Создание условий для формирования информационной компетентности младших школьников для достижения качественных результатов


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Кушвинского городского округа Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Союзов ул.,д.14, г.Кушва, Свердловская область, 624300
тел: (34344) 2 – 58 - 43, 2 – 49 – 47
E-mail: school-1 Kuschva @ mail.ru

Аналитический отчет
за межаттестационный период
с 2010 по 2015 годы
Составила: Анферова Оксана Викторовна
учитель начальных классов МАОУ СОШ №1
первая квалификационная категория
Кушва
2015
Содержание
Введение
Стр.
I. Аналитическая часть
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий для достижения качественных результатов.
1.Анализ организационно - педагогических условий межаттестационного периода
1.1. Реализация в обучении эффективного использования информационно-коммуникативных технологий как основного условия достижения качественных результатов образовательного процесса.
1.2. Программно - методическое обеспечение образовательного процесса в межаттестационный период
1.3. Образовательная среда как условие достижения качественных результатов образования
1.4 Организация внеурочной деятельности школьников
1.5. Организация мониторинга образовательных и личностных достижений учащихся 1.6. Повышение квалификации на основе образовательных программ
2. Анализ результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период
2.1. Динамика результата качества образованности обучающихся2.2. Результат участия в областном конкурсе «Юные интеллектуалы Среднего Урала» как показатель успешности обучающихся
2.3. Участие в российских и международных интеллектуальных конкурсах

2.4. Анализ работы педагога в качестве классного руководителя
2.5. Анализ инновационной деятельности в межаттестационный период
2.6. Распространение собственного педагогического опыта.
Заключение
Список литературы
Введение
« Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю».
Конфуций
В информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребенка. Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Актуальность выбранной темы очевидна, потому что в 21 веке без информационно-коммуникативных технологий обойтись нельзя.
Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания способствовала возникновению нового вида образования - инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.
Необходимо создать условия для формирования системы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий на уроках начальной школы, которые не только будут «оживлять» учебный процесс, но и повысят мотивацию обучения.
Но при этом возникает проблема: недостаточная сформированность информационно - коммуникационной компетентности учащихся младших классов на уроках и во внеурочной деятельности.
Отсюда возникают противоречия:
- между постоянным изменением информационного образовательного пространства и уровня компетентности участников образовательного процесса в сфере использования ИКТ и отсутствием механизма формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся в урочной и внеурочной деятельности;
- между прогрессом в области новых информационных и коммуникационных технологий, возрастающим спектром их дидактических возможностей – с одной стороны, и реальной ситуацией системного их использования в процессе обучения – с другой;
- между невысоким уровнем информационной активности детей, закладываемым в начальной школе, и востребованностью информационных знаний и навыков информационной деятельности учащихся как в основной школе для успешного обучения, так и в жизни для активного участия детей в познавательной деятельности и самообучения с использованием новых информационных технологий в зоне своих интересов.
Объектом моей педагогической деятельности является процесс формирования информационной компетенции учащихся
Предметом – формирование информационной компетенции младших школьников в урочной и во внеурочной деятельности.
Цель моей деятельности: создание условий для формирования информационной компетентности младших школьников для достижения качественных результатов.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
-изучить и обобщить опыт эффективного использования информационно-коммуникативных технологий в своей педагогической деятельности;
- создать условия для повышения качества образования учащихся;
- развивать информационную культуру учащихся;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- повышать активность и инициативность учащихся;
- создать комфортные условия для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников
- организовать мониторинг образовательных достижений;
- повышать профессиональную квалификацию.
Основными направлениями моей профессиональной деятельности были:
- образовательная (создание условий для получения качественного и доступного образования в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; организация образовательного процесса в 2012-2015годах);
- повышение квалификации;
- участие в методических и инновационных педагогических проектах школы и города;
- обобщение и распространение педагогического опыта.

Глава 1. Аналитическая часть.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования информационно-коммуникативных технологий для достижения качественных результатов.
