Тема пед. совета Новые образовательные технологии.


Тема педагогического совета«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» Понятие «педагогические технологии»Слово «технология» происходит от греческих techne - искусство, мастерство и logos - наука, - закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве Понятие «педагогические технологии»Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Понятие «педагогические технологии»совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В. М. Монахов).это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М. В. Кларин).содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений всех предыдущих авторов (Г. К. Селевко). Инновационные технологии«Инноватика – это не просто новшества, некоторая новизна, а достижение принципиально новых качеств с введением системообразующих элементов, обеспечивающих новизну системе» (П.С. Лернер) Структура педагогической технологии по М.П. СибирскойПедагогические технологииСодержательный компонентПроцессуальный компонентКонцептуальная (знаниевая) составляющаяДиагностическая составляющаяДидактическая составляющаяСистема знаний об инструментарии достижения целей, об эффективности процесса обученияПрофессионально-педагогическая компетентность педагогаСодержание обучения.Методы, методические приемы.Организацион-ные формы. Дидактические средстваВоплощение на практике заранее спроектирован-ного процесса обучения:- организация деятельности обучающихся;- управление процессом обученияИндивидуальные особенности личности и уровень подготовленности обучающихся Классификация педагогических технологий Классификация педагогических технологий по характеру содержания и структурыобучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, концепции, в комплексных — комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими. Классификация педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. БеспалькоВзаимодействие учителя с учеником (управление) может бытьразомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько — дидактических систем):классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Типы технологийАвторитарные технологииДидактоцентрические технологииЛичностно-ориентированные технологииГуманно-личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания Эзотерические технологии Способ, метод, средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др. Классификация педагогических технологий по категории обучающихсямассовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.);различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы. Классификация педагогических технологий по направлению модернизации традиционной системыПедагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания (педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина и др.)Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В. Ф. Шаталова, коммуникативное обучение Е. И. Пассова, и др. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В. В. Фирсов, Н. П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (К. С. Границкая, И. Унт, В. Д. Шадриков), перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С. Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И. Д. Первин, В. К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала.Укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П. Ш. Эрдниева, технология «Диалог культур» И. С. Библера и С. Ю. Курганова, система «Экология и диалектика» Л. В. Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М. Б. Воловича, и др. Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка.Обучение по Л. Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори, и др.Альтернативные.Вальдорфская педагогика Р. Штейнера, технология свободного труда С. Френе, технология вероятностного образования А. М. Лобка.Примерами комплексных политехнологий являются многие действующие системы авторских школ.«Школа самоопределения» А. Н. Тубельского, «Русская школа» И. Ф. Гончарова, «Школа для всех» Е. А. Ямбурга, «Школа-парк» М. Балабана и др. Классификация педагогических технологийПо В. Т. ФоменкоТехнологии, предполагающие построение учебного процесса на деятельностной основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на концептуальной основе.Технология, предполагающая построение учебного процесса на крупноблочной основе.Технология, предполагающая построение учебного процесса на опережающей основе.Технология, предполагающая построение учебного процесса на проблемной основе.Технология, предполагающая построение учебного материала на личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе.Технология, предполагающая построение учебного процесса на альтернативной основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего на игровой основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на диалоговой основе. Технология, предполагающая построение учебного процесса на взаимной основе. Технологии, построенные на алгоритмической основе (М.Ланда).Технологии, построенные на программированной основе (В. Беспалько). Традиционная педагогическая технологияТермин «традиционное обучение» подразумевает классно-урочную организацию обучения.