Творческая работа Нестандартные уроки по физике
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Вступление
2. Уроки – спортивные игры.
1)Урок-игра «Физический ориентир».
2)Урок-спортивная игра (волейбол, баскетбол, футбол).
3)Урок-спортивная игра «Эстафета».
4)Урок-магазин.
3. Уроки – профессионально-ролевые игры.
1)Урок-суд.
2)Урок-игра «Слет представителей разных профессий».
3)Урок-игра «Утро в фермерском хозяйстве».
4)Урок-игра «Работа конструкторского бюро».
5)Урок-защита микродиссертации.
4. Уроки – поиски.
1)Урок-путешествие.
2)Урок-диспут.
3)Урок-мозаика.
4)Проектный урок.
5)Урок-экскурсия.
6)Урок – пресс-конференция.
7)Урок без учителя.
8)Документальный практикум.
5. Уроки драматизации.
1)Урок-фантазия.
2)Урок-спектакль.
3)Стихотворно-музыкальный урок.
4)Урок-сказка.
6. Заключение.
7. Приложение 1.
Устный журнал «По страницам атомной и ядерной физики от А до Я».
8. Приложение 2.
Сценарий «В мире интересного.(Устами младенца)»
9. Приложение 3.
Игра-конкурс «Сигма + Веди = ?»
10. Приложение 4.
Сценарий .Викторина «Мир физики в литературе».
11. Список используемой литературы.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ПО ФИЗИКЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Желание учителей достичь лучших результатов в решении образовательных, развивающих и воспитательных заданий заставляет их создавать нестандартные уроки, структура которых не может быть подведена под алгоритм классического урока, что включает организационную часть, проверку домашнего задания, изучение нового материала и его закрепление, сообщение домашнего задания, а также традиционных уроков, которых сегодня выделено шесть типов (урок приобретения новых знаний, урок применения новых знаний, урок формирования практических умений и навыков, урок систематизации и обобщения, урок контроля и комбинированный урок). Не вкладываются они и в рамки уроков в системе личностно- ориентированного и интерактивного обучения, которые тоже имеют четко определенную структуру. Эти уроки получили название нестандартных. Каждый из них имеет свою композицию и свой сценарий. Их объединили в три группы:
-уроки – игры (деловые, ролевые, спортивные);
-уроки – сценарии известных телепередач;
-уроки – поиски, в основу которых положена самостоятельная подготовка учащихся.
В группе уроков с основным видом игровой деятельности учащихся особое место занимают уроки, построенные с применением моделирующих упражнений, которые отличаются от игры тем, что имеют целью обеспечения умения учащимися некоторых важных процессов за счет возможности взять в них участие. В большинстве моделирующих упражнений учащиеся играют роль реальных персонажей. Перед ними ставятся цели, к реализации которых они должны стремиться. Для выполнения ролей им даются определенные ресурсы и ставится проблема - принять решение по поводу их эффективного использования.
Моделирующие упражнения – это комплексный вид познавательной деятельности. Успех зависит от того, насколько грамотно построено упражнение, а также от готовности учителя помочь классу разыграть роли и понять смысл игры. Основное преимущество моделирующих упражнений состоит в том, что они способны вызвать изменение внутренних установок учащихся. Моделирующие упражнения служат для того, чтоб ознакомить учащихся с теоретической моделью реальной жизни.
Пример нестандартного урока:
УРОКИ - СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ.
Урок – игра «Физический ориентир»
Желательно проводить на этапах проверки и контроля, а также во время повторения, обобщения и систематизации знаний.
Сценарий. Для проведения такого урока готовят планшет, который состоит их 20 карточек (рисунков) из учебника, Рисунки иллюстрируют наиважнейшие законы, выводы, практическое применение знаний, схемы опытов и т.д. Из учебника учитель выписывает предложения, которые характеризуют каждый рисунок. Карточки с описанием рисунков, по размерам такие же, как и рисунки. Игровое поле вывешивают вертикально, а карточки прикрепляют при помощи магнитов. Группа делится на две команды. Каждой команде дают половина карточек, которые они должны разложить на игровом поле и подготовить комментарии. Выигрывает та команда, которая раньше т правильно выполнила задание.
Урок - спортивная игра «Теннис» (волейбол, баскетбол, футбол)
Проводится на этапах проверки, контроля обобщения и систематизации знаний.
Сценарий. В игре берут участие два игрока и судья, Первый игрок «делает подачу»- задает вопрос. Соперник должен за 30 секунд ответить на вопрос и повернуть мяч. Так игроки делают по пять передач. Судья фиксирует правильность ответов и отдает победу тому, кто набрал больше очков. К доске вызывается другая пара игроков. До сценария каждого из обозначенных в скобках видов игр можно ввести правила, специфические для каждой игры.
Урок- спортивная игра «Эстафета»
Рекомендуют проводить на этапах применения, проверки и контроля знаний.
Сценарий. На уроке объявляется подготовка к эстафете (120-12 минут). Учащиеся повторяют пройденный материал и опорные конспекты по теме. Учитель спрашивает, готова ли команда к эстафете. Доску делят на столько частей, сколько команд. К доске выходят капитаны команд и по сигналу начинают писать «Опорный конспект». Через 30 секунд их меняют другие учащиеся и т.д. После опорных конспектов для выполнения могут быть предложены задачи, опыты, вопросы и другие виды работ. За правильно написанный «Ок» или выполненные каждый учащийся получает красную карточку, за неправильное - зеленую. Отметку выставляют по количеству полученных карточек. Если команда получила все красные карточки, то она получает высокую отметку, в другом случае отметки ставятся в зависимости от количества зеленых карточек.
Урок-магазин.
Планируют на этапах проверки и контроля усвоенной учебной информации, обобщения и систематизации.
Сценарий. Урок состоит из некоторых конкурсов. Готовится ведомость, куда за каждый конкурс выставляют баллы. Конкурсы можно проводить произвольные, например, «Электрический марафон».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
Правила Эстафеты: подсчитать неизвестную величину; выбери, воспользовавшись полученным ответом, цвет кружка в правом столбике;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
3.Эстафета формул.
Правила: каждый член группы ( или один учащийся) вставляет в кружок пропущенную букву, которой обозначается физическая величина или единица измерения физической величины.
I=q/?
U= ?/I
?=U+U
R=? L/S
А = Кл/?
q=?t
A=I?t
В=Вт/
Ом= ? /А
I=?/R
U=I?
R=?/I
4.Эстафета «Цепочка».
Правила эстафеты: на схеме, что изображает участок электрической цепи, даны показания приборов. Знаком «?» обозначено неизвестную величину. Рассчитав ее значение по известным формулам, подставляем его под условие последующего задания, воспользовавшись стрелкой:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]15
УРОКИ –ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.
Урок- суд.
Целесообразно проводить при обобщении и применении знаний.
Сценарий. Такой урок проводится в форме суда, где есть судья, секретарь, адвокат, подсудимый. Назначенные на соответствующие должности учащиеся играют роль этих действующих лиц. «Подсудимым» может выступать определенное явление, тело или процесс.
Урок – игра «Слет представителей разных профессий».
Планируют при изучении новой темы, применении, обобщении и систематизации усвоенной учебной информации, с целью проверки.
Сценарий. Учащиеся выбирают профессии, которые имеют отношение к тексту данной темы. Представители выступают по очереди. Сначала рассказывают о себе, а потом – где и для чего используют специалисты его профессии элементы знаний данной темы, а также умения и навыки, приобретенные во время ее изучения. Слушатели задают вопросы каждому докладчику.
