Открытый урок по познанию мира во 2 классе Тема: Как животные приспособились к среде обитания
Учитель начальный классов Горбачёва Е.Ю.
КГУ СОШ №30 г. Караганда
Открытый урок по познанию мира во 2 классе
Тема: Как животные приспособились к среде обитания
Цель: познакомить учащихся с темой: «Как животные приспособлены к среде обитания», углубить знания учащихся по теме: «как растения приспособлены к природным условиям» (черты приспособленности, условия жизни животных и растений).
Задачи: 1. сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;
2. развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
3.воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.
Словарная работа: среда обитание, приспособления.
Ход урока
Психологический настрой
Добрый день всем гостям и учащимся, которые пришли к нам на урок. Ребята как вы сегодня прекрасно выглядите, подтянуты и элегантны. Возьмите соседа по парте за руку, пусть тепло ваших рук друг друга, вселит в вас уверенность, прогонит страх.
1)Орг. момент.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садимся поудобнее –
Начнём скорей урок.
2)Проверка домашнего задания
А урок мы начнем с вами с проверки домашнего задания
Итак что было задано на дом.
Прочитать, стр. 106-108, ответить на вопросы
Какую тему мы проходили на прошлом уроке?
Чем отличаются пауки от насекомых?
Как выглядит каракурт? Как действовать при укусе каракурта?
Расскажите о тарантуле.
Почему клещи несут опасность для человека?
Расскажите о том, как защитится от клещей.
Молодцы ребята. Надеюсь эти знания вам пригодятся в жизни.
3)Изучение нового(Слайд 1)
Среда обитания
У осла и соловья,У лисы и журавля,У стрекоз и муравьяЖизнь у каждого своя.Каждый соблюдает точноСвой режим и дня, и ночи,И у каждого своеОблюбовано жилье.Выбирает привередаЛишь свое меню обеда,А в дороге изберутКаждый собственныйМаршрут –У букашки и у птички.Тем-то каждый и хорош,Что на прочих не похож.
– Ребята, о ком и о чем это стихотворение? (О животных, об условиях, месте)– Да, это стихотворение об условиях, месте, или по другому – о среде обитания. Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.
(Сообщение темы урока, запись в тетради)
4)Тема сегодняшнего урока «Как животные приспособились к среде обитания» (Слайд 2)
Итак, ответим на вопрос что такое среда обитания(Слайд 3)
Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм
Каждое животное приспосабливается к своей среде обитания. Животные могут жить на земле и под землей. Одни живут в воде, другие замечательно обитают в горячих песках. Окраска делает некоторых животных незаметными в окружающей природе, а форма тела удобна для передвижения.
1.Наземно-воздушная(Слайд 4)
Лес. В лесу можно увидеть разных животных – от маленьких жуков и птиц до крупных млекопитающих, таких как лось, медведь. Они находят здесь жилье и пищу. У многих лесных животных окраска под цвет деревьев и кустарников: коричневая, серая или пятнистая. Когти у многих животных очень острые, благодаря этому они могут лазить по деревьям. Вот рыжая белка ловко перепрыгнула с одного дерева на другое. Шерсть белки летом рыжая, а зимой становится густой и серой, чтобы переносить сильные морозы. У обитателей леса среда обитания называется наземно-воздушной. Животные в наземно-воздушной среде обитания ходят, бегают, прыгают, летают.
2.Наземно-воздушная и почвенная(Слайд 5,6,7)
На лугу другие условия для жизни. Здесь обитает много насекомых, скрываются в траве и находят пищу мелкие грызуны: суслики, мыши. В почве прорывают ходы кроты и землеройки. Это открытое место, поэтому крупные животные на лугу не обитают. Среди густых трав перепелки (луговые курочки) делают ямки в земле, выстилают травой – и гнездо готово. Сама перепелка коричневато-серая со светлыми пятнами, чтобы было удобно прятаться в траве. Даже скорлупа яиц пятнистая! Обитатели почвенной среды обитания плохо видят или лишены зрения, зато у них хорошее обоняние, копательные конечности, либо пропускают почву через органы пищеварения, чтобы продвигаться в почве.
