Маршрутная карта урока Кровеносная система.Кровь (7 класс)


7 класс. Урок №45. Кровеносная система. Кровь.
Артериальная кровь - ____________________________________________________________________________
Венозная кровь -________________________________________________________________________________
Артерии -_______________________________________________________________________________________
Вены - _________________________________________________________________________________________
Капилляры - ____________________________________________________________________________________
Кровь - ________________________________________________________________________________________
Функции крови _________________________________________________________________________________
СОСТАВ КРОВИ
Плазма Форменные элементы эритроциты(содержат гемоглобин, транспорт кислорода)
Вода лейкоциты (бесцветны, защита от инфекции)
Минеральные соли тромбоциты (пластинки, защита от кровепотери)
Органические веществ а

ЭВОЛЮЦИЯ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ
шла по пути создания высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия .Систематические группы животных Органы кровеносной системы Особенности
Простейшие ,кишечнополостные,
круглые и плоские черви, губки Кольчатые черви Моллюски Членистоногие Хордовые Бесчерепные(ланцетник) Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие 7 класс Органы дыхания и газообмен
Дыхание – процесс, при котором окисление органических веществ ведёт к выделению химической энергии.
Когда процесс протекает в клетках ,его называют тканевым ли клеточным дыханием. Если для него требуется кислород, то дыхание называется аэробным, если реакции идут в отсутствии кислорода, то такое дыхание называют анаэробным.
Газообмен – совокупность процессов поглощения кислорода из окружающей среды и выделения углекислого газа.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
Среда обитания
Водная Полуводная Наземно-воздушная
Дыхательные органы Клеточная мембрана Жабры Эпителий Трахеи Лёгкие
Группа животных Одноклеточные Рыбы Плоские черви Насекомые Птицы
Млекопитающие
Эволюция органов дыхания у позвоночных шла по пути увеличения внутреннего объёма лёгких за счёт увеличения числа внутренних перегородок, а так же совершенствования транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, и развития систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Урок № 39 .7 класс ТЕМА Способы передвижения животных
1.Закончите схему
Движение
_________________ ______________
____________________________
__________________________________
2. У каких животных впервые появилась полость тела ______________________________________________
3.Дайте определение понятий:
Полость тела -______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Полостная жидкость - ________________________________________________________________________
Первичная полость тела - _____________________________________________________________________
Вторичная полость тела - _____________________________________________________________________
4.Назовите системы органов в организмах высокоорганизованных животных , где есть клетки, имеющие жгутики и реснички. Почему эти клетки встречаются именно в этих системах ?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Закончите предложения.
У рыб движение происходит за счёт мышц __________________________________________________________
у земноводных , пресмыкающихся, птиц, млекопитающих – за счёт мышц _______________________________
У них мышцы осуществляют разные виды движения - _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
6.Докажите примитивность строения животных , имеющих первичную полость.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эволюция строения и функций органов и их систем
Органы , системы органов Путь эволюции
Покровы тела увеличение числа слоёв, появление образований: ресничек, жгутиков, желёз, известковых и хитиновых покровов, чешуи, когтей, перьев, волос, рогов, копыт, ногтей.Опорно-двигательная система оболочка, внешние растяжимые покровы , хитиновый панцирь –наружный скелет, мышцы, внутренний скелет-костный, хрящевой,сухожилия,хорда, позвоночник, его отделы.
Способы передвижения амёбоидное,при помощи жгутиков и ресничек, с помощью мышц
Органы дыхания увеличение площади лёгочных перегородок, участвующих в газообмене, совершенствование транспортных систем доставки кислорода к клеткам, расположенным внутри организма, развитие систем, обеспечивающих вентиляцию органов дыхания.
Органы пищеварения необходимость осваивать новый тип пищи, получать из того же объёма пищи значительно больше строительного материала и энергии
Кровеносная система создание высокоспециализированной кровеносной системы, обеспечивающей всем клеткам тела необходимые для их жизни условия
Органы выделения создание специализированных органов, обеспечивающих выведение опасных , ядовитых веществ
Нервная система возможности для выбора ответной реакции, раздражимость, рефлексы, инстинкты, развитие головного мозга, коры переднего мозга
Органы чувств усложнение органоиды, нервные клетки , специальные органы
Органы размножения появление специализированных половых желёз живорождения, органов для развития зародыша внутри материнского организма, сокращение численности детёнышей в процессе размножения, оплодотворение внутреннее
Эволюция строения и функций органов и их систем
Органы , системы органов Путь эволюции
Покровы тела Опорно-двигательная система Способы передвижения Органы дыхания Органы пищеварения Кровеносная система Органы выделения Нервная система Органы чувств Органы размножения Урок № 47.Нервная система.
Значение ______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздражимость - ________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Таксис – раздражение в форме движения, положительный – к источнику раздражения, отрицательный – от источника раздражения.
Рефлекс - ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Безусловные рефлексы Условные рефлексы
Инстинкт -______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