К примеру, подобный урок я проводила совместно в группах по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» и «Мастер МТП» на тему «Трансформаторы, их применение» Выбранные учащиеся – докладчики подробно изложили свои знания и взгляды на применение трансформаторов в электротехнике, в электрооборудовании автомобилей.
Урок-игра «Утро в фермерском хозяйстве»
Рекомендуется на уроках формирования знаний и применении усвоенной учебной темы.
Сценарий. Между учащимися распределяются должности: заведующий животноводческим двором, главный фермер, учетчик, лаборант молокоблока, звеньевой агробригады, зоотехник, водитель и др. Все приглашаются на производственное собрание, на которое необходимо прийти с листом бумаги и ручкой. Всем специалистам дают задания (заранее подготовленные). После выполнения задания (ответов на вопросы, подведение подсчетов, выполнения рекомендованных операций) созывают всех на «собрание», где каждый сообщает о результатах выполненной работы.
Такой подобный урок я провожу в группах по специальности «Хозяйка усадьбы».
Подготовка сообщений требует использование специальной литературы, к примеру:
Усова В.А., Вологодская З.А. «Связь физики с сельскохозяйственным производством» Методическое пособие для учителей. – М.1988 г.
Гнедина Т.Е. «Физика и творчество в профессии». Книга для уч-ся старших классов. М- Просвешение 1988 г.
Урок – игра «Работа конструкторского бюро».
Целесообразно планировать на этапах обобщения, систематизации и применения усвоенной и учебной информации.
Сценарий. На таком уроке моделируется деятельность различных специалистов, а поэтому из учащихся формируется такие группы: снабженец исходных данных (цель: актуализация опорных знаний); помощники (сообщают сведения из пособий); мозговой центр (выдвигают гипотезы, идеи); экспериментаторы (проводят опыты); инженеры (собирают конструкции); историки (ищут сообщения о развитии научных взглядов по этому вопросу) и тд. После выполнения индивидуальных заданий учащиеся обмениваются мыслями о практическом значении изученного материала и проводят рефлексию собственной деятельности на уроке.
Урок – защита микродиссертации.
Сценарий 1. Урок готовится заранее. Несколько желающих учащихся стают диссертантами. Они должны на уроке защитить свои диссертации. Для этого из предложенной темы каждый выбирает микротему и подбирает материал к этой теме. Подготовившись заранее, учащийся сообщает членам «ученого совета» содержание микротемы, которую он разрабатывал, объем выполненной работы и литературу, которую обработал, а члены совета готовят вопросы для «диссертанта». После ответов голосованием определяют результат.
Сценарий 2. Для такого урока готовят два вида жетонов, с названиями заведений, при которых работает ученый совет:
первый жетон – «Диссертант», второй – «эксперт», третий – «Оппонент», четвертый - председатель ученого совета, пятый – соответствующая организация, шестой – секретарь ученого совета. Капитаны команд тянут жребий, определяют роли своих членов команд. Эксперты готовятся оценивать вопросы, которые будут задавать оппоненты, и ответы диссертантов. На доске рисуют таблицу, в которой указывают номера команд и их состав.
Состав команды
баллы
итоги
В каждой команде есть свой диссертант и другие члены процедуры защиты. Защита начинается из сообщения ученым секретарем сведений о диссертанте. Потом выступает диссертант, освещая основные положения своего исследования. Члены ученого совета задают вопросы из проблемы защиты. Диссертант отвечает на них. Потом оппонент зачитывает свои замечания по поводу выполненного исследования, обращая внимание присутствующих на сильные и слабые места работы (доклада). Диссертант дает ответ на замечания. Представитель соответствующей организации оглашает вывод заведения по поводу качества выполненной работы, определяет ее положительные и отрицательные стороны. Диссертант дает ответы на замечания. Руководит порядком ведения защиты председатель ученого совета. После выступлений всех назначенных лиц члены ученого совета высказывают свои мысли по поводу качества и практической значимости выполненной работы. Потом происходит тайное голосование. Членам совета выдаются бюллетени для голосования, которые собираются после того, как каждый сделает в бюллетени соответствующую пометку. Председатель ученого совета зачитывает результаты голосования и выставляет отметку диссертанту. Такую процедуру должны пройти все диссертанты ( один от каждой группы).
УРОКИ – ПОИСКИ
Урок – путешествие.
Рекомендуется после изучения темы.
Сценарий 1. Вступительное слово о цели путешествия 93 мин); ознакомление с маршрутом (2 мин); организация групп ассистентов-экспериментаторов, корреспондентов-журналистов, сопровождающих и путешествующих (3 мин). Серия минисообщений учащихся или лекция учителя об наиважнейших исторических открытиях, которые касаются темы курса, что изучается.
Для оформления путешествия используется карта, научно-популярные книги с заданиями темы, которые должны использоваться на остановках.
Сценарий 2. Определяется место путешествия (страна Архимедия, Теплоград, Энергоград, Атомоград и др.) Планируется маршрут путешествия. К промежуточным пунктам (остановок) относятся города, название которых соответствует элементам темы, которая изучается. Например, путешествие в город «Теплоград».Остановки имеют названия «Теоретическая», «Экспериментальная», «Историческая», «Термометрическая», «Практическая» и т.д. На каждой остановке учащиеся получают задания, которые по характеру соответствуют названию остановки, выполняют их и могут отправляться дальше по маршруту к пункту назначения. Цель состоит в том, чтобы пройти весь маршрут и выполнить все задания. Урок такого типа можно проводить по заданиям, подготовленным учителем, а можно предложить учащимся самостоятельно подготовить задания для каждого пункта маршрута. Они сообщаются заранее. Тогда урок становится путешествием в котором происходит презентация подобранных учащимися сообщений, задач, опытов.
Урок- диспут.
Планируют при усвоении знаний и закреплении усвоенной учебной информации.
Сценарий. Проводится между двумя группами: одни- сторонники предложенного явления или идеи – готовят «тезисы» к данной теме. Другие – группа противников - подбирают «тезисы» против их применения. Еще должны быть докладчики и стенографисты.
Докладчики, сторонники и противники подбирают материал по проблеме, которую вынесли для дискуссионного обсуждения, готовят свои доклады и выступления. На уроке доводят к сведению учащихся полученную информацию, обсуждают ее, аргументируя свои мысли. Стенографисты записывают и отмечают положительные и называют неудачные выступления.
Урок – мозаика.
Сценарий.
Вариант 1. Каждый учащийся за 2-3 недели получает задание, которое соответствует его индивидуальным способностям. Задания должны быть разнообразными как по содержанию, так и по форме отчета. Именно с разнообразием связана тема урока. Вместе выбирают из класса двух ведущих, которые будут координировать деятельность других ( если содержание подготовленных докладов касается одной темы, объединить докладчиков в группу); определяют структуру урока; разрабатывают содержание и назначение наглядных пособий; составляют таблицы интересных сведений; описания сконструированных приборов и установок; подбирают музыкальные фрагменты, стихи.
Урок проходит в такой форме: вступительное слово учителя, ведущих; презентация докладов; обсуждение выступлений; итоговое слово учителя.
Вариант 2.Планом урока предусматривается вовлечение учащихся к различным видам деятельности с информацией, которая изучалась на уроке. Это может быть театрализованная сценка-миниатюра из выбранной темы, демонстрация слайд-фильма и опрос учащихся, слайд-викторина, выступления учащихся о роли данной темы в жизни, проведение физических опытов и др.