3.Водная среда обитания(Слайд 8)
Увидеть всех животных водной среды обитания невозможно. Но они есть на поверхности, в воде и на дне. Все обитатели водной среды имеют обтекаемую форму тела, которая помогает им беспрепятственно передвигаться в воде. Вот над прибрежными растениями пролетела стрекоза. А ее личинка укрылась на дне и ловит головастиков. Ее совсем незаметно из-за окраски, которая не отличается от песка. Много водоплавающих птиц можно встретить по берегам водоемов. Их лапки с перепонками между пальцев позволяют плавать и нырять. Они дышат при помощи жабр или поднимаются на поверхность за глотком воздуха, имеют плавники или перепонки на конечностях, у них обтекаемая форма тела.
5) Давайте повторим некоторые данные
Как двигаются животные в наземно-воздушной среде? (Слайд 9)
Животные в наземно-воздушной среде обитания ходят, бегают, прыгают, летают.
Что характерно для животных водной среды? (Слайд 10)
Они дышат при помощи жабр или поднимаются на поверхность за глотком воздуха, имеют плавники или перепонки на конечностях, у них обтекаемая форма тела.
Какие особенности животных почвенной среды? (Слайд 11)
Обитатели почвенной среды обитания плохо видят или лишены зрения, зато у них хорошее обоняние, копательные конечности, либо пропускают почву через органы пищеварения, чтобы продвигаться в почве.
6) Работа с таблицей(Слайд 12)
7) Физкультминутка
Руки подняли и покачалиЭто деревья в лесу.Руки согнули и кисти встряхнулиВетер сбивает росу.В стороны руки, плавно помашемЭто к на птицы летят.Как они тихо садятся покажем Крылья сложили назад.
8)Игра «Угадай кто?»
1.Эти птицы – чемпионы среди птиц по скорости полета. 120 км. в час – обычная для них скорость. Весной они прилетают поздно. Их прилет означает наступление устойчивой теплой погоды. Птицы эти небольшие. Клюв у них короткий, широкий. Крылья – длинные, заостренные. В полете они бывают до 19 часов в сутки – ловят насекомых. Ноги совсем маленькие, не приспособленные для хождения. Во рту образуется много слюны. Слюна особенно клейкая во время гнездования. (Слайд 13)
2.Это самое быстроногое животное. Развивает скорость до 110 км. в час, но быстро устает и если в течении минуты не поймает добычу, то прекращает преследование. Имеет длинное вытянутое тело, длинный хвост, который служит рулем во время бега. Ноги очень высокие, тонкие, но вместе с тем сильные. Когти не втягиваются в подушечки лап – эта особенность отличает от других кошек. Такое строение когтей обеспечивают прекрасное сцепление с поверхностью почвы во время бега. (Слайд 14)
3.На поверхности земли можно видеть кучки земли, которые выбрасывают эти животные. Они роют подземные ходы этим рыхлят землю, питаются личинками насекомых, дождевыми червями и др.животными. У них слабое зрение, но хороший нюх, а передние конечности копательные, шерсть ложиться как от головы к хвосту, так и наоборот. Это помогает двигаться в норах. (Слайд 15)
4.Это крупное животные дышат жабрами. У этого представителя - хищника удлиненное тело торпедообразной формы, большой хвостовой плавник, обычно большое количество острых зубов на каждой челюсти (которой оно сейчас вам улыбнется) (Слайд 16)
8) Выполнение задания «Что их объединяет?» (Слайд 17)
9) Найдите лишнее животное другой среды обитания (Слайд 18,19,20,)
10) Выполнение задания по электронному учебнику
11) Подведение итогов(Слайд 21)
Какие утверждения верны?
1.Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную
2.Чтобы было легче передвигаться в толще воды, у большинства рыб обтекаемая форма тела
3.Крупные кенгуру совершают прыжки до 9-ти метров.
4. Это помогает им схватить пищу
5.Дельфины и моржи дышат атмосферным воздухом
6.Передние лапы крота плоские как лопаты и служат для плаванья
7.Кузнечик и кенгуру могут передвигаться
прыжками
12) Рефлексия
Вам понравился урок?
13) Домашнее задание: стр. 109-112, прочитать. Ответить на вопросы. (Слайд 22)