Функции отделов головного мозга
Передний мозг Средний мозг Мозжечок Промежуточный мозг Продолговатый мозг ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Систематические группы животных Нервная система Особенности нервной системы
Одноклеточные Кишечнополостные Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви Моллюски Членистоногие Хордовые Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие ЭВОЛЮЦИОННОЕ развитие органов чувств
Систематические группы животных Органы чувств
Одноклеточные
Амёба
Эвглена
Инфузория Кишечнополостные Плоские черви Круглые черви Кольчатые черви Моллюски Двустворчатые
Брюхоногие
Головоногие Членистоногие Раки

Пауки

Насекомые Хордовые Ланцетник Рыбы Земноводные Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающие 7 класс. Урок № 46. Продление рода. Оплодотворение.
1.Что такое размножение?
2.Сколько способов размножения существует?
3.В чём сущность бесполого и полового размножения?
4.Что такое потенциальное бессмертие животных?
5.У каких животных происходит бесполое размножение ?6.Особенности размножения гидры.
7.Что такое оплодотворение?
8.Особенности размножения гермафродитов.
9.Соотнесите животных и виды оплодотворения у раздельнополых животных. Чем отличается наружное оплодотворение от внутреннего? Почему внутреннее оплодотворение более совершенно?
А – наружное оплодотворение
Б- внутреннее оплодотворение
1-моллюски
2-бегемот
3-жаба
4-белка
5-щука
6-морской окунь
7-саламандра
8-уж
9-черепаха
10-синица
11-мышь
12-ланцетник
13-паук крестовик
14- бабочка капустница
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
10.Значение органов размножения.
11.Из чего состоит половая система?
Мужская -_________________________________________________________________________________
Женскакя -_________________________________________________________________________________

7 класс. Урок № 53
Развитие животных с превращением и без превращения.
Развитие - _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Онтогенез - _____________________________________________________________________________________
Развитие с превращением (метаморфоз) Развитие без превращения
Стадии развития
яйцо-личинка-куколка-имагоСтадии развития
яйцо – личинка – взрослое насекомое
Представители:
Представители:
Периоды развития животных
Периоды развития Особенности
Эмбриональный Ювенильный(формирования и рост организма) Фертильный(половая зрелость) Старость Отчего зависит продолжительность каждой стадии развития?
За счёт чего обеспечивается непрерывность существования вида?
От чего зависит продолжительность жизни животных?
Урок №51. Контрольный тест «Эволюция строения и функций органов и их систем»
Выберите один правильный ответ.
1.К органам дыхания не относятся:
1)лёгочные артерии
2)лёгкие
3)бронхи
4)воздушные мешки
2.По своему составу кровь в сердце птиц:
1)только венозная
2)только артериальная
3)венозная и артериальная раздельно
4)смешанная
3.У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной перегородкой:
1) брыжейкой
2)ганглием
3)диафрагмой
4)кутикулой
4.Сердце млекопитающих:
1)однокамерное
2)двухкамерное
3)трёхкамерное4)четырёхкамерное
5.К скелету нижней конечности не относится следующий элемент:
1)цевка
2)бедро
3)голень
4)лучевая кость
6.Кровь пресмыкающихся течёт по
1)одному кругу кровообращения
2)двум кругам кровообращения
3)трём кругам кровообращения
4)четырём кругам кровообращения
7.Наибольшего развития передний мозг достигает у
1)рыб
2)земноводных
3)пресмыкающихся
4)млекопитающих
8.Движение при помощи ресничек или жгутиков характерно для
1)амёбы
2)планарии3)инфузории
4)бычьего цепня
9.Первичная полость тела имеется у
1)круглых червей
2)кольчатых червей
3)кишечнополостных
4)моллюсков
10.Замкнутой кровеносной системой обладают :1)членистоногие
2)моллюски
3)кольчатые черви
4)круглые черви
11.Наружное оплодотворение имеют:
1)пресмыкающиеся
2)круглые черви
3)рыбы
4)плоские черви
12.Какая система обеспечивает согласованную работу всех органов организма:
1)кровеносная
2)дыхательная
3)нервная
4)пищеварительная
Дайте понятие :Рефлекс - ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Инстинкт - _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Раздражимость - ________________________________________________________________________________
Гуморальная(жидкостная) регуляция деятельности организма -______________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Нервная регуляция деятельности организма - ______________________________________________________
Гермафродит - _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________Эритроцит - ____________________________________________________________________________________
Нейрон - _______________________________________________________________________________________
Фермент- ______________________________________________________________________________________
Дыхание - ______________________________________________________________________________________
Газообмен- ____________________________________________________________________________________
Диффузия- _____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________