Доклад: Как помочь ребенку при подготовке домашнего задания
Как помочь ребенку при подготовке домашнего задания.
Кто-то кричит на ребенка, кто-то силой заставляет его сидеть по несколько часов над учебниками, доводя до слез, кто-то просто машет рукой - пусть учит школа!
Школа, конечно, учит. Но без выполнения домашнего задания даже самые талантливые дети с трудом усваивают материал, ведь именно самостоятельное домашнее повторение - залог его хорошего восприятия и запоминания. Что же делать в этой непростой ситуации? Как превратить домашнее задание в интересное действо, как для ребенка, так и для роди геля?
Уже давно психологи всех детей младшего школьного возраста поделили (условно, конечно), натри группы.
Группа 1. дети, которые любят делать уроки. Этим детям не нужны напоминания родителей. они сразу после школы отправляются за письменный стол. Такие дети - мечта для любых родителей. Однако, надо отметить, они в реальности встречаются очень редко.
Группа 2 - дети в достаточной мере ответственные и организованные. Такие дети, конечно, не очень любят делать уроки... Но чувство ответственности направляет их к рабочему столу после недолгого сопротивления, где они медленно, но все-таки упорно начинаю! делан. домашнее задание. Таких детей больше, чем детей первой группы.
Группа 3. Такие дети встречаются чаще всего. Стоит детям этой группы услышан, про уроки, как с ними может случиться что угодно - у них болят животы и головы, руки и ноги, им хочется есть, у них начинается чесотка, а у самых впечатлительных детей даже резко повышается температура.
В связи с тем, что большинство родителей воспитывает детей третьей группы, возникает серия вопросов, ответить на которые - означает дать родителям надежный инструмент для работы с детьми и уроками.
1.Как воспитать у ребенка ответственность?
Ежедневное выполнение уроков - это ответственность, которую несет на себе малыш. Поэтому с самого начала обучения в школе хорошо дать понять ребенку, что его домашние задания являются такими же серьезными и взрослыми делами, как, например, та самая работа, на которую папа и мама ежедневно уходят. Но только нужно помнить, что тогда родители должны относиться к урокам соответственно.
Привычку к систематическому приготовлению уроков нужно воспитывать с самого раннего детства, ведь она пригодится ребенку и в школе, и в институте, и во всей его дальнейшей жизни. При этом добросовестные занятия могут и не подразумевать пятерок по всем предметам, успешность может быть разной, могут возникать трудности, по сделанные хорошо уроки всегда помогут ребенку обрести уважение педагогов.
2.Как приучить ребенка к самостоятельности?
Конечно, хотелось бы, чтобы ребенок пришел домой и сделал уроки сам. Но... к сожалению, если это и возможно, то не с самых первых дней учебы. Более того, скорее всего весь первый класс ребенка придется контролировать, но контролировать так, чтобы он ощущал себя самостоятельным. Сам ребенок со всем справиться не сможет, но постоянно «стоять над душой» означает вовсе разрушить веру малыша в самого себя, и тогда уже о формировании у него самостоятельности и речи быть не может.
3.Какие требования труда и отдыха существуют для детей?
Для того, чтобы ребенок учился с удовольствием, радовался своим успехам в школе и дома. нужно не забывать о нескольких достаточно простых правилах.
Садиться за уроки сразу после прихода из школы нельзя.
Необходимо сначала отдохнуть, причем этот отдых должен длиться не менее часа-полутора часов, а уже затем садиться делать уроки.
С самою сложного выполнение домашнего задания начинать нельзя.
Это связано с тем, что у любого ребенка на трудное задание уходит очень мною времени. ребенок устает, начинает чувствовать себя неуспешным, ничего не знающим и не умеющим, а тогда гораздо проще отмахнуться от домашнего задания, чем мучаться с ним. Потгому начинать лучше с простого, с самого любимого.
Работать без перерывов нельзя.
Даже взрослые делают перерывы в работе, естественно, что детям это просто необходимо. Работа над домашним заданием должна проходить такими же «уроками» и «переменками», как это бывает в школе, только длиться такие «уроки» должна 20-30 минут, а «переменки» -минут по 10. В переменки малышу нужно отдохнуть, подвигаться, выпить сока или съесть яблоко. Чем старше ребенок, тем длительность «урока» увеличивается.
