Сценарий общешкольного родительского собрания на тему: «Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены»
Сценарий общешкольного родительского собрания на тему:
«Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены»
Цели:
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.
- поддержка родителей, испытывающих тревогу;
- отработка с родителями психологических приемов поддержки при подготовке выпускников к экзаменам
Участники собрания: родители учащихся выпускных классов, классные руководители, представители администрации, школьный психолог.
Подготовка.
Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме.
Составление презентации по теме.
3 .Тестирование выпускников по «Стресс-тесту».
Проводится в период подготовки к родительскому собранию во время классного часа. Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1. почти никогда;
2. редко;
3. часто;
4. почти всегда.
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Беспричинно бываю беспокоен.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что лучше многих.
20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете.
31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова ( то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените, образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему
Слайд 1.
Родительское собрание
"Как помочь ребенку успешно сдать выпускные экзамены"
Слайд 2.
Как-то ученики попросили учителя представить следующую ситуацию:
он находится на краю обрыва, а внизу за спиной – пропасть, справа –
разъяренный тигр, слева – кобра, впереди – отвесная скала…
Что он будет делать в этом случае?
Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным:
А зачем я там окажусь?
(восточная притча)
Слайд 3.
«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г.Селье)
Впереди сложная пора окончания школы. Сдача экзаменов – это значимый и ответственный период в жизни любого человека, так как именно от этих результатов зависит будущее.
Миллионы людей в России каждый год сдают экзамены. Что такое экзамен по своей сути? Это испытание, требующее от ребенка подтверждения определенного уровня его знаний. Поскольку многие из этих миллионов недостаточно хорошо знают предмет, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций.
Экзамены – это испытание для личности в любом возрасте, особенно – в подростковом. Подготовка к экзаменам и сами экзамены для выпускников – это стресс длиною в целый год.
Сегодня мы обсудим, как помочь ученикам эффективно подготовиться к выпускным экзаменам.
Слайд 4.
Признаки стрессового состояния в период подготовки к экзамену:
физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.Слайд 5.
Что думают об экзаменах наши дети?
Откровенно говоря, когда я думаю
о предстоящих экзаменах я …
1) переживаю
2) предполагаю, что завалю
3) понимаю, что к ним надо готовиться
4) понимаю, что пора готовить шпаргалки
5) надеюсь, сдам хорошо
6) становится плохо
7) переживаю, что упаду в обморок во время экзамена
Слайд 6.
Причины стресса:
Первой и основной причиной стресса от экзаменов является неуверенность человека в своих силах и знаниях.
Часто еще одной причиной возникновения стресса у подростка становится и давление со стороны родителей. Они словно нарочно нагнетают обстановку, рассказывая о том, как важно сдать экзамены на отлично, что от этого зависит вся будущая жизнь ребенка. И ученик вместо того, чтобы тревожиться только по поводу знаний, начинает волноваться еще и из-за оценок.
Известны случаи суицида после неудачной сдачи экзамена – дети боялись признаться родителям в плохих результатах. Вот почему так важно, чтобы родители не настаивали на баллах, объясняли бы, что баллы и знания – вещи разные.
Третья причина возникновения стресса – неравномерное распределение нагрузки. Иногда ученик начинает готовиться к экзаменам всего за несколько дней до их начала, времени катастрофически не хватает, подросток пытается вместить в свою голову знания, которые должны были накапливаться там постепенно. И у человека возникает страх, что он не сможет выучить весь материал, что-то упустит, собьется при ответе.
Слайд 7.
Результаты «Стресс-теста»:
Диагностическое обследование детей проводилось в групповой форме в декабре 2014г. Среди учащихся 9-х классов было обследовано 68 человек, среди учащихся 11-х классов – 34 человека.
Цель психологического обследования: выявить уровень подверженности стрессу накануне сдачи ЕГЭ.
Применялась следующая диагностическая методика: тест «Подверженность стрессу».
По итогам диагностики в 9-х классах были получены следующие результаты:
Для 16 человек - характерны деятельность и напряжение. Ребята подвержены стрессу как в положительном смысле слова, так и в отрицательном.
50 человек – честолюбивы и мечтают о карьере. Зависят от чужих оценок, что постоянно держит их в состоянии стресса.
2 человека – стресс, которому они подвержены, угрожает их здоровью и будущему.
ВЫВОДЫ: Таким образом, из 68 обследованных учащихся 9-х классов:
24% имеют средний уровень подверженности стрессу.
74% имеют уровень подверженности стрессу выше среднего.
2% имеют высокий уровень подверженности стрессу.
По итогам диагностики в 11-х классах были получены следующие результаты:
Для 7 человек - характерны деятельность и напряжение. Ребята подвержены стрессу как в положительном смысле слова, так и в отрицательном.
24 человека – честолюбивы и мечтают о карьере. Зависят от чужих оценок, что постоянно держит их в состоянии стресса.
3 человека – стресс, которому они подвержены, угрожает их здоровью и будущему.
ВЫВОДЫ: Таким образом, из 34 обследованных учащихся 11-х классов:
21% имеют средний уровень подверженности стрессу.
71% имеют уровень подверженности стрессу выше среднего.
8 % имеют высокий уровень подверженности стрессу.
Слайд 8.
Так как на успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний человека. Но…
Хорошая подготовка – это половина победы.М. Сервантес
мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей;
эмоциональный – способность выдержать напряженный экзаменационный марафон.
Слайд 9.
Бывает и такое…
Из рассказа бывшей выпускницы:
«… Хорошо подготовившись, завалила очень важный экзамен.
Приступ страха перед экзаменом был так силен, что полностью «отключил» мои мозги, когда я попыталась отвечать. Кажется, я забыла все, что накануне отлично помнила».
Слайд 10.
Чем родители могут помочь своему ребенку в сложный период подготовки и сдачи экзаменов?
Владением информацией о процессе проведения экзамена.
Пониманием и поддержкой, любовью и верой в его силы.
Участие в подготовке к ЕГЭ.
Организация режима.
Слайд 11.
Советы по психологической поддержке выпускников
Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Слайд 12.
Подготовка к экзамену:
Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.
Следует учесть, что эффективность запоминания меняется в течение дня. Лучшее время для изучения и запоминания информации с 8 до 12 затем, в этот период память наиболее цепкая и острая. Затем продуктивность запоминания постепенно снижается, и снова начинает увеличиваться с 17 часов, достигая своего пика в 19 часов вечера, если нет переутомления. Считается, что информация, полученная в период с 13 до 15 часов, практически не остается в нашей памяти, поэтому посвятите это время отдыху.
Слайд 13.
Ввести в интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Достаточно повесить на стену картину, положить покрывало, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.
Слайд 14.
Материал структурируют за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге.
Начинают с самого трудного - с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который больше всего интересен и приятен.
Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок.
Шпаргалки делать полезно! Но не для того, чтобы пользоваться ими на экзамене, а для того, чтобы структурировать все свои знания. Шпаргалки – это систематизация знаний. При их создании задействуются разные модальности памяти: зрительная и моторная память. Когда человек пишет шпаргалки, он раскладывает по полочкам все свои мысли. Имея с собой шпаргалки, человек может чувствовать себя увереннее просто от их наличия.
Слайд 15.
Чередовать работу и отдых: 40 минут – занятий, 10 мин. — перерыв.
Почему нужен перерыв? Головной мозг подобно компьютеру может быть перегружен информацией. Через 30 минут внимание рассеивается и произвольная память отключается.
Во время этой паузы не стоит включать телевизор или возвращаться к прерванной компьютерной игре – учащиеся сами могут не заметить, как отведенные на отдых 15 минут превратятся в часы. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, принять душ.
Слайд 16.
Необходимо контролировать четкое соблюдение школьником распорядка дня. Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Впрочем, этот показатель индивидуален для каждого человека. Вот что советуют специалисты:
1. Наш сон делится на фазы продолжительного около 1,5 часов. Ощущение «разбитости» часто возникает при пробуждении посередине фазы. Поэтому необходимо, чтобы время отводимое на сон, было кратно 1,5 часам. Иначе говоря, лучше проспать 7,5 часов, чем 8 или даже 8,5. В крайнем случае можно ограничиться 6 часами сна (1,5 х 4), но, разумеется, в виде исключения. Долго на таком режиме не протянешь.
