Урок познания мира на тему: Разнообразие мира животных. Чем питаются животные.
Интересно
Очень интересно
Не очень
интересно
Совсем
неинтересно
2 классТема: «Разнообразие мира животных.Чем питаются животные.»
Тип урока: урок-исследование.
Цель урока: познакомить учащихся с группами животных по питанию.
Задачи:
1. Определить понятия насекомоядное, хищное, растительноядное, всеядное животное; распределить животных на группы по типу питания; уметь выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способы питания.
2. Развивать любознательность, связную речь, умение работать в группах. Учиться анализировать, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к животному миру, экологическую культуру.
Оборудование:
учебник «Познание мира» 2 класс (под редакцией Н. Ф. Виноградовой; М., «Вентана-Граф, 2004 г.), рабочая тетрадь «Окружающий мир», ноутбук, проектор, экран, наглядные пособия, карточки.Ход урока
I. Организационный момент
Улыбнитесь друг другу, ребята! Улыбнитесь нашим гостям, поприветствуйте их. Садитесь.
Психологический настрой учащихся.
(Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя.)
Учитель. Ребята, возьмите в руки солнышко Добра и хорошего настроения. Посмотрите, как оно вам улыбается. Улыбнитесь и вы ему! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас. От него исходят удивительная энергия, добро.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия.
Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас почувствовали, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!
2.Актуализация знаний
1)-Ребята, сегодня мы начинаем новый раздел, название которого вам поможет узнать следующее задание : Расставьте цифры в порядке возрастания, а вместе с цифрами – и буквы.
и т е ж о ы в н
2 5 8 1 4 7 3 6
- Кто узнал, какое слово зашифровано?
- О ком пойдет речь на уроке?
Мы с вами начинаем путешествие по Царству Животных. Животные разнообразны. Их можно встретить повсюду: в почве, воде, воздухе, на поверхности земли. Среди них есть гиганты и карлики, ползающие и прыгающие, плавающие и летающие, дикие и домашние. Со многими вы уже знакомы.
2)Ассоциации к слову «животные»
- Когда вы слышите слово «животные», то кого вы представляете?
- На какие группы можно разделить этих животных?( дикие и домашние)
3. Формулирование темы урока и определение целей урока
Посмотрите на рисунок и попробуйте определить тему урока. Что вы видите?( бобр ест дерево, ястреб поймал рыбу, рыба проглотила более мелкую рыбу, лось ест траву)
Так, над какой же темой мы будем сегодня работать?
_ Какие задачи должны решить на уроке?
(Чем питаются животные?Одинаковой ли пищей питаются?)
Сегодня мы проведем урок-исследование. В ходе этого исследования вы сами должны разделить животных на группы по типу питания, выяснить, что помогает животным разных групп находить себе пищу, научиться определять к какой группе по типу питания относится то или иное животное.
Также на уроке мы будем учиться работать в группе, в паре. Будем учиться анализировать, делать выводы.
4.Работа по теме урока
1. Насекомоядные животные
Слайд. Перелетные птицы
Остаются ли эти птицы на зиму?
Как называются птицы, улетающие в теплые края?
Почему перелетные птицы улетают?
Чем они питаются?
-Какую пользу приносят птицы? (О дятле: один дятел съедает за день 750 – 900 короедов. Его называют лесным доктором. Кукушка съедает в день до 100 насекомых-вредителей.)Чем же питаются эти птицы?
Вы сами определили первую группу животных по типу питания.
Слайд Насекомоядные.
Кроме птиц к насекомоядным относятся и другие животные:
Слайд. Землеройка, лягушка.
2.Растительноядные (травоядные) животные
Слайд 7. Олень, корова, лошадь.
Чем питаются эти животные?
Как можно назвать эту группу животных?
Слайд 8. Травоядные или растительноядные животные
Каких травоядных животных вы можете назвать?
Слайд 9. Заяц
Чем питается?
(Кора молодых деревьев, урожай хлебных полей, огородов, например, капуста, репа, петрушка; осенью и зимой – озимые хлеба, сено из стогов).Слайды 10, 11, 12. Травоядные животные.
Лось. (Длина туловища – почти 3 метра, высота в плечах – около 2 метров.Масса старых лосей достигает 500 кг, средний вес – 350 – 400 кг).
, бобр, овца, веблюд.
3. Хищные животные
Слайд 13. Волк, лиса, рысьКакая пища у этих животных?
Как их можно назвать? (хищники)
Слайд 14. Хищные животные
Каких хищных животных вы можете назвать?
Слайд 15. Пума, тигр (длина тела –до 3 м, вес – до 300 кг),
лесная кошка
4. Всеядные животные
Отгадайте загадку:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Этот зверь - лесной …
(Медведь)
Вы назвали хищником медведя. Но только ли животной пищей питается медведь? (Ответы детей).
Слайд16. Медведь
(плоды и ягоды, зерна хлебных растений, коренья, травы, почки деревьев, желуди, малина, орехи,Пока много растительной пищи, медведи питаются ею. Но если ее не хватает, то медведь вспоминает, что он хищник.
Нам предстоит решить такую проблему: хищным или травоядным животным является медведь.
Вывод: медведь – всеядное животное.
Слайд 17. Всеядные животные.
Слайды 18, 19. Енот, ворона, еж.
Кабан (гусеницы, насекомые, черви, желуди, лесные орехи, каштаны, хлебные зерна, картофель, свекла; нападают на молодых оленей, преследуют и убивают подстреленных или ослабевших от недостатка корма благородных оленей, ланей и косуль)
Итак, давайте сделаем вывод: на какие группы по типу питания мы разделили животных?
Слайд 20.
5. Физкульминутка6. Работа по учебнику.
Страница 86.
Как вы думаете, можно ли, внимательно рассмотрев животное, определить, к какой группе по способу питания оно относится?
(По зубам, лапам, клювам, когтям птиц).
У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
У травоядных животных зубы, перетирающие пищу, сильные губы, язык; травоядные хорошо бегают, прячутся, у них хорошие слух и зрение.
Травоядные Хищники
Слух, зрение, обоняние.
Средства защиты:
хорошо бегают, прячутся, рога, иглы маскируются Слух, зрение, обоняние,
Средства охоты: зубы, когти, мощный клюв и
умение выслеживать добычу
7. Групповая работа
Деление на группы ( 4группы по 5 )
Правила работы в группе
Определить, к какой группе по типу питания относятся данные животные, доказать это.
I.группа: бобр, волк, щука, орел, заяц, олень.
II. группа: ёж, кролик, кабан, ворона, осёл, коза.
III.группа: акула, лиса, ласточка, лягушка, рысь, дятел.
IV.группа:медведь, обезьяна, кошка, ястреб, лошадь,лось
8. Работапо иллюстрациям в учебнике. (Работа в парах)
Определить группу питания животных.
Страница 86.
9. Синквейн( животные)
10. Охрана животных.
Мы много говорили с вами о том, чем питаются животные, разделили их на группы по способу питания. И у меня возник такой вопрос: " А можно ли разделить животных на такие группы: хорошие и плохие?" А почему?
Все животные, даже те, которые нам кажутся безобразными, ужасными, злыми, нужны природе.
11. Итог урока
Чему вы научились на уроке?
(Распределили животных по типу питания).
Расскажите, чем питаются животные каждой группы.
12. Домашнее задание
С.86-87
Выполнить задания в рабочей тетради. С .зз, №3
13. Рефлексия
Представьте себя лучиками солнца и разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
Слайд 26. Молодцы! Спасибо за хорошую работу!