Проектный урок.
Сценарий. Начинается урок из «мозгового штурма», целью которого есть высказывание значительного количества мыслей (идей) по поводу возможного решения предложенной проблемы. Учащиеся, разбившись на микрогруппы, выбирают из перечисленных ту проблему, которую необходимо решить в процессе проектирования (учитель выступает в роли консультанта); определяют цель, направление, содержание деятельности и исследования, структуру проекта, его ресурсное наполнение. Потом на протяжение установленного времени реализуют их и образуют микропроект. На последнем этапе происходит защита пректа в присутствии заинтересованных сторон. Результатом защиты становится награждение разработчиков проекта.
Урок – экскурсия.
Сценарий. Учащиеся отправляются на экскурсию, цель которой – пробудить интерес к знаменательным местам в городе, поселке, на предприятии, сфотографировать интересные места, события, в потом описать их. Экскурсия проводится для того, чтобы за короткие промежуток времени достичь несколько целей: создать реальную ситуацию для этического, эмоционального и познавательного включения учащихся в процесс коллективной и индивидуальной взаимосвязи с живой природой, и производственной деятельностью. Такие уроки можно планировать с назначением объекта исследования: например на ММЗ – производственный процесс и обеспечение ремонта электрооборудования, используемого на производстве, на подстанции 330 – обслуживание трансформаторов и линий электропередач и т.д.
Урок - пресс-конференция.
Планируют на этапах повторения , обобщения и систематизации изученной учебной информации.
Сценарий 1. Несколько учащихся готовятся для проведения пресс-конференции, учащиеся задают им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ. Учащиеся, которые проводят конференцию, могут определить тематику вопросов, объявив предприятие или организацию, которую они представляют (например журнал «Рационализатор и изобретатель», «Наука и жизнь», «техника молодежи» и т.д.)
Сценарий 2.Учащиеся готовятся и задают вопросы самому учителю, а специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос.
Урок без учителя.
Проводят при изучении нового материала.
Сценарий. В начале года учитель сообщает учащимся тему урока, который они должны сами подготовить и провести в назначенное время. Потом начинается длительная подготовка при поддержке и руководстве учителя. В процессе подготовки учащиеся знакомятся с некоторыми аспектами педагогики, дидактики, психологии, методики проведения урока, потом разарбатыватся подробный план урока подбирается материал и продумывают задания. В назначенное время представитель микрогруппы проводит урок, а другие выступают ассистентами. В конце урока каждый учащийся выставляет оценку за урок, учитывая его результативность. Учитель выставляет среднюю оценку за проведенную работу.
Документальный практикум.
Планируют при изучении нового материала.
Сценарий. Каждому учащемуся или микрогруппе даются четко сформулированные задания, необходимые справочники и информационные материалы из темы. Задание состоит в том, чтобы на основании изученного материала провести глубокий анализ найти ошибки, неправильные подходы, которые существуют у предложенных решениях; написать вывод о соответствии предложенного подхода поставленной цели, возможность практического применения такого подхода. После обработки документов, которые предлагаются группам, их представители знакомят присутствующих из выводами комиссии. Если есть авторы, которые разрабатывали эти предложения, им предлагается слово для комментариев и высказывания собственных мыслей по поводу высказанного вывода комиссии.
УРОКИ – ДРАМАТИЗАЦИИ.
Урок – фантазия.
Рекомендуют на этапах проверки и контроля знаний.
Сценарий 1. Учащиеся садятся в круг, учитель начинает, а потом по кругу учащиеся продолжают продумывать сочинение на произвольную познавательную тему. Они получают краски и листы бумаги, на которых могут изображать в картинках свои мысли, пожелания, отношение к людям. Учащиеся рассказывают и дают пояснение нарисованного и изображенного.
Сценарий 2. Учащимся предлагается выбрать для себя любимого литературного героя, определить 5-10 основных понятий из раздела, который выучили. С позиций выбранного литературного персонажа, его окружения и времени, в котором он жил, написать сочинение из применением слов, выбранных из темы. Сочинения читаются в выражениях, приближенных к персонажам, от имени которых изображались события, определяются лучшие. По материалам таких работ издается сборник сочинений.
Например, высказывания Козьмы Прутокова, Шерлока Холмса, Альберта Эйнштейна, А.С. Пушкина ит.д.
Урок – спектакль.
Урок готовится заранее с участием отдельных учащихся, которые на уроках изображают страницы поиска и открытия определенных законов, устройств; диалоги ученых и изобретателей, факты из жизни ученых и т.п. Составляют сценарии на музыкально-поэтические спектакли.
Стихотворно – музыкальный урок.
Проводят на этапах применения и проверки учебной информации.
Сценарий. Учащиеся делятся на подгруппы, каждая из которых получает задания подобрать поэтические произведения, которые характеризуют определенные физические явления, нарисовать рисунки, которые изображают написанное, подобрать к этим стихам музыкальную композицию. При выполнении таких заданий можно воспользоваться литературой:
Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвещение 1990 г.
Дворецкая В. Физика в стихах. К. 2003 г.
Конкурс знаний, умений и творчества.
Планируют на этапах проверки и контроля знаний, обобщения и систематизации учебной информации.
Сценарий. Такой конкурс проводится 2-3 раза в год. Сначала олимпиада по группам, потом по курсам, а потом итоговая. Каждый этап предусматривает показать всем окружающим, родителям, другим присутствующим всех достижений учащихся: это вернисажи, спортивные соревнования, концерты, спектакли, игры, творческие работы, самодельные приборы по физике.
Во всех кабинетах и мастерских организовывают «познавательные дистанции». Каждая группа создает несколько команд, которые по маршрутным листам идут «покорять» предметные и творческие «вершины».
В рамках конкретной учебной дисциплины такой урок может предусматривать более конкретную цель - продемонстрировать достижения учащихся по конкретной теме. По физике это может быть защита самодельных приборов и устройств. Обязательным элементом защиты должен быть сам прибор, его паспорт и умение автора его защитить. Презентацией могут служить фотоматериалы с пейзажами, кроссворды, составленные учащимися на конкретные темы курса физики и т.д.
Урок – сказка.
Планируют во время контроля знаний и умений учащихся, применение знаний.
Сценарий. Учащиеся объединяются в группы по 2-3 человека, дома сочиняют сказки на заданные темы, а потом показывают их другим. Сказки могут быть представлены виде текстов, которые зачитываются, или сюжетов, которые разыгриваются по сценарию. В них могут брать участие родители, учителя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т.е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.
На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения , которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и психологическому развитию учащихся, повышению уровня познавательной активности, является одной из самых актуальных.
Нестандартные уроки - это всегда уроки – праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, группа учащихся становится творческим коллективом. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
Перечисленные уроки не исчерпывают всех примеров, созданных учителями сценариев нестандартных уроков, но дает возможность убедиться в присутствии творческого потенциала педагогов, их желание сделать интересным процесс обучения учащихся на уроках физики , приблизить их жизни, развивать творческое мышление учащихся, их организационные и коммуникативные способности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Юфанова И.Л. «Занимательные вечера по физике в средней школе»
М.; Просвещение, 1990 г.
2. Григорьев В., Мякишев Г. «Силы в природе»
М., Наука 1979 г.
3. Елькин В.И. «Необычные учебные материалы по физике»
М., Школа-Пресс, 2000 г.
