Рабочая программа по курсу География материков и океанов (7 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Новые стандарты утверждены 8.06.2012г
Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014/2015 учебный год.
Распоряжение Комитета по образованию «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Учебный план МБОУ Лопанская СОШ №3 на 2014/2015 учебный год.
Рабочая программа учебного курса географии 7 класса составлена на основании программы основного общего образования по географии для 5—9 классов.
Авторы: И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство «Дрофа», 2012г. и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Основная цель предмета:
Создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей.
Раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений.
Задачи:
Формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
создание у учащихся целостного представления о Земле;
раскрытие разнообразия природы и населения нашей планеты;
воспитание убеждения в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
продолжить формирование умения работать с картами и другими источниками географической информации.
Общая характеристика учебного предмета
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамику в развитии, расширении и углублении знаний и умений обучающихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
В ходе изучения курса формируются, с одной стороны, целостный образ земного шара и его материков путем изучения взаимосвязей их природных компонентов, а с другой стороны, через изучение различных стран мира дается представление о разных типах дифференциации территории земного шара – природной, культурной, экономической, социальной, др.
Курс материков и океанов содержит в себе географические характеристики различных территорий мира и основные сведения о терминах и понятиях, используемых, прежде всего в физической географии.
Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.
Практическая значимость программы заключается в формировании способностей и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
В результате изучения географии ученик должен
Оценивать и прогнозировать
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Ценностные ориентиры содержания предмета.
Курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии должны быть сформированы:
-ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих ее народов;
- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, ее отдельных частей;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования
Учебно - методический комплекc в 7 классе под редакцией В.А. Коринской «География материков и океанов» соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, и, согласно новой концепции среднего географического образования, соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год. Учебный материал рассматривается через призму гуманизации и воспитания любви к своей местности, своему региону, своей стране, а также взаимопонимания с другими народами и культурами. Сквозной темой просматривается человек и результаты его взаимодействия с компонентами природных комплексов, которые продолжаются в содержании всех учебников курса географии. Содержание УМК является фундаментальным основанием для последовательного изучения следующих курсов географии.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География материков и океанов», на этапе основного общего образования, из расчета 2-х учебных часов в неделю (федеральный компонент). Программа рассчитана на 1 год.
Содержание учебного предмета географии
Наименование
разделов
Характеристика основных содержательных линий Перечень практических работ.
1. Введение
Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.
2. Главные особенности природы Земли
Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.
Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.
Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.
Понятие о географической оболочке. Её строение и свойства. Круговороты веществ и энергии в географической оболочке. ПК суши и океана. Широтная зональность и высотная поясность.
Пр.р.№1
«Строение земной коры».
3. Океаны и материки
Географическое положение океанов, краткая история исследования, особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Материки: географическое положение, история исследования, важнейшие горы и равнины, полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов и населения.
Пр.р. №2 «ФГП Африки».
Пр.р.№3 « ФГП Австралии».
Пр.р.№4: «Сравнение ФГП Южной Америки и Африки».
Диф-ная работа, слабым уч-ся просто описание Ф Г.П. материка.
Пр.р.№5: «Характеристика ПК Южной Америки».
Пр.р.№6: «ФГП Антарктиды».
Пр.р. № 7 «ФГП Северной Америки».
Пр.р. № 8: «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе».
Пр.р. № 9: «Описание особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Северной Америки».
Пр.р. № 10 «ФГП Евразии».
Пр.р. № 11 «Рельеф Евразии».
Пр.р.№12: «Определение типов климатов Евразии по климатограммам».
Пр.р.№13: «Характеристика реки Евразии».
Пр.р.№14: «Сравнение прир. зон по 400 параллели в Евразии и Сев. Америки».
Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции».
Пр.р.№16 « Характеристика одного из ПК Евразии».
4. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. Тематическое планирование
Раздел программы
Основное содержание по темам Характеристики основных видов деятельности ученика
1. Введение
Предмет географии материков и океанов. История исследования Земли человеком. Современные географические исследования Земли. Географические карты прошлого и настоящего времени.
Знакомство с учебником: изучение и анализ иллюстраций. Предмет изучения географии.
Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Роль, свойства и виды карт, способы изображения процессов и явлений на картах.
Объяснять результаты путешествий и научных открытий; определять роль карт в науке и жизни людей; называть основные свойства карт и их группы; описывать способы изображения, применяемые на картах; объяснять построение градусной сети на картах и измерительные возможности карт в сравнении с глобусом.