2. Самый «качественный» сон – до полуночи. Не случайно «жаворонкам», то есть людям, привыкшим рано ложиться и рано вставать, в принципе для сна требуется меньшее количество часов, чем «совам» - тем, кто любит засиживаться допоздна, а утром поднимается с большим трудом. Близкой к идеальной схемой можно считать такую: отбой в 22:30, подъем – 6:00. Ложиться спать выпускник должен примерно в одно и то же время. ПИ помните, что в этот период, необходимы прогулки. Идет большой поток информации. Для ее усвоения необходим кислородный обмен.
Слайд 17.
Важно поддерживать режим питания школьника. Необходима и витаминная поддержка организма. Не забывайте, что во время интенсивного умственного напряжения ребенку необходима питательная и разнообразная пища. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Питание - четырехразовое. Введите добавки: мед, орехи, витамины. Исключите кофе. Старайтесь избегать приема большого количества шоколада, сахара, печенья и конфет.
Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Слайд 18.
Чтобы улучшить память:
- Морковь - особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу.
- Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем информации, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в различных продуктах. Лимон - освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд
- Капуста - снимает нервозность.
- Черника - идеальная ягода для школьников, студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.
Слайд 19.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена.
Слайд 20.
Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Вечером покормите ребенка крахмальными продуктами: картофель, рис, макароны, хлеб подойдут отлично и помогут спокойно заснуть.
Организуйте сон ребенка на 1 час раньше, в хорошо проветренной комнате.
Одежду, которую планирует ребенок одеть на экзамен, примерьте накануне еще и убедитесь в том, что ребенку в ней удобно и комфортно.
Важно, чтобы ваш ребенок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Слайд 21.
Приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов. Как помочь себе в стрессе?. Проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий.
Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность активно решать стоящие перед ним задачи.
Но можно восстановить гармонию или приблизится к ней.
1) Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом. Правую руку кладем на левое колено, поднимаем левую пятку, опускаем и снова поднимаем. И так несколько раз. Затем меняем руку и ногу. Обязательное условие этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
2) Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий головного мозга. Цвет не имеет значения, главное, чтоб он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
3) Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка массировать обеими руками круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. . Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
4) Смехом тоже можно "ударить" по стрессу. Малазийские ученые установили, что смех не только продлевает жизнь, но и снимает стресс; улучшает аппетит и работоспособность, нормализует сон. На протяжении девяти дней 30 учащихся проходили курс смехотерапии перед экзаменами. Эти занятия включали в себя обучение особым дыхательным приемам, имитирующим смех человека. По словам учащихся, физически они ощущали себя гораздо лучше, чем обычно.
Техника подготовки "3-4-5".
Время до экзамена (год, месяц, неделя) необходимо разделить на три равные части. Например, у вас есть 15 дней на подготовку, тогда в первые 5 дней бегло просмотрите весь материал (что бы знать его на тройку), во вторые 5 дней углубленно изучите те темы, которые знаете хуже всего (уровень знаний соответствует оценке четыре), а в оставшиеся дни - отшлифуйте знания и уберите ошибки, чтобы владеть материалом на отлично.
Слайд 22.
В день сдачи экзамена:
Вовремя разбудить;
Приготовить одежду;
Положить необходимые учебные принадлежности (ручку, документы);
Обязательно проследите, что бы ребенок не пошел на экзамен не позавтракав. Для завтрака перед экзаменом очень хорошо сесть что-нибудь с высоким содержанием белка и клетчатки.
С утра перед экзаменом дайте ребенку шоколадку (это не баловство, а просто глюкоза, стимулирующая мозговую деятельность).
Дайте ребенку с собой воды.
Слайд 23.
ИТАК…
• Владеем информацией по организации проведения экзаменов.
• Поддерживаем ребенка.
• Участвуем в подготовке.
• Организовываем режим.
Слайд 24.
Главное – настрой!
Психологи советуют перед экзаменом вспоминать ситуации, когда вам все удавалось, когда вы чувствовали себя счастливым от того, что у вас получилось какое-то дело. Это может быть какая-то ситуация из детства. Например, вы построили башню из песка, она казалась вам замечательной, вы чувствовали восторг от этого. То есть, вспоминаете любую ситуацию и чувство, которое было тогда, когда был успех.
Слайд 25.
