Как подготовиться к школьному обучению и родителю и ребёнку.


Как быть готовыми к школе: родитель и ребёнок.
Ребёнку – дошкольнику нужен чуткий и полный жизни родитель, следующий за ребёнком, безусловно доверяющий его чувствам, принимающий его темп развития.
Взрослый должен: давать ребёнку защиту,
Достаточное пространство для активности,
опору в виде ритуалов (повторяющихся действий): без них нет спокойствия и уверенности, нужных для роста и развития.
Ребёнку от 5 до 9 лет важны важны иные аспекты личности взрослого. Поскольку его собственное «Я» уже начало расти и крепнуть, ему нужно рядом «Я», которое уже выросло. У взрослого должно быть взрослое «Я», которое себя не выпячивает («я же говорила!»), не самоутверждается за счёт ребёнка, не спешит паниковать, умеет анализировать и проверять информацию, не торопясь выносить суждения и, заняв справедливую позицию, твёрдо стоит на ней, обеспечивая надёжность самому ребёнку.
Дети учатся у нас, подглядывая за тем, как мы разрешаем конфликты, они делают, как мы делаем, а не как мы говорим.
По сути детям в 6-9 лет ( и дальше) от взрослого нужны три способности:
1.Быть внимательным к проявлениям детского Я.
И терпеливо расспрашивать, и слушать со всей серьёзностью и личной включённостью, и понимать, что нет маленьких тем или незначительных событий.
2.Быть справедливым в оценках.
Выносить справедливые суждения, но также давать образцы милосердия.
Сюда же относится ориентирование в мире. У любой ситуации конфликта есть своя логика. Дети пока её не знают, а мы с вами знаем, потому что опыт жизни – это и есть знания о логике развития событий.
3.Уважать ребёнка как безусловную ценность.
Его плохое поведение – это только способ спросить нас: «Ты меня считаешь ценным? Даже после этого?»
Поэтому лучшее занятие с ребёнком от 5 до 9 лет – диалог, иногда серьёзный, а иногда – весёлый, лёгкий, с тайными прозвищами, шутками и игровыми моментами.
Научить прилагать усилия .Взрослый человек способен планировать, предвидеть, каков будет результат его труда, он может структурировать своё время.
Ребёнок живёт настоящим. Когда он прилагает усилие, он выходит за пределы сиюминутного восприятия действительности.
Постепенно он учится предвидеть результаты своих усилий.(«Из этого пластилина у меня получится красивый грибочек») и предвкушать удовольствие, которое они ему доставят («Грибочек понравится маме!»). А затем к детям приходит осознание того, что существует будущее, и то, каким оно будет, зависит от них. Так что результат (радость мамы на лице при виде пластилинового грибочка) стоит того, чтобы трудиться, и это вселяет оптимизм и побуждает к творчеству!
Для того, чтобы научить ребёнка прикладывать усилия, от взрослых также требуются…усилия. Но нам не легко быть последовательными, особенно если после рабочего дня, предстоит добиться того, чтобы ребёнок навёл порядок в своей комнате, доделать уроки…Ведь придётся требовать, объяснять, уговаривать, подбадривать…
Одна из задач родителей – объяснять ребёнку, как этот мир устроен: чтобы получить, необходимо приложить усилия. Объяснения необходимы, когда мы просим ребёнка о чём-то в первый раз или он активно сопротивляется нашим просьбам: «Обязательно надо чистить зубы, иначе они будут болеть».
Дети чувствуют себя спокойнее, если мы последовательно в своих требованиях и они внятно сформулированы.
Как поддержать его в неудаче? Помочь понять, что именно не получилось. Вместе учим анализировать, почему его усилия не увенчались успехом.
Приучайте ребёнка анализировать причины неудачи – так вы научите его ясно понимать, что именно привело к ошибке. Уточняйте, что осталось непонятым, просите переделать дома упражнение, пересказать плохо усвоенный урок. Будьте готовы и сами заново объяснить суть недавно пройденного материала. Но никогда не делайте задание вместо него – делайте вместе с ребёнком. Хорошо, когда совместное творчество касается сложных и творческих заданий: проекта, сочинения на свободную тему. Обсуждайте с ребёнком новые идеи, вместе ищите литературу, информацию в Интернете. Такой («деловой») опыт общения с родителями, новые навыки помогут ребёнку стать увереннее в себе, пробовать, ошибаться и искать новые решения.
Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей…
Чтобы окончательно покинуть школьный мир и войти в домашний, детям младше 13 лет необходимо от 45 минут до 2-х часов. Пока отложите разговоры о школе.
Лучшее время для выполнения домашних заданий – с 15 до 17-18 часов. Если уже поздно, можно вернуться к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу. Школьникам трудно сделать всё в один присест. В 8-12 лет идеально время для работы без перерыва – 30 минут. Необходимы перерывы – 5-10 минут. Присутствие взрослого нужно, т.к. детям трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтобы научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Присутствие взрослого успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы.
Ребёнку необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки. Вы можете вместе посмотреть что задано, спланировать работу, помочь ее начать и …заняться своими делами, уточнив, что будите рядом, если ему понадобится помощь. Позже вы сможете вместе проверить выполненное задание. Не стоит сидеть с ребёнком и следить за каждым его движением.
Если нет рядом взрослого, договоритесь о правилах выполнения домашнего задания. Ребёнок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы проверите сделанное и будите рядом, пока он доделает остальное. Не заставляйте ребёнка переписывать всё, если в работе обнаружились какие-то непринципиальные ошибки. Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании.
Ещё одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуждениях и решать задачи самому.
В результате ребёнок почувствует радость и подъём от того, что смог выполнить задание сам.
Самостоятельность в выполнении домашнего задания индивидуальна и ни в коем случае не сравнивайте его с одноклассниками. Сначала начните проверять домашние задания через день, затем – раз в 3-4 дня. Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу – пусть проверка и обсуждение заданий происходит хотя бы раз в неделю – ещё будут оставаться необходимыми примерно до 13 лет.
К этому времени определенный этап можно считать завершённым: либо ваш ребёнок осознал цели обучения и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную свободу, либо он бунтует против домашних заданий…и вам будет необходимо искать новые способы совместных занятий – в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей или со старшим братом и т.д.Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают её не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для тревоги дают сами родители. Они драматизируют ситуацию, а в результате дети начинают верить в то, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.
Даже самый любознательный и внимательный ребёнок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять ребёнку. Всегда оценивайте работу, но не ребёнка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания. Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы откат назад. У 8-9 – летних детей, наступает период, когда их почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным.