МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ В ШКОЛЕ


Управление образования администрации города Горловка
Горловская общеобразовательная школа І–ІІІ ступеней № 22
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНСИЛИУМОВ В ШКОЛЕ
подготовлены
заместителем директора
Давыденко Е.И.
ноябрь 2016 год
Педагогический консилиум - комплексная методика и форма организации диагностики реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, состояния здоровья и других значимых показателей успеха образовательного процесса. Методика педагогического консилиума и сам термин «педагогический консилиум» были предложены в конце 60-х годов в рамках разработанной академиком Ю.К. Бабанским и его сотрудниками концепции оптимизации педагогического процесса. До настоящего времени педагогический консилиум является одной из лучших форм коллективной диагностики в сфере образования.
По мере развития психологической службы школы, а также появления возможностей привлечения широкого круга других специалистов к работе консилиума (медиков, психоневрологов, психиатров и т.д.) педагогический консилиум при сохранении его общих подходов и принципов безболезненно трансформируется в психолого-педагогический или педологический (педология - комплексная научная дисциплина, аккумулирующая все знания о ребенке и его развитии) консилиум.У учителей часто складывается жесткое и однозначное мнение о том или ином ученике, и изменить это мнение очень не просто. Что бы ученик ни сделал, все его действия и отношения воспринимаются через установку на него учителя. Поэтому проведение консилиума, результаты работы которого были бы действительно полезны, требует тщательной подготовки, в ходе которой планируется решение нескольких задач:
Показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника.
Добиться понимания каждым учителем того, что психолог говорит об ученике, т.е. пробиться сквозь стену установки учителя по отношению к данному ребенку. Это очень трудная задача, и решать ее нужно осторожно, постепенно, еще задолго до проведения консилиума. Нужно создать у учителя пусть небольшой, но собственный опыт видения ученика если и не иным, то хотя бы чуть-чуть измененным взглядом.
Педагогический консилиум как метод решения проблем школьного образования
Все чаще в практической деятельности образовательных учреждений используется такая форма, как педагогический консилиум. Для чего он необходим? Как лучше подготовиться к нему? Как эффективнее провести консилиум? Ответы на эти вопросы вы найдете в данных методических рекомендациях, подготовленных заместителем директора ГОШ №22 Давыденко Е.И.
Работаю в школе 51 год, 46 из них заместителем директора. Преимущества отдаю в работе именно этой форме проведения дискуссии с учителями по решения проблем школьного образования
СОДЕРЖАНИЕ
Положение о педагогическом консилиуме в школе.
Приказ о подготовке и проведению педагогического консилиума
по теме: «Координация усилий всех участников учебно-воспитательного процесса в формировании мотивационной сферыобучающихся7-А класса для качественного обучения в период внедрения новых Республиканских стандартов обучения»
Методические рекомендации по организации и проведению педагогического консилиума в школе.
Информация учителей – предметников к педагогическому консилиуму.
Приложения
Утверждаю Директор ГОШ №22 __________/С.В. Ушакова/ «12» 09 2016г.
Положение о школьном педагогическом консилиуме
1. Общие положения
2. Цели и задачи школьного педагогического консилиума3. Организация деятельности и состав школьного педагогического консилиума4. Подготовка и проведение педагогического консилиума
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом ДНР «Об образовании»
1.2. Настоящее Положение определяет деятельность школьного педагогического консилиума как совещательный, систематически действующий орган при администрации школы, оказывающий помощь всем участникам образовательного процесса. Школьный педагогический консилиум в своей деятельности руководствуется Уставом школы, договором между школой и родителями (законными представителями) обучающегося, настоящим Положением.
1.3. Школьный педагогический консилиум представляет собой объединение специалистов школы, организуемое для комплексного, всестороннего, динамического, диагностико-коррекционного сопровождения учебно-воспитательной деятельности обучающихся.1.4. Педагогический консилиум проводится в форме творческого совещания учителей конкретного класса (параллели классов) с участием классных руководителей, представителей администрации школы, медицинских работников, школьных психологов и других лиц. Наряду с идеей обязательного представительства ключевых фигур образовательного процесса действует правило, по которому к участию в работе консилиума принято привлекать тех и только тех лиц, от участия которых в педагогическом консилиуме может быть реальная польза.
