Конспект урока по технологии на тему Инструменты и материалы для вязания крючком. Основные виды петель. Охрана труда при вязании крючком. 7 класс
Конспект урока по технологии
Тема:
« Материалы и инструменты для вязания крючком.
Основные виды петель.»Составила учитель технологии
Смирнова Е.И.
МБОУ СОШ №8 г. Бирска
7 класс
Тема: Материалы и инструменты для вязания крючком. Основные виды петель.
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;
научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная цепочка из петель;
развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.
Задачи для обучающихся:
ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком;
научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.
Наглядные пособия: образцы готовых изделий, связанных крючком, таблица условных обозначений основных видов петель.
Инструменты и материалы: различные виды крючков, набор крючков из различных металлов, различные виды пряжи, нитки.
Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с накидом.
ХОД УРОКОВ
I. Организационный момент
приветствие,
проверка готовности учащихся к уроку,
доведение плана урока до учащихся
II. Основная часть
1. Актуализация опорных знаний
Вопросы:
– Назовите виды рукоделия?– Какие виды волокон вы знаете?– Кто из вас может вязать?
2. Изложение нового материала при помощи презентации (словесно-иллюстративный рассказ)
Учитель предлагает обучающимся просмотреть презентацию и записать в тетрадь основные моменты урока.
Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки. Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека. Научиться вязать крючком проще, чем спицами, для этого потребуются только нитки и крючок. Каждая петля заканчивает вязание, и, если совершена ошибка, работу можно распустить до нужного места, не опасаясь, что петли «убегут». Наглядное представление целостного технологического процесса способствуют оптимальному режиму освоения нового материала по теме урока.
2.1. Материалы и инструменты.
Пряжа
Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий. Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий. Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров. Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект. Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей. Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.
Инструменты: Самый главный инструмент в вязании - это крючок.
крючки для вязания бывают различной толщины и выполняются из различных материалов: стали, алюминия, пластмассы.Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Номер крючка должен соответствовать толщине нити, а плотность вязания зависит от индивидуального стиля каждой вязальщицы.
Крючки для вязания бывают: металлические, деревянные, пластмассовые и костяные. Подбирая крючок для вязания, нужно особое внимание обратить на головку. Слишком острая головка ранит указательный палец левой руки, а тупая растягивает петли и затрудняет вязание. Основная часть крючка - головка, по ее толщине определяют номер крючка. Если толщина головки равна 3 мм, то это крючок № 3. Для работы с нитями разной толщины следует иметь набор крючков от № 1 до №6.
Крючок должен быть в 1,5 — 2 раза тоньше ниток, чтобы хорошо захватывать нитку, не расщеплять ее. Изделия из шерстяной пряжи вяжут толстыми крючками (№ 2—6).
Тонкими металлическими крючками (№ 0,5 — 1,5) вяжут ажурные изделия (кружева, салфетки). Для вязания используют нитки: шерстяные, полушерстяные, синтетические, гарус, краше, льняные, катушечные № 10, 20 и штопку.Крючки могут быть короткие (12-15 см) для обычного вязания и длинные (35-45 см) для тунисского.
Более удобны крючки с деревянной или пластмассовой ручкой, а также те, у которых есть сплюснутая часть.
Прежде чем приступить к работе мы с вами повторим правила техники безопасности.
Во время занятия следить за порядком на рабочих местах;
Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в специальных коробочках;
Нельзя делать резких движений рукой с крючком- можно поранить сидящего рядом;
Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями;
Не пользоваться ржавыми иглами и булавками они могут порвать изделие, сломаться. Иглы и булавки хранить в специальной коробочке с крышкой;
Влажно тепловую обработку изделия( отпаривание) проводить в отведенном месте, утюг ставить на специальную подставку;
Следить за исправностью утюга; шнур не должен касаться подошвы утюга; по окончанию работы выключить утюг из сети придерживая розетку.
2.2. Основные виды петель
Положение крючка в руке
Крючок можно держать по-разному:
либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).
В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:
образование воздушной петли (цепочка воздушных петель);
полустолбики;
столбики без накида;
столбики с накидом.
Все эти элементы имеют условные обозначения для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.
Начальная петля. Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.
Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.
Цепочка воздушных петель – основа первого ряда.Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель первая и петля на крючке не включаются в счет.
Основы вязания крючком — основные виды петельДля того, чтобы научиться вязать, вам потребуется узнать основы вязания крючком — способы вязания различных петель. Вместе с нами вы можете научиться вязать крючком основные виды петель.
Инструкционная карта
Основные виды петель
Воздушная петля (в. п.):
в п. продеть крючок, накинуть на него нить и протянуть через п.
Столбик без накида
(ст. б/н):
крючок ввести в п. цепочки или нижнего р. и вытянуть новую п., захватить нить и провязать 2 п. на крючке в один прием.
Полустолбик с накидом (полуст. с/н):
сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать в один прием
Столбик с накидом (ст. с/н):
сделать на крючок накид, ввести его в п. цепочки и вытянуть новую п., 3 п. на крючке провязать попарно в 2 приема.
Столбик с 2 (3, 4) накидами(ст. с 2/н ), с 4/н сделать на крючок 2 (3,4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., 4 (5, 6) п. на крючке провязать попарно в 3 (4, 5) приема.
Столбик артесаналь с накидом (ст. арт. с/н):
сделать на крючок накид, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид, последующие п. провязывать попарно.
Столбик артесаналь с 2 (3, 4) накидами(ст. арт. с 2/н, с 3/н, с 4/н): сделать на крючок 2 (3, 4) накида, ввести крючок в п. цепочки и вытянуть новую п., не захватывая накид. последующие п. провязывать попарно. Пико:
связать 3 в. п., ввести крючок в первую в. п. и провязать ст. б/н.
Соединительный столбик
(соед. ст.):
крючок ввести в п. цепочки, захватить нить и протянуть ее через п. цепочки и п. на крючке
Кисти
Кольцо
III. Практическая, работа «Вязание основных видов петель»
Учитель задает вопрос обучающимся. Что можно сделать из воздушных цепочек? И предлагает учащимся выполнить коллективный мини проект панно «Занавески на окно». Этот задание можно рассматривать как личностно-значимый объект труда.
Задание: связать образец: цепочку воздушных петель длиной 30 см – 5 штук.
– Сравните вешний вид образцов. Прикрепите образцы на рамку.
IV. Вопросы для повторения
– Как нужно держать крючок? – Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?– Что означает номер крючка?
V. Итог урока
Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
VI. Домашнее задание
Связать 10 цепочек длиной 30 см.