1.Анализ организационно - педагогических условий межаттестационного периода
1.1.Реализация в обучении эффективного использования информационно-коммуникативных технологий как основного условия достижения качественных результатов образовательного процесса.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели - улучшению качества обучения, доступности образования, обеспечению развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить не только эффективность, мотивацию учащихся, но и сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Применение компьютера на уроках представляется целесообразным и необходимым.
Я считаю, что новизна моей педагогической деятельности заключается в применении элементов личностно - ориентированных технологий для формирования ИК - компетентности, способствующей развитию коммуникативных УУД обучающихся начальной школы.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Информационно-коммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива школы и родителей при обучении и воспитании школьников.
В начале своей работы я предположила: что если сформировать у обучающихся информационно - коммуникационную компетентность, то это расширит возможность самостоятельной деятельности, сформирует навык исследовательской деятельности; обеспечит доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам; будет способствовать повышению качества образования.
Свою педагогическую деятельность  по формированию  информационной компетентности  у учащихся  я  представляю следующими этапами:
Изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний.
Создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования  информационной компетентности;
Включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
Организация продуктивной групповой работы;
Включение в содержание урока заданий развивающего характера.
Реализовать перечисленные приемы позволяют следующие методы:
проблемно-диалогический;
исследовательский;
проектный.
Основными типами уроков, используемыми мною в процессе обучения с информационной поддержкой, являются: комбинированный урок, урок – контроль и коррекции, урок совершенствования знаний и умений.
Я использую информационные технологии на всех этапах урока: при объяснении нового материала, при закреплении и систематизации знаний, при контроле усвоения пройденного материала. А также использую электронные физминутки, презентации, CD-диски и электронно-образовательные ресурсы.
При объяснении нового материала важен предварительный подбор мультимедийного материала по теме. Детям можно представить готовую презентацию к данной теме урока или озвученную анимацию, предложить рассмотреть схему или таблицу, можно дать проблемное задание, в ходе выполнения которого под руководством учителя будет разъяснен новый материал. Использование проектора, интерактивной доски при объяснении нового материала позволяет усилить наглядность.
Для закрепления и систематизации знаний мультимедийные материалы по изучаемой теме подбираются таким образом, чтобы обеспечить учеников достаточным количеством интерактивных заданий и упражнений. Предусмотрена организация индивидуальной и групповой работы на уроках с использованием ИКТ.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся можно предоставлять творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений; в изготовлении презентаций и др.
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей начальной школы предполагают 3 формы обучения: фронтальная форма, групповая форма, индивидуальная форма обучения.
Самая распространённая форма обучения в начальных классах – фронтальная. В этом случае использование проектора и экрана даёт возможность совмещать на уроке работу с программой (или мультимедийной презентацией) и другие формы деятельности:
ярко и наглядно проиллюстрировать изучаемый материал на большом экране;
обсудить просмотренный материал с классом;
совместно решить предлагаемые задания или найти ответы в учебнике;
индивидуально выполнить работу в тетради;
выполнить некоторые задания в группах или парах.
Работа с ресурсами Интернет:
позволяет разнообразить виды учебной деятельности на уроке (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
дает возможности для профессионального роста учителя;
открывает творческие возможности по подбору и использованию дидактического материала;
позволяет использовать на уроке современные технические средства.
1.2. Программно - методическое обеспечение образовательного процесса в межаттестационный период.
С 2012 года реализую Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ №1 работа ведется по образовательной системе «Школа 2100», концепция которой направлена на развитие личностных, метапредметных и предметных универсальных учебных действий. В соответствии с этим учебно–методическим комплектом мною были разработаны рабочие программы и подобраны контрольно–измерительные материалы.
1.3. Организация образовательной среды как условие достижения качественных результатов образования.
