Методическая разработка Нестандартные уроки


Использование нетрадиционных форм обучения.
Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.
Уроки – соревнования
Уроки типа КВН
Уроки обобщения
Уроки - игры
Интегрированные уроки
Межпредметные уроки
Уроки – экскурсии
Уроки - игры «Поле чудес»
Уроки конкурсы
Уроки - диалоги
Эти уроки способствуют организации диалога, живой и свободной взаимосвязи между учителем и учащимися, создают каждому ученику возможность выражения своего «я». Закономерно поэтому, что нестандартный урок всё шире входит в практику школы.
Включить каждого учащегося в познавательную деятельность, заинтересовать его этим процессом - вот задача, которую решает нестандартный урок.
Но уроки нетрадиционной формы приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов уроков. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти с учениками, определяется, какие уроки целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Учителю, сколько бы многословным он ни был, всегда приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои уроки интересными.
Игра - сказка
Тема : Сказка о парных согласных
Жили-были в Стране Русского Языка парные согласные б-п, г-к, д-т, ж-ш,
з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие - немножко сердитыми. Чуть что - сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово.
Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: «Помогите мне!» Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.
СТОЛ(Б)?(П)?
Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили - кто лучше с этой работой справится
СА(Д)?(Т)?
Неподалеку строился дом. Последний этаж остался незаконченным. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.
ЭТА(Ж)?(Ш)?
Тем временем 3 и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят улов, который отдал им рыбак. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этот слове.
АРБУ(3)?(С)? УЛО(В)?(Ф)? СТО(Г)?(К)?
Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал на помощь гласные буквы и сказал: «В этих словах в конце поставьте гласную букву, она и укажет, кто из вас будет стоять в слове».
Так и сделали: столбы - столб, сады - сад, этажи - этаж, арбузы - арбуз, уловы - улов, стога - стог.
Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слова.