Напоследок, приведу короткую притчу про стресс.
На одной из лекций на тему управления стрессом, докладчик высоко поднял стакан с водой. Лектор спросил: «Как вы думаете, сколько весит этот стакан?» Слушатели начали предлагать варианты от 150 грамм до 600 грамм. На что докладчик ответил: «Вес стакана не имеет значения, но важно то, как долго я держу этот стакан в руке. Если я держу его в течении минуты, — это не проблема. Если я буду держать его в течении часа, то моя рука может начать болеть. Если я буду держать стакан в течении всего дня, то рука начнет неметь и может нарушиться ее нормальная работа. Во всех перечисленных случаях масса стакана не меняется, но чем дольше я его держу, тем тяжелее он становится.»И он продолжил: «Стрессы и переживания в нашей жизни очень похожи на этот стакан с водой. Подумайте о них минуту и ничего не случится. Подумайте о них дольше, и они начинают доставлять неудобства. Если вы будете думать о них весь день, то они вас просто парализуют, и вы не сможете ничего делать!»
Помните о том, что стакан можно поставить на стол, а не держать в руках.
Самоанализ проведенного мероприятия
Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Безусловно, необходимо заранее определить стратегии действий, направленных на эффективную подготовку и успешную сдачу экзаменов.
Не секрет, что сегодня у большинства родителей и учащихся сложилось больше негативное отношение к ЕГЭ и ОГЭ, чем позитивное. Как показывает опыт, подготовка к итоговой аттестации сопровождается формированием эмоциональных убеждений и установок, отражающих негативное отношение к экзаменам. Подобные высказывания имели место и на собрании. Они сопровождались сильными эмоциями: тревогой, гневом, страхом. Наличие негативного эмоционального отношения осложняет подготовку к экзамену для всех участников образовательного процесса.
Эмоциональное волнение родителей и их негативный настрой обязательно передается детям, поэтому педагогам и психологу необходимо предоставить взрослым всю необходимую объективную информацию об экзаменах, помочь справиться с эмоциональным напряжением и тревогой, а также научить, как правильно оказать необходимую психологическую и моральную помощь детям в предэкзаменационный период. Нельзя допускать такого момента, когда ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Поэтому очень важно формирование адекватного отношения к ситуации, в первую очередь у родителей.
Важно сформировать конструктивное восприятие данной проблемы. Конечно, невозможно заставить родителей и школьников радоваться предстоящему экзамену, но перейти от эмоционального восприятия экзамена как проблемы к восприятию его как решаемой задачи необходимо. Это будет способствовать более эффективной деятельности.
Ещё одной из важных задач при подготовке к экзаменам, считаю, научить родителей, оказывать своему ребенку правильную помощь. Не все родители могут дать объективную оценку психологическому состоянию своего сына или дочери. Знать и контролировать успеваемость ребёнка по предметам, это не значит, помогать ему готовиться к экзаменам.
На собрании мы попытались обратить внимание родителей на то, с какими трудностями обычно сталкиваются школьники в учёбе, заставить их проанализировать свою тактику поведения, подсказать, что они делают верно, а где необходимо изменить, пересмотреть свои действия, как сделать лучше, чтобы предэкзаменационный период не оказался чрезмерно тревожным и стрессовым для всей семьи.
Мы попытались объяснить родителям, что для каждого ребёнка целесообразно разработать индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные. Поэтому в разработке индивидуальной стратегии для каждого школьника, не только педагоги, но и родители должны принять самое активное участие: помочь своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной деятельности, развить умения использовать собственные интеллектуальные ресурсы и настроиться на успех!
Считаю, что те цели и задачи, которые были поставлены в начале родительского собрания, были успешно решены.
Мы обеспечили родителей основной необходимой информацией о стратегиях эффективной подготовки к экзамену;
- попытались снизить уровень тревоги родителей, связанный с предстоящими испытаниями;
– помогли родителям самостоятельно проанализировать уровень подготовленности детей к предстоящим экзаменам, выявить трудности;
– предложили рекомендации по оказанию психологической помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации;
- предложили проанализировать типичные ситуации, которые возникают в семьях, выявить трудности и выступить в роли психологов, определив методы и приемы психологической поддержки при подготовке выпускников к экзаменам.