1.5.Педагогический консилиум призван:
- сформулировать согласованные представления об уровне результатов образования (в широком смысле), достигнутом к данному моменту каждым школьником, и уровне развития ключевых параметров классных коллективов;
-определить на основе прогнозирования желаемый уровень таких результатов в зоне ближайшего развития обучающихся;
- сформулировать ключевые проблемы работы с данным обучающимся и классом (как рассогласования между желаемым и реальным результатом) и их доминирующие внутренние и внешние причины;
- разработать конкретные меры по закреплению позитивных и преодолению негативных тенденций в обучении, воспитании и развитии обучающихся; сформулировать на этой основе общезначимые рекомендации и определить характер участия всех участников педагогического консилиума и других лиц в их практической реализации.
Таким образом, педагогический консилиум объединяет в себе коллективную диагностику состояния дел в классе (параллели классов) с выходом на их причины и педагогическую коррекцию.
1.5.Функции школьного педагогического консилиума:
диагностическая – изучение социальной ситуации развития, определение доминанты развития, потенциальных возможностей обучающихся, распознавание характера отклонения в их обучении, поведении, деятельности и общении;
воспитательная – разработка программы педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу. По характеру меры могут быть контролирующие, дисциплинирующие, корректирующие и др.;
реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или учебно-воспитательные условия, повышение статуса и ценности ребенка как члена семьи и члена школьного коллектива.
2. Цели и задачи школьного педагогического консилиума2.1. Основная цель школьного педагогического консилиума – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся. Такие решения принимаются на основе представленных учителями и специалистами школы диагностических и аналитических данных об особенностях конкретного ребенка. Также целью консилиума является определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания, обучающихся в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, индивидуальными возможностями, состояния соматического и нервно-психического здоровья.
2.2. В задачи школьного педагогического консилиума школы входит:
- выявление и ранняя диагностика различных затруднений учащихся;
-разработка и применение коррекционно - развивающей работы по устранению различных затруднений учащихся;
-создание комфортной и безопасной образовательной среды в ОУ;
-коллективное изучение трудностей обучения и воспитания обучающихся, с помощью всех участников образовательного процесса;
-выявление актуальных и резервных возможностей обучающихся;
-разработка рекомендаций администрации, учителю, родителям для создания условий, обеспечивающих индивидуальныйподход в процессе коррекционно-развивающего обучения обучающегося и его психологического сопровождения;
-отслеживание динамики развития обучающихся и эффективности индивидуализированной коррекционно-развивающей работы;
-решение вопроса о создании условий, адекватных индивидуальным особенностям развития обучающегося;
-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие обучающегося, динамику его состояния, овладение школьными навыками, умениями и знаниями, перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценку ее эффективности;
-организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы
и различными специалистами.
3. Организация деятельности и состав школьного педагогического консилиума3.1. Общее руководство деятельностью школьного педагогического консилиума осуществляет заместитель директора.
3.2. Состав консилиума утверждается приказом директора школы.
3.3.В состав школьного педагогического консилиума входят постоянные участники – учителя- предметники, классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, медицинская сестра. (Приложение №1) При отсутствии специалистов они привлекаются к работе консилиума на договорной основе в зависимости от специфики рассматриваемого вопроса. 3.4. В школьном педагогическом консилиуме ведется следующая документация:
-журнал заседаний школьного педагогического консилиума;
- протоколы консилиума;
-график плановых консилиумов;
-нормативные и методические документы, регулирующие деятельностьспециалистов консилиума.
4. Подготовка и проведение школьного педагогического консилиума
4.1.Школьные педагогические консилиумы подразделяются на плановые и внеплановые.
4.2.Периодичность консилиума определяется реальным запросом школы на комплексное обследование детей, классов (групп обучающихся).
4.3 На подготовительном этапе будущие участники педагогического консилиума в течение нескольких недель изучают обучающихся и классные коллективы, а также, в рамках дозволенного профессиональной этикой, ситуацию в семьях учащихся, их ближайшем окружении. Программа такого изучения заранее согласовывается. Как правило, она включает ограниченное число ключевых параметров . В ходе ее реализации используются наиболее доступные в повседневной учебно-воспитательной работе методы (педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, интервью, социометрия, анализ ученических работ и др., при этом спектр первичных диагностических методик может расширяться по мере роста диагностической квалификации педагогов под влиянием школьной психологической службы и самообразования).
