Конспект открытого урока Петух-символ года (тестопластика)


Открытый урок
Тема «Петух-символ года»
Цель: Научить лепить из соленого теста объемную фигурку петуха. Создать новогоднее настроение себе и близким.Задачи:
Обучающие: - Повторить технологию приготовления соленого теста. - Закрепить способы скульптурной (объемной) лепки. Закрепить приемы лепки «Вытягивание», «Сплющивание» «Защипывание».
Развивающие: - Расширить знания детей о Восточном календаре и символах года. - Развивать мелкую моторику рук. - Развивать наблюдательность. - Развивать эстетический вкус. - Содействовать развитию творческого воображения, фантазии. - Развивать координацию движения рук.
Воспитательные: - Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, стремление доводить начатое дело до конца; - Воспитывать у ребенка правильную самооценку, умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. - Воспитывать эстетические чувства, желание дарить радость.
Оборудование: компьютер, столы, стулья.
Наглядный материал: Картинки с изображением петуха. Готовое изделие петушка из соленого теста. Видеофильмы: «Легенда о символах года». «Пение петуха».
Материалы: Соленое тесто, киндер-сюрприз, стеки, клеенки, кисточки, краски, баночки с водой. Тряпочки для вытирания рук. Осиновый спил для подставки.
Ход работы
Педагог: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте гости.
Если лес укрыт снегами,
Если пахнет пирогами,
Если елка в дом идет,
Что за праздник? (Новый год)
Вместе с первым снегом приближается время самого веселого и любимого праздника в году - Нового года. Декабрь - последний месяц заканчивающего года.
А знаете ли вы, ребята, какой символ года был в этом году?
Ответы детей (Год обезьяны)
Какой символ года будет в следующем году?
Ответы детей (Год Петуха)
Новый 2017 год по восточному календарю будет годом Красного (или Огненного Петуха.) Вы, наверное, заметили, ребята, что каждый год имеет название какого либо животного или птицы.
Восточный календарь - один из самых древних в мире. Он был составлен пять тысяч лет назад. Существует множество легенд, связанных с его появлением. В них он называется Великим Кругом Времени, объясняющих возникновение символов восточного гороскопа. Самая распространенная легенда о появлении знаменитого «Круга 12 животных» связана с именем Будды. В легенде говорится, что когда Будда закончил свой земной путь, он призвал к себе всех животных, которые хотели бы почтить памятью его уход из этого мира. Пришли не все, а лишь 12 животных, которых Будда в благодарность увековечил, разместив их символические изображения на Небе. С тех пор 12 небесных животных символизируют 12 различных путей, каждый из которых ведет на Небо.
Сейчас мы посмотрим мультфильм еще об одной из таких легенд. (Просмотр мультфильма)
Рассказ о петухе
Всем нам с детства знаком по сказкам, стихам и песням образ храброго, отважного петушка. Своим звонким голосом он обращает в бегство отрицательных сказочных персонажей. И такая роль петуха в сказках не случайна. С давних времен среди людей существовало поверье, что крик петуха отгоняет от человека и его дома темные силы. А у многих народов петух считался священным.
В наше время роль петухов в сельском укладе жизни уже не так велика, как в старые времена, но до сих пор жители деревни умеют определять время по крику петуха. Первое «ку-ка-ре-ку» звучит в первом часу ночи. Это «первые петухи». Второй раз петух подает голос примерно через час. И в четыре часа утра по всей деревне слышны «третьи петухи», оповещающие жителей о том, что скоро наступит рассвет.
Роль петушиного пения по утрам была столь велика в старые времена, что петух стал символом Франции, а в Болгарии голосистой птице установили памятник, как символу победы света над тьмой.
В повседневной сельской жизни петух честно выполняет работу вожака куриного царства. Свой голос петух подает и днем – он предупреждает соседних петухов о правах на территорию. Эта привычка передалась домашним петухам от их далеких диких предков, которые жили в лесах Индии и ревностно следили за своей территорией, безжалостно изгоняя нарушителей.
(Просмотр видеофильма с пением петуха)
Петухи обладают задорным, боевым характером. Если на дворе живет несколько петушков одновременно, среди них обязательно происходит выяснение отношений, которое заканчивается уточнением, кто же из них главнее. Только самый главный петух стаи имеет право первым пропеть знаменитое «ку-ка-ре-ку». Отличаются петухи от куриц и внешним видом. Они крупнее, у них больше хохолок на голове, на ногах у петуха есть «шпоры». Оперение у петуха существенно ярче. Особенно ярким у петуха бывает хвост, порой сияющий, как радуга. Задорный, бойцовский характер петуха сделал его не только героем народного фольклора, но и участником восточного календаря. Каждые двенадцать лет в Юго-Восточной Азии отмечается Год Петуха.
Чтобы символ нового 2017 года был благосклонен к нам, и Огненный Петух оберегал все дни, лучше всего задобрить петушка поделкой или сувениром изготовленными своими руками. Сегодня мы с вами, ребята, будем лепить петушка из соленого теста, его вы можете подарить, родным и близким вам людям, а можете оставить себе.
ФизкультминуткаАх, красавец-петушок,На макушке гребешок,Под клювом бородка ,Очень гордая походка.Крылья кверху поднимает.Важно головой кивает.Раньше всех петух встает,Громко на заре поет:
Молодцы, ребята, а теперь тихонько сядем и приготовимся к практической работе.
Перед тем как начать работу вспомним состав соленого теста, правила работы с соленым тестом и технику безопасности.
Какой рецепт соленого теста?
(Ответы детей) 2ст муки, 1стакан соли, 1ст воды.
Что нам понадобится при работе с соленым тестом?
(Ответы детей) Соленое тесто. Клеёнка, кисточка и баночка с водой, для склеивания деталей из теста, тряпочка для вытирания рук. (Влажная салфетка) Стеки.
Техника безопасности при работе с соленым тестом? (Ответы детей) а) тесто нельзя брать в рот, оно не съедобно. в) не размахивать кисточками, стеками, что бы ни испачкать и не поранить окружающих. г) после окончания работы убрать за собой рабочее место и вымыть руки с мылом.
Практическая работа.

Педагог рассказывает и показывает этапы работы лепки петушка из соленого теста. (На столах лежат технологические карты)
Расплющиваем тесто в лепешку.
Ложем на середину киндер-сюрприз для облегчения и быстрой сушки изделия, « защипываем», придаем грушевидную форму.
Для гребешка: из небольшого кусочка теста, формируем гребешок, делаем стеком надрезы, при помощи воды прикрепляем к голове.
Для клюва: Раскатываем лепешку, вырезаем стеком ромбик. Прикрепляем к голове, складывая его пополам.
Для глаз: скатываем 2 маленьких шарика и прикрепляем чуть выше клювика.
Для бородки: Скатываем небольшие 2 шарика «расплющиваем» их и прикрепляем под клювиком.
Крылья: Скатываем 2 одинаковых шарика, «расплющиваем» их формируем перышки, при помощи колпачка от фломастера и стека. Прикрепляем крылышки к туловищу, смачивая водой.
Для хвостика: скатываем шарик, сплющиваем его, при помощи стека формируем перышки аналогично крылышкам и прикрепляем к спинке, смачивая водой, сглаживаем неровности.
Лапки: скатываем 2 маленьких шарика, формируем из них 2 морковки «сплющиваем» делаем в каждом по 2 надреза.
Прикрепляем лапки к туловищу.
Просушиваем изделия.
Дети берут тесто, начинают лепить петушка, используя технологическую карту. В процессе работы педагог помогает детям, а так же напоминает названия способов лепки: «Вытянуть», «Сплющить», «защипнуть». (Во время работы звучит тихая спокойная музыка) Готовые работы ставятся на осиновые спилы.
Педагог: Молодцы ребята, вы славно поработали, а теперь дадим вашим петушкам просохнуть. Поставим их на полянку. На следующем занятии мы раскрасим петушкам перышки и покроем лаком.
Посмотрите, какие красивые получились у вас петушки. Огненный петух будет доволен, и весь год будет охранять вас. Ребята, а вы знаете стихи о петушках?
(Ответы детей) Да. Рассказывают небольшие стихотворения.
Рефлексия: Ребята понравилось ли вам занятие?
У меня на столе лежит зерно и бумажные комочки, кому понравилось занятие положите петушкам зернышки, а кому не понравилось, бумажные комочки. (Звучит песня «Петя, Петя, Петушок)
Молодцы, ребята, спасибо всем за работу, до свидания.