РАЙОННЫЙ КОНКУРС КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ « САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ»
АДМИНИСТРАЦИЯ
СОВЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕОБРАЗОАНИЯ
РАЙОННЫЙ КОНКУРС КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
« САМЫЙ КЛАССНЫЙ КЛАССНЫЙ»
«МОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БАГАЖ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
УЧИТЕЛЬ I КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КАТЕГОРИИ МОУ-ООШ С.ПИОНЕРСКОЕ ПОДШИВАЛОВА Н.Г.
2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа воспитательной работы в классе
HYPERLINK "http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9774&catalogid=1039" \l "q1" Цели и задачи программы
Этап "Познай себя – это интересно!" Этап "Сотвори себя – это необходимо!" Этап "Утверди себя – это возможно!" Этап "Прояви себя – это реально!"Блоки программыОрганизация ученического самоуправления в классе Принципы реализации программыРезультаты реализации программыПлан реализации программы "Планета добра"Характеристики блоков программы "Планета добра"Пояснительная записка
Воспитание – это
целенаправленное управление процессом развития личности;
организация восхождения ребёнка к культуре современного общества, развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека;
педагогическая помощь ребёнку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении;
специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, формирования определённых качеств личности и образцов поведения.
Как бы мы не представляли себе процесс воспитания, в любом случае он сводится к формированию той личности, какую мы себе представляем: гармоничной, всесторонне развитой, физически и морально здоровой, обладающей знаниями, умениями и навыками, необходимыми в самостоятельной жизни, способной проявить свои таланты не только на благо себе и своей семье, но и своей стране и человечеству в целом. Может ли стать такой личностью человек неуверенный в себе, не обладающий элементарными знаниями, не умеющий ничего и не желающий ничего менять, человек несчастный и пассивно плывущий по течению? Естественно, нет! Но как научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их; не отсиживаться в сторонке, а действовать сообща; не ждать своего счастья, а самому делать себя счастливым? Этого можно достичь, реализуя программу «Сотвори свою судьбу!».
Цель: Воспитание и развитие свободной талантливой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
способствовать развитию познавательных интересов учащихся
создать благоприятную воспитательную среду, способствующую осмыслению и усвоению нравственных норм, духовной культуры, закреплению этих норм в повседневном поведении детей и подростков
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, республику, страну
способствовать развитию творческих способностей детей, формированию эстетического восприятия окружающей действительности
сформировать потребность в здоровом образе жизни как одном из условий успешности жизненного пути
формировать эстетическое отношение к труду как источнику радости и творчества людей.
Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединённые усилия всех участников образовательного процесса: педагогов-предметников, психолога, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, родителей, представителей общественности и самих детей. Для воспитания творческой личности необходимо, чтобы и сам этот процесс был творческим. «Сотвори свою судьбу!» - призываем мы детей и помогаем им в этом. Процесс сотворения начинается непосредственно в первом классе и продолжается до одиннадцатого. Именно продолжается, а не заканчивается, так как в идеале мы помогаем ребёнку самоопределиться, сформироваться как личности, а развитие личности не заканчивается никогда.
Разработанная на базе образовательного учреждения программа "Планета добра" направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в классе, помогает согласовать действия учителя, обучающихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности детей в начальной школе. . Программа "Планета добра", рассчитана на все четыре класса начальной школы.Программа воспитательной работы в классе "Планета добра" (далее – программа), основана на системном (программно-целевом) подходе. Его преимущество заключается в том, что он позволяет педагогу увидеть конечный результат своей деятельности и мобилизовать усилия всех участников образовательного процесса в классе для его достижения.
Цели и задачи программы
Целью программы является создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:
формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Особенностью программы является ориентация на создание эмоционально
Этап "Познай себя – это интересно!"
Цели этапа "Познай себя – это интересно!":
создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе;
определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;
сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Задачи этапа:
удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации: – о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе; – требованиях и педагогической позиции учителя;
изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Познай себя – это интересно!"
Роль учителя Характеристика деятельности
"Источник информации" Ознакомление родителей с Уставом школы.
Предъявление единых требований к родителям и детям.
Знакомство родителей и детей с работниками школы.
Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе
"Хранитель школьных традиций" Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, День науки, Масленица, спортивные праздники, новогодний утренник, осенний бал и др.
Создание классных традиций.
Выявление детских талантов
"Аналитик" Анализ выполнения плана воспитательной работы.
Определение степени реализации воспитательной программы.
Проведение и анализ диагностики
"Организатор" Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей
Критерии успешного завершения этапа "Познай себя – это интересно!":
имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;
в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;
выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Этап "Сотвори себя – это необходимо!"
Цель этапа "Сотвори себя – это необходимо!": обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
сплочение детского коллектива;
организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;
организация работы актива класса.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Сотвори себя – это необходимо!"
Роль учителя Характеристика деятельности
"Лучший слушатель" Организация обсуждений, дискуссий.
Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга
"Штурман" Направление работы актива класса, организация работы творческих групп
"Организатор" Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей
Критерии успешного завершения этапа "Сотвори себя – это необходимо!":
созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;
учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;
функционирует актив класса;
созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.
Этап "Утверди себя – это возможно!"
Цель этапа "Утверди себя – это возможно!": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;
обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;
обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Утверди себя – это возможно!"