4.4. Ещё до проведения педагогического консилиума его участники располагают определенными знаниями, что позволяет им быть готовыми к групповому обсуждению, которое обычно непосредственно ведет классный руководитель при организующей роли представителя администрации школы.
4.5. Процедура педагогического консилиума на основном этапе в целях обеспечения экономии времени и концентрации внимания на главных проблемах четко структурируется. Этому способствует использование матриц, в которых отражается списочный состав класса, а также основные оцениваемые параметры. Оценка обычно проводится по простой качественной шкале, где высокий уровень проявления качества обозначается знаком «+», низкий - знаком «-», а средний - знаком «+/-», естественно, без выведения средних оценок по ученику, так как все оцениваемые параметры имеют разную значимость. Ведущий педагогического консилиума призван, не задерживаясь слишком долго на обсуждении оценок по отдельным параметрам (дискуссия разумна лишь при принципиальном несогласии в оценках со стороны разных экспертов), обеспечить получение по результатам заседания согласованного и точного ответа на следующие вопросы:
• что является главными проблемами в обучении и воспитании данного обучающегося?
• в чем причины этих проблем и каковы возможности школы в их профилактике, устранении, нейтрализации, компенсации?
• какие меры педагогический консилиум рекомендует осуществить для улучшения ситуации в ближайшем будущем (эти меры как правило касается работы классного руководителя, учителей-предметников, профессиональных объединений педагогов и функциональных служб школы, деятельности школьной администрации)?
4.6. Обсуждению рекомендаций по работе с отдельными обучающими и классными коллективами должно уделяться основное внимание педагогического консилиума. После формулирования и фиксирования рекомендаций педагогического консилиума и распределения ролей по их выполнению администрация школы берет процесс под свой контроль.
4.7.По мере развития психологической службы школы, а также появления возможностей привлечения широкого круга других специалистов к работе консилиума (медиков, психоневрологов, психиатров и т.д.) педагогический консилиум при сохранении его общих подходов и принципов безболезненно трансформируется в психолого-педагогический.
4.8. Результаты ШПК доводятся до сведения родителей (законных представителей). Предложенные рекомендации реализуются только приотсутствии возражений со стороны родителей (законных представителей).
Приложение №1
Содержание деятельности основных участников цикла сопровождающей работы
Участник сопровождения Деятельность на этапе подготовки к консилиуму Деятельность в рамках ШПК Реализация решений консилиума
Психолог Проведение диагностической работы: диагностическогоминимума и различных схемуглубленной диагностики в отношении группы“проблемных” школьников. Подготовка материалов кконсилиуму. Предоставление участникамконсилиума необходимойинформации по психолого-педагогическому статусуконкретных учеников.Участие в разработке стратегиисопровождения. Планирование направлений и форм психологической работы в рамках сопровождения конкретных учеников. Проведение психокоррекционных,развивающих и консультативных мероприятий с учащимися. Проведение групповых и индивидуальных консультаций с педагогами и родителями. Консультирование администрации.
Логопед Проведение диагностической работы: обследует обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.Подготовка материалов кконсилиуму. Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о результатах обследования школьников до всех участников консилиума.Участие в разработке стратегиисопровождения. Планирование направлений и форм логопедической работы в рамках сопровождения конкретных учеников. Участие в проведении сопровождающихмероприятий, предполагающих помощь, поддержку или вмешательство логопеда. Оказывает консультативную помощь учителям и родителям в определении причин неуспеваемости «речевых» учащихся и дает рекомендации по их преодолению.
Социальный педагог Берет на себя организационные обязанности по работе с семьёй, связанные с консилиумом. (посещение семьи, составление акта жилищно-бытовых условий). Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о семье, об отношениях в семье до всех участников консилиума. Помогает классным руководителям в непосредственной работе с семьей.Социально-диспетчерская деятельность.
Классный руководитель Сбор педагогическойинформации о учащемся – педагогическая характеристика;собственные наблюдения,беседы или анкетированиепедагогов-предметников. Опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Участие в разработке стратегиисопровождения. Планирование форм и направленийработы в рамках сопровождения конкретных учащихся или класса в целом. Проведение конкретных формвоспитательной работы в рамках решенияконсилиума. Консультирование родителей и педагогов-предметников по вопросам сопровождения учащихся.Осуществляет взаимодействие со специалистами школы.Отслеживает динамику коррекционной работы с учащимся.