Большое значение для организации работы по внедрению информационных технологий имела организация образовательной среды учащихся. Работа в этом направлении шла через накопление дидактических средств обучения и информатизацию образовательного процесса. В школьном кабинете систематизирован дидактический материал по различным темам обучения с 1 по 4 классы. В кабинете установлено достаточно современное оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, имеется выход в Интернет, приобретён набор электронных учебных пособий «Экзамен - медиа» 1-4 класс, используется диск Образовательной системы 2100. В 2012 году в кабинете установлен программно - аппаратный комплекс, который включает в себя электронную доску, документ – камеру, 13 детских нетбуков, систему мониторинга и контроля «Proclass», систему экспериментов «Prolog». Накоплено достаточно материала для сменных стендов к урокам. Имеются таблицы, карты, карточки – задания, комплекты материалов по окружающему миру, технологии и другое.
Информационные средства обучения используются на разных стадиях урока в индивидуальных и коллективных режимах: при организации фронтальной работы и устного счета, при изучении нового материала и закреплении, при проверке домашней и самостоятельной работ и т.д. Применение электронных учебных пособий и презентаций, созданных в программе Power Point, позволило поднять на более высокий уровень не только наглядность, но и организацию урока. В течение трёх лет накоплен опыт по применению электронных средств обучения и создана база методических материалов по различным разделам образовательной программы начальной школы.
Считаю, что использование ИКТ активизирует познавательный процесс, развивает мышление (пространственное, алгоритмическое, интуитивное, творческое, теоретическое), обучает грамотной обработке информации, т. е. формирует информационную культуру ученика. Ускоряется темп обучения, высвобождается время, следовательно, интенсифицируется процесс обучения и повышается результативность учебного процесса.
Я считаю, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряжённая мыслительная деятельность, серьёзная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли.
Не могу не сказать минусах:
техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка и т. д.
качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школа не может позволить себе дорогие проекторы.
Недостаточно разработанных и изученных механизмах влияния компьютерной техники на психику ребёнка, его состояние здоровья
1.4. Организация внеурочной деятельности школьников.

С целью расширения образовательной среды моих учеников и возможности предоставления им выбора видов развивающей деятельности организовано сотрудничество в режиме социального партнёрства с учреждениями дополнительного образования, досуга, культуры и спорта:
- Центральная городская детская библиотека;
- Кушвинский городской краеведческий музей;
- Кушвинская детская музыкальная школа;
- Школа искусств №1;
- кинотеатр «Феникс».
Ежегодно учащиеся моего класса участвуют в образовательных программах Кушвинского городского краеведческого музея и Центральной городской детской библиотеки. Самыми значимыми мероприятиями для меня и детей моего класса были: городской праздник «Кушва читающая», участие в марафоне Победы, участие в городском празднике «Мы -Кремлевцы» (Дом Творчества); ежегодное участие в городской «Туристической тропе здоровья»
Система такого сотрудничества обеспечила детей дополнительной возможностью для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворила их творческие и образовательные потребности (92% учащихся заняты дополнительным образованием).
Применение деятельностного подхода и использование информационных технологий помогает повысить мотивацию к обучению, развивает коммуникативные универсальные учебные действия и является залогом успешного выполнения проектных заданий.
С первого класса мои ученики активно участвуют в проектной деятельности на уровне класса, школы и города. На уроках реализуем учебные проекты в рамках предметов «Окружающий мир», КБЖ, «Литературное чтение», «Мое Отечество» и т.д. Каждый год организуем защиту проектов в классе с участием родителей. В 2011 -2012 году после поездки в город-герой Волгоград состоялась защита проекта класса «Царицын-Сталинград-Волгоград». В 2014-2015 учебном году участвовали в городском проекте «Все для фронта, все для Победы», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Была подготовлена исследовательская работа «Дети войны города Кушвы», занявшая 1-е место.
Приняли участие во Всероссийской акции «Карта Памяти» (2015 г., награждены Почетной грамотой за размещение рассказа о памятном месте, оргкомитет Всероссийского сетевого межшкольного проекта «Карта Памяти»).
1.5. Организация мониторинга образовательных и личностных достижений учащихся
С 2012 года реализую Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ СОШ №1 работа ведется по образовательной системе «Школа 2100». В процессе организации образовательной деятельности большое значение уделяется формированию универсальных учебных действий, развитию духовно-нравственных ценностей, организации внеурочной деятельности. По итогам комплексной диагностической контрольной работы в 1 классе 93% учащихся класса освоили программу на повышенном и базовом уровне.
Мониторинг формирования УУД в 2014 г. показал следующие результаты: 86% учащихся показали высокий и средний уровень сформированности личностных УУД, 59% - высокий и средний уровень сформированности регулятивных УУД, 71% - высокий и средний уровень сформированности познавательных УУД, 81%- высокий и средний уровень сформированности коммуникативных УУД.
1.6. Повышение квалификации на основе образовательных программ
Большое значение для достижения качественных результатов обучения учащихся имели курсы повышения квалификации. В межаттестационный период повысила свою квалификацию на основе образовательных программ НТФ ИРО:
Образовательная программа «Управление развитием воспитательных систем в соответствии с ФГОС», удостоверение № 13064, 08.12.2012г., ГБОУ ДПО СО ИРО;
Семинар «Достижение требований ФГОС средствами технологий деятельностного типа на основе ОС «Школа 2100», сертификат участника, 19.03.2013г., ГБОУ ДПО СО ИРО;
«Эффективное использование в учебном процессе интерактивных учебных пособий» (г.Екатеринбург), сертификат участника, 13.03.2013, Уральский институт экономики, управления и права.
«Актуальные технологии и методики гражданско-патриотического воспитания», Сертификат ООО «Агентство информационных и социальных технологий» учебного центра «Всеобуч» г. Нижний Тагил, 29.01.2015г.
2. Анализ результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период.
2. 1. Динамика результата качества образованности обучающихся.
Об успешности реализации информационных технологий в обучении свидетельствует динамика качества образованности обучающихся.
Показателями эффективности данной системы работы можно считать стабильные качества знаний по предметам:
Предмет 2010-2011 2011-2012 2013-2014 2014-2015
Русский язык 74% 68% 88% 84%
Литература 92% 91% 96% 94%
Математика 72% 72% 80% 78%
Окруж.мир70% 72% 88% 86%
Информатика 88% 86% 85% 88%
За межаттестационный период учащиеся имеют стабильное качество знаний:
352425143510

Анализ результатов обучения учащихся показывает, что качество знаний составляет от 68% до 72%, что говорит о высоком уровне качества знаний учащихся.
Инициативность, творчество, высокий нравственный потенциал и социальная активность характеризуют выпускников моего класса, которые обучались у меня в начальных классах. В 2014-2015г. Исламов Данил участвовал в 9 муниципальных олимпиадах, в семи занял первое место, а в двух - второе. Другие учащиеся 8 «А» класса активно принимают участие в различных проектах и олимпиадах.
В 2015 году золотая медаль - Воронов Роман, 11 класс, Шахмартова Валерия. Эрмиш Анастасия выбрала для дальнейшего обучения Нижнетагильскую академию по специальности учитель начальных классов.
. Результаты участия в областном конкурсе «Юные интеллектуалы Среднего Урала» как показатель успешности обучающихся.
Одним из направлений моей работы является реализация идей областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и работа с одаренными детьми. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами муниципального тура олимпиад.
Участие в школьных и муниципальных олимпиадах:
Год Школьный уровень Муниципальный уровень
2010-2011 3 победителя, 3 призера 2 победителя (русский язык, математика),
2 призера (математика, окружающий мир)
2011-2012 3 победителя, 2 призера 2 победителя (математика, окружающий мир),
2 призера ( русский язык – 2, 3 место
2013-2014 2 победителя (математика) Не проводилась
2014-2015 3 место (математика) место
В 2012 – 2013 году мои ученики принимали участие в областном конкурсе «Юные знатоки Урала», посвященный 70-летию Уральскому добровольческому корпусу. Макарова Даша заняла первое место в заочном этапе и приняла участие в очном туре, где получила диплом участника.
2.3. Результаты участия в российских и международных интеллектуальных конкурсах
Разностороннее развитие детей, их творческих интересов, творческих способностей, формирование способностей применять полученные знания в различных видах практической деятельности – это задачи современной школы, в рамках новых образовательных стандартов.