2. Главные особенности природы Земли
Основные сведения о планете Земля. Понятие о литосферных плитах и их движении. Рельеф, его главные формы: горы и равнины и их виды.
Размещение поясов освещенности и тепловых поясов на Земле. Климатические пояса. Климат и его виды.
Схема поверхностных течений. Жизнь в Мировом океане. Взаимодействие Мирового океана с атмосферой и материками.
Понятие о географической оболочке. Её строение и свойства. Круговороты веществ и энергии в географической оболочке. ПК суши и океана. Широтная зональность и высотная поясность.
Определять по карте строение земной коры и границы литосферных плит, особенности их движений, складчатые и платформенные области; сопоставлять карту строения земной коры и физическую, приводить примеры связи рельефа и строения земной коры.
Определять по климатическим картам средние и абсолютные температуры, количество осадков, направление господствующих ветров. Составлять описание климата, используя климатическую карту и карту климатических поясов.
Обозначать на к/к богатства Мирового океана.
Описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образования течений.
Анализировать карту природных зон. Прогнозировать тенденции изменения климата, почв, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности.
Объяснять свойства материковой и океанической земной коры; литосферные плиты и следствия их движения; основные элементы, формирующие земную кору (платформы и складчатые области); зависимость рельефа от земной коры. Особенности распространения солнечного тепла и света на поверхности Земли; распределение поясов атмосферного давления; основные типы воздушных масс. Особенности распределения температуры, солености вод Мирового океана. Основные черты динамики вод. Особенности органического мира. Роль климата и рельефа в формировании ПК; примеры взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами природы. Расселение по Земле растений, животных и человека. Природные комплексы и географическая зональность.
3. Океаны и материки
Географическое положение океанов, краткая история исследования, особенности природы и хозяйственной деятельности человека.
Материки: географическое положение, история исследования, важнейшие горы и равнины, полезные ископаемые. Крупнейшие реки, озера и водопады. Природные зоны, почвы, растительность и животный мир. Страны и регионы. Характерные черты главных регионов и населения. Определение по картам географического положения океанов, их глубины, основных поверхностных течений. Показывать океаны и их части на карте.
Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов. Особенности природы каждого из океанов. Важнейшие географические объекты каждого из океанов, районы добычи полезных ископаемых и других ресурсов; природные пояса. Влияние океанов на природу материков. Будущее океанов.
Определять географические координаты, протяжённость материков в градусной мере и км.
Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Читать климатические диаграммы.
Давать характеристику речным системам материков и наносить их на к/к. Описывать по плану природные зоны, континентов и наносить их на карту. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран.
Объяснять особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материков.
Приводить примеры крупных форм рельефа, наибольшие высоты. Особенности климата материков. Основные речные системы и озёра. Представители флоры и фауны.
Анализировать политическую карту. Называть страны, входящие в состав различных регионов, численность, плотность, особенности размещения населения стран. Природные богатства и основные виды хозяйственной деятельности стран; столицы государств.
4. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности географической оболочки и взаимодействие природы и общества. Основные виды хозяйственной деятельности человека. Изменение природы хозяйственной деятельностью человека. Характеристика основных свойств географической оболочки.
Составлять таблицы, отражающие основные свойства географической оболочки и их проявления.
Характеристика основных видов природных богатств. Объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности.
Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей.
Оценивать состояние природы материков, регионов, стран.
Доказательство необходимости охраны природы.
Календарно – тематическое планирование
№ урока Тема раздела и урока Кол-во часов Сроки изучения
Темы контрольных и практических работ Оборудование Основные виды деятельности Требования к результату Виды контроля знаний
1 Введение
Что изучают в курсе географии материков и океанов 3
1 04.09 Атласы, физ.карта мира Умение показывать по карте материки и части света. Называть предмет изучения географии, его структуру. Показывать материки, части света, океаны и острова.