Учителя-предметникУчастие в экспертных опросахна этапе диагностического минимума. Предоставление необходимойинформации классномуруководителю и специалистам врамках их подготовки к консилиуму. Принимает участие в работе консилиума, готовит результаты отслеживания уровня учебных достижений обучающихся, готовит рекомендации по коррекции Участие в групповых и индивидуальныхконсультациях, проводимых психологом, логопедом,завучем или медиком. Разработка индивидуальных стратегийпедагогического сопровождения конкретных учащихся и ихпоследующая реализация.Консультирование родителей. Участие в методических семинарах,посвященных содержанию сопровождающей деятельности.
Медицинский работник Просматривает медицинские карты, при необходимости получает дополнительную информацию от родителей или из поликлиники, а также готовит выписки для обсуждения на консилиуме Принимает участие в работе консилиума, доводит информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников до всех участников консилиума.Участие в разработке стратегиисопровождения. Отслеживает состояние здоровья обучающегося.Консультирование родителей, педагогов и специалистов школы.
Заместитель директора Организация работы консилиума. Собирает информацию о тех учениках, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение, и разрабатывает схему проведения консилиумов, готовит необходимую документацию – бланки протоколов консилиумов. Организационная помощь в проведении основных диагностических мероприятий. Принимает участие в работе консилиума.Участие в разработке стратегиисопровождения. Отслеживает выполнение данных консилиумом рекомендаций для работы с обучающимся.Координирует работу педагогов и специалистов школы.
Приложение №2Педагогическая характеристика
1) Общие сведения о ребенке:
время пребывания в данном коллективе;
краткая характеристика отношений в семье (комфортность, полная, неполная семья, характеристика отношений между родителями, тип семейного воспитания).
2) Качественные характеристики учебной деятельности:
трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий;
трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоёмкой работы;
трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного;
особенности запоминания учебного материала;
виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности;
предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей.
3) Количественные показатели учебной деятельности:
успеваемость по основным предметам;
предполагаемые причины низкой или неровной успеваемости;
показатели поведения и общения в учебных ситуациях;
описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности;
описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общественных правил;
индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками.
4) Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание "типичного" для школьника эмоционального состояния на уроке;
- описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и т.д.).
При подготовке к консилиуму педагог собирает и обрабатывает информацию от учителей - предметников, систематизирует собственные наблюдения. Давая характеристику конкретному школьнику, классный руководитель и педагог останавливаются только на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Медицинская характеристика
1) Физическое состояние ребёнка на момент проведения консилиума:
соответствие физического развития возрастным нормам;
состояние органов зрения, слуха, костно - мышечной системы;
переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры);
группа здоровья.
2) Факторы риска нарушения развития:
наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребёнка;
факторы риска по основным функциональным системам;
наличие хронических заболеваний;
характеристика заболеваемости за последний год.
При подготовке характеристики школьный медик просматривает медицинские карты учащихся, получает, если это необходимо, дополнительную информацию от педагогов, родителей и/или из поликлиники, также готовит выписки для обсуждения на консилиуме.
Введение
Одним из перспективных методов оказания помощи субъектам и объектам обучения является психолого-педагогический консилиум. Ю.К. Бабанский отмечает, что "для улучшения изучения школьников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений учителей класса о школьниках и, главное, на коллективной разработке мер индивидуального подхода к ученикам и классу в целом. Такие коллективные обсуждения можно условно назвать педагогическими консилиумами, чтобы подчеркнуть их направленность на анализ причин отставания в учебе или недостатков поведения. Улучшение изучения школьников позволит глубже решить и такую проблему, как развитие их склонностей, способностей и талантов, которая стала особенно актуальной и сложной в условиях всеобщего среднего образования". [3]Целью психолого - педагогического консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного педагогического сопровождения обучающихся, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, преподающих в классе;
-разработка учебно-воспитательных мер по устранению этих причин как в отношении класса в целом, так и в отношении отдельных учащихся.