Продолжением урока является внеурочная деятельность, различные ее формы, где информационные технологии нашли самое широкое применение:
- участие в дистанционных интеллектуальных и творческих конкурсах:
Дистанционный образовательный проект для учащихся начальной школы Эрудит Марафон учащихся
Международный конкурс-игра по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех
Международный конкурс – игра по математике «Кенгуру».
Международный конкурс-игра по математике «Слон»
Международный конкурс «Вундеркинд»
Международная дистанционная олимпиада по математике «Инфоурок»
Международная дистанционная олимпиада по русскому языку «Инфоурок»
«Инфознайка»
Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа»
-864370192405Количество участников по годам:
Результаты участия в интеллектуальных играх и конкурсах:
Название конкурса 2010-2011 2011-2012 2013-2014 2014-2015
ЭМУ 15 мест 19 мест    
«Русский медвежонок» 2 м – Марон В. 3 м – Исламов Д. 1 м – Исламов Д.
2 м – Гек Ю.
3 м – Бурцев Р. 3 место-Лопаева Лина4 место-Мальцев Артем
«Кенгуру» 1 м – Петухов Д. 2 м – Исламов Д. 3 м – Бурцев Р. 2 м – Исламов Д. 3 м – Петухов Д. - 3 место-Мальцев Артем
«Человек и природа»     1 место-Минина Алина Творческие проекты:
Всероссийский конкурс детского рисунка «Ломоносов 300», организованный Ломоносовской школой города Москвы.
(Бурцев Роман - победитель, Марон Виктория – призер) 
Всероссийская дистанционная викторина «Калейдоскоп сказок А.С.Пушкина», организованный ЦДМ Фактор Роста.
(Бурцев Роман – участник)
 Всероссийский конкурс - игра по ОБЖ «Муравей», организованный Центром «СНЕЙЛ» Омского государственного педагогического университета.
27 место – Исламов Данил, 29 место - Гичкина Катя (из 600 участников). Из класса приняли участие 15 человек.
 V Всероссийская викторина-игра«Новогодний переполох»
(1 место-Журавлев Иван, 2 место - Тарасов Слава, Мальцев Артем3 место-Мерзляков Артем). Из класса приняли участие 17 человек
2.4. Анализ работы педагога в качестве классного руководителя.
Согласно учебному плану МАОУ СОШ №1 организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В классе реализуется программа воспитательной работы.
Цель: формирование у детей гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье, окружающей природе; воспитание всесторонне развитой, творчески активной личности. Как классный руководитель я веду большую работу по созданию и сплочению ученического коллектива. Этому способствуют тематические классные часы, поездки, походы, спортивные соревнования, праздники, концерты. Много лет сотрудничаю с учреждениями дополнительного образования. Традиционно мы посещаем образовательные программы информационно-библиотечного центра, которые стали основой для духовно-нравственного и патриотического воспитания моих учащихся. Все образовательные и личностные достижения моих учеников фиксируются в портфолио.
Важнейшим направлением в реализации программы воспитательной работы является работа с родителями. Работа с семьёй носит системный характер. Формы работы с родителями - индивидуальные и групповые: анкетирование, лектории, классные собрания, индивидуальные беседы и консультации, посещение семей, открытые уроки, совместные мероприятия. Общие дела и интересы школы сплачивают детей и родителей, помогают найти язык общения, положительно влияют на формирование личности ребенка. Родители являются активными участниками образовательного процесса, классных и школьных мероприятий и проектов.
Одним из важных показателей результата образованности учащихся является уровень воспитанности. Показателем качества воспитательного процесса является личность ребенка. Мониторинг уровня воспитанности я проводила по методике Н. П. Капустиной и Шиловой критериями, которой являлись любознательность, отношение к природе, школе, прекрасному, себе, трудолюбие. Воспитать Человека – главное предназначение классного руководителя.
На протяжении всей педагогической деятельности являюсь организатором туристических и экскурсионных поездок для учащихся школы и города. Мы побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Волгограде, Киеве.