Отличительные признаки традиционной технологии:учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, сохраняющий в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию;основная единица занятий — урок;урок посвящен одному учебному предмету, теме, учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;работой учащихся на уроке руководит учитель;учебные книги (учебники) применяются в основном для домашней работы. Сравнительная таблицаТрадиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходОриентир на коллективную и фронтальную работу учеников.Ориентир на самостоятельную работу, собственные открытия обучающегося.Работа с группами различной успеваемости.Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтений.Используется материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика».Используется материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика. Сравнительная таблицаТрадиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходУстанавливается одинаковый для всех обучащихся объём знаний и подбирается связанный с ним учебный материал.Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материал.Учебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителем.Стимулируется активность класса (как группы).Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. Сравнительная таблицаТрадиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходУчитель планирует индивидуальную или групповую работу учеников.Учитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работы.Педагог задаёт для изучения общие для всех темы.Темы согласуются с познавательными особенностями обучающегося.Сообщение новых знаний только преподавателем.Получение новых знаний при совместной деятельности учителя и обучающихся. Сравнительная таблицаТрадиционное обучениеЛичностно-ориентированный подходОценка ответа обучающегося только учителем.Сначала оценка ответа самим обучающимся, потом учителем.Использование только количественных способов оценки знаний (баллы, %).Использование количественных и качественных способов оценки и результатов познания.Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. Игровые технологииТеории игрыВ отечественной педагогике и психологии: К. Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Зарубежные исследователи и мыслители:К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Игровые технологииТеория К. Гросса. Игра служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Теория игры Г. Спенсера. Источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Теория К. Бюлера (теория функционального удовольствия). Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием.Фрейдистские теории игры.В игре видят реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Здоровьесберегающие технологии (типы):Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания).Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия).Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла).Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы). Коллективные педагогические технологииКоллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 г. Педагог А. Г. Ривин (1877—1944) разработал и апробировал новую технологию учебно-воспитательной работы.впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микрогруппах;впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и все это — при лидирующей роли учителя. Методика коллективных способов обученияСпецифика коллективных способов обучения (КСО) состоит в соблюдении следующих принципов:наличие сменных пар учащихся,их взаимообучение,взаимоконтроль,взаимоуправление.Методики КСО, применяемые в различных ситуациях ( А. Г. Ривин):изучение текстового материала по любому учебному предмету;взаимопередача текстов;взаимообмен заданиями;решение задач и примеров по учебнику;взаимные диктанты;разучивание стихотворений в сменных парах;выполнение упражнений в парах;работа по вопросникам;изучение иностранного языка. Групповые педагогические технологииклассно-урочную организацию;лекционно-семинарскую систему;дидактические игры;бригадно-лабораторный метод и др.Они позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную (по В. К. Дьяченко).Типы группового обучения:обучение партнеров (в парах);группа, сидящая вместе;маленькая команда;задание для всего класса. Сравнение коллективных и групповых способов обученияГСОКСООрганизационныеЧеткость, упорядоченностьОтсутствуетГоворит одинГоворят все Общение учащихся отсутствуетОбщаются всеМолчаниеРабочий шумПостоянное рабочее местоСмена ДидактическиеОбучает педагог-профессионалОбучают ученикиВесь материал сразу и для всехРазные темпы и материалМало самостоятельностиПолная самостоятельностьСотрудничество отсутствуетСотрудничество – основа обученияУсвоение и применение разнесеныМаксимально приближены Сравнение коллективных и групповых способов обученияГСОКСОРазвивающиеУченик – объектУченик – субъект + объектУравниловка, усреднение способностей детейВ соответствии с индивидуальными особенностямиСистематический характер обученияСпонтанный характерНе учатся выступатьУчатся выступать, рассуждать, доказыватьНе умеют объяснятьРазвивают педагогические способностиВоспитательные Каждый работает на себяНа себя и на другихОтношения - неколлективистскиеОтношения ответственной зависимости (коллективистские) Витагенные технологииВитагенная педагогика — педагогика, базирующаяся на использовании жизненного опыта учащихся.