Задачами педагогического консилиума являются:
- сформировать согласованные представления об уровне результатов образования, достигнутом к данному моменту каждым обучающимся, и уровне развития ключевых компетенций всего классного коллектива;
-показать педагогическому коллективу ученика с разных сторон, обязательно подчеркнув его положительные, сильные стороны. Представить доказательные гипотезы, основанные на данных психодиагностики, наблюдений, бесед и пр., о причинах происхождения и существования личностных проблем школьника;
-выработать согласованные меры по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута обучающихся;
— выявить резерв возможностей обучающихся;
— определить характер, продолжительность и эффективность специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей;
Основные функции педагогического консилиума:
- проведение углублённого психолого-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода его обучения в школе;
- анализ результатов мониторинговых исследований уровня учебных достижений обучающихся;
- диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей её коррекции;
- обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса;
- предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов;
- создание климата психологического комфорта для всех участников.
Особая роль отводится психологу школы. Задача психолога в педагогическом консилиуме - помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ученика, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроя, а главное - обеспечить подход к ребенку с оптимистической гипотезой относительно перспектив его дальнейшего развития и наметить реальную программу работы с ним (даже если эта работа будет связана со значительными трудностями, с необходимостью специальных усилий учителей и воспитателей).
Педагогический консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей отдельных обучающихся и класса в целом , позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определенных качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.
Управление образования администрации города Горловка
Горловская общеобразовательная школа І–ІІІ ступеней № 22
ПРИКАЗ
24.11.2016 №
О подготовке и проведению педагогического консилиума по теме: «Координация усилий всех участников учебно-воспитательного процесса в формировании мотивационной сферы обучающихся 7-А класса для качественного обучения в период внедрения новых Республиканских стандартов обучения».
Выполняя решение педагогического совета № 1 от 29.08.2016г «Мониторинговые отслеживания уровня учебных достижений учащихся 3-11-х классов путем определения и целенаправленного коррегирования на основе отслеживания результатов 2015-2016 уч. г.», а также с целью определения основных направлений совместной работы педагогического коллектива, родительской общественности, ученического коллектива по оптимизации образовательного процесса в период внедрения новых республиканских стандартов обучения обучающихся 7-А класса.ПРИКАЗЫВАЮ:
Изучить вопрос социальной ситуации развития, определить доминанты потенциальных возможностей, проанализировать динамику мониторинговых учебных достижений учащихся 7-А .2. На основании полученных данных разработать программу педагогической коррекции в виде учебно-воспитательных мер, рекомендуемых классному руководителю, учителю-предметнику, родителю, ученическому активу, коллективу, отдельным группам обучающихся.
3.Состав педагогического консилиума определить следующим образом:
Давыденко Е.И.- председатель, заместитель директора ;Яровая И.В.- классный руководитель 7-А класса;учителя-предметники:
Семенок Н.К.-учитель русского языка и литературы,
Матвеенко О.П.-учитель украинского языка и литературы,
Кудинова-Филимошина М.Ю.- учитель английского языка,
Губарева В.М.-учитель французского языка,
Ефремова Л.А.-учитель учитель алгебры и геометрии. информатики,
Сосян Л.А.-учитель биологии;
Григорьева Е.В.-учитель истории,географии;
Лядвин Е.Е.-учитель физики,
Шураев Р.Н..-учитель химии,
Герасименко Т.А.-учитель трудового обучения , ИЗО, музыки;
Ушаков Е.Л.-учитель трудового обучения,
Голобородько Р.А.-учитель физического обучения
Легенькая Е.Ю. - медицинская сестра школы.
4. Классному руководителю Яровой И.В. предоставить следующую информацию:
- педагогическую характеристику учебной деятельности, сравнительный анализ состояния учебно-воспитательного процесса в 7-А классе по результатам І четверти 2016-2017 учебного года;
- педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения обучающихся класса в целом;
- трудности, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях;
- особенности индивидуальных черт обучения в период внедрения ГОС;
- индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
- информацию о социальном статусе (сведения о родителях, тип семьи, стиль воспитания в семье, взаимоотношения родителей и детей в семье, обеспеченность семьи.)
