Методическое объединение для педагогов дополнительного образования «Дети с ОВЗ в пространстве учреждения дополнительного образования
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Тема нашего сегодняшнего методического объединения «Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в пространстве учреждения дополнительного образования».
Я полагаю, Екатерина в достаточной мере рассказала о том, почему инклюзивные процессы начали происходить и в дополнительном образовании. Если раньше данные тенденции декларировались без должного нормативно-правового обеспечения, то теперь вышел целый перечень документов, которые закрепляют и регулируют процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в общем, так и в дополнительном образовании.
Основой для этого послужила ратификация Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, которая на международном уровне фиксирует обязательства государства по реализации прав и свобод лиц с ограниченными возможностями здоровья. Затем новый Закон «Об образовании» закрепил право особых детей получать образование наравне с типично развитыми с учетом их особых образовательных потребностей. ФГОС второго поколения переориентировали весь образовательный процесс от знаниевой модели к компетентностной.
Концепция развития дополнительного образования четко оговаривает разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, а также внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Приказ Минобрнауки об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам включает перечень условий организации инклюзии в учреждениях дополнительного образования, одним из которых является то, что образовательная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку. Это послужило основой для разработки и утверждения нового Профессионального стандарта педагога дополнительного образования (08.09.2015 г.), требования которого вступят в силу с 1 января 2017 года. В профстандарте предъявляются требования к уровню знаний и умений педагога дополнительного образования, методиста и педагога-организатора. Теперь обязательной составляющей профессиональной компетентности являются знания об особенностях учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфике инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся), а также о специальных условиях, необходимых для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Как вы уже могли понять, реструктуризация образования и изменяющиеся условия педагогической действительности предъявляют новые требования к организации педагогической деятельности и созданию специальных условий внутри учреждения дополнительного образования, готовят к смене контингента обучающихся и диктуют необходимость повышения квалификации.
В последние годы тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ сохраняется. В связи с изменением нормативно-правового дискурса, родители особых детей получили возможность самостоятельного выбора учреждения, где их ребенок будет обучаться (независимо от вида и степени нарушения), получать комплексную психолого-педагогическую помощь или организовывать досуговую деятельность. Характерно то, что большое количество детей с проблемами в развитии не имеют медицинских заключений и попадают в массовые учреждения без должной поддержки и коррекции. Соответственно, эти же дети будут попадать и в объединения учреждений дополнительного образования, реализующих свои образовательные программы на базе общеобразовательных школ и детских садов. Следовательно, каждый из педагогов дополнительного образования может столкнуться с ними в своей практической деятельности и вопрос готовности к этому остается открытым.
Решением данной проблемы являются курсы повышения квалификации в области коррекционной педагогики: психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья, логопедия, олигофренопедагогика, тифлопедагогика, сурдопедагогика и т. д. Базовые знания о закономерностях психофизического развития различных ка
·тегорий аномальных детей позволят педагогам определить для себя основную проблему конкретного ребенка, выявить цель и задачи педагогического воздействия и выбрать наиболее целесообразные методы и приемы, необходимые для решения поставленных задач и достижения конечной цели. Кроме этого, обязательным является знание специфических условий, которые необходимо выполнять, работая с детьми с отклонениями в развитии: это может быть специально оборудованное рабочее место для ребенка с двигательными проблемами, наличие дополнительного освещения и учебных пособий с увеличенным размером шрифта для детей с нарушением зрения, визуальное дублирование бегущей строкой содержания занятия для тех, кто имеет нарушение слуха, услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков и т. д.
Кроме проблемы квалификации педагогического состава, существуют значительные методические трудности обеспечения инклюзии детей с ограниченными возможностями в учреждениях дополнительного образования. Включение особого ребенка в объединение, реализующее программу дополнительного образования, должно осуществляться при наличии:
заключения ПМПК о состоянии здоровья ребенка, его диагноза;
копии индивидуальной программы реабилитации ребенка;
листа индивидуального сопровождения ребенка в учреждении дополнительного образования;
адаптированной программы объединения.
Рассмотрим эти документы подробнее.
(В презентации отдельно представлен и кратко охарактеризован каждый вид)
Отдельно стоит остановиться на адаптации программ дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Так как образовательные программы педагогов дополнительного образования являются, по сути, общеразвивающими, в них отсутствует коррекционный аспект: не выделены коррекционно-развивающие цели и задачи, не учитываются принципы специальной педагогики и психологии, не описаны приемы, направления работы, средства, методы, технологии, специальные условия, которые необходимо создавать детям с нарушениями развития. Важно учитывать различные виды дизонтогенеза (нарушения развития), отчего будет зависеть построение индивидуального подхода к конкретному ребенку, учет особенностей его психофизического и личностного развития, организация специальных условий обучения. Анализ потребностей образовательных организаций в дополнительных образовательных услугах для детей с ОВЗ показал, что актуальной является разработка адаптированных программ, которые в большей степени, чем модифицированные, смогут учитывать специфику познавательных и творческих интересов детей с различными нарушениями развития.
Разрабатывая программу для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагог дополнительного образования за основу может взять структуру дополнительной общеобразовательной программы, включающую следующие элементы: титульный лист, пояснительную записку, учебную программу, методическое обеспечение дополнительной образовательной программы, условия реализации программы, прогнозируемые результаты, список литературы и приложения (при необходимости). Спецификой разработки является обязательное включение в программу коррекционной составляющей, которая должна учитывать индивидуальные и психофизические особенности детей, их особые образовательные потребности.
(Экскурс по разделам с учетом изменений)
Важно отметить, что при составлении адаптированной образовательной программы целесообразно разработать учебные планы, условия реализации программы и прогнозируемые результаты сразу для нескольких категорий детей с отклонениями в развитии, чтобы в последствии не нуждаться в изменении основного документа объединения при включении в его состав нового ребенка с иным диагнозом.
Пожалуй, это всё, с чем я хотела вас сегодня познакомить. Я понимаю, что для многих из вас перспектива работы с детьми с отклонениями в развитии видится несколько пугающей и может вызывать недоумение, так как сфера дополнительного образования всегда занималась поиском и развитием одаренных детей. В защиту особых детей хочется сказать, что нарушение в какой-либо одной области совсем не означает полное отсутствие таланта, эти дети зачастую бывают одарены в чем-то другом.
(Слайды презентации о Человеке Дождя, аутистах-савантах)
Спасибо за внимание! Я с удовольствием отвечу на ваши вопросы.
13PAGE 15
13PAGE 14415