Фронтальный
2 Как люди открывали и изучали Землю 1 06.09 Карта «Путешествия и геогр.открытия». Глобус «Геогр.открытия» Выделение основных эпох в истории географических открытий. Характеристика важнейших научных открытий. Называть основные пути и этапы накопления географических знаний, имена путешественников и учёных. Показывать маршруты важнейших путешественников. Объяснять результаты путешествий и научных открытий. Фронтальный, заполнение таблицы
3 Карты материков и океанов 1 11.09 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карты атласы Характеристика источников географической информации. Группировка карт учебника и атласа по содержанию и масштабу. Называть основные группы карт и их свойства. Описывать способы изображения, применяемые на картах. Выборочный
4 Раздел 1. Главные особенности природы Земли
Литосфера и рельеф Земли
Происхождение материков и океанов 14
3
1
13.09 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карты атласа. Карта «Эволюция континентов и океанов». Карта «Строение земной коры» Сопоставление строения материковой и океанической коры. Анализ карты литосферных плит. Установление границ столкновения и расхождения плит. Анализ карты строения земной коры, выявление закономерности в распространении поясов землетрясений и вулканизма на Земле. Называть отличия материковой коры от океанической. Показывать крупные литосферные плиты. Объяснять признаки понятия «плита». Прогнозировать изменения очертаний суши. Выборочный
5 Пр.р. №1 « Строение земной коры» 1 18.09 Пр.р. №1 « Строение земной коры». Атласы, рабочие тетради Нанесение на контурную карту литосферных плит и складчатых областей. Наносить на контурную карту литосферные плиты и складчатые области. Работа с картами атласа
6 Рельеф Земли 1 20.09 Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта мира Сопоставление тектонической карт с картой физической. Объяснение зависимости между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа суши и дна океана. Описание по карте рельефа одного из материков. Показывать платформы, складчатые области, области вулканизма, сейсмические пояса. Объяснять образование и размещение крупных форм рельефа. Индивидуальный
7 Атмосфера и климаты Земли
Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле 3
1 25.09 Диск: География материков и океанов. 7кл. Климатическая карта мира Установление по картам зависимости между климатическими показателями и климатообразующими факторами. Объяснять распределение температуры воздуха на Земле. Оценивать роль атмосферы в жизни Земли.
Индивидуальный, фронтальный
8 Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений 1 27.09 Диск: География материков и океанов. 7кл. Климатическая карта мира Установление по картам зависимости между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Характеристика ВМ с разными свойствами. Называть и показывать основные типы воздушных масс. Объяснять причины неравномерного распределения осадков на Земле. Определять по климатическим картам средние и абсолютные температуры, количество осадков, направление господствующих ветров.
Индивидуальный, фронтальный
9 Климатические пояса Земли
1 02.10 Диск: География материков и океанов. 7кл. Карта – климат. пояса и области мира Объяснение размещения на Земле климатических поясов. Характеристика одного из климатических поясов. Чтение климатограмм. Оценка роли климата в жизни людей. Называть и показывать климатические пояса.
Составлять описание климата, используя климатическую карту и карту климатических поясов. Индивидуальный, фронтальный
10 Гидросфера
Воды Мирового океана 3
1 04.10 Карта океанов Объяснение роли Мирового океана в жизни Земли. Доказательство зонального распределения водных масс. Выявление роли течений в формировании природы суши. Особенности распределения температуры, солености вод Мирового океана. Основные черты динамики водных масс.
Индивидуальный, фронтальный
11 Схема поверхностных течений 1 09.10 Карта океанов Объяснение роли образования течений. Нанесение течений на контурную карту. Называть и показывать течения. Индивидуальный
12 Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атм. и сушей 1 11.10 Карта океанов Выявление особенностей распространения жизни в океане. Характеристика процессов обмена теплом и влагой между океаном, атмосферой и сушей. Описывать примеры взаимодействия океана с атмосферой и сушей, объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образования течений.
Индивидуальный, фронтальный
13 Географическая оболочка Строение и свойства Г.О. 4
1 16.10 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Характеристика строения ГО. Описание по схемам круговоротов (воды, воздуха, биологический). Называть состав и свойства географической оболочки. Описывать признаки ГО. Выборочный
14 П.К. суши и океана. 1 18.10 Карта - природные зоны мира Характеристика ПК суши и океана. Сравнение территориальных и аквальных комплексов. Описывать схему строения ПК. Называть его определение и определение антропогенного комплекса.
