Презентация к Методическому объединению для педагогов дополнительного образования Дети с ОВЗ в пространстве учреждения дополнительного образования


Дети с ОВЗ в пространстве учреждения дополнительного образования Дети с ограниченными возможностями здоровья  Дети с ОВЗ – это дети от 0 до 18 лет, а так же молодежь старше 18 лет, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования. Дети с ОВЗ это: дети  с  задержкой  психического  развития;дети  с  нарушениями  интеллекта;дети  с  нарушениями  слуха; дети  с  нарушениями  зрения; дети  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата; дети  с  нарушениями  речи; дети  с  расстройствами  эмоционально-волевой  сферы  и  поведения;дети  с  множественными  нарушениями. Интеграция Интеграция – дети с особенностями психофизического развития посещают обычные детские сады и школы. Варианты:Считается, что ученик должен «заслужить» возможность обучаться в общеобразовательной школе, продемонстрировать свои «способности» справляться с ее программой. Азы своей интеграции он постигает своим опытом, как бы варясь в собственном соку. Частичная интеграция: дети посещают массовую школу (или детсад), но занимаются в специальных классах, не включаясь в процесс совместного обучения с остальными детьми. Инклюзия Инклюзия означает более глубокие процессы: ребенку предоставляется право посещать обычную школу, но для этого создается необходимая адаптированная образовательная среда и оказываются поддерживающие услуги. Все ученики – независимо от вида, тяжести и характера нарушения развития – обучаются в общеобразовательном классе, получая, если требуется, дополнительные услуги, извлекая пользу из совместного обучения со своими здоровыми сверстниками.  Инклюзия наглядно: Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ Инклюзивное образование в РФ регулируется: Конвенцией о правах ребенка;Протоколом 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;Конвенцией ООН «О правах инвалидов»;Конституцией РФ;Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ»;Федеральным законом «Об образовании»;ФГОС второго поколения. Нормативно-правовое обеспечение сопровождения детей с ОВЗ в дополнительном образовании Концепция развития дополнительного образования.Приказ Минобрнауки об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования. Концепция развития дополнительного образования (от 4.09.2014 г. № 1736-р) Разработка и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей.Создание современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП (от 29.12.2012 г. № 1008) Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий учащихся.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными категориями учащихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.Содержание дополнительного образования и условия организации обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (от 8.09.2015 г. № 613н) Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.Специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся).Специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Повышение квалификации Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования детей с ОВЗ.Современные коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ.Коррекционная педагогика и специальная психология.Разработка адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.Организация в ОО доступной образовательной среды для детей с ОВЗ и т. д. Методическое сопровождение детей с ОВЗ в дополнительном образовании Заключение ПМПК о состоянии здоровья ребенка, его диагноза.Копия индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.Адаптированная образовательная программа объединения.Лист (карта) индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в учреждении дополнительного образования. Адаптация программ Анализ потребностей образовательных организаций в дополнительных образовательных услугах для детей с ОВЗ показал, что актуальной является разработка адаптированных программ, которые в большей степени, чем модифицированные, смогут учитывать специфику познавательных и творческих интересов детей с различными нарушениями развития.Существует несколько вариантов методических рекомендаций по созданию адаптированных образовательных программ. Остановимся подробнее на предложенном Черкасовой Е. Л. и другими. Пояснительная записка Кроме стандартной структуры дополнительной общеобразовательной программы, пояснительная записка адаптированной образовательной программы должна включать в себя:новизну в работе с детьми с ОВЗ;актуальность работы с такими детьми(требования модернизации системы образования, социальный заказ, потенциал ОУ и т. д.);педагогическую целесообразность обучения детей с проблемами в развитии;принципы коррекционной педагогики;коррекионно-развивающие цель и задачи. Учебная программа Учебно-тематический план целесообразнее всего разбить на три уровня, в соответствии со всеми категориями детей, осваивающими данную программу:Уровень А: минимальный, рассчитанный для детей с ОВЗ (может иметь подуровни по видам нарушений).