5. Учителям предметникам: Семенок Н.К., Матвеенко О.П., Кудиновой-Филимошиной М.Ю., Губаревой В.М., Войтко Н.А., Ефремовой Л.А., Сосян Л.А., Григорьева Е.В.-., Герасименко Т.А., Шураеву Р.Н., Голобородько Р.А.. предоставить следующие данные:
- качественные характеристики учебной деятельности, анализ затруднений, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и домашнего задания; возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающие наибольшие затруднения при выполнении;
- предполагаемые причины описанных затруднений;
- количественные показатели учебной деятельности;
- успеваемость по учебному предмету;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости;
- показатели поведения и общения в учебных ситуациях;
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая педагогическую характеристику ученику, необходимо акцентировать внимание только на тех показателях, которые важны для консилиума.
6. Медицинскому работнику Легенькой Е.Ю. предоставить информацию о состоянии здоровья, физических особенностях учащихся 7-А класса.
7. Зам директора по учебно-воспитательной работе Давыденко Е.И.:
7.1.Обобщить аналитические материалы по координации деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса в подготовке обучающихся 7-А класса для качественного обучения в период внедрения новых республиканских стандартов обучения;7.2.Определить меры по психолого-педагогическому сопровождающей деятельности участников педагогического консилиума в развитии устойчивых навыков и умений, ликвидации пробелов в знаниях, снижении уровня тревожности и формированию устойчивых мотивов обучения.
8. Педагогический консилиум провести 05.12.2016 года.
9. Контроль за исполнением данного приказа возложить на заместителя директора по УВР Давыденко Е.И.
Директор УВКС.В.УшаковаИнформация педагога-психолога к педконсилиуму.
Психолог обеспечивает ППК результатами своей диагностической деятельности (наблюдения, результаты беседы с родителями, педагогами, результаты опросов, обследования самих обучающихся). Даются не конкретные данные, а обобщенные аналитические данные, где есть информация о ребенке и его семье. Материал представляется в форме, не нарушающей конфиденциальность сведений.
Содержание данных:
Дать описание психологических особенностей обучения, поведения, самочувствия обучающихся в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание психолого-педагогического статуса школьника.
Назвать сферы психической жизни ребенка или подростка, в которых обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы.
Назвать сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями. Описать реальные проявления.
Результаты диагностики представляются в доступной форме для адресата (педагог, родители (законные представители)). Диагностические данные должны позволять формировать гипотезы о прогнозе развития обучающихся.
Информация классного руководителя:
-собирает и обрабатывает информацию от педагогов-предметников, систематизирует собственные наблюдения.  Дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных обучающихся и класса в целом.
Информация должна содержать:
-результаты мониторинговых исследований за последние три года;
- трудности, испытываемые обучающимися в педагогических ситуациях;
- индивидуальные черты обучения, общения, самочувствия.
Содержание данных, предоставляемых педагогами:
1.Результаты мониторинговых исследований, качественные характеристики учебной деятельности:
- трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, особенности ответов у доски;
- трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий, трудоемкой работы;
- трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала, виды заданий, вызывающие наибольшие трудности;
- предполагаемые причины описанных трудностей.
2. Количественные показатели учебной деятельности:
- успеваемость по основным предметам;
- причины низкой успеваемости или неровной успеваемости.
З. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях:
- описание и оценка поведения, учебной активности и заинтересованности;
- индивидуальные, особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и со сверстниками.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях:
- описание типичного для обучающихся эмоционального состояния на уроке; - описание ситуаций, вызывающих у учащихся различные эмоциональные трудности (раздражение, агрессия, испуг).Давая педагогическую характеристику ученику, нужно останавливаться только на тех показателях, которые важны для консилиума.
Информация заместителя директора по УВР.
Содержание данных, предоставляемых заместителем директора по учебно-воспитательной работе:
Качественные характеристики учебной деятельности педагога: организация деятельности учащихся на уроке, трудности, возникающие при этом.
Количественные показатели учебной деятельности педагога: успеваемость по предмету, причины низкой успеваемости.
Показатели общения в учебных ситуациях: трудности, возникающие в общении с учащимися.
Показатели эмоционального состояния и их влияние на эмоциональное состояние обучающихся.
Информация заместителя директора по воспитательной работе или социального педагога
Дает информацию о социальном статусе ребенка:
- сведения о родителях, тип семьи;
- стиль воспитания в семье;
- взаимоотношения родителей и детей в семье;
- обеспеченность семьи.