Фронтальный
15 Контрольная работа №1 по теме: «Главные особенности природы Земли» 1 23.10 К.р.№1: «Главные особенности природы Земли» Карты атласа, тесты контрольной работы Работа с картами атласа и тестами. Обобщить, закрепить и проверить полученные знания и умения. Письменный контроль знаний
16 Природная зональность 1 25.10 Карта- природные зоны мира. Анализ карты природных зон. Установление по картам закономерностей в проявлении широтной и высотной поясности. Объяснять причины зональности, существенные признаки широтной и высотной поясности. Индивидуальный
17 Раздел 2. Океаны и материки
Океаны
Тихий и Атлантический океаны 46
3
1 06.11 Диск: География материков и океанов. 7кл. Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов» Определение по картам ГП океанов, их глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы.. Сравнение океанов. Называть и показывать части океанов на карте. Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов. Выборочный
18 Северный Ледовитый 1 08.11 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов» Определение по картам ГП океана, его глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Называть и показывать части океанов на карте. Объяснять особенности рельефа дна океанов; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей каждого из океанов. Выборочный
19 Индийский океан 1 13.11 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Карта океанов
Разд.табл.»Природа матер.и океанов» Определение по картам ГП океана, его глубины, крупнейших поверхностных течений. Характеристика по картам и тексту учебника особенностей природы. Называть и показывать части океана на карте. Объяснять особенности рельефа дна океана; образование течений и их влияние на природу прилегающей суши; различия в природе отдельных частей океана. Выборочный
20 Материки
Африка
Природа.
Г.П. Африки. Исследователи
43
8
1 15.11 Пр.р.№2: «Определение ФГП материка». Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта Африки Определение Гп материка и объяснение его влияния на природу. Оценка результатов исследования Африки зарубежными и русскими исследователями и путешественниками. Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Выборочный
21 Рельеф и полезные ископаемые 1 20.11 Диск: География материков и океанов. 7кл. Физ.карта Африки Объяснение преобладания в рельефе материка высоких равнин. Характеристика размещения месторождений п/и. Описание рельефа любой территории материка. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений. Индивидуальный, фронтальный
22 Климат 1 22.11 Диск: География материков и океанов. 7кл. Климат. карта мира Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Анализ климатограмм. Характеристика климата любой территории материка. Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Индивидуальный, фронтальный, работа с картами атласа
23 Внутренние воды 1 27.11 Физ.карта Африки Диск: География материков и океанов. 7кл. Выявление зависимости рек от рельефа и климата. Характеристика одной из рек материка по плану. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек. Индивидуальный, фронтальный
24 Природные зоны. Влияние человека на природу 1 29.11 Природные зоны и биологич.ресурсы. Гербарий растений природных зон. Характеристика природных зон материка. Выявление изменения природных зон под влиянием хозяйственной деятельности человека. Характеристика стихийных бедствий, происходящих на материке. Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту. Индивидуальный, фронтальный
25 Население и страны Население Африки 1 04.12 Карта народов мира
Интерактивный диск «География материков: история открытий и население». Работа с текстом учебника. Анализ карты плотности населения. Характеристика изменений численности населения во времени и факторов, влияющих на этот показатель. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Индивидуальный, фронтальный
26 Страны Африки 1 06.12 Политическая карта Африки.. Анализ политической карты Африки. Описание Г.П. страны, её природных условий, населения и хозяйственной жизни. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. Выборочный
27 Закрепление изученного 1 11.12 Атлас Работа с картами атласа и приложением в конце учебника. Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале.
Фронтальный
28 Австралия
Природа Г.П. История открытия. Рельеф и полезные ископаемые.
4
1 13.12 Пр.р.№3: «Определение ФГП материка». Физическая карта Австралии. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин выровненного рельефа материка. Характеристика размещения месторождений п/и. Установление закономерности в их размещении. Сравнение ГП и рельефа Африки и Австралии.Оценка результатов исследований материка. Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений. Работа с картами атласа
29 Климат. Внутренние воды 1 18.12 Климатическая карта мира, физ.карта Австралии. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Анализ климатограмм. Описание одной из рек материка. Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек. Индивидуальный, фронтальный
30 Природные зоны. Своеобразие органического мира 1 20.12 Природные зоны мира. Гербарий растений природных зон. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин эндемичности органического мира, особенностей размещения природных зон в сравнении с Африкой. Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон и особенности органического мира. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту. Индивидуальный, фронтальный, заполнение таблицы
31 Австралийский Союз 1 25.12 Австралия и Океания. Полит.карта.
Разд.табл.»Уникальные объекты юж.матер.» Описание населения: численность, размещение, этнический состав, хозяйственная деятельность людей. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные народы. Объяснять принципы размещения населения и его состав. Индивидуальный, фронтальный
32 Океания .
