Рабочая программа по внеурочному занятию 3 класс Умники и умницы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жирновская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Жирновская СОШ
_____________________С.Я. Шкодин
Приказ от ________201___ г. №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
для 3-в класса
Руководитель: Федорова Т.Г.
учитель начальных классов
первой категории
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу « Умники и умницы» для 3 класса начальной школы разработана в соответствии с нормативными документами:
-Закон « Об образовании в Российской Федерации « от 29.12.2012 г.
!273-ФЗ,статья 11( п.1,2,3) « Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования.Образовательные стандарты; статьч 12( п.1,3,5)» образовательные программы».
-приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.№ 373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказы Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 г.№2357
«О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г.№ 373» и от 01.02.2012 г.№74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,реализующих программы общего образования,утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г.№ 1312;
-ФГОС.Примерная основная образовательная программа .Начальная школа.-М.:» Просвещение»,2012 г.
-« Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учрежденияхСанПин 2.2.2.2821-10»;
-на основе авторской программы О.Холодовой « Юным умникам и умницам»,утвержденной Министерством образования и науки РФ в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Срок реализации программы:1 год-34 часа,1 час-в неделю,фактически-33 часа.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы-учащиеся 3 класса,9-10 лет.
Планируемые результаты освоения курса « Умники и умницы»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий .Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональнуюоценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса
№ Раздел программы Количество часов Основное содержание раздела Формы организации деятельности Виды деятельности
1 Тренировка психических процессов 9 -развитие концентрации внимания,тренировка внимания,тренировка слуховой памяти,совершенствование воображения,развитие логического мышления( выделение признаков,сравнение предметов,классификация и поиск закономерностей) индивидуальные, групповые и коллективные ( игровая деятельность)
Различать главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, сравнивать предметы.
Выделять закономерности, завершать схемы.
Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.
Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность переключать, распределять внимание
2 Задания геометрического характера 7 Универсальные кривые, составление и моделирование предметов,построение фигур из счетных палочек,построение фигур из конструктора. индивидуальные, групповые и коллективные ( игровая деятельность)
Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.
Различать предметы по цвету, форме, размеру.
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Составлять и преобразовывать фигуры.
Объяснять значение слов и выражений.
3 Нестандартные задания алгебраического характера 10 Арифметический шифр.математический фокус, арифметические лабиринты с воротами, ребусы, магические квадраты. индивидуальные, групповые и коллективные ( игровая деятельность)
Описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств.
Демонстрировать целенаправленное и осмысленное наблюдение.
Определять на глаз размеры предмета.
Демонстрировать чувство времени, веса, расположенности в пространстве
Объяснять смысл крылатых и метафорических выражений
4 Нестандартные задания логического характера 7 Анаграмма,комбинаторные задачи, задачи с альтернативным условием. индивидуальные, групповые и коллективные ( игровая деятельность)
Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач и проведения дидактических игр.
Объяснять закономерности.
Выделять черты сходства и различия
Описывать признаки геометрических фигур.
Итого 33 Календарно-тематическое планирование
№ занятия Дата по плану Дата по факту Тема занятия
1 07.09 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.
2 14.09 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
3 21.09 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
4 28.09 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
5 05.10 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
6 12.10 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
7 19.10 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
8 26.10 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
9 09.11 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
10 16.11 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
11 23.11 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
12 30.11 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
13 07.12 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
14 14.12 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
15 21.12 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
16 28.12 Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
17 18.01 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
18 25.01 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
19 01.02 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
20 08.02 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
21 15.02 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.
22 22.02 Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
23 01.03 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
24 15.03 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
25 22.03 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
26 05.04 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
27 12.04 Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.
28 19.04 Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.
29 26.04 Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
30 03.05 Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
31 10.05 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
32 17.05 Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
33 24.05 Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.
Итого 33 «СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол № 1 заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения ______________(____________)
учителей_________________ (подпись, Ф.И.О.)
от ________________201__г. ________________201__г.
_____________(___________) (дата)
(подпись, Ф.И.О. руководителя МО)