«Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся».

«Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся».
Игнатьева Н.Б., учитель начальных классов МБОУ «Локнянская средняя общеобразовательная школа»

А пессимисты каждый день твердят,
Зачем искать, ведь всё уже открыто.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я- оптимист и надеюсь приветствовать в вашем лице любознательных, разносторонних, неравнодушных слушателей.
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова Роджера Левина:
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
С самого раннего детства исследование является естественной потребностью ребёнка. Делая первые шаги, ребёнок начинает исследовать окружающий мир.
Когда ребёнок становится старше, самые разные проекты теснятся в его голове: фантастические, творческие, исследовательские, социальные
Учителю нужно только суметь направить эту энергию в нужное русло, созидательное, но не разрушительное.
Тема сегодняшнего выступления «Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций у обучающихся на уроке».

Уровень образованности в современных условиях определяется не объемом знаний и их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода, уровень образованности определяется способностью применять знания на практике, новая школа должна формировать у обучающихся, такую ключевую компетенцию, как -  умение учиться.
- Коллеги, Вы конечно сталкивались с такой проблемой, когда дети не понимают зачем мы изучаем ту или иную тему, где она может пригодиться в жизни?
Одной из задач школьного образования является усиление прикладной направленности школьных предметов, а также обеспечение каждого обучающегося деятельностью на доступном уровне.
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ – ЭТО УМЕНИЯ, ВЛАДЕЯ КОТОРЫМИ, ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ РЕШАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ЖИЗНИ.
При составлении плана урока необходимо продумывать, какими формами работы воспользоваться, какие задания использовать, чтобы они имели не только учебное, но и практическое обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.
Я в своей педагогической практике сделала акцент на активное включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность, потому что она способствует формированию ключевых компетенций у обучающихся, а так же на доступном уровне показывает, где можно применить знания, полученные на уроках на практике!
По-мнению ученых, цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия при которых учащиеся:
самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
развивают исследовательские умения (выявление проблемы, сбор информации, наблюдения, проведение экспериментов, анализ, построение гипотез, обобщение);
Проведение социалогического опроса среди обучающихся 4-5 классов показало, что с точки зрения ученика учитель при применении проектной деятельности должен быть:
Специалистом, который имеет знания в нескольких областях
Консультантом
Руководителем
Координатором
Экспертом
При опросе учителей начальных классов выявлены показатели готовности младших школьников к проектной деятельности:
- творческий
-коммуникативный (умеет спрашивать, управлять голосом, выражать свою точку зрения, договариваться);

-интеллектуальный (умеет анализировать, проводить сравнительный анализ, вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи, выделять общий способ действий, переносить общий способ действий на другие учебные задачи);

- способный к самооценке

Учебный проект это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить

Выделению и постановке проблемы (Проблематизация);
Выработке предположений (Гипотеза);
Поиску возможных вариантов решения (Поиск);
Проверке различных вариантов решения (Исследование);
Обобщению полученных данных(Анализ);
Получению результатов и презентации полученных результатов (Продукт).
Далее я хочу остановиться на методике А.И.Савенкова, которая помогает нам сформулировать правила, по которым необходимо выбирать тему проекта


Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская и проектная работа эффективна только на добровольной основе.

Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.

Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.

Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.

Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны.
Повторим типологию проектов:

1) По доминирующей деятельности учащихся:
практико – ориентированные и исследовательские (формируется учебно-познавательная компетенция),
информационные (формируется информационная компетенция),
творческие и игровые (формируется коммуникативная компетенция)

2) По продолжительности:
мини – проекты,
краткосрочные,
средней продолжительности,
долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников:
индивидуальные (личностные),
парные,
групповые

4) По охвату предметов:
монопроект,
межпредметный проект

5) По форме продукта:
газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, стенгазета,
мультимедийный продукт и т.д.

Итак, мы получили обобщенную схему создания мини-проекта на уроке.

Далее я продемонстрирую некоторые из приемов эффективной работы с детьми при использовании проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе, при использовании которых развивается такая ключевая компетенция, как -  умение учиться.

Я представлю вам фрагмент урока-проекта русского языка по теме «Слово» в 4 классе.

Любой урок я начинаю с положительного настроя на работу, что очень важно для включения обучающихся в работу не как сторонних наблюдателей, а как участников обучения.

Уважаемые ученики!
Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло друг другу. Пусть наше общение станет чуточку лучше от тепла наших сердец.