Роль учителя Характеристика деятельности
"Старший товарищ" Помощь во включении в различные виды деятельности.
Забота об учащихся.
Организация различных творческих дел
"Корректор" Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка
"Организатор" Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.
Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации
Критерии успешного завершения этапа "Утверди себя – это возможно!":
обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;
полноценно функционирует актив класса;
дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.Этап "Прояви себя – это реально!"
Цель этапа "Прояви себя – это реально!": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности. Задачи этапа:
обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;
поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Роль учителя в рамках работы на этапе "Прояви себя – это реально!"
Роль учителя Характеристика деятельности
"Организатор" Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы, района, республики
"Сподвижник" Оказание детям помощи в самореализации
"Носитель культуры" Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов)
Критерии успешного завершения этапа "Прояви себя – это реально!":
обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;
повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.
Блоки программы
Программа структурирована по шести блокам:
"Страна знаний";
"Страна здоровья";
"Семейная бухта";
"Островок творчества";
"Континент дружбы";
«Гражданская республика».
Организация ученического самоуправления в классе
Главным исполнительным органом в классе является актив класса. Его члены руководят работой микрогрупп – малых планет (инициативные группы). В актив входят командиры малых планет (они сменные) и президент Планеты добра.
Смена поручений с обязательным подведением итогов происходит на классном собрании. В ходе собрания дети учатся анализировать и оценивать свою работу, а также работу одноклассников.
Принципы реализации программы
Принципы реализации программы:
воспитание – это жизнь рядом и вместе;
человеку нужно быть нужным;
умей выслушать и услышать каждого;
в воспитании мелочей не бывает;
творящие дети дурного "не вытворят";
сначала "включай" сердце ребенка, потом голову, потом руки;
умей все видеть, но кое-что не замечать;
все слушать, но кое-что не слышать;
уважай незнание ребенка.
В классе организована работа следующих малых инициативных групп:
"Малая планета знаний": помощь отстающим, выпуск познавательных газет, работа в клубе "Почемучек";
"Малая планета здоровья": посещение ребят, которые болеют; сбор и отправка писем ребятам, находящимся на больничном; подготовка устных журналов и газет; выпуск информационной газеты "В здоровом теле – здоровый дух"; "Малая планета затейников": организация перемен; помощь в подготовке и проведении классных вечеров, праздников, конкурсов; выпуск поздравительных и развлекательных газет; поздравление ветеранов;
"Малая планета порядка": организация дежурств в классе, в столовой, в рекреации, в школе; контроль выполнения обязанностей дежурными; выпуск листовок по итогам дежурства; контроль соблюдения порядка во время проведения праздников и экскурсий;
"Малая планета охраны природы": забота о растениях в классе, организация помощи бездомным животным, забота о зимующих птицах (изготовление скворечников), выпуск познавательных газет. Результаты реализации программы
По результатам работы в рамках программы снизился уровень заболеваемости среди младших школьников. Дети были довольны итогами внеклассной работы, наблюдалось позитивное отношение обучающихся и их родителей к воспитательной работе. Повысилась социальная активность школьников. Дети стали проявлять способности к оригинальному мышлению и стремление к творчеству.
План реализации программы "Планета добра"
Приложение 1
1 2 3 4 5 6
Блоки программы
"Страна знаний" "Страна здоровья" "Семейная бухта" "Островок творчества" "Континент дружбы" "Гражданская республика"
1 2 3 4 5 6
1-й класс
1-я четверть
Работа кружка "Веселая нотка», клуба "Почемучки»
Проведение игры "Знаешь ли ты свой край" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Работа танцевального кружка.
Проведение Дня здоровья Проведение родительского собрания "Адаптация школьников к обучению".
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Проведение праздника "День рождения класса".
Организация работы родительского комитета Работа хора, танцевального кружка, кружка "Умелые руки".
Проведение игры "Давайте знакомиться".
Организация конкурса плакатов "Давайте знакомиться" Проведение классных часов "Давайте знакомиться", "Что такое выборы".
Посвящение обучающихся в первоклассники Организация поздравления учителей, находящихся на пенсии, с Днем учителя
2-я четверть
Работа кружка "Веселая нотка", клуба "Почемучки".
Проведение классных туров олимпиад по русскому языку, математике и краеведению Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Посещение бассейна.
Работа танцевального кружка.
Организация лыжного похода Проведение Новогоднего утренника.
Организация зимнего похода.
Проведение родительского собрания "Особенности деятельности младшего школьника", Дня открытых дверей в начальной школе.
Организация работы родительского комитета Работа хора, танцевального кружка, кружка "Умелые руки"(изготовление кормушек)
Украшение класса к Новому году.
Организация конкурса рисунков "Зимние забавы", «Птицы – наши друзья».
Изготовление подарков ко Дню матери Украшение класса к Новому году.
Проведение классного часа "Вместе весело шагать".
Смена актива класса.
Проектная групповая деятельность "Снежные забавы"
«Птицы – наши друзья» Организация поздравления учителей, находящихся на пенсии, с Новым годом
3-я четверть
Работа кружка "Веселая нотка", клуба "Почемучки".
Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Работа танцевального кружка.
Проведение соревнования "Папа, мама, я – спортивная семья" Проведение классных мероприятий, посвященных23 Февраля и 8 Марта.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Проведение родительского собрания "Физическое развитие школьников".