4. Луппов Г.Д. «Опорные конспекты и тестовые задания по физике 11»
М., Просвещение 1996 г.
5. Майоров А.Н. «Физика для любознательных, или о чем не узнаешь
на уроке» Ярославль, Академия развития, 1999 г.
6. Трембовольский Я.Л.,Чекалов И.В. «Ваше слово, эрудиты».
М., Просвещение , 1990 г.
7. Юркина Г. «Из школы во Вселенную»
М., Молодая гвардия, 1970 г.
8. Гладков К.А. «Атом от А до Я»
М., Атомиздат, 1974 г.
9. Кабардин О.Ф. «Азбука ядерной физики»
М. Просвещение, 1985 г.
10.Ланина И.Я. «Не уроком единым»
М., Просвещение,1991 г.
11.Шарко В.Д. «Элементы педагогической техники»
К., Освiта 2005 г.
НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ ПО МАТЕМАТИКЕ.
ВВЕДЕНИЕ.
Еще с давних времен существует процесс обучения молодого поколения, т.е. передача опыта старшим поколением младшему. И всегда существовала проблема поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, сохранения их активности на протяжении всего урока.
На современном этапе развития педагогической науки и практики проблема построения таких моделей процесса обучения , которые способствовали бы не только эффективному усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и психологическому развитию учащихся, повышению уровня познавательной активности, является одной из самых актуальных.
В последние два десятилетия в отечественных учебных заведениях обнаружилась опасная тенденция снижения интереса к занятиям. В связи с этим ухудшалось качество знаний, снижалась успеваемость, затруднялось развитие логического мышления, познавательной активности, познавательного интереса учащихся. Роль математики в развитии логического мышления, познавательного интереса, уровня познавательной активности учащихся исключительно велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в учебных заведениях. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным образом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащегося к учебному труду, развитию познавательного интереса.
ТИПЫ НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ
Исходя из актуальности этой проблемы, объектом исследования является развитие уровня познавательной активности учащихся при использовании нестандартных уроков математики.
Желание учителей достичь лучших результатов в решении образовательных, развивающих и воспитательных заданий заставляет их создавать нестандартные уроки, структура которых не может быть подведена под алгоритм классического урока, что включает организационную часть, проверку домашнего задания, изучение нового материала и его закрепление, сообщение домашнего задания, а также традиционных уроков, которых выделено сегодня шесть типов (урок приобретения новых знаний, урок применения новых знаний,, урок формирования практических умений и навыков, урок систематизации и обобщения, урок контроля и комбинированный урок). Не вкладываются они и в рамки уроков по системе личностно-ориентированного и интерактивного обучения, которые тоже имеют четко определенную структуру. Эти уроки получили название нестандартных. Каждый из них имеет свою композицию и свой сценарий. Их объединили в три группы:
- уроки-игры;
- уроки-сценарии известных телепередач;
- уроки-поиски, в основу которых положена самостоятельная подготовка учащихся.
В группе уроков с основным видом игровой деятельности учащихся особое место занимают уроки, построенные с применением моделирующих упражнений, которые отличаются от игры тем, что имеют целью обеспечения учащимися некоторых важных процессов за счет возможности взять в них участие. В большинстве моделирующих упражнений учащиеся играют роль реальных персонажей. Перед ними ставятся цели, к реализации которых они должны стремиться. Для выполнения ролей им даются определенные ресурсы и ставится проблема – принять решение по поводу их эффективного использования.
Моделирующие упражнения – это комплексный вид познавательной деятельности. Успех зависит от того, насколько грамотно построено упражнение, а также от готовности учителя помочь учащимся разыграть роли и понять смысл игры. Основное преимущество моделирующих упражнений состоит в том, что они способны вызвать изменение внутренних установок учащихся. Моделирующие упражнения служат для того, чтобы ознакомить учащихся с теоретической моделью реальной жизни.
Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются:
1. Уроки - деловые игры;
2. Уроки – соревнования;
3. Уроки типа КВН;
4. Уроки творчества;
5. Уроки – аукционы;
6. Уроки – зачеты;
7. Уроки – конкурсы;
8. Уроки – ролевые игры;
9. Межпредметные уроки;
10. Уроки – игры «Поле чудес»;
11. Уроки – фантазии и др.
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные уроки, со строгой структурой и установленным режимом работы. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности.
Проводя стандартные будничные уроки можно применять нестандартные формы урока, чтобы повысить уровень познавательной активности, интерес к предмету, развивать познавательные процессы (память, внимание, мышление, воображение и др.), умение переключаться с одного вида на другой.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ
НЕСТАНДАРТНЫХ УРОКОВ.
Успешность проведения нестандартных уроков зависит от ряда действий учителей и учащихся:
1. Проводится тщательная подготовка таких уроков: даются предварительные задания, объясняется построение урока, роль и задачи каждого участника, готовятся наглядные пособия.
2. Продумывается ход занятий с учетом уровня и особенностей как всего коллектива учащихся в целом, так и отдельных учащихся, характера и способностей учащихся, получивших конкретное задание, последовательность операций.
Понять главное в нестандартном уроке помогают творческие принципы:
1. Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении.
2. Максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке. Различные формы групповой работы на уроке.
3. Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока.
4. Поддержка альтернативности, множества мнений.
5. Развитие функции общения на уроке как условие обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения.
6. «Скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям и склонностям.
7. Использование оценки в качестве формирующего инструмента.
Существуют три этапа подготовки и проведения нестандартного урока: подготовительный, урок и его анализ.
1. Подготовительный.
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Учащиеся делятся на две группы (команды, экипажи), получают или набирают определенные задания, которые необходимо выполнить до урока: подготовка сообщений на тему предстоящего урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин, изготовление необходимого дидактического материала и т.д.
2. урок (выделяют три основных этапа):
Первый этап. Он является предпосылкой формирования и развития мотивационной сферы учащихся: ставятся проблемы, выясняется готовности д к их решению, к нахождению путей достижения цели урока. Намечаются ситуации участие в которых позволит решать познавательные, развивающие и воспитательные задачи.
Развитие мотивационной сферы осуществляется тем эффективнее, чем результативнее проведен подготовительный период: качество выполнения учащимися предварительных заданий влияет на их интерес к предстоящей работе. При проведении урока учитель учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока, уровень их подготовленности, возрастные и психологические особенности.
Второй этап. Сообщение нового материала, формирование знания учащихся в различных нестандартных формах организации их мыслительной активности.
Третий этап. Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из предшествующих этапов.
3. Анализ. В период анализа данных уроков целесообразно оценивать как итоги обучения, воспитания, развития учащихся, так и картину общения – эмоциональный тонус урока: не только в общении учителя с учащимися, но и в общении учащихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
В процессе учебной деятельности большую роль играет уровень развития познавательной активности и познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, памяти, воображения, мышления. Развитию и формированию познавательных интересов способствуют нестандартные формы уроков.
Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор учащихся, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.
Урок математики нацелен не столько на повторение изученного материала, сколько на знакомство с учащимися в непринужденной атмосфере. Работа учащихся с учителем должна проходить без страхов и напряжения, а нетрадиционные уроки помогают учителю найти общий язык с учащимися. На обыкновенном уроке учащиеся чувствуют себя официально скованными, а на нетрадиционном уроке они смогут расслабиться, и учитель может рассмотреть каждого учащегося в новом для себя свете и представлении.
Урок-дискуссия.
