Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других для 5 – 9 классов общеобразовательной школы» (М.: Просвещение, 2014), рассчитанной на 175 часов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орининская средняя общеобразовательная школа»
Моргаушского района Чувашской Республики
«Рассмотрена»
Руководитель ШМО
______Калинина В.В.
Протокол № от
« » августа 201 г «Согласована»
Заместитель директора школы по УВР МБОУ «Орининская СОШ»
________Григорьева И.Г.
« 30 » августа 2016 г. «Утверждаю»
Директор школы
МБОУ «Орининская СОШ»
___________Иванов В.Г.
Приказ № от
« 30 » августа 2016 г.
Рабочая программа
по русскому языку
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Учитель русского языка и литературы
Калинина Валентина Валериановна
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Орининская СОШ» на 2016- 2021 годы
- Учебный план МБОУ «Орининская СОШ» на 2015 – 2016 учебный год;
- Положение о рабочей программе, разработанное в МБОУ «Орининская СОШ»;
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса на 2016-2017 учебный год разработана на основе авторской программы «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других для 5 – 9 классов общеобразовательной школы» (М.: Просвещение, 2014), рассчитанной на 175 часов (5 уроков в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации «Русский язык. 5» - М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и другие (Москва: «Просвещение», 2016) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного основного общего образования по русскому языку.
Планируемые результаты по учебному предмету «Русский язык. 5 класс»
Личностные универсальные учебные действия
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях, знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;
• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;
• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;
• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;
• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;
• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;
• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
• уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);
• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
• устойчивый познавательный интерес и становление смы-слообразующей функции познавательного мотива;
• готовность к выбору профильного образования.
Выпускник получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
• готовности к самообразованию и самовоспитанию;
• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
• планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Выпускник получит возможность научиться:
• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
• построению жизненных планов во временной перспективе;
• при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
• основам саморегуляции эмоциональных состояний;
• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
• работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
• основам коммуникативной рефлексии;
• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• основам рефлексивного чтения;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Предметные результаты учебного предмета «Русский язык»
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудачи объяснять их.
Речевая деятельность
АудированиеВыпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
• передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ),анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстахразной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной(на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально- культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилейи жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
• характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. ГрафикаВыпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочкии словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Учебно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык. 5 класс»

п/п Тема Кол-во часов на изучение основных тем Из них на уроки развития связной речи Из них уроки на контрольные работы
1 Язык – важнейшее средство общения
3 1 -
2 Вспоминаем, повторяем, изучаем
24 5 1
3 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
32 4 2
4 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи
15 2 1
5 Лексика. Культура речи 12 2 3
Морфемика. Орфография. Культура речи
22 4 1
6 Имя существительное 19 4 1
7 Имя прилагательное 14 2 3
8 Глагол 28 5 3
9 Повторение и систематизация изученного в 5 классе 6 1 -
10 Итого 175 30 15
Содержание курса учебного предмета «Русский язык. 5»
Язык – важнейшее средство общения (3 ч.)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Стили речи.
Вспоминаем, повторяем, изучаем (24 ч.)
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание –тсяи-ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами. Развитие речи.Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (32 ч.)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
P.P. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч.)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.
P.P. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (12 Ч.)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка.
Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
P.P. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка, их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-, -лаг-, -рос-, -раст-. Буквы ей о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
P.P. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (19 ч.)
Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками.
Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
P.P. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (14 ч.)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам.
P.P. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
К.Р. Контрольное сочинение № 2. Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».
Глагол (28 ч.)
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -тьсяи-чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е – и в корнях глаголов -бер-, -бир-, -дер-, -дир-, -мер-, -мир-, -пер-, -пир-, -тер-, -тир-, -стел-, -стил-.Правописание не с глаголами.
P.P. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация изученного в 5 классе (6 ч.)