Организация работы родительского комитета Работа хора, танцевального кружка, кружка "Умелые руки".
Сочинение "Мой папа –самый лучший".
Оформление поздравительной открытки "Любимой мамочке".
Организация выставки рисунков, конкурса стихов, проекта "Рисуем птиц".
Выпуск поздравительных газет Проведение беседы "О дружбе мальчиков и девочек"; конкурсных программ "А ну-ка, мальчики", "А ну-ка, девочки"; Дня именинников, игры "Зарничка", праздника "Прощание с азбукой» чтение книг В.БианкиПроведение акции "Милосердие", « Кормушка»
4-я четверть
Работа кружка "Веселая нотка", клуба "Почемучки".
Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Работа танцевального кружка.
Организация похода Проведение открытого урока "Чему мы научились", родительского собрания "По итогам года" (живой журнал).
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, танцевального кружка, кружка "Умелые руки".(поделка «Птица»)
Организация конкурса рисунков на асфальте "Пусть всегда будет солнце", проекта "Дом, в котором мы живем" Проведение праздника "Масленица", Дня именинников. Организация похода
Разучивание песен о птицах. Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны.
Проведение клас-сного часа "Подвиг ваш никогда не забудем" (с приглашением ветеранов).
Уборка пришкольной территории
2-й класс
1-я четверть
Работа кружков "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Праздник осень, День учителя.
Подготовка к олимпиадам по русскому языку, математике. Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Организация здорового питания.
Операция «Ёжик»
Проведение Дня здоровья.
Поход в осенний парк
Проведение родительского собрания "Как хорошо уметь читать", "Праздника Осени".(осеняя ярмарка»
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Изготовление сувениров ко Дню именинников.
Проведение "Праздника осени"
Выбор актива класса.
Распределение поручений.
Организация работы классного актива.
Проведение классных часов "Наш класс на перемене",
"Как мы выполняем поручения" Организация поздравления учителей, находящихся на пенсии, с Днем учителя, оказание посильной помощи.
Проведение акций "Помоги собрать
ребенка в школу" (сбор учебных принадлежностей для детей из малообеспеченных семей), "Помоги птицам"
2-я четверть
Работа кружка, "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Участие в конкурсе "Русский медвежонок", школьных турах олимпиад Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Организация похода на лыжную базу.
Проведение зимних эстафет Организация праздников "Новый год", "Вот какая мама!".
Проведение родительского собрания "Первые отметки",
Дня открытых дверей в начальной школе.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник", "Мастерской Деда Мороза".
Проведение конкурса рисунков "Зимние забавы", « Птицы – наши друзья».
Украшение кабинета к Новому году.
Выпуск поздравительных газет.
Изготовление подарков ко Дню матери Украшение кабинета к Новому году.
Классные часы, посвященные умению общаться.
Смена актива класса.
Организация работы классного актива.
Проведение праздника "День именинника".
Изготовление кормушек для птиц Проект "По страницам Красной книги".
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Новым годом.
3-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры", клуба "Почемучки".
Сочинения "Мой папа самый лучший!",
"Моя мама лучше всех".
Участие в конкурсе "Кенгуру" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Проведение "веселыхстартов" "Мой папа и я", "День здоровья"; праздников "Зарница", "Масленица". Проведение "веселых стартов" "Мой папа и я", "День здоровья"; праздников "Зарница", "Масленица".
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета.
Проведение родительского собрания "Учимся быть внимательными" Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Изготовление подарков к 23 Февраля и 8 Марта,
поздравительных газет.
Организация выставки рисунков и сочинений.
Проведение конкурса снежных поделок, открыток про птиц. Проведение конкурсов "А ну-ка, мальчики!",
"А ну-ка, девочки!", праздника "День именинника".
Организация работы с активом класса Проведение акции "Милосердие", « Помоги птицам»
4-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Участие в конкурсе "Познание и творчество"/птицы моего села/ Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Организация похода Проведение открытых уроков "До свидания, второй класс!", "Чему мы научились"; праздника окончания второго класса Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Организация конкурса рисунков "В каждом рисунке – солнце", конкурса рисунков на асфальте "Здравствуй, лето!" Проведение похода, классного часа "Умеем ли мы решать конфликты?", праздника "День именинников".
Анализ работы актива класса Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны, посильная помощь им.
Проведение экскурсии по улицам города
3-й класс
1-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры»; клуба "Почемучки".
Участие в конкурсе "Познание и творчество".
Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок
Проведение Дня здоровья.
Организация похода Проведение родительского собрания "Опять в школу!", праздника "Мисс осени".
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Участие в школьных и районных конкурсах фотографии Выбор актива класса.
Выборы губернатора класса.
Проведение классных часов "Мы снова вместе", "Комплименты"; праздника "День именинника".
Организация деятельности детей на переменах. Проведение акции "Помоги собрать ребенка в школу".
Поздравление Ветеранов педагогического труда с Днем учителя
2-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Участие в конкурсе "Познание и творчество"; классных турах олимпиад по русскому языку, математике, краеведению; интеллектуальном марафоне; международной игре "Русский медвежонок" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Проведение зимних эстафет.
Организация похода на лыжную базу Организация новогодних утренников, Дня открытых дверей в начальной школе.
Проведение родительского собрания "Поощрение и наказание".
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник", "Мастерской Деда Мороза".