В основе урока-дискуссии лежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений задач и т.д. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. На этапе подготовки такого урока учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В начале урока обосновывается выбор обсуждаемой проблемы, выделяются ее ключевые моменты. В центре дискуссии стоит спор ее участников. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в споре. Формулированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора, не допускать в споре тона превосходства, грамотно и четко ставить вопросы и формулировать выводы.\\\\
По завершении дискуссии необходимо подвести ее итоги, оценивать правильность формулировки и употребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержения, выдвижения гипотез, культуру дискуссии.
Урок-консультация.
На уроке этого типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, но и по развитию их умений. В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки-консультации. На консультации сочетаются различные формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная. Готовятся к такому уроку и учитель, и учащийся. Учитель анализирует и систематизирует недочеты и ошибки в устных ответах и письменных работах учащихся и на этой основе уточняет перечень возможных вопросов для обсуждения на консультации. Ребята готовят вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. При этом допускается использование не только учебника, но и дополнительной литературы. В ходе урока учитель имеет возможность увидеть динамику продвижения учащихся в изучении материала и помочь тем, кто испытывает затруднения, применив как индивидуальную, так и групповую форму работы и привлекая в качестве помощников-консультантов более подготовленных учащихся.
Интегрированный урок.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование у учащихся знаний об окружающем мире, а также установление внуртипредметных и межпредметных связей, преодоление дисциплинарной разобщенности научного знания.
В этой связи интегрированным уроком называют урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук. Формы его проведения самые разные: семинар, конференция, путешествия и др.
Наиболее общая классификация интегрированных уроков по способу их организации входит в иерархию ступеней интеграции которая, в свою очередь, имеет следующий вид:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;
- конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Например, сценарий интегрированного урока-соревнования по математике и физике.
Тема «Математика + физика = логика»
Цели:
1.Развитие образного мышления учащихся.
2. Расширение научного кругозора.
3.Проверка знаний по математике и физике в в необычных условиях.
Правила соревнования:
1.Интегрированное соревнование требует хороших знаний по математике и физике и логического мышления.
2.Набирается группа учащихся в количестве 10 человек. Между ними и проходят соревнования на приз «Эрудит».
3.Кто из учащихся набирает большее число «плюсов», тот и выходит в лидеры.
4.Если ни один из участников соревнования не может ответить на вопрос, то ответ могут дать болельщики.
5.Соревнования проходят в 4 этапа.
Ход урока.
Ведущий. «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»- говорил Козьма Прутков. А всему начало в нашем соревновании, по- моему, ваше желание, ваше стремление, ваш ум.
Начинаем соревнование на приз «Эрудит»!
Ведущий. Первым этапом нашего соревнования является «Физико-математическая лесенка».
Математическая лесенка.
1. Как увеличить число 666 в полтора раза, не прибегая к помощи математики?
2. Что дороже: полкилограмма двугривенных или килограмм гривенников?
3.Сколько нужно считать, чтобы дойти от единицы до миллиарда при скорости счета – одно число в секунду?
Физическая лесенка.
1.Стоя на движущемся эскалаторе, вы выбираетесь на поверхность за 1 мин; если бы вы бегом поднимались по неподвижному эскалатору, то это заняло бы 40 сек. За сколько времени вы взбежите наверх по движущемуся эскалатору?
2. При какой скорости движения собаки не будет слышен звук от ударов о мостовую сковородки, привязанной к ее хвосту?
3.Лучший прыгун на Земле преодолевает высоту 2,1 м.Как высоко он прыгал бы на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше? Рост прыгуна 1,8 м.
Ведущий. Второй этап наших соревнований называется «Физико-математический эксперимент». А заключается он в следующем.
1.Как положить находящийся на столе шарик в банку, не прикасаясь к нему руками и не подкатывая его к краю стола?
2.Как найти центр тяжести учительской указки?
Ведущий. Следующий этап наших состязаний требует пространственного воображения, логического мышления и хорошего знания точных наук.
Физико-математические задачи в рисунках и чертежах.
1. Перед вами «снимок» глади озера сверху.. Точки «А» и «М» - пловцы, окружности - волны. Куда плывут пловцы? Какой из пловцов плывет быстрее? Какова скорость пловца, если скорость волн 0,5 м/с?
2. Найдите центр тяжести фигуры, изображенной на рисунке.
Ведущий. Последним этапом нашего интеллектуального состязания будет задача, которая так и называется – «Эрудит». Послушаем ее условие. Вы должны произвести теоретические расчеты, а экспериментально вы можете ее проверить дома.
Представьте себе, что перед вами мяч диаметром 12, 5 см, обтянутый по окружности плотно прилегающей к нему веревкой. На сколько отойдет веревка от поверхности мяча по всей окружности, если веревку удлинить на 10 см?
Ведущий. Наше интеллектуальное состязание подошло к концу. Спасибо! «Только хорошо зная чужое, можно создать что-то свое, принципиально новое».
И я пожелаю вам терпения, трудолюбия и удачи!!
(Награждение победителей).
Урок – экскурсия.
На урок-экскурсию переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности, воспитание положительного отношения к учению.
Такой урок проводят по одной или нескольким взаимосвязанным темам. По содержанию выделяют тематические (в рамках одного предмета) и комплексные (по нескольким предметам) уроки-экскурсии, а в зависимости от этапа изучения темы различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки-экскурсии.
Общая структура тематического урока-экскурсии такова: сообщение темы, цели и задач урока, актуализация опорных знаний учащихся, восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации, обобщение и систематизации знаний, подведение итогов урока и сообщение учащимся индивидуальных заданий.
Театрализованный урок.
Составляется сценарий, в котором учащимся предлагается выбрать для себя любимого литературного героя, определить 2-3 понятия их раздела, который выучили. С позиций выбранного литературного персонажа, его окружения и времени, в котором он жил, написать сочинение из применением слов, выбранных из темы. Сочинения читаются в выражениях, приближенных к персонажам, от имени которых изображались события, определяются лучшие. По материалам таких работ издается сборник сочинений.
Урок – пресс-конференция.
Планируют на этапах повторения, обобщения и систематизации изученной учебной информации.
Составляется сценарий: Несколько учащихся готовятся для проведения пресс-конференции, учащиеся задают им вопросы, специальное жюри выставляет баллы за каждый вопрос и каждый ответ. Учащиеся, которые проводят конференцию, могут определить тематику вопросов, объявив предприятие или организацию, которую они представляют (например журнал «Наука и жизнь», «Квант» и т.д.)
Тема: «Пресс-конференция на тему: «Гранитная опора наук».
Вступительное слово учителя.
Мы живем в век научно-технического прогресса. Математика проникла во все сферы жизни. Ни одно техническое усовершенствование невозможно без расчетов. Но так же тяжело представить расчет без какой-либо науки, включая общие, без использования математики.
Математика все глубже проникает не только в смежные с нею науки, но и в удаленные, становится устойчивой опорой прогресса человеческих знаний. Возникли квантовая химия, молекулярная биология, математическая лингвистика, и другие современные направления наук. Особенной популярности приобрела математика, когда у нее появился надежный помощник ЭВМ. Если вы не станете математиком, то все равно знания по этому предмету будут вам нужны в жизни, в вашей профессии. Тема сегодняшней нашей пресс-конференции – «Гранитная опора наук». Речь пойдет о значении математики в разных отраслях человеческой деятельности.
