Конспект урока окружающего мира Как животные питаются
3
УМК «Планета знаний»
Тема урока: Как животные питаются.
Цель: познакомить учащихся со способами питания живых организмов, выяснить как питаются разные животные.
Задачи: Воспитательные: Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Образовательные: Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.
Развивающие: Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Место урока в учебном плане: 13 урок по разделу “О царствах живой природы”, 4 урок по теме «Животные»
Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Формы организации: фронтальная, групповая, фронтальная работа, работа в парах.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- схемы классификации;
- карточки с заданием;
- учебник, рабочая тетрадь;
- оценочные листы;
- таблицы для игры «Верите ли вы»
Тема
Как животные питаются
Задачи
Воспитательные:
Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.
Образовательные:
Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.
Развивающие:
Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.
Формирование УУД:
Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.
Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.
Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Планируемые результаты
Предметные:
- знать растительноядных, всеядных животных и хищников
- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию
- уметь группировать животных по существенным признакам
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения действий; высказывать своё мнение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
Основные понятия
Животные, растительноядные, всеядные, хищные (плотоядные);
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы
-основные
-дополнительные
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» учебник для 3 кл. четырёхл. Нач. шк. : в 2 ч./Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013
Авторская презентация «Питание животных»
Формы организации
Групповая, индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах
Технологическая карта урока
Этапы урока
Ход урока и задания
Действия учителя
УУД на этапах урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
2-3 мин.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Михайловна. Сегодня на уроке я буду вашей учительницей. Также на уроке будут присутствовать гости.
(Звучит запись «Голоса птиц)
Нас в любое время годаУчит мудрая природа:Птицы учат пению.
Паучок терпению.Пчелы в поле и в садуОбучают нас труду.
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
(Жизнь без природы, без окружающего нас мира не имеет смысла.)
- Для чего нужно изучать окружающий мир?
(Для лучшего понимания мира, приспособления в нём. Познавая мир, мы наилучшим образом организуем свою жизнь.)
Аудиозапись
«Голоса птиц»
Читаю стихотворение
Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
Происходит формирование
Личностных УУД
(Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, смыслообразование – какое значение, смысл имеет для ученика изучение окружающего мира)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
4 мин.
3 мин.
- Повторим, что вы изучали на прошлых уроках. Работаем с текстом. Прочитайте вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.
Тест по теме «Разнообразие животных».
1. К какой группе животных относятся креветки и крабы?
1) моллюски
2) ракообразные+
3) иглокожие
2. К какой группе относятся животные, у которых 6 ног?
1) ракообразные
2) паукообразные
3) насекомые+
3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй?
1) рыбы+
2) земноводные
3) пресмыкающиеся
4. Какая группа животных выкармливает своих детёнышей молоком?
1) птицы
2) звери+
3) земноводные
5. К какой группе животных относятся лягушки и тритоны?
1) рыбы
2) земноводные+
3) пресмыкающиеся
- У Вас на парте лежит оценочный лист. Если Вы уверены, что выполнили работу правильно, в графе «самооценка» закрасьте круг зелёным цветом. Если сомневаетесь- красным.
- Проведём взаимопроверку.
Поменяйтесь друг с другом работами. Проверьте правильность выполнения теста по слайду. Если тест выполнен без ошибок – закрасьте круг зелёным цветом, с ошибками – красным. Поменяйтесь работами и в графе «оценивает ученик» закрасьте круг таким цветом, которым вас оценил товарищ.
Поднимите руку у кого оба кружка зелёного цвета. Молодцы. А те ребята, у которых какой-нибудь вопрос вызвал затруднение, постарайтесь ещё раз разобрать его по учебнику. Где ещё можно найти информацию по возникающим у нас вопросам? (В интернете, энциклопедии и т.д.)
А теперь посмотрите на доску:
дышит, передвигается, растёт, развивается, размножается, умирает.
- Прочитайте эти слова.
- Про кого можно так сказать? (Про животного, про человека.)
(- А к растению можно отнести все эти признаки? (Нет, оно не передвигается.)
- Какие признаки живых организмов не названы? (Живые организмы питаются.)
У каждого ученика на парте «Оценочный лист», тест, карточки, таблица для игры.