Уровень Б: базовый, рассчитанный для детей нормы.Уровень В: творческий, рассчитанный на одаренных детей. Методическое обеспечение образовательной программы В данном разделе, помимо основных методов работы, должно быть представлено описание особенностей методики учебной работы с детьми с ОВЗ.Описаны основные направления работы с детьми с ОВЗ: диагностическое, коррекционно-развивающее.Уточнена необходимость использования специальных технических средств, необходимость услуг тьютора и т. д. Условия реализации программы Материально-технические условия, которые необходимы для нормального функционирования детского объединения, включающего детей с ОВЗ.Методические условия, необходимые для оптимизации учебно-воспитательного процесса с «особыми» детьми.Кадровое обеспечение, необходимое для организации взаимодействия со специальными педагогами и психологами, методистом, медицинским персоналом учреждения. Уровень В Уровень Б Уровень А Прогнозируемые результаты В данном разделе следует отразить уровень знаний и умений детей, степень их развития по каждому году или этапу обучения, то есть, указать уровень сформированности метапредметных, предметных и личностных результатов (для каждого вида результатов целесообразнее составить отдельную таблицу).Здесь же следует описать методику выявления результатов обучения: привести описание тестов, творческих работ, зачетных занятий и методов оценки результатов освоения образовательной программы.Пример:В конце первого года обучения дети овладеют: Литература и приложения В данном разделе указывается:литература, использованная при написании программы;перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога;список литературы, рекомендованный коллегам для освоения данного вида деятельности;список литературы, рекомендованный обучающимся для успешного освоения данной образовательной программы (по уровням);приложения к программе (если необходимо). Люди-саванты Феномен савантизма всегда был в центре внимания ученых, но до сих пор вопросы, связанные с природой возникновения и механизмами этого редкого явления, остаются открытыми. Тем не менее, исследования в этой области могли бы не только помочь разработать новые эффективные методы реабилитации и интеграции детей с нарушениями психологического развития, но и обнаружить и развить скрытые способности у каждого человека.Синдромом саванта (от фр. savant – «ученый») называют состояние, при котором люди, имеющие нарушения развития, обладают выдающимися способностями в одной или нескольких областях знаний на фоне общей умственной неполноценности. Том Уиггинс («Слепой Том») Чернокожий раб, живший в семье американского полковника Бетьюна с 1849 по 1908 гг. Том был слеп и его словарь состоял не более чем из 100 слов, а до 5 лет он не говорил вообще, но уже в 13 лет виртуозно исполнял тысячи музыкальных произведений, стоило ему лишь один раз их прослушать, и создавал свои собственные пьесы. Ким Пик Самый известный савант современности. Именно его жизнь вдохновила сценариста фильма «Человек дождя» на создание экранного образа аутиста, обладающего незаурядной способностью к счету. При рождении у Кима Пика обнаружили многочисленные аномалии развития головного мозга: черепно-мозговую грыжу, гидроцефалию, деформацию мозжечка, отсутствие мозолистого тела. Стивен Уилтшир Замечательный художник из Великобритании, страдающий аутизмом, создает прекрасные зарисовки архитектурных сооружений, уличных сюжетов и панорам городов, в которых побывал. Стивен способен нарисовать точную панораму города после короткого полета на вертолете – он создал большие полотна с изображением Лондона, Нью-Йорка, Токио, Рима и других городов. Лесли Лемке Многие саванты наделены музыкальным даром. Например, американский музыкант Лесли Лемке был рожден раньше срока. После того, как врачи диагностировали органическое поражение головного мозга, церебральный паралич, ретинопатию и глаукому, что привело к удалению глазных яблок, мать отказалась от ребенка. Лесли был усыновлен медсестрой, работавшей в больнице, где он появился на свет. Будущий музыкант научился самостоятельно передвигаться только в подростковом возрасте, тогда же обнаружились и его способности. Услышав однажды, как по телевизору передавали концерт Чайковского № 1, он неожиданно для всех следующей ночью сыграл его на пианино с мастерством выпускника консерватории. Дэниел Таммет В первые годы жизни Даниэль рос обычным ребенком, но эпилепсия привела к аутизму, серьезным проблемам в плане общения с другими людьми и математической гениальности. Кроме того, у Даниэля удивительные лингвистические способности. Он знает 11 языков: английский, французский, финский, немецкий, испанский, румынский, литовский, эстонский, валлийский, эсперанто и исландский. Спасибо за внимание!