Природа. Население и страны 1 27.12 Австралия и Океания. Физ.карта и полит.карта. Характеристика ГП Океании, крупных островов и архипелагов. Объяснение причин своеобразия, уникальности природы Океании. Называть и показывать наиболее крупные острова и архипелаги, определять их ГП. Объяснять связь особенностей природы островов и их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения. Индивидуальный, фронтальный
33 Южная Америка
Природа Г.П. и исследования материка
8
1 15.01 Пр.р.№4: «Сравнение ФГП Африки и Южной Америки».
Диф-ная работа, слабым уч-ся просто описание Г.П. материка Физическая карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Сравнение ГП Африки и Южной Америки. Оценка результатов исследований материка. Формулирование выводов о природе материка на основе оценки его ГП. Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.
Индивидуальный, фронтальный
34 Рельеф и полезные ископаемые 1 17.01 Физическая и комплексная карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин контрастов в строении рельефа Материка. Работа с картами атласа. Установление закономерности в размещении полезных ископаемых. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений. Индивидуальный, фронтальный
35 Климат 1 22.01 Климатическая карта мира. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин преобладания влажных типов климата. Оценка климата материка для жизни населения. Сравнение климата Южной Америки и Африки. Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Индивидуальный, фронтальный
36 Внутренние воды 1 24.01 Физическая карта Южной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение причин богатства материка поверхностными водами. Работа с картами атласа. Оценка внутренних вод материка для жизни населения. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек. Индивидуальный, фронтальный
37 Природные зоны 1 29.01 Пр.р.№5: «Характеристика ПК Южной Америки». Природные зоны мира. Гербарий растений природных зон. Выявление зависимости размещения природных зон от климата. Работа с картами атласа. Определение своеобразия каждой из природных зон материка. Умение приводить примеры изменения природы материка человеком. Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту. Заполнение таблицы, работа с картами атласа
38 Население и страны Население материка 1 31.01 Политическая карта Южной Америки. Интерактивный диск «География материков: история открытий и население»
Разд.табл.»Уникальные объекты юж.матер.» Анализ карты – население материка. Описание плотности населения материка, особенностей его размещения. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Индивидуальный, фронтальный
39 Страны материка 1 05.02 Политическая и комплексная карта Южной Америки . Диск: География материков и океанов. 7кл. Группировка стран по различным признакам. Характеристика Гп любой страны. Анализ карты хозяйственной деятельности населения. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. Индивидуальный опрос
40 Обобщение изученного 1 07.02 Физическая, политическая и комплексная карты Южной Америки Работа с картами атласа и приложением в конце учебника. Обобщить и закрепить полученные знания и умения по теме. Индивидуальный и фронтальный
41 Антарктида
Г.П. и исследования материка 4
1 12.02 Пр.р.№6: «ФГП Антарктиды». Антарктида. Физ.карта. Диск: География материков и океанов. 7кл. Определение ГП материка. Оценка результатов исследований материка. Определять Гп материка, координаты полярных станций, описывать береговую линию. Называть имена исследователей и результаты их работ. Индивидуальный, фронтальный, работа с картами атласа
42 Природа 1 14.02 Антарктида. Физ.карта. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение особенностей природы материка и его влияния на природу всей Земли. Описание природных ресурсов Антарктиды. Объяснение международного статуса материка. Называть и показывать особенности компонентов природы материка. Определять климатические показатели. Объяснять особенности природы. Фронтальный опрос
43 Повторение изученного 1 19.02 Карты атласа Работа с картами атласа и приложением в конце учебника. Повторить особенности природы материка. Индивидуальный, фронтальный
44 Контрольная работа №2 по теме «Южные материки» 1 21.02 К.р.№2 по теме «Южные материки» Атлас Работа с картами атласа и тестовыми заданиями. Проверить и закрепить полученные знания и умения по теме. Письменный контроль знаний
45 Северная Америка
Природа Г.П. и исследования 6
1 26.02 Пр.р. № 7 «ФГП Северной Америки» Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Работа с картами атласа. Характеристика Гп материка и его влияния на природу. Оценка результатов исследований материка.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка. Фронтальный опрос
46 Рельеф и полезные ископаемые 1 28.02 Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Объяснение размещения крупных форм рельефа на материке и их характеристика. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений Индивидуальный, фронтальный
47 Климат. 1 05.03 Пр.р. № 8: «Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климат. поясе» Климатическая карта мира Анализ климатической карты материка, климатограмм и карты климатические пояса. Характеристика климата отдельных территорий, сравнение их и объяснение причин сходства и различий. Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Индивидуальный, фронтальный
48 Внутренние воды 1 07.03 Физическая карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл. Работа с картами атласа. Оценка внутренних вод материка для жизни населения. Объяснение зависимости рек от рельефа и климата. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек. Индивидуальный, фронтальный
49 Природные зоны 1 12.03 Гербарий растений природных зон. Карта природные зоны мира Объяснение причин особого размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка. Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту. Заполнение таблицы, работа с атласом
50 Население и страны материка 1 14.03 Пр.р. № 9: «Описание особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка» Политическая и комплексная карта Северной Америки. Диск: География материков и океанов. 7кл.
