Использование современных педагогических технологий, применимых в целях эффективного усвоения учебно-практического материала обучающимися с особыми образовательными потребностями


Использование современных педагогических технологий,
применимых в целях эффективного усвоения учебно-практического материала обучающимися с особыми образовательными потребностями
Под специализированной педагогической технологией следует понимать последовательную взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Педагогическая технология - это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. В таком контексте возможно говорить о специальных образовательных технологиях развития и образования лиц с особыми образовательными потребностями.  
Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
 Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в целях эффективного усвоения учебно-практического материала, формирования устойчивых навыков и умений у детей с особенностями развития:
1.технология разноуровневого обучения
2.коррекционно - развивающие технологии
3.технология проблемного обучения
4.метод проектов
5.личностно-ориентированное обучение
6.игровые технологии
7.информационно-коммуникационные технологии
8.нравственная технология
9.здоровьесберегающие технологии
Технология разноуровневого обучения.
Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Технология проблемного обучения.
На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.
Игровые технологии.
Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делают увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например, игра – путешествие.  Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.  Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка. При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываются интересы и склонности ребенка.
Информационные технологии.
Внедрение ИКТ даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире. Самый распространенный вид информационных технологий- мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Технология нравственного воспитания.
Технология нравственного воспитания способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках воспитывается правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения».
Здоровьесберегающие технологии.
Цель здоровьесберегающих технологий- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, проводятся физкультпаузы, эмоциональная разрядка, зарядка для глаз, минутки для шутки, рефлексия, соблюдение учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
Рассмотрим, как на практике реализуется технология дифференцированного обучения. У детей с особенностями развития часто снижен темп работы, поэтому важно предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе. Лучше предложить ребёнку пропустить очередную запись, предложить задание, для выполнения которого требуется меньше времени. Объем работы должен увеличиваться постепенно и согласовываться с индивидуальным темпом ребенка. Выполнение меньшего объема работы позволяет менее подготовленному обучающемуся успешно с ней справиться, что, в свою очередь, помогает ему почувствовать себя в «ситуации успеха» участвующим в общей работе.
Если ребенок не может выдержать в стационарном положении весь урок – встает, разговаривает, перемещается по кабинету, – педагог разрешает ему отдохнуть: выйти в игровую зону из-за парты. Но при этом важно регламентировать время отдыха – например, мы это делаем с помощью песочных часов, одобряя ситуацию, когда ребенок возвращается к работе с группой по прошествии ограниченного временного периода. Результатом деятельности педагога будет ситуация, когда особенный обучающийся начинает и заканчивает работу на занятии вместе со всеми детьми.
Следуя общим правилам и способам организации учебной деятельности на уроке, важно учитывать организацию индивидуальной работы. При выполнении задания на карточке, индивидуального задания в тетради – необходимо учитывать желание особенного ребенка «быть как все», выполнять задание вместе со всеми. Если учитель дает карточку только одному обучающемуся, создается ситуация искусственного выделения его из общей учебной работы. Особенный ребенок будет чувствовать себя увереннее, если получит возможность отвечать у доски, участвовать во фронтальной работе. Например, когда в процессе устного счета на уроке математики педагог включает задания, доступные особенному ребёнку, а карточки с индивидуальными самостоятельными заданиями получает не только он, но еще несколько обучающихся. При этом содержание и форма задания будут соответствовать уровню освоения материала каждым ребёнком. Формированию положительной учебной мотивации способствует и выполнение индивидуальных заданий по выбору, когда ребенок сам определяет их сложность и объем.  В целях эффективного усвоения учебно-практического материала, формирования устойчивых навыков и умений, использую дифференциацию учебных заданий.
Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Чаще обучающимся с низким уровнем обучаемости предлагаем репродуктивные задания, а ученикам со средним и высоким уровнем обучаемости – творческие задания. (ПРИМЕР: Преобразование слова в словосочетание, предложение, согласование слов в предложении.)
Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.
ПРИМЕР:
Усложнение математического материала (работа с однозначными, двузначными и трёхзначными числами), увеличение количества действий в выражении или в решении задачи.
Работа с орфограммами (выписать из текста слова с орфограммами, вставить орфограмму в слово и объяснить, выбрать из 2-х предложенных букв необходимую).
Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся.
Дифференциация работы по характеру помощи учащимся
Наиболее распространенные виды помощи:
а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
б) помощь в виде «подсказок» (справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблице единиц длины, массы и т. п.; наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.); дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче, указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи).
в) помощь соседа, работая в паре.
В своей работе активно использую методы исследовательской деятельности на разных предметах. Простор для деятельности нам предоставляет изучение курса Окружающий мир. В проектно-исследовательской деятельности участвуют все, каждый на своём уровне.
Технология уровневой дифференциации обучения связана с уровнем освоения детьми программного материала. В этой технологии управление познавательной деятельностью происходит для обучения каждого учащегося в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями через систему малых групп. Технология функциональной дифференциации — организация работы в группах с распределением функций, т. е. когда каждый ребенок вносит свою лепту в общий результат, выполняя свое задание, при этом ребенку с особыми потребностями в обучении можно предложить вспомогательные материалы. Организация работы в группе предполагает полную включенность ребенка на основе понимания его возможностей. В такой группе кто-то берет на себя функции лидера, кто-то выполняет определенные задания, кто-то следит за временем работы. Основным критерием эффективности групповой работы на уроке в инклюзивном классе становится не ориентация на успех, а ориентация на согласованность, взаимовыручку.
 При изучении нового материала лучше объединять детей в пары ''сильного'' и ''слабого'' ученика, ''среднего'' и ''сильного''. 
При обобщении и закреплении материала рекомендуется детям в паре быть равносильными: сильный – сильный, средний – средний, слабый – слабый (помогает учитель).
При проведении творческих работ можно детям объединяться в пары по желанию.
В настоящее время целью образовательных организаций является создание «безбарьерной» образовательной среды, модернизация упорядоченной системы действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей.