Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе.
Тема: Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе.
Инструктор по физической культуре:
Робустова Анна Сергеевна.
ГБПОУ КИГМ №23
(подразделение №8, школа VIIIвида №418)
Актуальность организации физкультурно-оздоровительной и спортивно – массовой работы в коррекционной школе.
Для детей с физическими и умственными ограничениями независимо от категорий, этиологии и патогенеза для сферы физкультурно-оздоровительной деятельности характерны ограничение их двигательной активности, ухудшение физических качеств: гибкости, скорости, выносливости, силы, ловкости, вестибулярной устойчивости, пространственной ориентации, реакции на движущийся объект, скоростно-силовой выносливости, координационных качеств, зрительно-двигательной реакции и др.
Анализ детской инвалидности и физиологических особенностей развития организма в раннем онтогенезе показывает непреходящую значимость физической активности ребенка как основы развития его координационных, двигательных и интеллектуальных качеств.
Следовательно, в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей с выраженной патологией существенно важное место должно быть отведено использованию методов и средств физической культуры, активно-двигательным (дыхательные и мышечные, развивающие и координационные упражнения), закаливающим и гигиеническим мероприятиям.
Значение движений для организма столь велико, что двигательная активность выделена как ведущий признак жизни. Эту актуальность подтверждают статистические показатели:
- 20-30% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют хронические заболевания или физические недостатки;
- 85-90% выпускников средних школ не осведомлены о болезнях, они попросту не знают, что больны;
- только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
Основным средством профилактики осложнений и заболеваний в состоянии здоровья, вызванных гипокинезией и гиподинамией детей с физическими и умственными ограничениями, является нормированная активизация их двигательной, нейромышечной деятельности. Эффективны все виды активной двигательной деятельности: спортивная тренировка, прогулки, физические упражнения, туристические походы, участие в спортивных соревнованиях, общешкольных и фестивалях. Составляющая физического воспитания в коррекционной школе является: физкультурно-оздоровительная работа и внеклассная спортивно-массовая. В рамках этой работы в школе практикуются разнообразные формы: кружки и секции, проводятся соревнования, игры, экскурсии, туристические походы, спортивные праздники и т.д.
Влияние оздоровительно-физкультурных мероприятий на детей-инвалидов является комплексным и выражается в следующем:
а) в тонизирующем воздействии посредством улучшения общего жизненного тонуса и достижения оптимального благоприятного состояния органов и систем организма;
б) благоприятного улучшения эмоционального состояния и психическом воздействии посредством повышения тонуса;
в) В одних случаях функциональное воздействие может быть непосредственным - в отношении органов кровообращения, опорно-двигательного аппарата, дыхания, в других - косвенным: на органы пищеварения, выделительную и другие системы; функциональном воздействии, которое характеризуется повышением физической деятельности организма и его приспособляемости к физической нагрузке.;
г) компенсационное воздействие выражается в усовершенствовании отдельных органов и систем, что вызывается необходимостью замены некоторых утраченных функций;
е) поддерживающем воздействии, для которого характерны повышенная приспособляемость организма к постепенной физической нагрузке и поддержание созданных в результате систематических занятий двигательных навыков и стереотипов. Двигательные навыки инвалид может легко потерять, если тренировочные занятия будут прерваны.
Физическое воспитание во внеурочное время тесно связанно с трудовым, умственным, нравственным, эстетическим воспитанием школьника, что дает возможность содействовать всестороннему развитию детей, учит четкому подчинению дисциплине, выполнению правил, норм спортивной этике, уважению соперника, судей, развивается умение бороться до победы, не проявлять неприязнь к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе.
Спортивно- оздоровительные мероприятия различного вида помогают совершенствовать свои умения и навыки в отдельных видах спорта, закалять волю, учат добиваться успехов.
Быть здоровым выгодно биологически, т. к. организм более эффективно и долговременно сохраняет свою природу, выгодно экономически здоровые люди дольше сохраняют трудоспособность, они определяют экономическое развитие страны, ее обороноспособность, в также здоровье нации в целом. Здоровье выгодно эстетический – здоровый ребенок, подросток, да и взрослый человек отличается своей привлекательностью, заряжая окружающих своей положительной энергией.
Нормативно-правовая база.
1. Конвенция ООН о правах ребенка, ч. 1ст. 29 и 31.
2. "Всемирная программа действий в отношении инвалидов" и "Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов" (Организация Объединенных Наций, резолюции 37/52 - 1982 г. и 48/96 - 1994 г.). Европейская Хартия "Спорт для всех: инвалиды.
3. Закон РФ «Об образовании», гл.5 ст.50 и 51.
4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 26 марта 2002 г. №30-51-197/20 « О повышении роли физической культуры и спорта в ОУ» (Вестник образования №9мая 2002г).
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 28.04.2003г.-86/13. «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений» (Вестник образования №13 за 2003г. стр. 48).
6. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»,гл.1 ст.1,4, гл.2 ст.5, ст.14 гл.6 ст. 34.
15