Исполняется песня:
«Математика – основа всех наук»
Архимед и Ломоносов-соль Земли, соль Земли,
Знать сегодняшних вопросов не могли, не могли,
Но сказали нам ученые тогда, нам тогда:
«С математикой дружите вы всегда».
ПРИПЕВ: Математика-основа всех наук,
Математика –наш лучший друг.
На земной нашей планете и в космической ракете
Математика, мой друг, нужна вокруг.
Все в начале вроде просто- дважды два, дважды два!
А потом гудит от формул голова, голова.
Все открытия, все новинки впереди, впереди,
Только в ногу с математикой иди!
Припев.
Чтобы дома или в дальней стороне:
На земле, Венере, Марсе иль Луне
Быть готовым преграды одолеть, одолеть,
Мы должны над теоремами потеть.
Ведущий. Сегодня у нас на пресс-конференции присутствуют представители науки:
Заведующий кафедрой геодезии;
Декан факультета математической лингвистики;
Доцент исторического факультета «Прошлое и будущее»
Военный инженер
Представители прессы:
Собственный корреспондент газеты «Глобус»
Редактор журнала «Интересный калейдоскоп»
Заведующий отделом науки журнала «Горизонты науки»
Корреспондент газеты «Призывник»
Редактор журнала «Физики и лирики»
Редактор журнала «Будьте здоровы».
Ведущий. Начинаем пресс-конференцию, прошу представителей прессы, а также всех присутствующих на конференции ставить вопросы нашим «научным работникам».
Соб.кор газеты «Глобус»: Хотелось бы послушать о применении математики в географии, а именно о том, какими вопросами занимается математическая картография.
Зав. кафедрой геодезии: География с давних пор идет в ногу с математикой. Вспомним, что первая попытка измерения Земли была сделана Эратосфеном, которого большинство из вас знают как специалиста в области теории чисел. Вспомните «решето Эратосфена» для отбора простых чисел. Всем известно, какое большое значение имеют карты. Решением задач картографии занимались такие математики, как Ламберт, Мольвейде, Гаусс, Бельтралли. Далекие заокеанские путешествия заставили картографов задуматься над точностью своих атласов. Через небольшую ошибку по поводу положения острова на карте корабль мог разбиться там, где карта показывала море. Мореплавателям нужны были карты, которые точно изображали бы земную поверхность. В 1877 году известный русский математик Леонард Эйлер создал теорию конформных проекций. Он решил проблему: как найти такое изображение, чтобы погрешность масштаба была минимальной, применив математический аппарат в своих исследованиях.
Середина 20 столетия оказалась исходной точкой в развитии географии. Создается новая отрасль – математическая география, цель которой установить пространственные закономерности, которые связывают отдельные области географии в единую систему. На помощь географам пришла ЭВМ. С их помощью создают банки географических исследований, которые могут сохранять разнообразную географическую информацию, выдавать их в виде таблиц, графиков, уравнений, карт и т.п., то есть именно так, как удобно пользователю. Своими успехами география благодарит математике. При образовании геодезических карт приходится решать большое количество уравнений (800 и более). ЭВМ решает их в течении нескольких часов, на что ранее годы работы большого числа вычислителей.
ВОПРОС: А какими вопросами, кроме картографии, еще занимались математики?
ОТВЕТ: Выдающийся математик Отто Юлиевич Шмидт изучил географическое положение Арктики, условия жизни в ней. При его участии был создан геодезический институт. Известный математик Борис Николаевич Делоне изучал горы и сделал классификацию горных вершин Западного и Центрального Кавказа.
ВОПРОС: Мы знаем, что планета Уран была открыта без телескопа, при помощи вычислений. Говорят, что подобные открытия случались и в географии. Так ли это?
ОТВЕТ: Открытия на «кончике пера» были и в географии. Так, выдающийся исследователь Кропоткин при помощи математических расчетов и теорий изучил движение течений и льда в Северном Ледовитом океане, при помощи расчетов предвидел существование еще не известной ранее земли. А позже в указанном месте был открыт архипелаг Шпицберген.
Редактор журнала «Интересный калейдоскоп»: Математика и история Кажется ничего общего не может быть у этих двух науках. Однако о них сегодня также говорят, что они шагают рядом. В чем состоит их сотрудничество?
Доцент факультета «Прошлое и настоящее»: История – наука непрерывного развития. Все, что происходит сегодня, завтра станет историей. Поэтому важно сохранить для будущего поколения события прошлых лет. Сегодня в этом историкам пришла на помощь ЭВМ. Используя компьютерную технику, известный математик Кнорозов составил программу расшифровки письменности народов майя, которую историки разгадывали более 100 лет. За короткое время машины расшифровали более половины рукописей. В институте кибернетики ИМС. В.М.Глушкова образована автоматизированная система «Память» для сбора, систематизации и хранения данных об определенных исторических событиях. К примеру, такими машинами уже собрана и обработана информация об участниках Великой Отечественной войне.
ВОПРОС: Какие математические теории применяются в исследованиях?
ОТВЕТ: Наиболее широкое применение имеет статистический анализ, теория вероятности. Широкого применения приобрели графики, таблицы, диаграммы и т.д. Послушайте пример обработки исторического материала при помощи процентов. Сразу после окончания Великой Отечественной войны в одном из архивов Постдама была обнаружена солдатская почта – семь мешков писем немецких военнослужащих шестой армии рейха, которая в январе 1943 года очутилась в самом аду войны. Главное управление цензуры Германии задержало их для изучения настроения солдат. Вот короткие записи из них:
- «Прекрасные села сожжены и превращены на пепелища. Но страшнее то, что гибнут много людей»;
- «Я не трус, но мне грустно и страшно умирать за несодержательное преступное дело..», и таких писем много. Как же охарактеризовать настроение солдат в целом? Письма были поделены на 4 категории:
1.Солдаты, которые сомневаются в победе немцев - 37,2%
2. Солдаты, которые верят в победу Гитлера - 2,1%
3. Солдаты, которые совсем потеряли веру в победу 57, 1 %
4. Оппозиционно настроенные против немецкого правительства - 3,4%
Какие красноречивые цифры. Образованная при их помощи картина показалась отделу такой сомнительной, что они побоялись довести до сведения фюрера. Так, при помощи математических методов была проделана простейшая процедура анализа информации. Как многого она показала!
Зав. отделом науки журнала «Горизонты наук»: Мне приходилось читать, что химические эксперименты можно проводить сегодня без колбочек и пробирок, а лишь при помощи математических расчетов. Хотелось бы более подробно услышать. Как это происходит на самом деле?
Кандидат химических наук: Прошло более 200 лет с того времени, как химия перестала быть описанной наукой. После того, как гениальный Ломоносов применил в химической науке весы, знание математики стало необходимым для каждого химика. В наше время стало возможным проводить химические эксперименты не только без колбочек, но и без химикатов. ЭВМ может решить уравнение, дать ответ, какие именно химические соединения получим в результате взаимодействия исходных элементов.
ВОПРОС: Какие новые направления химии, связанные с математикой, возникли в наше время?
ОТВЕТ: Благодаря достижениям математики и вычислительной техники возникла новая отрасль химической науки – квантовая химия. Она изучает вопросы строения и реакционных возможностей химических соединений. Применение ЭВМ повышает точность расчетов, скорость их выполнения, а также сложность молекул, которых рассчитывают. Так удалось описать молекулу из 51 атомом, который содержит 176 электронов.
