Выступление на семинаре для заместителей руководителя по воспитательной работе, классных руководителей и педагогов дополнительного образования «Формирование экологической культуры учащихся через систему дополнительного образования»
Выступление на районном семинаре-практикуме «Формирование экологической культуры учащихся через систему дополнительного образования» 29.04.2016г.
(Слайд 1)
Тема выступления: Методический конструктор внеурочной деятельности школьников
(Слайд 2) Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
(Слайд 3) Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации внеурочной деятельности в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
(Слайд 4) Экологическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
(Слайд 5) При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, учащиеся 4б класса, отправляясь на экскурсию в мемориальн-исторический музей, не только совершают выезд из одного района в другой, прогулку по городу, но и и приобретают некое знание о себе и окружающих, переживают и прочувствывают те или иные исторические события и факты, но и приобретают опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
(Слайд 6) Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
(Слайд 7) Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
(Слайд 8) Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
(Слайд 9) С помощью методического конструктора разработаны комплексные образовательные программы внеурочной деятельности, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
Реализуемые программы рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе реализуются программы, ориентированные на младших школьников (1—4 классы), младших подростков (5—6 классы) и старших подростков (7—9 классы).
Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеучебной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Спортивно-оздоровительная деятельность школьников организована в форме секций, спортивных кружков, состязаний, Дней здоровья и т.д.
Внеучебная познавательная деятельность школьников организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности («Что? Где? Когда?», «Азбука безопасности», «Разноцветный мир» и др.), научного общества учащихся, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.В рамках внеучебной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня (формирование позитивных отношений детей к базовым ценностям общества). Для этого в содержание познавательной деятельности школьников должна быть привнесена ценностная составляющая.
В связи с этим педагоги организуют работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать ее, высказывать по ее поводу свое мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о экологических и других проблемах нашего общества.
Позитивное отношение школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания. Наиболее удачными формами здесь являются участие учащихся 6а,б, 10 классов в районной интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», которая проходит ежегодно в Библиотеке №20, (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников этой уникальной по своему влиянию на умственное воспитание игры), школьный кружок «Мир поэзии» (в нем знания из самых разных областей обыгрываются на сцене, в связи с чем становятся эмоционально переживаемыми и личностно окрашенными), участие кружковцев в районном конкурсе «Какой же мир без географии?», изготовление фотоколлажей (1 место) и написание эссе ( 3 место)
Достижение результатов третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного социального действия) будет возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Наиболее эффективно это может происходить во время проведения детьми и педагогом тех или иных социально ориентированных акций.
Например, участие в благотворительных акциях «Дети в беде», «Ветеран живет рядом», «Игрушки для детей из Новороссии», «Собери макулатуру – сохрани дерево», выступление отряда ЮИД перед воспитанниками детского сада «Родничок» способствует приобретению школьниками опыта социального действия.
В рамках предметных кружков школьники занимаются изготовлением наглядных пособий и раздаточного материала, памяток, буклетов по правилам безопасного поведения на дороге, способах профилактики различных заболеваний и передают их в дар учителям, родителям и ученикам.
Туристско-краеведческая деятельность школьников организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, оздоровительных походов, спортивных соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.
Результат: Всероссийская выставка-конкурс детского технического и декоративно-прикладного творчества «Нас манит свет далеких звезд», посвященной 55-летию первого полета человека в космос в номинации «Макетирование» победитель: Фатеев Никита, 3 класс (руководитель :Колокольникова Л.А.); победитель: Васюков Илья, 2 класс (руководитель :Колокольникова Л.А.);
Участие в областном конкурсе творческих работ «Зеркало природы» (Гаспарян Евгения, Гусаков Андрей, АгаеваНаила) . Победитель в номинации: «За оригинальность и качественное исполнение работы» Аржановская Елизавета, 4б класс
(Слайд 10 ) Тема вторичной переработки отходов, считающаяся актуальной, нашла свое отражение в работе кружка по декоративно-прикладному искусству. Ежегодно учащиеся начальных классоввыполняют поделки из бросового материала и участвуют в областной выставке-конкурсе Диво Дивное».
Деятельность членов научного общества учащихся в этой связи ориентирована на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения.
В этом учебном году учащиеся школы заняли 1 место в районном конкурсе исследовательских работ имени Вернадского и 3 место в городском конкурсе с работой на тему: «Оценка влияния погодных условий на здоровье школьника», 2 место во Всероссийском конкурсе исследовательских работ с темой «Анализ возможности микроклонирования растений в условиях кабинета биологии», 2 место в районном конкурсе исследовательских работ имени Вернадского с темой: «Исследование радиоактивности продуктов питания в школьной столовой»
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется отдых и оздоровление детей в пришкольном летнем оздоровительном лагере «Остров Робинзонов» . (Слайд 11) Сегодня вашему вниманию будет представлена экологическая музыкальная сказка. М.И.Кирсанова, руководитель кружка «Мир поэзии» , представлена выставка работ учащихся в рамках экспериментальной работы школы, и работа 3-х секций
Формирование экологической грамотности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности. (Желтые буклеты)
О.П.Бессчастная, заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе, руководитель кружка «Моя малая Родина»;
Е.В.Дубовцова, учитель начальных классов, руководитель кружка «Умелые ручки»;
Е.В.Шишкевич, учитель начальных классов, руководитель кружка «Что? Где? Когда?».
2 этаж, каб.№15
Формирование исследовательских компетенций учащихся средствами изучения окружающей среды. (Голубые буклеты)
С.К. Ларионова, учитель биологии, руководитель МО естественно-научного цикла, руководитель кружка «Общие закономерности биологии»;
Н.В.Маликова, учитель географии, руководитель кружка «Вокруг света»;
Л.А.Колокольникова, учитель физики, руководитель кружка «Абитуриент».
2 этаж, каб.№33
Закаливание как способ формирования экологической культуры школьника. (Бежевые буклеты)
Л.А.Вартаньян, учитель физической культуры, руководитель кружка «Здоровый ребенок – успешный ребенок»;
В.В.Васюкова, учитель начальных классов, руководитель кружка «Если хочешь быть здоров»;
Е.Ф.Никитина, учитель начальных классов, руководитель кружка «Игры народов мира».
2 этаж, каб.№16