Разработка урока по окружающему миру в 1 классе по системе Занкова на темуРастительноядные и хищные животные

Разработала учитель начальных классов Борисова Н. Б.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Растительноядные и хищные животные»
(с использованием здоровьесберегающих технологий)
Цели урока.
Дети должны усвоить, что растительноядные животные питаются растениями (листьями, стеблями, плодами, семенами, корнями), а хищники – мясом. Чтобы могли не только называть представителей этих групп, но и выделять во внешнем строении животных признаки, указывающие на способ питания.
Развитие у детей мышления, внимания, наблюдательности, речи, коммуникативных способностей, умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие познавательного интереса, умения работать с научной литературой.
Воспитание бережного отношения к природе.

Подготовка к уроку.
Готовится выставка книг, журналов с изображением разных животных, энциклопедии о животных.

Ход урока.

Организационный момент.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

Что не так?
(Звучит песня: «Сюрприз, сюрприз! Да здравствует сюрприз!» Открывается рисунок несуществующего животного, в котором соединились части тел филина, коровы, волка, акулы.)














- Угадайте, кого я нарисовала?
(Дети рассказывают, учитель вывешивает карточки с названиями животных.)
- Предлагаю взять конверты и выложить на парту карточки.
(Дети работают.)
- Что заметили?
( - Перечисленные животные есть на картинках, только бобра не хватает.)
- Молодцы! Все заметили!













3. Классификация. (Работа в парах.)

- А я знаю, как разделить этих животных на группы! А вы сможете? Хотите попробовать?
(Дети захотели.)
- Работайте в парах. Обсудите варианты, договоритесь, разделите на группы. Кому будет нужна моя помощь, поднимите руку.
(Учитель наблюдает. Дети работают, обращаются за необходимой помощью. Помощь оказывается с учетом способностей детей.)

Могут быть следующие варианты:
1) дикие животные домашние животные 2) летают не летают
волк корова филин волк
акула бабочка корова
бабочка бобр
филин акула
бобр
3) плавают не плавают 4) питаются питаются другими
акула филин растениями животными
бобр бабочка бабочка волк
волк бобр филин
корова корова акула
(Могут быть предложены другие способы классификации. Все способы деления животных на группы учитель фиксирует на доске.)

Знакомство с понятиями «хищные» и «растительноядные» животные.

(Учитель опирается на знания детей.)
- Кто знает, как называются животные, которые питаются растениями?
( - Растительноядными.)
- А животные, которые питаются другими животными?
( - Хищники.)
(Названия фиксируются на доске.)

4. Выделение из объектов окружающего мира хищных и растительноядных животных. Физкультминутка.
















(НА стенах класса до уроков были размещены карточки с изображениями объектов окружающего мира. Под музыку «Сюрприз!» дети отыскивают картинки с изображением животных, берут по 1 картинке, подбегают к доске, танцуют под музыку.)
- На стенах расположены карточки с изображением объектов окружающего мира. Я не сомневаюсь, что каждый из вас отыщет 1 с изображением животного. Возьмите карточку, подойдите к доске, потанцуйте, пока звучит музыка.

·(Дети выполняют задание.)
- Интересно, кто какое животное нашел! У кого на карточках нарисованы растительноядные животные, подойдите к рисунку бананов, у кого хищные – к рисунку косточки.
Дети разделились на группы следующим образом:
1 группа – растительноядные 2 группа – хищники
лось рысь
заяц орел
лошадь тигр
щука
лиса
(Когда идет проверка, дети приседают, если не согласны, поднимают руки вверх, если согласны.)
Встает проблема, в какую группу отнести кошку, собаку, медведя. Они питаются и растительной пищей, и мясом.
(- Они, наверное, относятся к какой-то другой группе.)
- А как бы вы назвали эту группу животных?
(Выходят на понятие «всеядные животные».)





















5. Работа с учебником. (с.12 – 13)

- В учебнике на с. 12 – 13 мы можем узнать еще что-то новое.
(Дети открывают учебники.)
- Расскажите, что вы видите на большом рисунке? Слушайте друг друга внимательно, не повторяйте то, что сказано.
(Дети рассказывают.)
- Сравните орангутанга, гориллу и человекообразную обезьяну - предка человека. Чем они похожи? Чем питаются?
(- Внешним видом. Питаются растениями.)
-По какому признаку можно объединить обезьяну с козой в одну группу?
(- По способу питания.)
- Определите, кто здесь охотники?
(- Волки.)
- Как еще их можно назвать?
(- Хищники.)
- Что особенного в строении этих животных?
(- Зубы – клыки, сильные когти.)
- А как вы думаете, можно ли по внешним признакам узнать, хищное это животное или растительноядное?
(Если дети затрудняются, можно предложить им посмотреть на выставку книг с изображением знакомых хищных и растительноядных животных, тогда дети выделят отличительные признаки каждой группы и ответят на вопрос.)

6. Гимнастика для глаз. («Бегущие огоньки»)

7. Работа в группах.

- Определите по внешним признакам принадлежность к той или иной группе.
(Детям предлагаются иллюстрации животных, которых они не знают: тасманский дьявол, королевский кондор, диметродон, паразавролоф.)
- Рассмотрите внешний вид животного, определите к какой группе можно отнести его по способу питания?
(Дети обсуждают в группах, рассказывают о своих выводах.)
- Как можно проверить правильно ли мы решили задачу?
(- Спросить у взрослых, прочитать в книгах.)
(Дети спрашивают у взрослых, читают информацию о способах питания животных в энциклопедии.)

8. Итог.

- Кто же догадался, какова же была тема нашего урока?
(- Растительноядные и хищные животные.)
- Какие же животные называются растительноядными, какие хищниками? Прочитайте, что об этом говорится в учебнике.
(Читают.)

9. Рефлексия.

(У каждого ребенка на парте лежит «личико». Дети дорисовывают ротик:
- было интересно и легко – ротик уголками вверх;
- было интересно, но трудно – ротик прямой;
- было скучно, трудно – ротик уголками вниз.)

10. Задание.

Детям предлагается подумать над заданиями в учебнике на страницах 12 – 13, узнать, какими умениями владеют хищники и растительноядные животные, подобрать карточки (хищник и его добыча), узнать, чем питаются ежи и белки. (Дети могут выбрать любое предложенное задание.)