Внеклассный музейный урок Секреты бабушкиного сундука


МБОУ «Кутучевская ООШ»
Внеклассное мероприятие
Для учащихся начальных классов
«Секреты бабушкиного сундука»
Учитель начальных классов
МБОУ «Кутучевская ООШ»
Юлуева Дилара Минибаевна2015г.
Музейный урок: « Секреты бабушкиного сундука»
Цель:
Познакомить учащихся с понятием музей, как о месте погружения в прошлое.
Задачи:
Развивать логическое мышление, образное восприятие истории, нашего прошлого;
Воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле, любовь к родному;
Обобщить и конкретизировать знания детей о башкирском костюме;
Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр, тем самым, доставляя детям радость и удовольствие от занятия.
Оборудование: компьютер, проектор, музейные экспонаты, сундук, одежда, ручная работа.
Ход урока
Организация занятия
-Ребята, мы с вами находимся в удивительно интересном месте. Куда мы с вами попали?
-Как вы думаете, что интересного здесь можно увидеть, узнать?
-Да, это наш музей «Аманат». Исторический сундук нашей школы, нашего села. Мы с вами часто бываем здесь. А сегодня мы пришли сюда, чтобы познакомиться с этим уголком нашего музея.
2.Вступительное слово экскурсовода
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках - скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.
- А что такое музей ( это место, где хранятся старинные вещи, предметы быта)
-Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово, перенесёмся мысленно в 19 век.
В старину на селе дом называли хатой (өй) Позже она начала состоять из двух комнат: задней и передней. В передней части у русских находился красный угол избы, у башкир (түр яҡ) находился большой красивый сундук. У русских там находилась икона.
-А как вы думаете для чего предназначался сундук? (ответы уч-ся)
- И не только одежду. Давайте заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, из чего и, как попали в него рубахи, тюбетейки, скатерти, наволочки. (отрываем сундук)- Сколько здесь вещей!
-Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, её покров, характер декора обычно складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно – бытовым укладом народа,её культурно – историческим развитием. Народный костюм – ценнейший памятник народного творчества. Костюм людей молодого и среднего возраста отличался у башкир яркостью (слайд 1)
Отдавалась предпочтение красному цвету в сочетании с зелёным и жёлтым. Реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка, аппликация. Для верхней одежды, особенно для пожилых, употреблялись чёрные ткани.
(достаю из сундука калфак)
-Какие головные уборы носили девушки до замужества? Надеваю на Зарину калфакНа одежду, головные уборы нашивали кораллы, перламутр, бисер, серебряные бляхи, монеты.
(достаю нагрудник)
-Оригинальным произведением искусства были нагрудные и наспинные украшения, перевязки, ожерелья, накосники (слайд 3)
А какие в то время носили причёски? (косы)
-На косы завязывали накосники (показываю)
(ученик достаёт из сундука браслет)
-Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески, выполнялись в техники чеканки (слайд 4)
(достаём лапти и галоши, ситек)
Зульфира показывает, как надевали эти обуви.
Наряду с лаптями, с сапогами и кожаными башмачками шили обувь с суконными голенищами.
(достаём лапти)
- А что это такое? Кто из вас знает? Для чего предназначалось эта вещь? (ответы детей)
-Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили, ведь здесь нет провода, да и электричества раньше не было? Нагревали на углях. Горящие угольки накладывали в специальные отверстия в утюге и раздували для того, чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки, а может и бабушки. Я вам предлагаю потрогать его. Отличается от современного?
Этим вещам более 100 лет.
Это скатерть тоже сделана из такой же ткани. Ими накрывали столы, и сундуки. А вот это полотенце – раньше его называли рушник (слайд5)
- Может вы видели у своих бабушек. Ими украшали красный угол. Их вешали на фотографии, зеркала. Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты , и свидетельствовали о том, какая она мастерица. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам.
Великолепным по исполнению, и различными по назначению, были рушники. (полотенца) Кроме повседневного использования они выполняли и обрядные функции. Особенную роль играло оно на свадьбе. Для свадьбы готовили по 20-30 полотенец.
Перед свадьбой гости невесты ехали в дом жениха и развешивали рушники. Для повседневного использования мать давала дочери 10-15 полотенец. Иногда к краю полотенца пришивали кружево. Вышивали полотенца долгими осенними вечерами, довольно часто сопровождая своё рукоделие песнями.
Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы садились женщины и начинали из чистого волокна прясть нити. У меня в руках один из предметов который использовали. Знаете, как он называется?
- Это веретено. Это прялка (показываю как прядут)
Девочки учились в раннем возрасте прясть. За прялку садились они с 7 лет. А папы делали им маленькие прялочки. Девочек рано выдавали замуж, значит к этому возрасту они должны были не только научиться прясть, но и приготовить себе целый сундук приданного.(показ вещей из сундука)
Всё, что вы увидели, это старинные вещи, их осталось совсем немного, а те которые остались, хранятся в музее.
Музей – это дом прошлого.
Вижу вы хорошо усвоили наш урок.
Как раньше:Всяк мастер свою науку
Передавал сгодами внуку.
Сохраняясь в каждом роде
Мастерство живёт в народе.
Вам спасибо, ребята
За знанья на уроке.
Хоть не хочется прощаться,
Но пора нам расставаться,
Урок наш закрывается
Со всеми с вами прощается
Итог занятия.