4.Как правильно организовать рабочее пространство для выполнения домашнегозадания?
Ноги младших школьников не должны болтаться в воздухе, если стол и стул достаточно высокие, нужно сделать ребенку подставку.
Свет на тетрадку и учебник должен падать слева, иначе ребенок будет закрывать свой текст. Если же Ваш ребенок левша, то свет должен падать справа.
В комнате, где ребенок делает уроки, не должно быть громких отвлекающих его звуков радио, телевизор должны быть выключены, единственным исключением может бьпь чихая спокойная музыка, которая помогает ребенку расслабиться и сконцентрироваться.
5.Как научиться правильно делать домашнее задание вместе с малышом?
Учитесь вместе с ребенком, а не вместо него!
Не нужно забывать, что все равно, как бы ответственно ВЫ не отнеслись к домашнем} заданию, делает его ребенок. Аргументы для необходимости выполнения домашнего задания важно подбирать адекватные, не сводя их только к материальным поощрениям или только к ругани. Например, такими аргументами могут быть следующие: при хорошем выполнении домашнего задания тебе проще будет делать работу в классе, хорошо выученный урок даст тебе возможность блеснуть в школе своими знаниями и т.д.
Не перегружайте ребенка дополнительными заданиями!
Дома с ребенком нужно делать только то, что задано в школе, перегружать ребенка не нужно. Жизнь малыша не может состоять только из умственной деятельности.
Всегда. поддерживайте ребенка своей любовью, хвалите его и одобряйте его действия.
Это даст ребенку уверенность в себе, знание, что он нужен и любим в семье вне зависимости от оценок, которые он получает. Всегда нужно радоваться, видя, когда у малыша возникает интерес к знаниям. Нельзя забывать о том, что человеку нравится то, что у него получается. Даже самый маленький успех ребенка необходимо подчеркивать - это разжигает интерес ребенка, окрыляет его, помогает идти дальше.
Вопросы и задания для ребенка должны быть по его силам!
Сложные задания, вопросы, на которые ребенок не способен ответить в силу своего возраста и знания, вызывают у него неуверенность в себе и нежелание продолжать учиться.
При общении с ребенком исключите своей из речи негатив!
Негативные оценочные высказывания не просто не стимулируют любую деятельность ребенка, не просто расстраивают его, зачастую они даже ухудшают его умственную деятельность. Если родители считают, что они тратят свое «драгоценное» время на помощь ребенку, и постоянно говорят ему об этом, у ребенка развивается комплекс неполноценное!и. ощущение ненужности, что не способствует его продуктивному обучению.
Поэтому такие фразы, как «Неужели это нельзя было сделать за пять минут». «Я бы за это время!» - необходимо исключить из лексикона родителей. Также нельзя ни в коем случае употреблять так называемые «формулы прямого внушения», где используются слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять» или негативные характеристики ребенка: ленивый, невнимательный и т.д. Постоянное повторение таких формул показывают ребенку, насколько мало он может и насколько малопривлекательно его будущее.
Придерживайтесь темпа ребёнка.
Не нужно подгонять или торопить ребенка- это создает нервозность, мешает ребенку работать с домашним заданием. При постоянных призывах не отвлекаться, быть внимательнее ребенок не способен сконцентрироваться на самом задании, он начинает думать о том, как ему быть внимательнее, что не способствует его мыслительной работе. Здесь нужно подумать, почему же отвлекается ребенок — может быть, его нервная система требует времени для восстановления, может быть, он не понимает задания, и тогда это задание нужно объяснить ему на его уровне.
Не нужно ставить перед ребенком разноплановые задачи одновременно!
Это приводит к противоположному результату, ребенок начинает отвлекаться. Поэтому несколько требований одновременно, например, быстро думать, красиво писать, правильно решать, сидеть прямо, не болтать ногами и т.д. приводит к тому, что ребенок становится не способен выполнить все эти требования одновременно. Нужно самому сосредоточиться на главной задаче и ребенка на нее настроить. Такой задачей, например, может быть аккуратно написать упражнение, внимательно прочитать текст и т.д.