1. Общая характеристика семьи:
- состав семьи (полная, неполная, формально полная);- характеристика семьи (гармоничная, проблемная, конфликтная, антипедагогическая, асоциальная, аморальная);
- типовое состояние семьи (эмоциональный комфорт, дискомфорт, нервно-психическое напряжение):
- стиль семейного воспитания (либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый);
- нарушения семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, эмоциональное напряжение, жестокое обращение, повышенная материальная ответственность).
2. Отношение к школе:
- поддерживают тесную связь;
- поддерживают контакты эпизодически (связи носят случайный характер, родители избегают контактов).
З. Особенности семейного воспитания.
4. Недостатки семейного воспитания.
5. Причины недостатков:
- неблагополучная семья;
- отсутствие единых требований;
- низкий культурный уровень;
- отсутствие контроля;
- использование антипедагогических мер и др.
Информация медицинского работника
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях обучающихся.
Предоставляет информацию о состоянии здоровья, физических особенностях обучающихся .Содержание информации:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: - соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
З. Характеристика заболеваемости за последний год.
школьников.
Содержание информации:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: - соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры). 2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом и на сегодня заболеваний, травм, которые могли сказаться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
З. Характеристика заболеваемости за последний год.
Педагогический консилиумпо 7-А классу
2015-2016 уч.г.
Учитель – предметник:Герасименко Т.А.
(Информация учителя изобразительного искусства, технологии)
Мониторинг качества знаний учащихся 7-А класса
по изобразительному искусству, технологии, основам здоровья
учитель: Герасименко Т.А.
(СОУ, ср/б) 2014-2015 учебный год - 2015-2016 у.г. 1 семестр
Сравнительный анализ учебных достижений учащихся 7-А класса
I семестр 2015 – 2016 у.г.«Изобразительное искусство»
На конец I семестра 2015 / 2016 учебного года в 7-А классе успеваемость по изобразительному искусству– 100 %
по сравнению с концом 2014 / 2015 учебного года – 100%, успеваемость по классу не изменилась.
Класс Высокий Достаточный Средний Низкий
6-А 5-31.3% 11-68,7% - -
7-А 8-50% 8-50% - -
Средний балл по классу – 2014-2015 г. составил -9.6; 2014-2015г. – 9.1
СОУ по классу - 2014-2015 г. Составил - 88%; 2015-2016 г. - 82%
Таким образом, анализируя приведенные в таблицах данные, можно отметить, что по сравнению с 2014 – 2015 у.г. произошло понижению среднего балла по классу (на 0,5), а также понижению СОУ (на 6%). Это связано с тем , что из класса выбыли учащиеся с высоким и достаточным уровнем учебных возможностей. Следует отметить, что СОУ по предмету изобразительное искусство - 88% соответствует допустимому уровню обученности.
«Трудовое обучение»
На конец I семестра 2015 / 2016 учебного года в 7-А классе успеваемость по трудовому обучению – 100 %
по сравнению с 2014 / 2015 учебного года – 100%, успеваемость по классу не изменилась.
Класс Высокий Достаточный Средний Низкий
6-А 7-43.75% 9-56.25% - -
7-А 5-31.25% 11-68.75% - -
Средний балл по классу – 2014-2015 г. составил -9.4; 2015-2016г. – 9.6
СОУ по классу - 2015-2016 г. Составила - 71%; 2015-2016 г. – 88.7%
Таким образом, анализируя приведенные в таблицах данные, можно отметить, что по сравнению с 2014 – 2015 у.г. произошло повышение среднего балла по классу (на 0,2), а также повышение СОУ (на 17.7%). Это связано с переходом 2 учащихся с высокого на достаточный уровень, а также с понижением успеваемости по предмету на 2 балла у Сергеева Игоря, Хоревой Анастасии, Нарбекова Антона.
Следует отметить, что СОУ по предмету технологии составляет 88.7% и соответствует оптимальному уровню обученности.
«Основы здоровья»
На конец I семестра 2015 / 2016 учебного года в 7-А классе успеваемость по основам здоровья – 100 %
по сравнению с концом 2014 / 2015 учебного года – 100%, успеваемость по классу не изменилась.