Украшение класса к Новому году.
Проведение конкурсов объемных новогодних игрушек, сочинений "Мой лучший Новый год".
Изготовление кормушек для птиц Проведение классных часов "Мостики дружбы", "Что делать, если тебя не понимают"; праздника "День именинника".
Организация поездки по городам Золотого кольца России.
Проведение акции "Поздравь друга" (отправление поздравительных открыток в больницы, детям из детских домов), классного часа "Геральдические символы России".
Поздравление ветеранов педагогического труда с Новым годом
3-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Участие в школьных турах предметных олимпиад, международной игре "Кенгуру" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Посещение бассейна.
Организация похода на лыжную базу, лыжного похода.
Проведение зимних эстафет.
Посещение катка Проведение родительского собрания "Как мы выполняем домашние задания", "веселых стартов" "Папа, мама, я – спортивная семья", праздника "Зарница".Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Проект "Урок-театр"/о птицах/.
Организация выставки рисунков Проведение классного часа "Дружба мальчиков и девочек"; праздничных конкурсов к 23 Февраля и 8 Марта; праздников "День юмора", "День именинника", "Зарница", "Масленица".
Проведение акции "Собери игрушки для детей из детских домов".
4-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Проведение классного конкурса "Самый умный" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, прогулок.
Организация похода Проведение родительского собрания "Особенности младшего подросткового возраста", Дня открытых дверей, "Праздника окончания третьего класса".
Организация похода.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Проведение музыкальной гостиной "Об истории военной песни".
Подготовка поздравительных открыток ветеранам Великой Отечественной войны Проведение праздника "День именинника" Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы.
Проведение акций "Ладошки Добра", "Чистый двор"
4-й класс
1-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Подготовка к школьным турам предметных олимпиад, их проведение Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов", турнира по игре "Снайперы", школьной спартакиады Проведение родительского собрания "Как развивать память", "Праздника осени".
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Участие в школьных фотоконкурсах:«Лето красота", "Улыбка лета", "Мое забавное животное"; в районном конкурсе рисунков, посвященных Дню матери.
Проект "Машина времени" Создание классной газеты "Классная жизнь!"
Выбор актива класса.
Выборы губернатора класса.
Распределение поручений.
Проведение праздника "День именинника".
Организация работы почты "Ваше мнение" Проведение акций "Помоги собрать ребенка в школу", "Собери семена для птиц".
Поздравление бабушек и дедушек с Днем пожилого человека.
Поздравление ветеранов педагогического труда с Днем учителя
2-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры"; клуба "Почемучки".
Экскурсия в парк. Воспитание привычек здорового питания.
Проведение
физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов".
Проведение родительского собрания "Дружная семья – залог успеха".
Организация новогодних утренников, Дня открытых дверей.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник", "Мастерской
Деда Мороза".
Проведение конкурса объемных игрушек Создание классной газеты "Классная жизнь!"
Проведение классного часа "Классное портфолио", праздника "День именинника".
Анализ работы актива класса.
Организация работы почты "Ваше мнение".
Поздравление ветеранов педагогического труда с Новым годом,
оказание посильной помощи.
Изготовление поздравительных газет в отделения Детской районной библиотеки. Организация акции "Помоги птицам"
3-я четверть
Работа кружка "Основы православной культуры".
Участие в конкурсе "Кенгуру".
Интегрированное образовательное путешествие в поселок Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок, "веселых стартов".
Участие в школьной спартакиаде Проведение родительского собрания "Детская агрессия", Дня открытых дверей, праздников 23 Февраля и 8 Марта.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник", "Мастерской Деда Мороза".
Организация выставки рисунков.
Проект "Страничка энциклопедии".
Выпуск поздравительных газет к 1 апреля Создание классной газеты "Классная жизнь!"
Проведение классного часа "Как не потерять друзей?", конкурсной программы "День смеха". Проведение классных часов "Моя родословная", "История моего государства и моей семьи".
Поздравление ветеранов педагогического труда с 23 Февраля и 8 Марта
4-я четверть
Работа кружка »Основы православной культуры».
Игра "Умники и умницы" Воспитание привычек здорового питания.
Проведение физкультурных минуток, зарядок.
Участие в школьной спартакиаде Проведение родительского собрания "Переход в среднее звено", праздника "Прощание с начальной школой", открытых уроков.
Индивидуальные консультации родителей обучающихся.
Организация работы родительского комитета Работа хора, кружков "Умелые руки", "Сувениры", "Юный художник".
Организация выставки рисунков.
Украшение класса к выпускному.
Представление личного портфолио учащихся.
Подготовка поздравительных открыток ветеранам Создание классной газеты "Классная жизнь!"
Проведение классного часа "Мы разные, но мы вместе", конкурсана лучший актив класса Проведение классного часа "История родного края. История школы", акции "Ладошки добра".
Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с Днем Победы
Характеристики блоков программы "Планета добра"
Приложение 2
Девиз Цели Задачи Формы реализации
Блок "Страна знаний"
"Ученье свет, а неученье – тьма" Развитие познавательной активности обучающихсяФормирование потребности в самообразовании; развитие умений и навыков учебной деятельности; выявление индивидуальных способностей; развитие самостоятельности и креативности мышления Олимпиады, интеллектуальные марафоны, ("Русский медвежонок", "Кенгуру", "Золотое руно"); викторины, КВН; интегрированные образовательные путешествия; кружок клуб "Почемучки" (информационные газеты); смотры знанийБлок "Страна здоровья"
"В здоровом теле – здоровый дух" Сохранение и укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни Приобщение детей к здоровому образу жизни; обучение навыкам самосохранения; обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и табакокурениемОрганизация горячего питания; посещение спортивных секций; прогулки (динамическая пауза); физкультурные минутки; зарядка (до начала уроков); дни здоровья; походы; конкурсы плакатов, газет по теме "Здоровый образ жизни"; цикл бесед, диспутов; спортивные соревнования (спартакиада, "Веселые старты", "Мама, папа, я – спортивная семья"); ролевые игрыБлок "Семейная бухта"
"В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей" Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ; формирование единого коллектива Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс Индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; открытые уроки (Дни открытых дверей); общешкольные конференции; посещение учащихся на дому; анкетирования; консультации; проведение совместных походов и внеклассных мероприятий
Блок "Островок творчества"
"Дело мастера боится" Развитие творческой активности Выявление и развитие индивидуальных способностей, умений и навыков в творческой деятельности, творческого воображения обучающихся Конкурсы (классные, школьные, муниципальные, и т. д.); уроки творчества; выставки работ; кружки, позволяющие развить творческие способности (хорового, изобразительного искусства; ритмики и др.); творческие мастерские; театральные постановки; тематические вечера; проектная деятельностьБлок "Континент дружбы"
"Один за всех и все за одного" Развитие умений и навыков в сфере общения. Создание благоприятной социально-психологической обстановки в классе, развитие ученического самоуправления Развитие у обучающихся чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других; социальной восприимчивости, социального воображения, доверия, умения выслушать другого человека, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; способности к самопознанию, самоанализу; обучение коммуникативным навыкам; развитие ученического самоуправленияТренинги общения; ролевые игры; вечера отдыха; экскурсии, походы, интегрированные путешествия; внеклассные мероприятия различного уровня; деловые игры; собрания актива классаБлок "Гражданская республика"
"Ты тоже родился в России!" Формирование основных нравственных качеств, чувства гордости за родной край, ответственности за сохранение памятников истории и культуры Знакомство с историей государственной символики страны; расширение исторических знаний об истории своей семьи, города, области, региона; повышение социальной активности учащихся; развитие чувства милосердия, сострадания Уроки мужества; диспуты; социальная акция "Милосердие";
ПРОЕКТ
ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ
Основополагающий вопрос
Зимующие птицы. Кто они?
Проблемные вопросы
Каких птиц можно назвать зимующими?
Что общего у зимующих птиц?
Как человек может помочь птицам в холодное время года?
Что страшнее для птицы холод или голод?
Аннотация проекта
Ежегодно 1 апреля в мире отмечают Международный день птиц в рамках программы ЮНЕСКО. И не случайно он отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц. День птиц – это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. Но не все птицы улетают в теплые края, некоторые виды остаются зимовать в нашем крае на долгую суровую зиму. Как им помочь пережить это трудное время? В этом предназначение нашего проекта.
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку? Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц».
Кроме вики-статьи отчет по наблюдению оформляется и в традиционной форме (презентация, фото- или видеорепортаж), который с помощью социальных сервисов размещается в Сети.
На заключительном этапе будет проведен конкурс открыток, посвященных Международному дню птиц.
Сроки проведения проекта
01 февраля 2012 года – 30 апреля 2012 года
Предметные области
Окружающий мир
Изобразительное искусство
Технология
Литературное чтение
Музыка
Участники проекта
Участники проекта ученики 2 класса МОУ-ООШ с. ПионерскоеЦель проекта
• Изучить разнообразие птиц родного края
Задачи проекта
• Выявить зимующих представителей края
• Разработать природоохранную акцию «Помоги птицам!» и провести ее
• Воспитывать экологическую культуру и бережное отношение к природе родного края
• Развивать творческие способности детей
• Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом информации
• Формировать критическое мышление и навыки работы в команде
• Умело использовать ресурсы «Интернет»
Критерии оценивания
В представленных материалах будут учитываться:
1.соответствие теме задания;
2 .логичность изложения, содержательность;
3.стилевое единство;
4.продуманное использование социальных сервисов.
По завершению проекта каждая команда получит свидетельство об участии. Лучшие работы будут отмечены дипломами.
Автор проекта
Подшивалова Наталья Геннадьевна
Этапы проекта
1 этап: ПТИЦЫ НАШЕГО КРАЯ - 01.02 2011 г –30 01. 2011г
Задание: Рассказать о птицах родного края,. Форма представления материалов:
презентация, в которой нужно рассказать о пернатых представителях родного края.
буклет об одном пернатом представителе нашего города с авторскими фотографиями
Свою работу можно проиллюстрировать изображениями, аудио-, видеофайлами. Материал можно разместить на любом удобном сервисе Интернета.
2 этап: ПОМОГИ ПТИЦАМ! - 01.02 2012 - 28.02 2012
Задание: Провести природоохранную акцию.
Акция должна состоять из следующих этапов:
1.Изготовить кормушку для птиц
2.Провести наблюдение за посетителями кормушек
Форма представления материалов: презентация. Количество слайдов- не менее 10.