Витагенное обучение — реальный путь к истинному сотрудничеству учителей и учащихся, воспитывающих и воспитуемых; реальный путь слияния образования и самообразования, превращения субъект-объектных отношений в субъект-субъектные.Теоретические основы витагенного обучения разработаны академиком А.С. Белкиным. Обучение на интегративной основеС 1993 г. базисный учебный план предусматривает в учебном плане школ, помимо инвариантной, и вариативную часть в виде факультативов и обязательных занятий по выбору школы и региона (так называемый «школьный и региональный компонент»). В действующем «Базисном учебном плане» четко указано, что образовательная область шире предметной, она возникает у общности нескольких предметных областей. Например, область «общество» включает историю и социальные дисциплины; область «Язык и литература» включает родной, русский и иностранный языки и литературу. На их стыке всегда формируется новое знание, совершенствуется и развивается личность. Обучение на интегративной основеВиды межпредметной интеграции по способу развертывания содержания во времени (В. Т. Фоменко) вертикальная, логические и временные отношения не совпадают, горизонтальная, когда то же содержание выводится на один временной уровень. Пример «вертикальной» интеграции: изучение древнегреческой цивилизации в интегрированном курсе «История Цивилизаций», при котором в течение учебного дня рассматриваются вначале событийная история Древней Греции, затем древнегреческая мифология и литература, после чего — скульптура и архитектура Древней Греции, а затем — древнегреческая музыка. Пример «горизонтальной» интеграции: указанные блоки всего модуля, связанного с древнегреческой цивилизацией, изучаются одновременно, параллельно, с различной степенью взаимопроникновения. Обучение на интегративной основеМежпредметная интеграция может тесно сочетаться и с внутрипредметной интеграцией.Внутрипредметная интеграция направлена прежде всего на «спрессовывание» материала в крупные блоки и приводит к изменению структуры учебного дня (день математики, день литературы). Сближение блоков во времени может привести к такой форме организации учебного процесса, как учебная неделя (неделя биологии, неделя математики). Основанная на образовательной области, межпредметная интеграция в состоянии существенно обогатить внутрипредметную интеграцию (день биологии на английском языке, математическая неделя с выходом на другие учебные дисциплины). Инновационные технологииЛичностно-ориентированный подход;Проектная технология, научно-исследовательская деятельность;ИКТ- технологии;Технологии развивающего обучения:мониторинг Технологии развивающего обучения проблемное изложение учебного материала; частичнопоисковая деятельность;самостоятельная проектная исследовательская деятельность) Проектная, исследовательская деятельность Требования к использованию метода проектов: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированных знаний, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, групповая, коллективная) деятельность обучающихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий. Личностно -ориентированный подходпредполагает:обязательную опору на знание того, как обучающиеся выполняют творческие работы;умеют ли они проверять правильность собственной работы, корректировать её;какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д. ИКТ-технологии:использование в работе ЭОР и ЦОР;использование интерактивной доски;работа с Интернет-ресурсами;создание собственного цифрового образовательного пространства;создание собственной мультимедийной библиотеки;проведение, организация конференций;создание интерактивных залов для проведения дистанционных диспутов, конференций и т.д. Этнокультурные технологииНарастающие интеграционные тенденции в рамках мирового сообщества, резко возросшее этническое самосознание все более акцентируют внимание на развитии национальных культур. Именно многообразие культур дает основание говорить о поликультурном образовании, органически связывающем все виды культур в едином видении. Этнокультурные технологииООН и ЮНЕСКО объявили XXI век - толерантности. В воспитании этого качества личности немалую роль играет этнопедагогика, базирующаяся на народной мудрости. «Умному — весь мир Родина» (чеченская пословица);«Стремись завоевать не мир, а его знание»;«Кто не любит своего народа, тот не полюбит и чужого» (осетинские пословицы ); «Христианин рожден быть гражданином Вселенной; и высшее призвание его состоит в том, чтобы отвергнуть всякие условные деления людей — по сословиям, классам, странам, национальностям, расам...»Философ И. А. Ильин РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА1. На заседании МО:а) Проанализировать работу педагогов по использованию в учебно – воспитательном процессе современных технологий.б) Определить возможности, условия и основные направления использования современных педагогических технологий с целью совершенствования педагогической деятельности.2. Создать в каждом МО банк данных методических разработок учителей, практикующих использование ИКТ и других педагогических технологий.