На школьном сайте располагаются материалы о жизни классного коллектива, руководителем которого я являюсь.
Распространение собственного педагогического опыта
Свой педагогический опыт работы неоднократно представляла педагогическому сообществу города.
Представление собственного педагогического опыта:
победитель муниципального конкурса «Лучший классный руководитель г. Кушвы» в 2012 году;
проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
выступления на методических семинарах, педагогических советах.
За межаттестационный период я имею следующие награды:
Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования Свердловской области (приказ от 14.09.2012г. № 176 -Н);
Почетная грамота администрации Кушвинского городского округа, 2012 г.;
Почетная грамота Управления образования Кушвинского городского округа за эффективную организацию образовательного процесса (приказ № 307 от 17.11.2011г.);
Почетная грамота Управления образования Кушвинского городского округа за подготовку победителей и призеров муниципального тура областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала», 2011 г.
- Грамота за участие в организации международного дистанционного конкурса «ЭМУ-Эрудит» (2013г., 2014г, 2015 г.).
Являюсь членом профсоюзного комитета и наблюдательного Совета школы. Вхожу в состав рабочей группы по подготовке олимпиадных заданий по предметам на школьном уровне. Принимала участие в проверке областных диагностических работ в 4 классах в 2012 г.
Глава 2. Проектная часть.
Программа саморазвития на период с 2015 по 2020 г.г.
В связи с повышением общественной значимости процесса и результата образования; развитием информационных технологий и созданием единого информационного пространства, предоставляющего широкие возможности для позитивных изменений в образовательном процессе, на следующий межаттестационный период 2015-2020 гг. я планирую продолжить работу над темой: «Формирования информационно-коммуникационной компетентности младших школьников через реализацию программ урочной и внеурочной деятельности для успешного освоения ФГОС».
А также:
продолжить работу по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
• продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления);
• создать условия для исследовательской работы учащихся на уроках и во внеурочной деятельности (мини - проекты; исследования в более глубоком смысле слова);
• продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей с применением ИКТ-технологий;
• способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных.
Формы предъявления предполагаемого результата:
2015 -2016 г.- создание учащимися индивидуальных и групповых проектов, участие в конкурсе проектов. Открытые уроки .
2016 -2017 г. – первые творческие работы первоклассников, выступление на школьном и муниципальном уровне, участие в конкурсах разных уровней. Открытые уроки.
2018 -2019 г.- представление результатов на образовательных сайтах сети Интернет, выступление перед педагогическим сообществом.
2020 г.- защита аналитического отчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя.
В результате своей работы за межаттестационный период я пришла к выводу, что основные условия, определяющие эффективность использования информационно-коммуникативных технологий в начальных классах можно свести к следующим положениям:
используемый на уроках материал должен быть понятен, доступен, интересен детям, то есть должен соответствовать возрастным особенностям младших школьников;
использование такого материала на уроках представляет собой новую нетрадиционную форму в организации учебной деятельности младших школьников. Предъявление, в частности, экранного изображения на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьёзной работы;
учитель должен подходить очень аккуратно к отбору материала (особенно видеоматериала), предлагаемого для работы с ним на уроке, не только по содержанию, но и по объёму.
Я выявила, что использование ИКТ в начальной школе позволяют:
- сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
- сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
- обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: Издат. РАО, 1994.
Ефимов В.Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. Начальная школа.2009. №2.
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников. Начальная школа.2008. №11.
Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. – Журнал «Начальная школа» №1, 2008.
Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter.ru
Концепции модернизации российского образования на период до 2015г от 07 февраля 2011 г. №163-р
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. Начальная школа. №4.
Панова Н.В. Внедрение стандартов второго поколения. Учебно-методическое пособие СПб.: ИДПИ, 2010.
Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты): 2-ое издание. М.: ИИО РАО, 2008.
Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko.ru
СанПиН 2.4.2.2821-10 пункт 10.18«Продолжительность непрерывного применения технических средствобучения на уроках» (пр. от 29 декабря 2010 года №189)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 года № 373);
Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. Волгоград: Учитель, 2008.