На этапе проблематизации я предлагаю обучающимся посмотреть слайд презентации, где демонстрируется видео-аудио ряд: общение первобытных людей, письмо «На деревню дедушке», письмо Татьяны к Онегину, современное общение в социальных сетях и задаю вопросы, на которые нужно будет ответить после выполнения упражнения «Посмотри на мир другими глазами»
- бабушки
- учительницы русского языка
-министра образования
-отличника
-двоечника

-Как вы считаете, чем связаны эти фрагменты между собой?
-Предположите, какая проблема современной молодёжи кроется здесь?
- Чего не хватает на 1 и последнем этапе общения?
- Какую же проблему мы с вами увидели?

Таким образом ученики видят проблему глазами разных (по образованию, возрасту, социальному статусу людей), могут её сформулировать (Школьники перестают владеть навыком устной и письменной речи, чувствовать слово).

Далее учитель подводит итог этапа проблематизации:
- Каждое слово русского языка уникально. Слово- это строительный материал языка. Даже служебные части речи имеют различные оттенки, выполняют свою роль в тексте. В обыденной жизни мы не задумываемся над каждым отдельно взятым словом. Но если попытаемся это сделать, то узнаем много интересного и полезного, и данное слово заиграет новыми гранями, а мы научимся видеть и чувствовать слово.

На этапе выработки предположений или гипотезы предлагаю детям выполнить упражнение «Найди возможную причину события»

(Мы предполагаем, что дети мало читают, ходят в театр, не интересуются значением слов, живут в виртуальном мире)
На этапе поиска возможных вариантов решения предлагаю обучающимся вспомнить, что большинство процессов в мире цикличны. Чтобы не замкнулся этот круг, предлагаю предположить, какой выход из этой ситуации вы видите.(Нужно изучать слово, учиться чувствовать слово)

На этапе проверки различных вариантов исследования представляю детям фрагмент исследовательской работы моей ученицы Громовой Дианы «Доброе слово творит чудеса»
Однажды у Дианы сильно болела голова, никакие таблетки не помогали. Мама дала ей попить «святой» воды, принесённой из церкви. И головная боль прошла. Её это очень заинтересовало и она решила побольше почитать литературы о воде, о силе слов, которые мы произносим, узнать результаты исследований учёных, провести самостоятельно эксперимент и узнать: правда ли, что вода живая, что она нас слышит и запоминает информацию, что все живое, в составе которого есть вода, так же реагирует на слова, как и вода?
Мы предположили, что слова - не просто звуки, они обладают силой,
способной влиять на живые организмы.

В ходе исследования мы хотели выяснить:
-какое влияние оказывает слово на человека.
-как влияют слова на свойства воды.
-как влияют слова на рост и развитие растений.

При подготовке работы прочитали притчу о слове, познакомились с исследованиями японца Масару Эмото. С помощью учеников нашего класса узнали пословицы о добром слове.


1 этап нашего эксперимента: Выясняем, как влияют плохие и хорошие слова на человека.

Мы решили, что экспериментировать на людях, подвергая их длительной ругани, мы не будем, - это слишком жестоко.
Чтобы выяснить, как слово может влиять на человека, мы провели анкетирование среди учеников нашего класса. Опросили 28 учеников. Анализируя ответы, мы составили диаграмму.

Диаграмма показывает, что:
98% учащихся испытывают неприятные чувства от плохих и грубых слов.
99% учащихся испытывают чувство радости и счастья от добрых слов похвалы, поддержки и любви.
87% учащихся испытывают неприятные чувства из-за равнодушия.
2 этап. Выясняем, как влияют плохие и хорошие слова на воду.
Взяли равные по объёму банки, рис, воду.
Насыпали одинаковое количество риса в банки, залили водопроводной фильтрованной водой в равных пропорциях.
На протяжении всего времени:
Банке, помеченной (+), мы говорим добрые слова с ласковой интонацией. «Водичка, я тебя люблю», «Без воды нет жизни на земле», «Красота спасет мир».
Банке, помеченную (-), мы говорим плохие слова со злой интонацией. «Ты плохая», «Мы тебя не любим».
Банку помеченную(0) мы игнорируем.

Через 14 дней

В банке«+» -- на поверхности воды небольшое количество пузырьков,
хлопья риса красиво висят в воде, как снег, вода имеет
приятный запах.