Разд.табл.»Уникальные объекты сев.матер.» Выявление особенностей состава и размещения населения на материке. Описание по картам атласа и тексту учебника особенностей природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. Индивидуальный, фронтальный, работа с атласом
51 Евразия
Природа Г.П. и исследования 12
1 19.03 Пр.р. № 10 «ФГП Евразии» Физическая карта Евразии. Диск: География материков и океанов. 7кл. Работа с картами атласа. Характеристика Гп материка и его влияния на природу. Оценка результатов исследований материка.
Определять географические координаты, протяжённость материка в градусной мере и км. Называть имена исследователей и результаты их работ. Показывать элементы береговой линии. Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка. Фронтальный
52 Рельеф и п/и 1 21.03 Пр.р. № 11 «Рельеф Евразии» Диск: География материков и океанов. 7кл.
Физическая карта Евразии. Объяснение причин контрастов в строении рельефа материка. Выявление закономерностей в размещении равнин горных складчатых областей и полезных ископаемых. Описание по карте крупных форм рельефа. Называть и показывать крупные формы рельефа материка. Наносить на контурную карту: формы рельефа, месторождения полезных ископаемых. Определять ГП природных объектов. Объяснять причины размещения месторождений Индивидуальный, фронтальный, работа с атласом
53 Климат Евразии
1 02.04 Пр.р.№12: «Определение типов климатов Евразии по климатограммам» Диск: География материков и океанов. 7кл.
Климатическая карта мира Объяснение влияния климатообразующих факторов на климат материка. Описание климата поясов и областей. Анализ климатограмм. Называть и показывать территории с определённым типом климата, характерные типы погод на материке. Читать климатические диаграммы. Объяснять причины формирования типов климата на континенте. Фронтальный, работа с атласом
54 Внутренние воды. 1 04.04 Пр.р.№13: «Характеристика реки» Диск: География материков и океанов. 7кл.
Физическая карта мира Моделирование на контурной карте размещения внутренних вод материка. Описание реки по плану. Установление связи между режимом рек и климатом. Называть и показывать важнейшие реки и озёра, источники питания рек. Давать характеристику речным системам материка и наносить их на к/к. Объяснять режимы питания рек. Фронтальный, работа с атласом
55 Природные зоны. 1 09.04 Пр.р.№14: «Сравнение прир. зон по 400 параллели в Евразии и Сев. Америки» Гербарий растений природных зон. Карта природные зоны мира Объяснение причин размещения природных зон. Описание отдельных зон. Оценка степени изменения природы материка. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии по 400 с.ш. Называть и показывать природные зоны материка, характерных представителей флоры и фауны. Объяснять закономерности размещения природных зон. Описывать по плану природные зоны, континента и наносить их на контурную карту. Заполнение таблицы, работа с атласом
56 Население и страны Народы Евразии. Страны Северной и Южной Европы 1 11.04 Диск: География материков и океанов. 7кл.
Разд.табл.»Уникальные объекты сев.матер.» Анализ карты население Евразии. Выявление особенностей размещения населения на материке. Анализ политической карты материка, группировка стран по различным признакам. Описание стран и их сравнение. Называть и показывать районы повышенной плотности населения и основные расы. Объяснять принципы размещения населения. Называть и показывать наиболее крупные по площади страны. Описывать Г.П. страны, природные условия населения и хозяйственной жизни одной из стран. Индивидуальный
57 Страны Западной и Восточной Европы 1 16.04 Физическая карта Европы. Полит.карта Евразии Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран. Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности. Индивидуальный
58 Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции» 1 18.04 Пр.р.№15: «Комплексная характеристика Франции» Карты атласа Комплексная характеристика Франции. Выявление особенностей ГП , природных ресурсов, состава населения и его размещения, хозяйства. Определять и описывать ГП страны, устанавливать особенности компонентов природы. Индивидуальный, работа с атласом
59 Страны Юго- Западной и Центральной Азии 1 23.04 Центральная и Восточная Азия. Социально-экономическая карта. Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности. Индивидуальный
60 Страны Восточной, Южной и Юго- Восточной Азии 1 25.04 Юго-Восточная и Южная Азия. Социально- экономическая карта. Характеристика по картам атласа и тексту учебника особенностей стран данных регионов. Установление причин сходства и различия стран. Установление связи между природными ресурсами и развитием отраслей хозяйства стран. Называть и показывать страны и их столицы, природные особенности, богатства, виды хозяйственной деятельности. Индивидуальный, работа с атласом
61 Повторение изученного 1 30.04 Карты атласа Работа с картами атласа и приложением в конце учебника. Повторить и обобщить особенности природы материка. Фронтальный
62 Контрольная работа №3 по теме «Северные материки» 1 07.05 К.р.№ 3 по теме «Северные материки» Атлас Работа с картами атласа и тестовыми заданиями. Проверить и закрепить полученные знания и умения по теме. Письменный контроль знаний
63 Раздел 3. Географическая оболочка - наш дом
Закономерности ГО 6
1 14.05 Диск: География материков и океанов. 7кл. Характеристика основных свойств географической оболочки. Называть состав ГО. Источники энергии, процессы в ней происходящие, зональные комплексы ГО, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО. Фронтальный
64 Взаимодействие общества и природы 1 16.05 Диск: География материков и океанов. 7кл. Характеристика основных видов природных богатств, объяснение их использования человеком в различных видах хозяйственной деятельности. Объяснять особенности воздействия общества и природы. Фронтальный
65 Изменение природы хоз. деятельностью человека 1 21.05 Диск: География материков и океанов. 7кл. Умение приводить примеры влияния природы на жизнь людей. Оценивание состояния природы территорий материков, их крупных регионов, отдельных стран .Доказательство необходимости охраны природы. Называть и показывать мировые достопримечательности, выдающиеся географические объекты, объекты, заповедники и нац.парки мира. Объяснять изменения природы хозяйственной деятельностью человека. Фронтальный
66 Пр.р.№16 « Характеристика ПК» 1 23.05 Пр.р.№16 « Характеристика ПК» Учебник, рабочая тетрадь Работа с картами атласа. Характеристика ПК, используя различные источники географических знаний. Составлять таблицы, отражающие основные свойства географической оболочки и их проявления. Индивидуальное оформление результатов экскурсии в рабочей тетради
67-68 Повторение изученного 2 28.05-30.05 Карты атласа Повторение и обобщение знаний курса географии материков и океанов. Повторить и обобщить знания курса. Фронтальный. Работа с атласом
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и УМК
Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. Учебник ”География материков и океанов. 7 класс”, М., ”Дрофа”, 2014.
Атлас по географии материков и океанов. 7 класс”, М., ”ДРОФА”, 2014.
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. География материков и океанов. 7 класс, М., ”ДРОФА”, 2014.
Нагорная И.И. География. 7 класс: Поурочные планы.- Волгоград. « Учитель », 2004.
Воробцова Т.Н. Поурочные планы. География. 7 кл. Волгоград. « Учитель – АСТ». 2004.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 кл. М.: «Вако», 2005.
Библиотечный фонд
1. Научно-методический журнал «География в школе»
2. Журнал «ГЕОлёнок»
3. Журнал «Современный урок»
4. Журнал «Открытый урок»
5. Газета «Школьные конкурсы и игры»
Интернет-ресурсы
http: //www.gao.spb.ru/russian
http: //www.fmm.ru
http: //www.mchs.gov.ru
http: //www.national-geographic.ru
http: //www.nature.com
http: //www.ocean.ru
http: //www.pogoda.ru
http: //www.sgm.ru/rus
http: //www.unknowplanet.ru
Литература для учителя и обучающихся
Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе». – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Болотникова Н.В. «География: Уроки – игры в средней школе». – Волгоград: Учитель, 2004.
Галеева Н.Л. «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии». – М. 2006.
Дюкова С.Е. «География.Тесты. 6-7 классы», М, «ДРОФА», 2002.
Интернет – ресурсы.
Касаткина Н.А. «География: занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах». – Волгоград: Учитель, 2005.
Климанова О.А. «Олимпиады по географии. 6-11 кл». – М.: Дрофа, 2006.