Одним из главных направлений химии есть моделирование изгибов, здесь также успешно применяются вычислительные методы прямой оптимизации, молекулярной динамики МОНТЕ КАРЛО и др. Все это оказалось пригодным для описания сложных органических и биологических молекул, окруженных со всех сторон молекулами растворителя.
Широкого применения приобретает «молекулярный дизайн» новых лекарств. Чтобы найти новый лекарственный препарат обычным способом, необходимо систематизировать и опробовать на животных не менее 20000 химических соединений, на что идет 7-10 лет. Компьютерный подход позволяет проводить квантово-химические расчеты очень быстро. Кроме того, входе машинного эксперимента можно так видоизменить молекулу, что в ней резко и целенаправленно усиливается лечебный эффект. С использованием ЭВМ вводятся данные о строении каждого элемента, который будет составной сплава. Учитывая характерные особенности отдельных соединений, компьютер предвидит свойства будущих сплавов.
Корреспондент газеты «Призывник»: Применение математики в военном деле никто не возражает, Но хочется услышать о конкретном взносе математиков в военную науку.
Военный инженер: Использование математики в военном деле началось еще в древности. Еще древние вавилоняне использовали математику при строительстве укреплений. Всем известно, что создание дифференциального и интегрального исчисления тесно связано развитием артиллерии. С развитием самолетостроения встретились с новым явлением – флаттером, то есть моментальным разрушением самолета. Выдающийся математик М.В.Келдыш создал математическую теорию флюгера которая помогла защитить конструкции от разрушений. Тем самым спасена жизнь многих летчиков. Под Руководством математика М.А. Лаврентьева была разработана теория кумулятивных снарядов, в которой были использованы свойства конических поверхностей. Выдающийся русский математик А.Н.Крылов разработал теорию непотопляемости кораблей.
Про применение математики в военном деле можно сказать еще такими словами поэта:
Как воздух математика нужна,
Одной отваги офицеру мало,
Расчеты, залп, и цель поражена
Могучими ударами металла.
И воину припомнилось на миг,
Как школьником мечтал в часы ученья,
О подвигах, о шквалах огневых,
О яростном порыве наступленья.
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку строговато:
«Мечтать довольно! Повтори рассказ
О свойствах круга и квадрата».
И воином любовь сбережена к учителю,
Далекому, седому.
Как воздух, математика нужна
Сегодня офицеру молодому.
Редактор журнала «Будьте здоровы»: Говорят, что математика нашла применение и в спорте. Это, наверное, имеют в виду тот факт, что спорт содействует гармоническому развитию человека в том числе и математика? Правда ли это?
Мастер спорта по баскетболу: Много кто думает, что спорт и математика вещи несовместимые. Это прозвучало и в шуточном вопросе редактора. Еще великий мастер фехтования испанец Луи Бачено де Нарвис развил теорию фехтования, обоснованную на математических принципах. Сегодня математика и спорт стремительно идут навстречу друг другу. Широко применяются математические методы выбора, описания и анализа экспериментальных данных, которые получаются в результате наблюдений за тренировками, рекордами отдельных спортсменов и целых коллективов. Устанавливается не только перспективность некоторых спортсменов, но и условия, наиболее благоприятные для тренировок. Теория вероятности применяется для построения математической модели игры в теннис, футбол, бильярд.
ВОПРОС: В одной из газет рассказывалось о том, что траектория движения молота спортсмена определяется определенной формулой. Не могли бы вы прокомментировать этот факт?
ОТВЕТ: Пожалуйста. Читал эту статью в «Известиях», в ней обращалось внимание, что путь к рекордам часто начинается в тишине кабинетов и математическими расчетами. Так, чемпион метания молота Анатолий Самоцветов вывел сложные формулы, какие определяют, каким должен быть угол вылета, какова допустимая в рамках правил длина троса, сколько раз нужно повернуться вокруг оси, чтобы полет был самым далеким. Математика помогла Анатолию стать чемпионом.
ВОПРОС: А нашла ли применение в спорте кибернетика?
ОТВЕТ: Да, созданы роботы-боксеры, роботы-теннисисты, которые служат тренажером не только для начинающих спортсменов, а и для опытных профессионалов.
Редактор газеты «Физики и лирики»: Известно, что математика и литература образовали новое направление науки – математическую лингвистику. Это не ущемляет, а точнее, не унижает художественную ценность сочинений их математический или кибернетический анализ?
Декан факультета математической лингвистики: Во-первых, математические принципы давно нашли свое применение в литературе. Первые попытки применить математику при изучении литературы и музыки связаны с пифагорийским учением о гармонии (6 ст до н.э.). Известный узбекский математик Аль-Бируни (973-1048) применил математические методы для изучения теории индийских стихов и пришел к решению комбинаторных задач. На сегодняшний день лингвистам помогает компьютерная техника. При помощи ЭВМ складываются частотные словари разных авторов. Методы математической статистики и и теории вероятности позволяют определить, случайна или нет схожесть частотных словарей. При помощи таких словарей определяют принадлежность сочинения автору, а также расшифровывают тексты древних народов. Математический и кибернетический анализ сочинений не унижает их художественной ценности, а наоборот, раскрывает их богатство и неповторимость.
ВОПРОС: Назовите несколько примеров авторства при помощи частотных словарей.
ОТВЕТ: В 17 ст. немецкий философ Вульф выдвинул гипотезу, что не Гомер написал «ИЛИАДУ» и «ОДИССЕЮ», что вообще такого автора не было. Исследования сочинений при помощи ЭВМ показали, что такой автор существовал. Книга написана не группой авторов, а единственным.
У знаменитой пушкинской «Русалки» есть множество финалов. Сегодня установлено, что ни один из них не принадлежит перу Александра Сергеевича. А вот исследование частотных словарей «Библии» показало, что ее писал не один автор, а возможно пять. Ученые-математики Крылов А.Н. , А.М.Колмогоров использовали статистический анализ, теорию вероятности, элементы комбинаторики для исследования законов построения русского стиха.
После окончания пресс-конференции выступает БИБЛИОТЕКАРЬ, который предлагает прочитать литературу про применение математики в различных науках и отраслях.
БИБЛИОТЕКАРЬ:
В библиотеке техникума можно найти интересную литературу по вопросам применения математики в различных отраслях знаний.
Книга А.Г.Конфгоровича «Математика служит человеку» (1984 г) рассказывает про прикладные применения математики в биологии, медицине, истории, археологии и других науках.
Из книги Н.Я.Виленкина «Функции в природе и технике» (1978 г) читатель узнает про применение элементарных функций при моделировании физических процессов.
Книга Ю.И. Гильдмана «Вооружившись интегралом» (1988 г) – это не учебник. Это рассказ о применении математики в таких, как считалось, нематематических науках как химия, биология. В ней показано, как дифференциальные уравнения, линейная алгебра, функции действительного переменного и теория графов – этот испробованный арсенал математиков – надежно служит при постановке и решении многих биологических и химических задач.
В книге А.В.Садовского и О.Л.Садовской «Математика и спорт» (1985) прочтете о том, что много спортивных ситуаций следует рассматривать и анализировать из математических позиций. В книге приведены примеры таких ситуаций и математические модели их изучения.
В книге С.Е Дромашко «Математика и биология» рассказывается о применении математических и кибернетических методов в биологии. На конкретных примерах показано, как осуществляется планирование машинного эксперимента, исследование эволюции развития живых организмов на Земле.
Урок-соревнование.