Класс Высокий Достаточный Средний Низкий
6-А 2-12.5% 12-75% 2-12.5% -
7-А 5-31.25% 11-77.7% - -
Средний балл по классу – 2014-2015 г. составил -8.3; 2015-2016г. – 9.1
СОУ по классу - 2014-2015 г. Составила - 65%; 2015-2016 г. – 75.2%
Таким образом, анализируя приведенные в таблицах данные, можно отметить, что по сравнению с 2014 – 2015 у.г. произошло повышение среднего балла по классу (на 0,8), а также повышение СОУ (на 10.2%). Это связано с переходом 3-х учащихся с достаточного на высокий уровень, и 2-х учащихся со среднего на достаточный уровень.Следует отметить, что СОУ по предмету основы здоровья составляет 75.2% и соответствует оптимальному уровню обученности.
Обучающие проявляли большую активность в участии в Международной олимпиаде по трудовому обучению и основам здоровья ИНФОУРОК (зима 2015-2016) приняли участие 7 человек класса, высокий результат которых составил 15 баллов с 15 предлагаемых.
Причины снижения СОУ:
напряженный характер обучения и эмоциональное давление на подростков,
значительный объем учебной нагрузки и домашнего задания, материал усваивался за счет дистанционного обучения и самообразования.
дефицит времени для усвоения информации и учебного материла.
Для повышения качества знаний учащихся
во ІІ семестре 2015-2016 у. г. планируется решение следующих задач:
- формирование интеллектуально-познавательных способностей учащихся через привлечение учащихся к олимпиадам, конкурсам;
- развитие творческой активности каждого ребенка в проектной деятельности;
- обеспечение и стимулирование саморазвития и самосовершенствования личности (групповая, индивидуальная деятельность на уроках);
- повышение уровня знаний через исследовательскую работу (сообщение к уроку как стимул хорошей оценки) в программе бонусной системы;
Рекомендации по повышению качества знаний учащихся во ІІ – семестре запланировано:
Внесение в календарно-тематическое планирование тем на повторение;
Участие учащихся в проектной деятельности, конкурсах, викторинах, олимпиадах «ИНФОУРОК»
(Весна 2016). Организация самообразовательной деятельности учащихся в вариативной части программы.
Взять на контроль организацию обучения учащихся, которые имеют пропуски занятий по болезни. Составить индивидуальный план по коррекции знаний учащихся с привлечением их в самые различные конкурсы и проекты.
ПРОТОКОЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Причина обращения______________________________________
Проблемы, связанные со школой___________________________
1. Сфера нарушения школьной адаптации:
-сложность в обучении, воспитании______________________________
а) с педагогами___________________________________________
б) со сверстниками____________________________________________
-оценка семейной ситуации_____________________________________
- самооценка_________________________________________
-интересы и склонности_____________________________________
2. Психологические данные:
-интеллектуальные особенности______________________________
-личностные характеристики____________________________________
-эмоционально-волевая сфера___________________________________
-мотивация__________________________________________________
3. Характеристика обучающихся____________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
4. Предлагаемая педагогами помощь__________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Рекомендации по работе с обучающимися :-классному руководителю______________________________________
-учителям-предметникам_______________________________________
-пихологу_____________________________________________________
Список использованной литературы
1.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические произведения. - М., 1961
2.Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей.М., 1990.
3.Гильбух Ю.3. Учитель и психологическая служба школы. Киев, 1993
4.Диагностика школьной дезадаптации. М., 1993.
5.Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника.М., 1988.
6.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддективного поведения у подростков. М, 1998.
7.Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) / Под ред. С.Г. Вершловского. СПб, 1996.
8.Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993
9.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
10.Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития / Под ред. С.В. Тарасова. СПб, 2001.
11.Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы М., 1988.
12. Психологическая коррекция умственного развития учащихся (Под ред. Гуревича К.М., Дубровиной И.В.).М., 1990
13.Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками: Г. С. Тагирова — Москва, Педагогическое общество , 2008 г.- 128 с.
14.Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений: Н. Ю. Синягина — Москва, Владос, 2001 г.- 96 с.
15.Педагогическая психология: Б. П. Бархаев — Санкт-Петербург, Питер, 2009 г.- 448 с.
16.Солнцева Л. С, Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося.М., 1993
17.Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических