Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через технологию «Метод проектов
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности через технологию «Метод проектов».
Сенникова И.А. учитель русского
языка и литературы
МКОУ СОШ с УИОП пгт Мурыгино
Юрьянского района
Кировской области
Тема данной работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием информационных технологий в учебный процесс. Данная тема является актуальной, так как происходит постепенная компьютеризация преподавания конкретных дисциплин, а основная масса учителей-предметников относится к этому с некоторой опаской, поэтому при раскрытии данной темы постараюсь показать возможности использования компьютерных знаний в обучении.
В данной работе преследуется следующая цель:
-показать возможности использования метода проектов в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
Педагогической идеей данной работы можно считать использование технологии проектного метода как основы для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.
По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Современный проект учащегося -это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952) утверждающим следующее: Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.
Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка.
Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны делать сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): спланировать, выполнить, проанализировать, оценить и, естественно, понимать, зачем они это сделали:
а) выделение внутреннего учебного материала;
б) организация целесообразной деятельности;
в) обучение как непрерывная перестройка жизни и поднятие ее на высшие ступени.
Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ребята должны научиться строить свою деятельность совместно с другими, найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, разрешая свои жизненные задачи, строя отношения друг с другом, познавая жизнь, учащиеся получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни.
Преимущества этой технологии: энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей (если имеется в виду групповая работа), т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", предметными, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению.
Технология проектной деятельности является ведущей в моей работе, в ней можно сочетать приемы других современных образовательных технологий: технологию «критического мышления», технологию педагогического консультирования, технологию группового и индивидуального обучения, технологию разноуровневого обучения и др.
Приведу примеры нескольких школьных групповых проектов моих учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. На разных этапах работы над этими проектами формируются информационная, коммуникативная, лингвистическая, языковая, культурологическая, рефлексивная компетентности учащихся. Таблица проектов составлена по принципу от простого к сложному.
Класс
Учебный предмет, форма, тип проекта
Тема проекта, конечный результат
6
Групповой
Литература
Изучение повести М.Пришвина «Кладовая солнца» 6 класс, выход – альбом иллюстраций к повести.
6
Групповой
Русский язык
Тема «Причастие», проект называется «Шпаргалка для отличника», выход- комплект буклетов по теме «Причастие».
7
Групповой
Внеурочная деятельность
Изучение истории народных православных праздников. Выход - «календарь православных праздников на 2008 год», иллюстрированный детскими рисунками
8
Групповой
Литература
«Вятские поэты о родной природе», выход - «Фотопоэтический альбом «Времена года»
8
Групповой
Внеурочная деятельность
«Традиции укрепляют семью». Выход – классная книга-сборник учащихся класса
10
Исследовательский
Индивидуальный
Литература
А.С. Пушкин – великий начинатель классической русской литературы. Выход – библиотека мыслей великих людей о гении Пушкина.
11
Исследовательский
Индивидуальный
Литература
Балы и мода в жизни героев А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Это творческий проект, продуктом будет альбом бальной моды героев А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.
11
Исследовательский
Индивидуальный
Литература
«Нам слово нужно для жизни» (В.В. Маяковский). Исследовательский проект, продуктом будет словарь неологизмов В.В. Маяковского.
11
Исследовательский
Индивидуальный
Литература
Москва в творчестве поэтов Серебряного века. Литературно – творческий проект, продуктом будет сборник стихов о Москве.
11
Исследовательский
Индивидуальный
Литература
«Мы все учились понемногу» (А.С. Пушкин). (Образование дворян-героев русской литературы 19 века). Исследовательский проект, продуктом будет справочник учебных заведений России 19 века.
В результате работы над проектами мои ученики почувствовали интерес к русскому языку и литературе, показали необыкновенную активность, улучшили знания.
После работы над проектами мною был проведен опрос учащихся по теме
«Моё отношение к проектной деятельности».
Всего участников 44 человека, в ходе анкетирования им были заданы вопросы, приведу примеры некоторых из них:
Какие качества, необходимые в учебе, вы приобрели в работе над проектом?
Умение находить нужную информацию – 39 человек
Легко решать создавшуюся проблему – 19 человек
Не пугаться сложных заданий – 29 человек
Искать пути выхода из сложных ситуаций – 27 человек
Какие качества вашего характера открыла работа над проектом?
Предприимчивость – 19 человек
Вера в себя – 26 человек
Умение общаться – 17 человек
Умение анализировать свою работу – 19 человек
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы. В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Литература.
Голуб, Г.Б. Метод проектов- технология компетентностно- ориентированного образования [ТЕКСТ] / Г.Б. Голуб // Методическое пособие для учащихся. – М.: Издательство «Просвещение», 2006. – 115 с.
Громова, Т.В. Организация исследовательской деятельности [ТЕКСТ] / Т.В. Громова // Практика административной работы в школе. - 2006.- №6,7.
Ларина, В.П., Вепрева, Л.А. Инновационная практика: организация инновационной деятельности учащихся [ТЕКСТ]: методическое пособие под ред. В.П. Лариной. – Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2004.-82с.
Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий [ТЕКСТ]: учебно-методическое пособие под редакцией Е.Н. Ябстребцева.- М.:Издательство «Просвещение», 2006 г.-160с.
Романовская, М.Б. Метод проектов в образовательном процессе [ТЕКСТ] / М.Б. Романовская // Методическое пособие. – М:. Центр «Педагогический поиск».2006. – 145 с.
Чечель, И. И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов [ТЕКСТ] / И. И. Чечель // Директор школы. - 1998. - №4. - С. 7-12.
Чечель, И. И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [ТЕКСТ] / И. И. Чечель // Директор школы. - 1998. - №3. - С. 11-15.
15