3 этап: ТВОРЧЕСКИЙ – 01.03 2012 - 15.04. 2012
Задание:
1. Нарисовать открытку, посвященную Международному дню птиц
2. Изучить стихи, песни о наших пернатых друзьях.
3. Проведение КВН-ов между классами начального звена, викторин, конкурсов.
4. Подготовка рефератов «Птицы – наши друзья», «Немного о пернатых», «Птицы родного края», «Перелетные и зимующие птицы».
4 этап: НАУЧНЫЕ СЛЕДОВАНИЯ – 16.04.2012 – 30.04.2012
Задание:
1.Чтение произведений Виталия Бианки «Лесная газета» №10, «Месяц белых троп»
2. Знакомство с фактами о жизни птиц.
Если мы зимой поможем птица, то весной и летом птицы отблагодарят нас.
Будут радовать нас своими песнями.
Будут уничтожать вредных насекомых в наших садах и огородах.
Многие птицы клюют семена и плоды сорняков и снижают засоренность полей.
Птицы-санитары (вороны, сороки, галки) питаются на свалках, помойках и способствуют оздоровлению местности.
Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то они будут прилетать сюда часто и поедать насекомых-вредителей растений. Значит летом они будут продолжать охранять сады, парки, скверы.
Вывод: В зимнее время года самим птицам трудно найти корм. Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Инициаторами были сами птицы. Давайте поможем им пережить трудное время года. Летом они отблагодарят нас за внимание и мы будем слушать их звонкое веселое пение.
3. Подведение итогов проекта.
Ожидаемые результаты обучения
Пополнить и закрепить знания детей о птицах, через развитие чувственного и эмоционального осознания взаимосвязанности и взаимозависимости человека и природы.
Содействовать речевой активности и умению отражать в речи то, что узнали и увидели в процессе совместной деятельности: в изготовлении скворечников “Папина школа” и лепке “жаворонков” из теста с мамами.
Воспитывать желание заботиться о птицах – братьях наших меньших.
Обогащение словаря: птицы – скворец, грач, ласточки-береговушки, жаворонки, журавли.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД.
ЗА ПРОШЕДШИЙ 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПТИЦЫ НАШИ ДРУЗЬЯ» БЫЛА ПРОДЕЛАНА СЛЕДУЮЩАЯ РАБОТА.
ОРГАНИЗОВАН КЛУБ «ПОЧЕМУЧКА», ГДЕ РЕБЯТА ЗНАКОМЯТСЯ С ПОВАДКАМИ ПТИЦ , ИХ МЕСТОМ ОБИТАНИЯ, ГНЕЗДОВЫМИ УСТРОЙСТВАМИ.
ВСЕМ РЕБЯТАМ 1-ОГО КЛАССА РАБОТА ЭТОГО КЛУБА ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ. НА ОДНОМ ИЗ ТАКИХ МЕРОПРИЯТИЙ КЛУБА В ГОСТИ К РЕБЯТАМПРИХОДИЛИ В КОСТЮМАХ МАЛЬВИНА , МУРЗИЛКА, ЛЕОПОЛЬД, КРАСНАЯ ШАПОЧКА.
РЕБЯТА УЧАСТВОВАЛИ В АКЦИИ « КОРМУШКА»И БЫЛИ НАГРАЖДЕНЫ ГРАМОТОЙ ЗА IМЕСТО.
НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕЙ III ЧЕТВЕРТИ РЕБЯТА ЧИТАЛИ КНИГУ В.БИАНКИ « ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА». ДЕЛАЛИ ВЫВОДЫ, ВЫПИСЫВАЛИ ГЛАВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ПТИЦ.
БЫЛ ОРГАНИЗОВАН ПРОЕКТ «РИСУЕМ ПТИЦ». В ХОДЕ ЭТОГО ПРОЕКТА ВСЕ 5 УЧАЩИХСЯКЛАССА ВЫБИРАЛИ , КАКУЮ ПТИЦУ ОНИ БУДУТ РИСОВАТЬ, ПОКАЗЫВАЛИ АЛГОРИТМ РАБОТЫ. ЛУЧШИЕ ПРОЕКТЫ ОКАЗАЛИСЬ У ЛУКЬЯНЧЕНКО МАРИНЫ, МАЛАЕВОЙ АМИНЫ, СЯТЛАЙКИНА НИКИТЫ . УЧАЩИЕСЯ ВЫСТУПИЛИ КАК БЫ В РОЛИ НАСТОЯЩИХ ХУДОЖНИКОВ.
ТАКЖЕ РЕБЯТА 1-ОГО КЛАССА ЗА ПРОШЕДШИЙ УЧЕБНЫЙ ГОД ДЕЛАЛИ БУКЛЕТЫ ПТИЦ, ВЫПОЛНЯЛИ ПРОЕКТНО-ГРУППОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ: «ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ».САМЫЕ ОРИГИНАЛЬНЫЕ БУКЛЕТЫ ОКАЗАЛИСЬ И КУЛИКОВОЙ АНАСТАСИИ, СИТИКИШЕВОЙ АРИНЫ. РЕБЯТА ОСТАЛИСЬ ОЧЕНЬ ДОВОЛЬНЫ.
НА КРУЖКЕ « УМЕЛЫЕ РУКИ» У АЛЕКСАНДРОВОЙ ЛИЛИИ ИВАНОВНЫ /УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ/ РЕБЯТА 1-ОГО КЛАССА ВЫПОЛНЯЛИ ПОДЕЛКУ « ПТИЦА» ИЗ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА. ЛУЧШИМИ СТАЛИ ПОДЕЛКИ У СЯТЛАЙКИНА НИКИТЫ, МАЛАЕВОЙ АМИНЫ.
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ТАКЖЕ УЧАЩИЕСЯ 1-ОГО КЛАССА ХОДИЛИ НА ЭКСКУРСИЮ В СЕЛЬСКИЙ ПАРК, ГДЕ ОТГАДЫВАЛИ ЗАГАДКИ.
НА ПЕРЕМЕНАХ ПРОВОДИЛИСЬ ИГРЫ « КТО ЧЕЙ ГОЛОС ПОДАЁТ», «ИЗОБРАЗИ ПТИЦУ» И ДР.
НА УРОКАХ МУЗЫКИ РАЗУЧИВАЛИСЬ ПЕСНИ « У ДОРОГИ ЧИБИС»,
« СКВОРЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ», « ПРОСЬБА».
ВО 2 КЛАССЕ В 2011-2012 УЧЕБНОМ ГОДУ РЕБЯТА ХОДИЛИ НА ЭКСКУРСИИ, ВЕШАЛИ КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ, ГОВОРИЛИ О МЕСТАХ ИХ ОБИТАНИЯ. УЧАСТВОВАЛИ В ПРОЕКТЕ « ПО СТРАНИЦАМ КРАСНОЙ КНИГИ», ГДЕ ГОВОРИЛИ ОБ ОХРАНЯЕМЫХ РАСТЕНИЯХ И ЖИВОТНЫХСАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ВСЕ УЧАЩИЕСЯ НАГРАЖДЕНЫ БЫЛИ ПОЧЕТНЫМИ ГРАМОТАМИ.
ПРОХОДИЛ КОНКУРСРИСУНКО О ПТИЦАХ, ВЫПУСКАЛАСЬ ГАЗЕТА « ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ НАШЕГО СЕЛА».
ХОЧЕТСЯ ОТМЕТИТЬ , ЧТО ДЕТЯМ ПРОЕКТ « ПТИЦЫ – НАШИ ДРУЗЬЯ» ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ. НАД НИМ ПРЕДСТОИТ НАМРАБОТАТЬ ДАЛЬШЕ.
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ У РЕБЯТ РАЗВИВАЮТСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, МЫШЛЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ. СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ ДУХОВНАЯ И НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
КВН «Птицы – наши друзья»
Цель занятия:
Расширить знания детей о птицах
Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;
Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Используемое оборудование:
Компьютер, экран.
Плакаты: "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц» оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц".
Краткое описание:
КВН с презентацией "Птицы - наши друзья"
Тема: Птицы - наши друзья
Цели:
1. Расширить знания детей о птицах;
2. Развивать логическое мышление, внимание, творческие способности;3. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.
Оборудование.
Плакаты: "Птицы – друзья леса, сада и огорода!", "Ребята, любите и охраняйте птиц» оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему "Мир птиц".
Ход занятия.
Учитель: Сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы выявить лучшего знатока птиц и окружающей природы среди учеников нашего класса. Дорогие ребята - участники игры и уважаемые зрители! Мы начинаем КВН (музыка).Играют две команды: «Ласточки» и «Синички».
Судить наш КВН будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)Чтобы определить, какая команда первой начнет наш КВН, проводится жеребьевка. (Капитанам команд предлагается проколоть воздушный шар, один из двух, и узнать, какой номер лежит внутри шара.)
ПЕРВЫЙ КОНКУРС - «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД». (Приветствия команды готовят заранее).Слово для приветствия предоставляется команде «ЛАСТОЧКИ»
Всем привет, вам, господа!Прилетели мы сюда,Вы, конечно, тут как тут,«Ласточками» нас зовут.Мы крылатая команда,Мы команда хоть куда,В школе мы своей играем,Вот теперь пришли сюда.Мы соперников уважим,Дружно будем мы играть.Цель у нас совсем простая –Наши знанья показать.А в итоге мы получшеБудем все о птицах знать.
Слово для приветствия предоставляется команде «Синичка»
Орешек знаний твёрд,Но мы не любим отступать!Клуб любознательных играет,На поединок вызываетКоманду «Ласточек» -Команда «Синичка».Синичка – это: интеллектуальная, весёлая, очень любознательная готовая играть команда.Наш девиз: «Не унывать, выше Голову держать!»
(Жюри подводит итоги, объявляет результат.) Ребята! А какое сейчас у нас время года?) Назовите месяцы осени?ВТОРОЙ КОНКУРС – «БЛИЦТУРНИР». (презентация «Экологическая викторина) Молодцы! Жюри подводит итоги, объявляют результат,
«ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ».1. Солнечные птицы, певцы утренней зари. О ком идёт речь? (О петухах.)2. Назовите самый крупный отряд наших пернатых. (Воробьиные - 63% всех птиц, более 5 тысяч.)3. Всех перелётных птиц черней,Чистит пашню от червей,Взад, вперёд по пашне вскачет,А зовётся птица … грач.
4. Мы построили вдвоёмДля гостей пернатых дом,А верней сказать – дворец,Прилетай скорей … скворец.
