Публикация «Использование возможностей метода проектов как средства развития лингвистических способностей обучающихся на уроках английского языка»

Из опыта работы учителя английского языка
МОУ СОШ №2 г. Качканар Попцовой Светланы Владимировны, учителя английского языка по теме «Возможности метода проектов для развития лингвистических способностей обучающихся на уроках иностранного языка»

В последнее время, считают многие российские педагоги и психологи, начинает складываться национальная концепция воспитания в новых, современных условиях. Это – воспитание человека культуры, способного и готового осуществлять межличностное и межкультурное общение, в том числе средствами иностранного языка.
Поскольку обучение иностранным языкам становится одним из приоритетных направлений в обновлённом образовании, признаётся целесообразным и желательным шире использовать такие современные технологии, как обучение в сотрудничестве, метод проектов и другие.
Программа общеобразовательных учреждений базируется на коммуникативно-деятельностной концепции образования, которая предполагает развивающий, функциональный и коммуникативный характер обучения. Такое обучение можно обеспечить за счет использования в работе педагога новейших методов преподавания.
«Для успешной реализации коммуникативно – деятельностного подхода принципиально значимым становится овладение учителем современными педагогическими технологиями преподавания английского языка, такими, как метод проектов »
Современная цель обучения иностранным языкам – формирование иноязычной коммуникативной компетенции, включающей в себя языковую, речевую, социо – культурную и учебно – познавательную компетенции.
Основной акцент делается на социо – культурный компонент, на включение школьников в диалог культур.
Проектный метод как один из приемов новых технологий обучения в сотрудничестве.
Российские психологи Выготский Л.С, Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. пришли к выводу, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является «межличностное общение» обучающихся, «общественно значимая для ребёнка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению вне учебных занятий, тяга к поиску, самореализации. Одним из направлений такой деятельности многие исследователи считают проектно-ориентированную деятельность. Именно проектная деятельность способна, по мнению современных отечественных и зарубежных дидактов, сделать учебный процесс для школьников личностно-значимым, в котором он может раскрыть свой творческий потенциал, проявить поисковые способности, фантазию, самостоятельность.
Метод проектов возник ещё в 1920-е годы в США.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.
Метод проектов – это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую уч-ся выполняют в течение определённого отрезка времени.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся.
Этапы работы над проектом.
Последовательность выполнения проекта может быть следующей:
Выбор темы, создание ситуации.
Подготовка проекта.
Проектные фазы.
Выстраивание отношений между участниками одной группы.
Интеграция в другие области знаний, школьные предметы.
Организация школы, тренировка в употреблении материалов проекта.
Презентация готового продукта
Метод проектов позволяет создать на уроках ИЯ исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый обучающийся вовлечён в активный творческий, познавательный процесс на основе методики сотрудничества.
Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьники приучаются творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения проблемы. Работая над проектом, обучающиеся учатся работать в «команде». Ответственно относится к выполнению своего участка работы, оценивать результаты труда (своего и своих товарищей).
При использовании метода проектов, меняется и роль учителя, причём на всех этапах работы. Учитель выступает в роли консультанта, наблюдателя, источника информации, координатора.
Из опыта работы
В своей работе мною применяется проектная методика. Система упражнений УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетовой позволяет усвоить языковой материал. Пытаясь разнообразить пути наиболее эффективного использования изученного материала, я начала использовать метод проектов.
Так, например, работая над темой «Учимся писать письма», обучающиеся 4 класса самостоятельно пишут письма Хоббиту.
А при работе над проектом «Школа», ученики 5 класса уже решают проблему: что нужно изменить в школе, почему; предлагают варианты расписания уроков, факультативные занятия, кружки по интересам, составляют правила поведения для учеников и учителей, которые, они считают, должны соблюдаться в школе.
В 7-ом классе изучается тема «Проблемы подростков», результатом которой станут проекты обучающихся на тему «Легко ли быть молодым?».
В 8-м классе тема «Средства массовой информации: преимущества и недостатки» может вылиться в интересный проект на ту же тему. Это может быть плакат, презентация на эту же тему.
В 9-м классе по теме «Телевидение», обучающиеся составляют собственные проекты рекламы.
.
В начале изучения новой темы я сообщаю, что будем готовить проект, и часто дети сами предлагают идеи и проблемы для решения, виды и формы презентации. Иногда в разных классах по одной учебной теме получаются различные проекты.
Опыт работы доказывает оправданность применения проектной технологии на всех ступенях обучения, при работе над большинством тем УМК «Английский с удовольствием» М.З. Биболетовой.
Практика применения проектного метода показывает следующие результаты:
Повышение мотивации к изучению английского языка.
Повышение уровня самостоятельности, активности и ответственности уч-ся в процессе работы.
Интеграция предметов школьной программы.
Возрастание потребности к познанию культуры других народов, бережному отношению к ценностям мировой цивилизации.
Несмотря на определённые трудности, работа по проектной технологии отвечает духу времени; применение данной методики отвечает потребностям обучающихся и служит показателем высокой квалификации учителя.




15