Внеклассное мероприятие Турнир знатоков по русскому языку для 5-х классов
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса
«турнир знатоков русского языка»
Цель проведения:
- проверить знания уч-ся по русскому языку; прививать интерес к изучению родного языка;- способствовать активизации мыслительной деятельности уч-ся; развивать интеллект, внимание, память, воображение; - создать условия для воспитания любви к родному языку; воспитание чувства товарищества, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: бумага, карандаши, карточки с заданиями, грамоты для награждения, электронная презентация.
Ход урока
В игре принимают участие команды 5 –ых классов.
Туры:
Представление.( Приветствие команд)
Разминка.
Фразеологический.
Орфоэпический «Ударение – волшебное превращение».
Словообразовательный «Собери словечко».
Морфология.
Загадочный.
Скороговорочный.
Конкурс капитанов.
Ход игры.
Вступительное слово учителя:
- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Турнир знатоков русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме рыцарского турнира между командами учащихся 5 –ых классов.- Представляем наши команды. (представление команд)- Суперобъективное жюри будет следить за ходом нашего турнира. (представление жюри)- Наш турнир будет состоять из девяти туров. За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начинаем.
Первый тур «Представление» (название, девиз, эмблемы)
Второй тур «Разминка».
Команды по очереди отвечают на 5 вопросов.
1 команда:
В каком слове сорок а? (сорока)
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 команда.
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
Сколько слогов в слове да? (1)
Эта часть речи обозначает признак предмета.
Название этого месяца рифмуется со словом «капель».
3 КОМАНДА
Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (Точка)
Как можно превратить слово семя в слово семья?
Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звуки? (2)
В предложении есть главные члены предложения и … (Второстепенные)
Как называются слова противоположные по смыслу? (Антонимы)
Слово жюри.
Третий тур «Фразеологический»
Задание: Кто быстрее сопоставит фразеологизм с его лексическим значением.
(Задание команды получают на разрезанных карточках, соединяют пары на время)
чуть свет - рано на ночь глядя - поздно
жить душа в душу - дружно как кошка с собакой - врозь
куры не клюют - много кот наплакал - мало
у чёрта на куличках - далеко в двух шагах - близко
спустя рукава - плохо хоть глаза выколи – темно
бежать сломя голову - быстро ползти черепашьим шагом - медленно
сидеть сложа руки - бездельничать во всё горло - громко
хоть отбавляй – много задирать нос - зазнаваться
набрать в рот воды - молчать как снег на голову – неожиданно
возносить до небес - хвалить водить вокруг пальца – обманывать
водить за нос – обманывать яблоку негде упасть - тесно
Слово жюри.
Четвёртый тур «Орфоэпический»
Игра «Ударение – волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение.
Ударный слог, ударный слог – Он назван так недаром! Эй, невидимка – молоток, Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,И четко речь моя звучитСледи за поведеньем молотка Держи его в руках озорника.
Командам предлагается задание: правильно расставьте ударение в предложениях.
Семена гвоздики похожи на гвоздики.
Купи соли и соли капусту.
На дороге вижу сорок резво скачущих сорок.
Солнце село за село.
Замок был закрыт на замок.
Огородное пугало всех пугало.
Сорваться в пропасть – значит пропасть.
Слово жюри.
Пятый тур «Словообразовательный»
Игра «Собери словечко»:
тор (рот) рпи(пир) пра(пар) опл(пол)
олвес(весло) кушпа(пушка) тухпе(петух) кугенру(кенгуру)
кобляо(яблоко) длеп(плед) плеча (пчела) тышкамар(мартышка)
ройвобе(воробей) сылесоп(пылесос) биьилундк(будильник) дашкаран(карандаш)
Пока команды справляются с заданием для зрителей викторина:
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
[ж] звонкий или глухой? (звонкий)
В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
Назовите первую букву алфавита (а)
Чем кончается день и ночь? (ь)
Принятый порядок расположения буквназывается (Алфавит)
Сколько всегда мягких согласных в русском языке? (3)
Знак для обозначения звуков на письме. (Буква)
Сколько пар по звонкости – глухости в русском языке? (6)Слово жюри
Шестой тур «Морфология»
Задание: команды получают карточки, где вертикально записаны слова. К каждой букве этого слова нужно подобрать другие слова, относящиеся к разным частям речи, не повторяясь.
С - числительное Н - наречие
Т – местоимение Е - прилагательное
Р – глагол Д - числительное
А – прилагательное Е - существительное
Н – наречие Л - глагол
А – существительное Я - местоимение
Слово жюри.
Седьмой тур «Загадочный»
Задание: отгадать загадки.
1. Он на вокзале есть всегда, К нему приходят поезда, Двойное р содержит он,А называется… (перрон)
2. Загадка эта нелегка:Пишусь всегда через два к.И мяч, и шайбу клюшкой бей,А называется….(хоккей).
3. На большие расстоянияМчится он без опоздания,Пишется в конце два сНазывается …(экспресс).
4. Я антоним к слову зной,Я в реке, в тени густой,И в бутылке лимонада,А зовет меня…(прохлада).
5. Я от солнца, от огня,Яркий луч несет меня,Но бывает смысл иной:Весь огромный шар земной. (свет)
6. Я – все то, что есть на свете, Все народы на планете,Мой омоним – враг войны, Друг труда и тишины. (мир)
7. В тетради я бываюКосая и прямая;В другом своем значении Я – планка для черчения, И, наконец, пороюВ шеренгу вас построю. (линейка)
8. Белые цветочки вечером расцветают,А утром увядают. (звёзды)
9. Когда слова гремели и блистали, Я в моде был, я был на пьедестале!Однако время новое настало - Оно меня и свергло с пьедестала.(Восклицательный знак)
10.Что о себе сказать могу?Согнула жизнь меня в дугу.За свой характер я плачу - За то, что много знать хочу.(Вопросительный знак)
11. - Ты сообщенье записал – Поставь меня скорее!И не смотри, что я мала, Ведь я помощница твоя.(точка)
12.Он очень вежлив:Не любит споров он и драк.Он всем старается помочь,Он в слове, "мать" и в слове "дочь"И в тихом лунном слове "ночь"Чтоб никого не огорчать,Он все старается смягчать.(мягкий знак)
Слово жюри
Восьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда хором произносит скороговорку.
1 команда:
Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
карамель на мели ели.
2 КОМАНДА:
Знают Рома и Егор
Не съедобен мухомор.
Не смотря на красоту
Не годится он в еде.
3 КОМАНДА:
В сале у кота усы
Кот наелся колбасы.
Сидит на стуле сытый кот
И серой лапкой ротик трёт.
Девятый тур «Конкурс капитанов»
Кто больше за одну минуту придумает слова – существительные, состоящие из трёх букв.
Слово жюри, итоговый счет, объявление победителя, вручение медали.
Итог.
Выучи русский язык.Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,-Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,Он переводчик, он проводник.Если штурмуешь познание кручи-Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый рудникБлещут зеркальностью русского слова.Выучи русский язык!