Тематическое планирование уроков по учебному предмету «Русский язык. 5 класс»
№ урока Тема урока Количество часов
Язык и общение (3 часа)
1 Язык и человек. Общение устное и письменное.§1,2 1
2 Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. § 3,4 1
3 Р/р. Стили речи (научный, художественный, разговорный) §5 1
Вспоминаем, повторяем, изучаем (24 часа)
4 Звуки и буквы. Произношение и правописание.§6 1
5 Орфограмма. Место орфограмм в словах.§7 1
6 Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. §8 1
7 Правописаниепроверяемыхбезударных гласныхв корне слова (продолжение)§8 1
8 Правописание непроверяемых безударныхгласных в корне слова. §8 1
9 Правописание проверяемых согласных в корне слова. §9 1
10 Правописание непроверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. §10 1
11 Правописание букв И, У,А после шипящих §11 1
12 Разделительные Ъ и Ь. §12 1
13 Раздельное написание предлогов с другими словами. §13 1
14 Р/р. Текст. §14 1
15 Р/р. Обучающееизложение(подробное, по плану) (По Г.А.Скребицкому, упр.66)§14 1
16 Части речи. Глагол: время, лицо, число, род. Буква Ь во 2 лице единственного числа. §15 1
17 Раздельное написание НЕ с глаголами. §16 1
18 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.§17,19 1
19 Р/р. Тема текста.§18 1
20 Правописание гласныхв личных окончаниях глаголов.§ 19 1
21 Имя существительное: склонение, род, число, падеж. Правописание гласных в падежных окончани1ях. Буква Ь на конце существительных после шипящих.§20 1
22 Имя прилагательное: род, падеж, число.Правописаниегласных в падежных окончаниях прилагательных. §21 1
23 Р/р. Обучающее сочинение по впечатлениям(по картине А.А.Пластова «Летом»). Правка текста.§121, упр. 106. 1
24 Местоимения 1,2,3 лица.Наречие (ознакомление). §22 1
25 Р/р.Основная мысль текста. §23 1
26 Контрольный диктант №1
по теме «Повторение изученного в начальных классах». 1
27 Тренировочные упражнения 1
Синтаксис, пунктуация. Культура речи (32 часа)
28 Синтаксис и пунктуация как разделы науки о языке, основные синтаксические понятия: словосочетание, предложение,текст. §24,25 1
29 Словосочетание. §26 1
30 Словосочетание. §26 1
31 Разбор словосочетания.§27 1
32 Предложение. §28 1
33 Р/р. Обучающее сжатое изложение. Упр.144 1
34 Виды предложенийпо цели высказывания. §30 1
35 Восклицательные предложения. 1
36 Р/р. Обучающее сочинение-повествование. Устный отзыв о сочинении товарища (упр.152 – 154). 1
37 Члены предложения.Главные члены предложения. Подлежащее. §31,32 1
38 Сказуемое. §33 1
39 Тире между подлежащим и сказуемым. §34 1
40 Нераспространённые и распространённые предложения. §35 1
41 Второстепенные члены предложения (с двумя главными членами). § 36Дополнение.§37 1
42 Определение. §38 1
43 Обстоятельство. §39 1
44 Предложения с однородными членами, связанными союзами.§40 1
45 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. §41 1
46 Обобщающие слова при однородных членах предложения. 1
47 Предложения с обращениями. §42 1
48 Р/р.Письмо. §43 1
49 Синтаксический ипунктуационный разборпростого предложения. §44,45 1
50 Простые и сложные предложения. §46 1
51 Простые и сложные предложения. §46 1
52 Синтаксический разбор сложного предложения.§47. 1
53 Прямая речь. §48 1
54 Р/р.Диалог. §49 1
55 Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» 1
56 Контрольный диктант №2 по теме «Синтаксис простого предложения». 1
57 Тренировочные упражнения по теме «Синтаксис, пунктуация. Культура речи» 1
58 Р/р.Контрольное изложение № 1.Подготовка к написанию сжатого изложения (по Е.Мурашовой, упр.261). 1
59 Написание сжатого изложения (продолжение темы) 1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. (15 часов)
60 Фонетика..§51 1
61 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.§52,53 1
62 Согласные твёрдые и мягкие.
§54 1
63 Р/р. Написание подробного обучающего изложения повествовательного текста (К.Паустовский «Шкатулка»). §55Упр.282-283 1
64 Согласные звонкие и глухие. §56
1
65 Графика. Алфавит. §57,58 1
66 Р/р. Описание предмета. Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи,
адресата высказывания. Сочинение-описание. §59 Упр.302 1
67 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.§60 1
68 Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я. §61 1
69 Орфоэпия.§62 1
70 Фонетический разбор слова.§63 1
71 Резервный урок 1
72 Р/р.Повторение. Описание предметов, изображённых на картине (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица»). Упр.323 1
73 Контрольный тест №1 по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». 1
74 Тренировочные упражнения по теме «Фонетика» 1
Лексика. Культура речи (12 часов)
75 Слово и его лексическое значение.§64 1
76 Однозначные имногозначные слова.§65 1
77 Прямое и переносное значение слов. §66 1
78 Омонимы.§67 1
79 Синонимы.§68 1
80 Р/р.Контрольное сочинение № 1.Подготовка к написанию сочинения по картинеИ.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Описание изображённого на картине. Упр.358. 1
81 Р/р. Контрольное сочинение №1. Написание сочинения-описанияпо картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».Сочинение-описание изображённого на картине. Упр.358. 1
82 Работа над ошибками. 1
83 Антонимы. Толковые словари. §69 1
84-85 Р/р. Подготовка к подробному изложению и написание подробного изложения от 3 лица. (К. Паустовский «Первый снег») и его написание.Упр.367. 2
86 Контрольный тест №2 по теме «Лексика. Культура речи». 1
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 часа)
87 Морфема – наименьшая значимая часть слова.Изменение и образование слов. §70, 71 1
88 Основа и окончание слова.§72,73 1
89 Р/р.Обучающее сочинение по личным впечатлениям в форме письма-повествования.Упр.390 1
90 Корень слова, его назначение в слове.§74 1
91 Р/р.Рассуждение, его структураи разновидности.Рассуждение в повествовании. §75, упр.389. 1
92 Суффикс, его назначение в слове. §76 1
93 Приставка, её назначение в слове. §77 1
94 Р/р.Обучающее выборочное изложение с изменением лица.Упр.407 1
95 Чередование гласных и согласных звуков. Беглые гласные. §78,79 1
96 Варианты морфем.§80 1
97 Морфемныйразбор слова. §81 1
98 Правописание гласных и согласных в приставках.§82 1
99 Буквы З и С на конце приставок. §83 1
100 Буквы З и С на конце приставок (продолжение). §83 1
101 Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -ЛАГ-/-ЛОЖ-. §84 1
102 Правописание чередующихся гласных О-А в корнях -РОС-/-РАСТ-. §85 1
103 Буквы Е-Опосле шипящих в корне. §86 1
104 Буквы И-Ы после Ц. §87 1
105 Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография». Проверочная работа. 1
106 Р/р. Обучающее описание картины с элементами рассуждения (П.Кончаловский «Сирень в корзине»). Упр.457. 1
107 Контрольный диктант № 3 по теме «Морфемика. Орфография». 1
108 Работа над ошибками. 1
Имя существительное (19 часов)
109 Имя существительное как часть речи. §89 1
110 Р/р.Доказательство и объяснения в рассуждении. Обучающее сочинение-рассуждение.
§90, упр.477 1
111 Имена существительные одушевлённые инеодушевлённые (повторение).§91 1
112 Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах
собственных.§92 1
113 Род имён существительных. §94 1
114 Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.§95 1
115 Р/р.Обучающее сжатое изложение-повествование (Е.Пермяк «Перо и чернильница»).Упр.496 1
116 Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. §96 1
117 Три склонения имён существительных. §97 1
118 Падеж имён существительных.§98 1
119 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных вединственном числе. §99 1
120 Правописание гласных в падежных окончаниях существительных вединственном числе (продолжение).§99 1
121 Р/р.Обучающее подробное изложение с изменением лица рассказчика.Упр. 546 1
122 Множественное число имён существительных. §100 1
123 Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. §101 1
124 Морфологический разбор имени существительного.§93 1
125 Контрольный диктант №4 по теме «Имя существительное». 1
126 Работа над ошибками. 1
127 Р/р.Обучающее сочинение по картине (Г.Нисский «Февраль.Подмосковье»).Упр.546. 1
Имя прилагательное (14 часов)
128 Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имениприлагательного.§102 1
129 Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного (продолжение).§102 1
130 Правописание гласныхв падежных окончанияхприлагательных с основойна шипящую. §103 1
131 Правописание гласныхв падежных окончанияхприлагательных с основойна шипящую (продолжение). §103 1
132 Р/р. Контрольное сочинение № 2. Подготовка к написанию сочинения-описания животного.Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).(А. Куприн «Ю-ю») §104, упр.587. 1
133 Р/р. Контрольное сочинение № 2. Написание сочинения-описания животного. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). (А. Куприн «Ю-ю»)§104, упр.587. 1
134 Работа над ошибками. 1
135 Прилагательные полные и краткие.§105 1
136 Прилагательные полные и краткие (продолжение).§105 1
137 Р/р. Описание животного на основе изображённого.Обучающее сочинение по картине (А. Комаров «Наводнение»).Упр.599. 1
138 Морфологический разбор имени прилагательного. §106 1
139 Р/р.Обучающее сочинение «Как я испугался».Упр.601. 1
140 Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное». 1
141 Тренировочные упражнения 1
Глагол (28 часов)
142 Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола.§107 1
143 НЕ с глаголами. §108 1
144 Р/р. Понятие о рассказе, его особенностях, структуре, стиле. Рассказ на темупословицы. §109 1
145 Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) –ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ).§110,111 1
146 Неопределённая форма глагола. Инфинитив на ТЬ(ТЬСЯ) –ТИ(ТИСЬ), -ЧЬ(ЧЬСЯ) (продолжение). §110,111 1
147 Р/р.Обучающее устное изложение.Упр.634. 1
148 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение). §111 1
149 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в неопределённой форме глагола (повторение). §111 1
150 Виды глагола.Совершенный и несовершенный вид глагола. §112 1
151 Промежуточная аттестация 1
152 Виды глагола.Совершенный и несовершенный вид глагола (продолжение). §112 1
153 Буквы Е-И в корняхс чередованиембер-бир, мер-мир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, стел-стил§113 1
154 Р/р. Невыдуманный рассказ о себе.§114. 1
155 Время глагола.Прошедшее время глагола.§115 1
156 Настоящее время глагола.§116 1
157 Будущее время глагола.§117 1
158 Спряжение глаголов.§118 1
159 Как определитьспряжение глагола с безударнымличным окончанием.§119,120 1
160 Правописаниебезударных личных окончаний глаголов. 1
161 Правописаниебезударных личных окончаний глаголов (продолжение). 1
162 Р/р.Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. 1
163 Морфологическийразбор глагола.§121 1
164 Р/р.Контрольное изложение № 2. Подготовка к написанию и написание сжатого изложения с изменением формы лица (А.Савчук«Шоколадный торт»). Упр.699. 1
165 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа §122 1
166 Употребление времён.§123 1
167 Р/р.Употребление«живописного настоящего»в повествовании. Упр.708 168 Р/р. Обучающее сочинение-рассказ по рисунку (О.Попович«Не взяли на рыбалку»).Упр.713. 1
169 Контрольный диктант №6 по теме «Глагол». 1
170 Тренировочные упражнения по теме «Глагол». 1
Повторение и систематизация изученного (6 часов)
171 Разделы науки о языке.§123. 1
172 Р/р. Обучающее сочинение на одну из тем по выбору.Упр.717. 1
173 Орфограммы в приставках, в корнях и окончаниях. §124, 125.Употребление букв Ь иЪ. §126. 1
174 Знаки препинания в простом и сложном предложениях и в предложениях с прямой речью.§127. 1
175 Тренировочные упражнения. Подведение итогов. 1
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету «Русский язык. 5 класс»Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в начальных классах».Белка
В темном еловом лесу с утра до позднего вечера хлопочут проворные белки. Поднимутся белки на вершину высокой ели, перемахнут с ветки на ветку, а потом спускаются на землю за орехами. В развилке елового сучка белочка развесила сушить подосиновик, маленькие опенки. В лесных кладовых спрятала отборные орехи.
Поздней осенью переменит белка свое красное платье на серую зимнюю шубку. В вершине густой ели устроила белочка теплое гнездо. Там она воспитывает бельчат, зимой спасается от лютых морозов и холодных ветров. Самый веселый зверек в наших лесах - это шустрая белка.
(По И. Соколову-Микитову.)
Контрольный диктант № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация»
Новогодняя ёлка
Вы, конечно, помните новогодний праздник?
Морозным утром вы едете в лес за елкой. Тишина. Тропинки замело снегом, деревья стоят в белых нарядах4.На опушке леса кто-то замечает пушистую елку и кричит: «Ребята, скорей сюда!» Лесник разрешает срубить елочку. Ее кладут на сани и отвозят в школу. Домой вы возвращаетесь радостные и счастливые.
Лесную красавицу устанавливают в школьном зале, и ее верхушка качается6под самым потолком.
На верхушке елки укрепляют яркий наконечник. Вскоре на ее зеленых ветках висят разные игрушки: шары, и хлопушки, и флажки, и звездочки, и сосульки7. Яркими огоньками светятся разноцветные лампочки.
Новогодняя елка – чудесный праздник!
Контрольный диктант №3 по теме«Морфемика. Орфография»
Признаки приближения весны
Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины.
Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прибывающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет.
Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи разной перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания.
Дополнительные задания.
Произведите морфемный разбор слов пробуждалась, зимнего, выступила.
Обозначьте орфограммы приставок в словах располагались, прекрасные, беспрестанно.
Тексты для контрольных диктантов № 4, 5, 6 взяты из пособия Л. Н. Ситниковой «Диктанты и изложения. 5-8 классы. ФГОС» - стр. 13, 17, 19.
Промежуточная аттестация по учебному предмету «Русский язык 5 класс»
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.(По А. Волкову)(96 слов)
Грамматическое задание
Синтаксический разбор предложений.
На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов ( 1 вариант)
В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. (2 вариант)
Морфологический разбор слова
Цветов(1вариант) Бабочки(2 вариант)
Морфемный разбор слова
Крошечные (1 вариант) Серебристые (2 вариант)
Фонетический разбор слова
Удивления (1 вариант) стояли (2 вариант)
Критерии оценивания
Нормы оценки за ДИКТАНТ
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«Нормы оценки» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа.
Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.