Слайд 1
«Проверь себя»
Взаимопроверка:
Нет ошибок - 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Есть ошибки -
Слайд 2
«Разнообразие животных»
Познавательные
(логические – мыслительные операции, классификация групп животных по их строению)
Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона)
3. Построение проекта из затруднения.
Открытие «нового» знания
3 мин.
3 мин.
6 мин.
- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Питание животных.)
- Что узнаем о питании животных? (Какую пищу едят животные, как добывают и как поедают её?)
Предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы». У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, вы ставите в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «- » ,если не согласны. На второй строке пока ничего не пишите.
1
2
3
4
Вопросы:
1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?
2. Верите ли вы, что божьих коровок называют хищниками?
3. Верите ли вы , что медведи – это всеядные животные?
4. Верите ли Вы, что тунец – хищная рыба.
Отложите карточки на край парты, мы к ним вернёмся позже.
- Посмотрите на животных, изображенных на слайде.
- На какие группы по питанию мы можем разделить их?
- Одни из них питаются растениями, другие – животными, а третьи- и растениями, и животными.
- Как назовём животных, которые питаются растениями? (Растительноядные.)
- Перечислите на слайде растительноядных животных.
- Как назовём животных, которые питаются другими животными? (Хищники или плотоядные.)
- Кто здесь хищники?
-Как назовём остальных животных? (Всеядными.)
- Почему их так назвали? (Питаются и растениями, и животными.)
Вывод: - Итак, на какие группы по способу питания можно разделить животных?
Животные
Растительноядные, хищники, всеядные
Работа в группах.
- Сейчас каждая группа получит карточку с названием животного. Ваша задача – узнать с помощью учебника, как питается животное, что помогает ему находить пищу, с помощью чего животное поедает пищу. Информацию о животном возьмёте из учебника на стр.116 – 118, из собственных наблюдений, из телепередач. Откройте рабочие тетради на с.50, №130. Прочтёте информацию, обсудите в группе и запишите в тетрадь.
Определитесь, кто будет выступать от вашей группы.
1 группа – «бабочка»
Питается цветочным нектаром. На конце всех шести ног есть свои органы вкуса, которые бабочки используют для нахождения пищи. Насекомое поедает пищу с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка.
- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.
- К какой группе по способу питания можно отнести бабочку?
(К растительноядным.)
- С помощью чего растительноядные поедают пищу? (У бабочки –сосущий хоботок, у других растительноядных хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они разгрызают пищу, а коренными зубами перетирают её. У этой группы животных сильные губы, язык, они хорошо бегают, прячутся.)
2 группа – «орёл»
Питается мелкими животными. Находить пищу помогают глаза. Орлы хорошо видят свою добычу. Животное, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части.
- К какой группе относится орёл? (Хищник.)
- По каким признакам можно определить хищника?
(У них большие и острые клыки, чтобы удерживать добычу, сильные челюсти, мощные когти, хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они сильные, выносливые, у некоторых из них хорошо развита мускулатура)
- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища.
3 группа – «медведь»
Питается ягодами, кореньями, муравьями, гусеницами, мёдом. Может охотиться на лосей, кабанов. Любит лакомиться рыбой. Находить пищу ему помогает острый слух и обоняние. Животное поедает пищу с помощью зубов.
- К какой группе относится медведь? (Всеядные.)
4 группа – «тунец»
Тунец – рыба. Голова тунца вытянута вперёд, рот широко раскрывается. Добычу тунец захватывает острыми зубами и заглатывает целиком.
- К какой группе относится тунец? (к хищникам)
Мы выяснили, что по внешнему виду животных можно определить, к какой группе они относятся. У хищных птиц острый крючковидный клюв, а пальцы вооружены острыми крючковатыми когтями.
У хищных рыб голова сильно вытянута вперёд, рот способен широко раскрываться, а челюсти усажены острыми зубами. Хищные млекопитающие обладают острыми клыками. У многих из них острые когти. Насекомоядные птицы имеют тонкий и острый клюв. У зерноядных птиц короткий, высокий и широкий клюв.
Все группы справились с заданием, поэтому закрасьте круг зелёным цветом в оценочном листе.
Познавательные
(общеучебные - формулирование познавательной цели;
логические –анализ предложения с целью выделения существенных признаков живых организмов)
Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
(постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Познавательные
(общеучебные-
знаково-символические)
Познавательные (самостоятельное решение проблем поискового характера)
Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, смысловое чтение)
Познавательные-(общеучебные – умение осознанно строить речевое высказывание, )
Познавательные-(общеучебные-смысловое чтение, умение структуировать знания)
Рягулятивные (контроль, коррекция – вносят дополнения)
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Слайд 3
«Признаки животных»
Дети обдумывают свои учебные действия, ставят цель, формулируют проблему и пытаются её решить.
Слайд 4,5
Слайд 6
«Деление животных на группы по способу питания»
Слайд 7
«Классификация животных по способу питания»
Раздаю карточки с названиями животных
4. Физминутка
2 мин.
Музыкальная физминутка «Танец маленьких утят»
Повышение умственной работоспособности детей, предупреждение преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения
5. Включение в систему знаний.
4 мин.
- Ребята, мы узнали много нового и интересного о питании животных. Но многие из них являются не только источником питания для других животных. Так из-за ценного меха и мяса многие из них погибают от рук человека. А кто знает, как называют людей, которые занимаются истреблением диких животных?(браконьерами)
- Браконьеры в большом количестве истребляют животных. К чему это может привести? (Совсем исчезнут виды животных, которых человек истребляет)
- Что может сделать человек для охраны редких животных? (Создать заповедники, где редкие животные будут находиться под его защитой.)
Я узнал, что у меня есть огромная родня:
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Звери, птицы и жуки, муравьи и мотыльки
Все, что рядышком со мною, - это все мое родное!
Как же мне в краю родном не заботиться о нем!
-Пусть последние строчки стихотворения для вас станут девизом. Я думаю, что все вы любите животных, природу в целом, и всегда будете беречь её.
Слайд 8
«Заповедники»
Вывести на экран
Познавательные (логические – мыслительные операции)
На данном этапе происходит выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Регулятивные УУД (прогнозирование, применение нового знания, доработка своих затруднений)
Личностные
(самоопределение,
нравственно-этическая ориентация)
6.Рефлексия деятельности
2 мин.
А сейчас вернёмся к игре «Верите ли вы». Сейчас Вам предстоит заполнить вторую строку , отвечая на те же вопросы.
1
2
3
4
Вопросы:
1. Верите ли вы, что животные делятся по способу питания на три группы?
2. Верите ли вы, что плотоядных божьих коровок называют хищниками?
3. Верите ли вы , что медведи – это всеядные животные?
4. Верите ли вы, что тунец –это хищная рыба?
Поднимите руку те ребята, которые нашли ошибки в своих первоначальных ответах. Молодцы! Если у Вас во второй строке выставлены все «+», закрасьте круг зелёным цветом. Если имеются « - » - красным.
-Над какой темой мы работали? На какие группы можно разделить животных по способу питания? А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось?
- Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Ребята, сегодня у
нас необычный урок, поэтому у нас не будет плохих оценок. Поднимите руку те ребята, у которых в оценочном листе все круги зелёного цвета. За урок вы получаете «5».Остальные получают за урок оценку «4». А я бы хотела поставить оценку «5» .за активную работу на уроке, за подготовку интересных сообщений о животных. (Оценивание учащихся.)
Домашнее задание.
Прочитать на с.119 учебника «Как питаются другие животные», выполнить №132 в рабочей тетради.
Аутотренинг.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
(РЕЗЕРВ):
«Знаете ли вы»
Ежи могут спокойно есть гадюк: их яд на них не действует. Кроме того, ежи питаются жуками, червями, улитками, лягушками, жабами, мышатами, яйцами и птенцами из гнезд, которые находятся на земле.
Пингвины не пьют пресную воду они умеют «опреснять» соленую. В их теле есть специальные железы, которые отделяют соль из воды, которая выводится через особые желобки на клюве.
Заяц разборчив в выборе пищи. Всякий знает, что зайцы любят морковку, капусту и репу. Но особое пристрастие зайцы питают к петрушке.
Сообщения о животных
Слайд 9
Слайд 10
Домашнее задание
Слайд 13
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.
Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),
Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.
15