В банке «-» -- вода стала желтоватого цвета, на поверхности воды
появилась плесень, очень неприятный запах.

В банке «0» -- содержимое сильно закисает, много пузырьков,
на поверхности появилась желтая пленка и плесень, запах
неприятный.
3 этап. Выясняем, как влияют плохие и хорошие слова на рост и развитие
растений

В цветочные горшочки мы насыпали одинаковое количество грунта. В каждый поместили по пять семян, которые присыпали слоем земли в 2 см. Для рассады мы использовали «Траву для кошек».

Первой группе (+) говорили приятные слова с ласковой интонацией.
Второй группе (-) говорили неприятные слова со злой интонацией.
Третьей группе (0) ничего не говорили.

На четвертый день после посева произошло прорастание семян.
В горшочке, которому говорили приятные слова, проросло 4 семени из пяти, что составило 80% от общего числа. Ростки были приблизительно одинаковые по высоте.
В горшочке, которому говорили плохие слова, проросло 2 семени из пяти, что составило 40% от общего числа. Ростки значительно меньше по высоте.
В горшочке, который игнорировали, проросло лишь 1 семя из пяти, что составило 20% от общего числа.
На 10 день
В горшке «+» растения самые высокие и сочные.
В горшке«-» растения поменьше, один росток развивается совсем плохо.
В горшке «0» растения такие же как в «-», только все одинаковые.
Проведя эксперименты, сделали следующий вывод:
Ни в коем случае нельзя говорить плохие и злые слова, когда мы пьем воду, моемся, купаемся, нужно говорить в это время добрые слова, и тогда мы будем более здоровыми, молодыми и красивыми. Растениям, которые мы выращиваем в наших огородах, на подоконниках тоже нужно чаще говорить добрые слова, тогда они будут расти и развиваться лучше и содержать больше витаминов и полезных веществ, а мы будем добрее и здоровее.
И, конечно, при общении с другими людьми нужно также употреблять только добрые слова.

В продолжение этого этапа участником нашего исследования станет «Непонятный рассказ»

Цель нашей работы : Доказать с помощью анализа, что слова несут в себе массу информации и что слово нужно изучать и учиться чувствовать.

Чтобы работа в группе была успешной, будем руководствоваться следующими правилами:

В группе нет лидеров, все равны.
Все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и того, что они вместе выполняют проектное задание.
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
Ответственность за конечный результат несут все члены группы.

Каждая группа получает карточку с текстом:
Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.
А Калуша волит:
Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит калушатам:
Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Задание группе 1(переводчики)

Перед вами необычный текст. Переведите его на «русский» язык.


Задание группе 2.(артисты)

Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.
Разыграйте по ролям данную сценку (пользуйтесь костюмами)

Группа 1 представляет нам свой продукт. Это перевод на русский язык.
Группа 2 представляет нам свой продукт. Это инсценировка.
На этапе анализа группа 1 отвечает на вопросы:
Трудно ли было перевести текст?
Что помогло вам правильно перевести текст?
Когда текст стал вам более понятным?
Помогли ли вам при переводе знания значений приставок и суффиксов, знания правил правописания и правил синтаксиса?
Сделайте вывод.( нужно изучать язык как науку)

Группа 2 делает вывод (Нужно представлять себе слова, фантазировать, искать значения слов, развивать устную и письменную речь)
На этапе рефлексии: заполняем оценочные листы:

Оценочный лист.
Выполнила ли группа задачи, поставленные в начале работы
Самооценка
Оценка учителя

Качество представленного результата



Уровень комфортности при работе в группе





Процесс формирования ключевых компетентностей у учащихся с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:
- профессиональной готовности учителей к осуществлению данной задачи,
- формирование мотивации на проектную деятельность у учащихся и учителей,
- последовательное включение в проектную деятельность системы дополнительного образования,
- тьюторское сопровождение проектной деятельности,
- мониторинг формирования ключевых компетентностей.

Подводя итог своего выступления, я
составила синквейн со словом проект.
Проект
Творческий, исследовательский
Развивает, способствует, проявляет
Проект - это возможность проявить себя (для ученика)
Проект-это возможность научить учиться (для учителя)
Открытие.

Своё выступление я хочу закончить пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения.


Расскажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
сделай вместе со мной – и я научусь.
Желаю вам не бояться трудностей, учиться преодолевать их и учить этому своих учеников.
Спасибо за внимание!