5. На одной ноге стоит,В воду пристально глядит,Тычет клювом наугад –Ищет в речке лягушат.На носу повисла капля…знаете? Это … цапля.
6. С какой скоростью может бежать страус? (До 50 км/ч.)
7. Какова температура тела большинства птиц? (Около 41 градуса.)
8. Какая птица имеет самый большой размах крыльев? (Альбатрос, свыше 5,5 метров.)
9. В какой день года на Руси было принято выпускать на волю птиц? (7 апреля - Благовещенье.)
10. Сколько пород голубей выведено человеком? (Более 800.)
Молодцы!
А мы продолжаем: следующий КОНКУРС: «БАРОМЕТРЫ ПРИРОДЫ»
По поведению птиц в природе вам необходимо догадаться, какую погоду они предсказывают, та команда побеждает, которая назовёт больше правильных ответов.1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. (К дождю.)2. Ласточки летают то вверх, то вниз. (Жди бури.)3. Стрижи летают низко с криком. (К дождю.)4. Воробьи прячутся под стреху. (К буре.)5. Свистит снегирь. (Скоро зима будет.)6. Снегирь под окнами чирикает. (К оттепели.)7. Иволга издаёт резкие, похожие на кошачий визг, звуки. (К ненастью.)8. Голуби воркуют, кукушки кукуют. (К тёплой погоде.)9. Воробьи купаются в песке. (Будет дождь.)10. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом.)11. Вороны садятся на снег. (К оттепели.)12. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю.)13. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди... (хорошую погоду.)14. Днём сова кричит. (К дождю.)(Жюри подводит итоги блицтурнира, объявляет результат.)
СЛЕДУЮЩИЙ КОНКУРС: «КОНКУРС КАПИТАНОВ»Высшая оценка - три балла.Для разминки предлагаем капитанам задать друг другу по одному вопросу о птицах. (Капитаны задают друг другу вопросы и отвечают на них.)А теперь, уважаемые капитаны, предлагаем вам поучаствовать в аукционе «Кто больше».Все мы играли и играем в города. Наш аукцион очень похож на эту игру, только вместо городов вы называете птиц.Например, ястреб-беркут-тетерев и т. д. Проигрывает тот, кто не сможет назвать очередную птицу.(Жюри оценивает конкурс капитанов, объявляет итоги.)Закончился «конкурс Капитанов», оба капитана проявили свою сноровку и сообразительность. Молодцы! КОНКУРС « УЗНАЙ МЕНЯ»вам нужно по описанию птиц и их повадкам определить о ком идет речь:1. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (ПОПОЛЗЕНЬ)2. Маленькие певчие птицы, прилетая из дальних странствий на родину, надевают яркий, праздничный наряд. Эта птица прилетает в середине апреля, она мельче воробья. Сама синевато-серая, с черной окологлазничной полосой. Лоб белый, горлышко черное, а хвост и нижняя сторона тела красно-оранжевые. (ГОРИХВОСТКА)3. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (ЩЕГОЛ)4. Есть много разновидностей синиц. Есть большие синицы, есть и маленькие. Раньше 12 ноября отмечали праздник – День синиц. Хохлатая синица. Узнают ее по вздёрнутому хохолку на голове. Она не только тлей и мелких паучков уничтожает, но и семена шишек достает, это специалист по хвойным деревьям. Как еееще называют? (ГРЕНАДЕРКА)5. В далеком прошлом эти птицы жили в горах. Поэтому они любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (ГОЛУБЬ)Ну что ж, мы убедились, что о птицах вы знаете почти всё.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ КОНКУРС на лучший домик для птиц. (Оценивается он в пять баллов)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИГРЫ
Использованная литература:1. Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с.2. Брэм А.Э. Жизнь животных: В 3 т. Т. 2: Птицы. – М.: ТЕРРА, 1992. – 352с.: ил.3. Дементьев Г. П., Орнитология, в сборнике: Развитие биологии в СССР, — М., 19674. Ильичев В. Д., Н. Н. Карташов, И. А. Шилов. Общая орнитология. — Москва, Высшая школа, 1982.5. Ильичев В. Д. (ред.). Фауна мира. Птицы. — М., Агропромиздат. 1991.6. Карташев Н. Н. Систематика птиц. — М., Высшая школа. 1974.7. Михеев А. В. Биология птиц. — М.: «Цитадель». 1996.8. Паевский В. А. Птицеловы от науки. — СПб. 2001.9. Птицы СССР. Библиографический указатель, 1881—1917, в. 1, Л., 197210. Чельцов-Бебутов А. М. Экология птиц. — М.: Изд-воГУ. 1982.
ЗАГАДКИ
Вёрст не считал,
По дорогам не езжал,
А за морем бывал
(птица)
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось.
(пух или перо)
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото.
(яйцо)
Шапочка алая,
Жилеточка нетканая,
Кафтанчик рябенький.
(курица)
Не княжеской породы,
А ходит с короной;
Не ратный ездок,
А с ремнем на ноге;
Не сторожем стоит,
А всех рано будит.
(петух)
Белый как снег,
Надутый как мех,
Лопатами ходит,
А рогами ест.
(гусь)
Пестрая крякушкЛовит лягушек.
(утка)
Ходит спесь надуваючись.
(индюк).
Днем молчит ,Ночью кричит
(филин)
Посередь деревьев кузнецы куют.
(дятел).