Летягин А. «Тесты по географии. 6-10 классы», М, «АСТ», 1999.
Мирутенко М.В. «География: краткий справочник школьника 6-10 кл». – М.: Дрофа, 1998.
Пятунин В.Б. ”Контрольные и проверочные работы по географии. 6 – 10 классы”, М., ”Дрофа”, 2000.
Труднева С.Н. «География в кроссвордах». – М.: Дрофа, 2004.
Чернова В.Г. «География в таблицах и схемах». – С-Пб.:ООО «Виктория плюс», 2008.
Электронная версия мультимедиа учебника «География материков и океанов, 7 класс.
Яворовская И. «Занимательная география». – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998
Бахчиева, О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / О.А., Бахчиева. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – 183 с.
Большой географический атлас. – М.: Олма-Пресс, 2002.
Вулканы. – М.:АСТ-Пресс, 2000.
Географы и путешественники. – М.: Рипол-классик. 2001.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.: Пилигрим, 1999.
Дятлева, Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Катастрофы природы. – М.: Росмэн, 1999.
Погода и климат. М.: Терра- Книжный клуб, 1998.
Энциклопедия для детей: Астрономия. – М.: Аванта+, 1999.
Энциклопедия для детей: География. – М.: Аванта+, 2000.
Энциклопедия для детей: Геология. – М.: Аванта+, 1995.
Энциклопедия «Что есть что?» – М.: Слово, 2001.
Энциклопедия для детей: Экология. – М.: Аванта+, 2001.
Я иду на урок географии. История географических открытий: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Научно-методический журнал «География в школе»
Журнал «ГЕОлёнок»
Журнал «Современный урок»
Журнал «Открытый урок»
Газета «Школьные конкурсы и игры»
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-практическое оборудование
1. Натуральные объекты
Гербарий растений природных зон
Коллекция полезных ископаемых
Коллекция минералов и горных пород
Коллекция почва и её состав
Раздаточные образцы к коллекции минералов и горных пород
2. Печатные пособия
-Географические карты (карты мира, материков и отдельных территорий, океанов; комплексные, тематические).
-Портреты. Выдающиеся путешественники и географы.
-Таблицы «Земля как планета»
Размеры Земли и Солнца
Смена времён года
Внутреннее строение Земли
Эндогенные процессы
Строение вулкана
Экзогенные процессы
Экзогенные процессы
Экзогенные процессы
- Раздаточные таблицы
Земля как планета. Земля как система.
Изображение Земли.
Природа материков и океанов
Уникальные объекты северных материков
Уникальные объекты южных материков
Таблица настенная «Атмосфера».
Таблица настенная «Гидросфера».
Таблица настенная «Литосфера».
3.Модели, макеты: Глобусы физический и политический
Рельефный глобус Земли
Глобус географические открытия
Макет вулкана
Макет разломов земной коры
4. Приборы: Рулетка
Флюгер
Компас
Термометр
Технические средства обучения
Мультимедиа проектор
Компьютер в сборе
Экран
Интерактивная доска
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Диски:
Мультимедиа учебник по географии для учащихся 7 классов. Материки и океаны.
География 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий.
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта мира».
Интерактивное наглядное пособие «Физическая карта России».
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Уроки географии 6-9 классы. Мультимедийное приложение к урокам.
Интерактивное наглядное пособие «География материков: история открытий и население».
Результаты освоения курса географии
В результате изучения географии ученик должен
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Виды и формы контроля за уровнем знаний учащихся на уроках географии предусматривают
Текущий контроль (проверка знаний и умений на разных этапах урока).
Тематический контроль (контроль знаний и умений после изучения темы) .
Итоговый контроль (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела в целом ).
Формы контроля по характеру заданий :
*Тестовый контроль
*Устный опрос
*Письменная работа
*Практическая работа
*Географические игры
*Географические диктанты
*Зачет
Формы контроля по занятости школьников :
*Индивидуальный (самостоятельное выполнение заданий учеников у доски или на рабочем месте) .
*Фронтальный (общеклассный, работа класса над выполнением задания самостоятельно или под руководством учителя)
*Работа в парах.
*Групповая работа
Критерии и нормы оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутри предметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
не приступал к выполнению работы;
или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,
«3» - 5-6,
«2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического совета ______________ Ильяшенко Т.А.
МБОУ Лопанская СОШ №3 ______ _________ 20___ года
от _______ 20__ года № ____
__________ ______________
Подпись руководителя МС