В основу этого урока лежит состязание команд при ответах на вопросы или решении чередующих заданий, предложенной учителем, а форма проведения может быть самой разной: поединок, бой, эстафета, КВН, «Брейн- ринг», «Счастливый случай», «Звездный час» и т.д.
Урок - деловая игра.
В процессе игры моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищется оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике.
Урок - ролевая игра.
В основе ролевой игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.
Уроки - ролевые игры можно разделить на:
1)имитационные; 2) ситуационные; 3) условные. Формы проведения: дискуссия, урок – суд, пресс-конференция и др.
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение.
2.Типы нестандартных уроков.
3. Основные этапы подготовки и проведения нестандартных уроков.
3.1 урок – дискуссия;
3.2 урок – консультация;
3.3 интегрированный урок;
3.4 сценарий интегрированного урока «Математика+ физика= логика»
3.5 урок – экскурсия;
3.6 театрализованный урок
3.7 урок – пресс-конференция;
3.8 сценарий пресс-конференции на тему «Гранитная опора наук»;
3.9 урок-соревнование;
3.10 урок – деловая игра;
3.11 урок – ролевая игра.
4. Заключение.
5. Литература.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, каждый имеет возможность проявить себя, группа учащихся становится творческим коллективом. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка, разработка системы конкретных целей обучения.
Перечисленные уроки не исчерпывают всех примеров, созданных учителями сценариев нестандартных уроков, но дает возможность убедиться в присутствии творческого потенциала педагогов, их желание сделать интересным процесс обучения учащихся на уроках математики, приблизить их к жизни, развивать творческое мышление учащихся, их организационные и коммуникативные способности.
Процесс развития творческих способностей учащихся сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности учащихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить ученика в положение первооткрывателя того, что известно учителю, но является новым для учащихся. Учитель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности учащихся в процессе обучения.
Наиболее высокий уровень развития творческих способностей достигается в том случае, когда в процессе обучения систематически организуются проблемные ситуации. В результате решения проблем учащиеся делают для себя открытие, находят объяснение нового для них способа решения задачи, находят новые варианты решения задачи. Очевидно, что творческие способности развиваются в деятельности, их упражняющей. Поэтому необходимо создать целостную совокупность ученых ситуаций на каждом этапе познания. Учитывая это, я и отдаю предпочтение проведению нестандартных уроков математики.
Литература
Гаврилова, Т. Д. Занимательная математика 5-11 классы. Как сделать уроки математики не скучными [Текст] / Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 95 с.
Барышникова, Н. В. Математика 5-11 классы. Игровые технологии на уроках [Текст] /Н. В. Барышникова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
Ротаенко, Ю. А. Математическая сказка [Текст] / сост. Ю. А. Ротаенко// Начальная школа. – 1994. - № 6. – 79 с.
Козлова, О. А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников [Текст] / О. А. Козлова // Начальная школа. – 2004. - № 11. – 112 с.
Ковалева, Т. Н. Игра и учебная деятельность [Текст] /Т. Н. Ковалева// Математика в школе. – 1988. - № 6.
Усатова, Е. В. Соревнования на уроках математики [Текст] / Е. В. Усатова// Математика в школе. – 1993. - № 6.
Виноградова, Л. В. Методика преподавания в средней школе [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, - 2005. - 252 с.
Подласый, И. П. Педагогика. Новый учебный курс: Учебник для студентов педагогических вузов [Текст] / И. П. Подласый. – М.: Гуманист. Издательский центр Владос, 1999. – 576 с.
Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе [Текст] / О. Б. Епишева. - Тобольск: «Дрофа», 1997. - 191с.
РЕЦЕНЗИЯ
на творческую работу на тему «Нестандартные уроки по физике».
Творческая работа, созданная преподавателем Томиной Н.А., отражает структуру типов нетрадиционных уроков по физике, их место и роль в преподавании физики, методика проведения. Во введении обращается внимание на предпосылки, возникшие с проблемой преподавания физики, развития интереса в учащихся и студентов к изучаемому предмету. Желание преподавателя достичь лучших результатов в решении образовательных, развивающих и воспитательных заданий заставляет ее создавать нестандартные уроки, структура которых не может быть подведена под алгоритм классического урока. Не вкладываются они и в рамки уроков в системе личностно- ориентированного и интерактивного обучения, которые также имеют четко определенную структуру. В группе уроков с основным видом игровой деятельности особое место занимают уроки, построенные с применением моделирующих упражнений, которые отличаются от игры тем, что имеют целью обеспечения умения учащимися некоторых важных процессов за счет возможности взять в них участие. В работе перечислены типы нестандартных уроков: уроки – спортивные игры, уроки – профессионально-ролевые игры; уроки – поиски; уроки – драматизации.
В работе приведены примеры нестандартных уроков, сформулированы принципы подготовки и проведения таких уроков, разработаны методические указания для подготовки и проведения уроков. К каждому уроку предлагается сценарий проведения, конкурсы, например: эстафета графиков, эстафета «Заполни круг»; эстафета формул; эстафета «Цепочка».
Уроки интересно разработаны, описаны из личного опыта проведения таких уроков, разработаны сценарии. К примеру, разработан урок «Устный журнал «По страницам атомной физики от «А» до «Я»; интегрированный урок на тему «Электрический ток в электролитах», разработан сценарий игры «Устами младенца»; сценарий игры-конкурса «Сигма + Веди = ?»; сценарий викторины «Мир физики в литературе» и т.д.. Работа оформлена согласно требованиям и рекомендациям, сценарии уроков, также оформлены должным образом, есть вступление и заключение, перечень литературы.
Работа рекомендована для обмена опытом другим преподавателям, для использования уже наработанного материала.
Рецензент ____________Кондратиков В.Э. –преподаватель физики высшей
квалификационной категории ГОУ СПО «РПТ»
РЕЦЕНЗИЯ
на творческую работу на тему «Нестандартные уроки математики»
Творческая работа, созданная преподавателем Томиной Н.А., отражает структуру типов нетрадиционных уроков по математике, их место и роль в преподавании математики, методика проведения. Во введении обращается внимание на предпосылки, возникшие с проблемой преподавания математики, развития интереса в учащихся и студентов к изучаемому предмету.
Роль математики в развитии логического мышления, познавательного интереса, уровня познавательной активности учащихся и студентов исключительно велика. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным образом изложения знаний является способ восхождения от абстрактному к конкретному. Преподаватель выделила объектом исследования развитие уровня познавательной активности учащихся и студентов при использовании нестандартных уроков по математике. Их выделено 3 группы: уроки-игры, уроки-сценарии известных телепередач, уроки – поиски, в основу которых положена самостоятельная подготовка учащихся и студентов. Преподаватель выделила наиболее распространенные типы нестандартных уроков: уроки- деловые игры; уроки – соревнования, уроки типа КВН; уроки – творчества; уроки-аукционы; уроки-зачеты; уроки-конкурсы; уроки- ролевые игры; уроки-фантазии и др.
В работе отмечены основные этапы подготовки таких нестандартных уроков, устанавливаются творческие принципы создания таких уроков. Устанавливаются методики проведения подобных уроков, приводятся сценарии интегрированных уроков, как например: -урок «Математика + физика = логика»,
-сценарий урока «Пресс-конференция на тему: «Гранитная опора наук».
Работа рекомендуется для обмена опытом с другими преподавателями, для развития интереса к учебе не только математики, но и других дисциплин.
Рецензент ______________Краснян Е.М. – преподаватель математики высшей
квалификационной категории ГОУ СПО «РПТ»
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141715
15