Методическая разработка на тему: «Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка
на тему:
«Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер производственного обучения
ГБПОУ СО «Вольский строительный лицей»
Н.С.Запорожец
Iкатегории
г. Вольск, 2015 г.
\
Содержание
Аннотация
Введение
Технологии личностно-ориентированного образования
Игровые технологии на уроках учебной практики
Особенности учебно-технологических игр
Здоровье сберегающие технологии обучения
Методы здоровье сберегающих технологий
Список литературы
Аннотация
Данная тема посвящается формированию профессиональной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках учебной практики.
\
Введение
Успех учебно-воспитательного процесса, эффективность каждого урока как его структурной составляющей во многом зависит от мастера производственного обучения, его квалификации и педагогической готовности к работе с учащимися. Именно под его руководством учащиеся приобретают профессиональные знания, умения и навыки, участвуют в создании, учатся творческому подходу к трудовой деятельности, готовят себя к самостоятельному труду. Поэтому на современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных лицеях.
Сегодня я рассмотрю одну из важнейших педагогических проблем - роль урока учебной практики при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства, здесь проявляется интерес и любовь к профессии, учащиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. Следовательно организация процесса воспитания и обучения в учебных мастерских, методически грамотная подготовка и проведение уроков учебной практики - важнейшая предпосылка дальнейшего изучения эффективности и качества всего учебного процесса.
На современном этапе возрастет роль мастеров, работающих в профессиональных лицеях и обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формирование профессиональных компетенций учащегося начинается с организации его труда в мастерской, организации его индивидуального рабочего места с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности в мастерской. Для этого с первого же дня занятий с учащимися проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже урока п/о. Мастер приучает учащегося к порядку, формируя у него необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность и дисциплину труда.
Специфика проведения уроков учебной практики отражена в следующих факторах:
а) временное (занятие продолжается 6 часов);
б) содержательном (обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда учащихся, в процессе созданиями материальных ценностей);в) методическом, преобладающую часть времени на занятии учащиеся работают самостоятельно, деятельность каждого из них на занятии специфична. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельность учащихся
г) организационном (необходимы условия, обеспечивающие работу каждого учащегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим.)
Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работе, как с сильными, так и со слабыми учащимися.
Цель урока учебной практики заключается в том, что учащиеся на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы и способы выполнения действий и операций, необходимые для последующего формирования у них навыков и умений выполнения производственных работ по определенной профессии.
Учащимся недостаточно просто запомнить и изучить учебный материал; они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации. Умение переработать и применять ее на практике.
Основная цель мастера производственного обучения – доступно, постепенно и последовательно, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося, показать наглядно приёмы работы, при необходимости осуществить повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный
повтор - в зависимости от того каковы особенности восприятия данного показа у учащихся), а также, применяя различные технологии и методы обучения, научить учащегося самостоятельному выполнению операций, то есть сформировать у него профессиональные компетенции будущего специалиста.
Средством достижения главной цели мастера производственного обучения служат применяемые мастером п/о различных педагогических технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Технологии личностно-ориентированного образования
Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися. В современных условиях наблюдается переход на гибкие модели организации педагогического процесса, который ориентирован на личность учащихся, более мотивирован, носит во многом вариативный и коррекционный характер. Возникает потребность в разработке и внедрении соответствующих технологий. Таковыми, на мой взгляд, являются личностно ориентированные технологии, так как они предусматривают приоритет субъект субъектного обучения, диагностики личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в конспект жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социальном и образовательном пространстве.
Методической основой технологии личностно ориентированного образования является индивидуализация и дифференциация образовательного процесса.
Условия эффективности педагогической технологии: создание оптимальных условий для возможности учащихся развивать себя; накопление банка данных о формирующихся у учащихся индивидуальном
опыте в виде индивидуальных карт развития учащихся как основы для выбора оптимальных, дифференцированных форм обучения. При разработке и проведении уроков мастер п/о старается обеспечить права каждого учащегося на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).
Личностно - ориентированные ситуации органично связаны с методами и приёмами организации познавательной деятельности
Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие подходы в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного учащемуся.
Дифференцированный подход — выделение групп учащихся на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого учащегося, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный мастер производственного обучения, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.
Под личностно-ориентированным обучением понимать такой тип образовательного процесса, в котором личность учащегося и личность мастера выступают как его субъекты; целью обучения является развитие
личности учащегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации учащегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения мастер п/о - учащийся построены на принципах сотрудничества и свободы выбора. При подготовке и проведении личностно ориентированного урока мастер п/о должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план учащегося, а затем деятельность, определяя собственную позицию. Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся. Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого учащегося, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь наши учащиеся, как известно, разные, не только по своему общеобразовательному уровню подготовки, специфике заболевания, но и опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Педагогика, ориентированная на личность учащегося, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.
Игровые технологии на уроках учебной практики
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Учебно-технологическая игра – это имитационная модель профессиональной деятельности, в процессе которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых действий будущих специалистов.
Особенности учебно-технологических игр.
Логическая связь содержания, технологии организации и проведения игры с реальным технологическим процессом производства определенного вида продукции.
Разнообразие деятельности учащихся в режиме погружения в технологию производства и производственные отношения, что способствует повышению интереса к учению, формированию положительной мотивации.
Обязательное наличие элементов профессионального творчества и творческой активности, что способствует развитию учащихся.
Наглядность и продуктивность результатов профессиональной деятельности.
Как результат применения игровых технологий –они способствуют запоминанию действий, усвоению навыков, точному воспроизведению действий мастера п\о и самостоятельному выполнению операций учащимся.
Базовыми при подготовке специалистов являются следующие разновидности игр:
- Организационно - деятельностные–ориентированы на разработку и освоение принципиально новых направлений и специальностей, на решение проблем, а также на разработку программ развития;
- Деловые – ориентированные на освоение норм и правил, на решение задач в штатных ситуациях;
- Ролевые - игры, ориентированные на освоение ролевых и позиционных особенностей организационно - управленческой деятельности и развитие коммуникативности в различных ситуациях.
Здоровье сберегающие технологии обучения
На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья существенное влияние оказывают факторы биологического риска, условия окружающей среды (в том числе профессионально-производственные факторы при трудовой деятельности и профессиональном обучении), социально-гигиенические условия (включая режимы и условия обучения в училище - интернате), а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.
Необходимость создания в лицее целенаправленной работы по здоровье сберегающим технологиям стала составной частью и отличительной особенностью воспитательно – образовательного процесса в лицее.
Именно благодаря этой здоровье сберегающей деятельности мы сможем решить основные проблемы.
Во-первых, сохранить, поддержать, укрепить тот уровень здоровья, с которым учащийся с ограниченными возможностями приходит в наше учреждение. А во- вторых, воспитать у него ценностное отношение к собственному здоровью, обучить его основам здорового образа жизни, чтобы он желал и мог, например, иметь хорошую осанку, спокойный нрав, комфортно себя чувствовать без сигарет, спиртных напитков или наркотиков.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения
Обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Методы здоровье сберегающих технологий.
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:
перцептивный (рассказ, беседы, лекции, дискуссии);
соревновательный метод;
практический метод;
активные методы обучения;
методы программированного обучения;
познавательная игра;
обучающий контроль;
игровой метод;
воспитательные, просветительские и образовательные программы.
Организация учебного процесса в учебных мастерских при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на материально-техническом оснащении мастерских с учётом особенностей заболеваний обучаемого контингента учащихся.
Таким образом, в лицее основными направлениями здоровье сберегающих технологий являются:
формирование знаний о здоровье
формирование мотивации на здоровый образ жизни
формирование и обучение различным формам и методам здорового образа жизни через предметы основного цикла, уроки производственного обучения и внеурочные формы деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. http://минобрнауки.рф.
2. Громова Л. А., Тропицин С. Ю. Качество образования в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: русское видение/под ред. Г. А. Бордовского. – С.-Петербург.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
3. Педагогика (для СПО) Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н., стр. 74-84.
4. Положение о фонде оценочных средств ГБОУ СПО АСХК.
5. Положение об учебно-методическом комплексе ГБОУ СПО АСХК.
6. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО» - № 9`2010 Москва:, – 157 с., Л. Е. Пятибратова. «Подготовка конкурентоспособного специалиста посредством активизации учебно-позновательной, мыслительной деятельности на уроках».
7. Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «СПО» - № 10`2012 Москва:, – 159 с., Н. М. Абросова «Самостоятельная работа студентов на занятиях по праву».
8. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».