари.
Комбинации--крест, квадрат, круг, фиксированный полукруг, свинговый полукруг.
Плечи.
Движения--верх-низ, вперёд назад, твист, шейк.
Комбинации--крест, квадрат, полукруги, круг, восьмёрка.
Грудная клетка.
Движения—в стороны, вперёд-назад, верх-вниз, твист.
Комбинации—крест, квадрат, полукруги, круги.
Пелвис.
Движения—вперёд-назад, в стороны, подъём бедра, шимми(спиральное закручивание), Джелли рол(дрож).
Комбинации—крест, квадрат, полукруги, круги, диагональный крест, восьмёрка, полукруг одним бедром.
Ноги.(стопа, голеностоп)
Позиции. Движения
В 6,1,2,3,4,5поз.—Подъёмы на носочках. Во 1,2,3поз.—приседания(плие)
В 1 поз. - растяжка пальцев
ног, приседания, выпады, махи.
3. Растяжка.
Икроножных мышц.
Четырёхглавой мышцы.
Подколенного сухожилия.
Спины.
Кошачья спинка.
Наклоны сидя.
Бёдер.
Шпагат.
4.Укрепление мышц.
Прес. Скручивание.
Отжимание и неполное отжимание.
Мостик.
Выгибание вверх.
Лягушка
3 Основная часть
В этой части происходит познание и понимание танцевального мастерства.
В 2 разделе педагог опираясь на базу МОДЕРН объясняет движение тела и вариативность комбинаций, одновременную работу нескольких центров тела и танцевальные термины.
В 3 разделе дети учатся движению изнакомятся по видео-материалу с различными современными ново веяниями, по видео мастер-классам познают готовые связки и слагают свои импровизируя самостоятельно, тем самым учатся понимать природу движения тела.
В 4 разделе участники учатся работать над общими задачами коллектива в постановке танцевальных композиций.
4 Техническая часть
Основной задачей этой части является научиться владеть телом.
Идёт постоянное повторение и закрепление пройденного материала, особенного трудно усвояемого.
А также происходит работа над новым материалом—это изучение комбинаций, работа над техникой, закрепление, отработка, конструирование связок.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Знать Уметь
- название изученных движений и элементов танца модерн
- манеру исполнения разных жанров танцевального искусства
- технику исполнения -владеть навыками танцевального искусства
-проявлять творческую фантазию, креативность и гибкость мышления на занятиях
- практически показать и технично исполнитьосвоенный хореографический материал
- индивидуально и коллективно работать
- выражать собственные эмоции через музыку
-чувствовать образ, настроение и характер музыки
- согласовывать движения с музыкой
Учебно-тематический план.
МЛАДШАЯ ГРУППА 1
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
№ РАЗДЕЛ ЧАСЫ
1 Организационное занятие. 1
2 Изучение танцевальных навыков. 24
3 Освоение танцевальной техники. 5
4 Постановка танцевальных композиций. 32
5 Прогулки, праздники, выступления.
10
ИТОГО: 72часа
МЛАДШАЯ ГРУППА2
Занятия проходят 2 раза в неделю по 1,5 часа.
№ РАЗДЕЛ ЧАСЫ
1 Организационное занятие. 1.5
2 Изучение танцевальных навыков. 36
3 Освоение танцевальной техники. 10.5
4 Постановка танцевальных композиций. 48
5 Прогулки, праздники, выступления.
12
ИТОГО:108ч
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.
№ РАЗДЕЛ ЧАСЫ
1 Организационное занятие. 2
2 Изучение танцевальных навыков. 38
3 Освоение танцевальной техники. 16
4 Постановка танцевальных композиций. 72
5 Прогулки, праздники, выступления.
16
ИТОГО:144ч
СТАРШАЯ ГРУППА
Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа
РАЗДЕЛ ЧАСЫ
1 Организационное занятие. 3
2 Изучение танцевальных навыков. 60
3 Освоение танцевальной техники. 24
4 Постановка танцевальных композиций. 108
5 Прогулки подготовки к праздникам и выступления.
21
ИТОГО:216ч
Литература.
Володина О. Самоучитель клубных танцев. – Ростов-на-Дону, 2005, с.4-154
Вербицкая А. Основы сценического движения. – М., 1983, с.5-13
Лисицкая Т. Хореография в гимнастике. – М., 1993, с. 18-45
Полятков С. Основы современного танца. – Ростов-на-Дону, 2005., с. 5-65
Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003, с.5-8
Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М., 1972, с. 2-98
Шахматова Л. Сценические этюды. Учебное пособие. - М., 1966, с. 5-9