Осуществление системно — деятельностного подхода в обучении школьников русскому языку и литературе посредством включения их в проектную деятельность
Осуществление системно - деятельностного подхода
в обучении школьников русскому языку и литературе
посредством включения их в проектную деятельность
Аннотация. В статье представлена характеристика системно - деятельностного подхода в образовании, описаны подходы к интерпретации понятия, выделены составляющие деятельности педагога и учащегося на уроке.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, метод проектов, метапредметность
Цель и пафос развития педагогической
науки и практики – это возможность
проектировать и осуществлять процесс
обучения и воспитания человека с
гарантированным эффектом. Другой
цели у педагогики нет.
В.П.Беспалько
Не в количестве знаний, заключается
образование, а в полном понимании и
искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель
Современная школа-это школа развития, школа деятельности. Сегодня государство, родители и педагоги хотят видеть детей успешными: умеющими ставить цель и добиваться ее, умеющими общаться и адаптироваться к ситуации, умеющими ориентироваться в мире и самостоятельно добывать и применять знания, умеющими заботиться о других.
Современное образование в последние десятилетия претерпевает множество изменений. В этой сфере проводятся многочисленные реформы, которые должны улучшить процесс обучения школьников. Наиболее зарекомендовавший себя и эффективный подход в образовании – это системно - деятельностный подход. Он является одним из основных в государственном образовательном стандарте.
Целью системно - деятельностного подхода в обучении является пробуждение в человеке интереса к самому предмету и процессу обучения, также необходимость развития навыков самообразования. Ведь только такой человек, человек с активной жизненной позицией, сможет решать поставленные перед ним учебные и жизненные задачи, а также нести ответственность за результат своих действий. И задача педагога в этом аспекте заключается в том, чтобы помочь учащимся влиться в деятельность, в которой они смогут самостоятельно выполнять действия, направленные на получение необходимых знаний, решение поставленных перед ними задач. Развитие способностей к самообразованию у детей вот цель системно-деятельностного подхода. Основная идея его состоит в том, что новые знания учащимся не даются в готовом виде. Им необходимо их добыть самостоятельно, приложив к этому свои старания, открыть их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В это время они пробуют себя в роли ученых, что дает им возможность совершать «открытия». А как всем известно, собственный опыт дает человеку больше, чем информация добытая другим человеком и предоставленная для пользования. Древняя китайская пословица гласит: «Дайте человеку одну рыбу, и он получит пропитание на день, научите его ловить рыбу, и он получит пропитание на всю жизнь». Педагогам необходимо показать всю прелесть самостоятельного добывания необходимой информации, и тогда в будущем нам не придется страдать от пассивных, не подготовленных к жизни граждан. Учитель должен организовать исследовательскую работу учащихся таким образом, чтобы они сами пришли к решению проблемы урока и сами сформулировали выводы и способы действия в новых условиях, а не давать детям изначально доступную, готовую информацию. Так, по мысли М.К.Мамардашвили, любое знание «ставит нас перед ситуацией разрушенного понимания или разрушенной наглядности» [2,77], кроме того принцип понимания не дан нам и не константен: его «приходится устанавливать, воспроизводя всякий раз какие-то новые условия человеческого существования, чтобы было возможно восстановление понимания»[2,79].
Данное понятие системно-деятельностного подхода, было введено еще в 1985г. Он являлся попыткой объединения таких подходов как системный, который рассматривался в трудах Б.Г. Ананьева и Б.Ф. Ломова и деятельностный (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков и др.).
Новый подход направлен на развитее каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, позволяет значительно укрепить знания и увеличить темп усвоения материала без утяжеления его восприятия, дает основу для самостоятельного успешного изучения детьми новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. В основе данной технологии лежит разработанная последовательность шагов, которая приводит учащихся к решению, поставленной перед ними задачи. Дидактические принципы, о которых идет речь- это принцип деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, а также принцип творчества. Все эти принципы в совокупности дают положительный результат. Так, овладение учащимися универсальными учебными действиями порождает желание и способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Появляется возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, в том числе и организацию усвоения, то есть умения учиться.
В наше время в обычной жизни и на уроках русского языка и литературы мы наблюдаем нелицеприятную картину: узость кругозора бедность словаря учащегося, шаблонность используемых в речи конструкций, употребление однозначных слов, отсутствие навыков логического анализа. Наблюдается потеря интереса к предметам, низкий уровень самостоятельности при выполнении заданий, отсутствие восприятия целостной картины мира, неумение управлять учебной деятельностью и это далеко не полный перечень проблем. Наши дети не надеются на свою память, а уверены в том, что всю необходимую им информацию они могут взять в просторах интернета, но что они будут делать, если они лишатся доступа к нему? Как они будут добывать знания? Долгое время традиционный урок был построен по принципу калькирования: выполнение заданий по образцу и подобию. Но мы видим, что не всегда это дает желаемый результат. Нам необходимо воспитывать творческое инициативное поколение, которое будет не только уметь делать что-либо, но и понимать, что делает, как и с какой целью. Мы часто говорим о том, что ждет нас в будущем, но если взять за основу слова Роберта Юнга: «Будущее уже наступило», то становится понятно, что нельзя откладывать важные решения на потом, необходимо жить здесь и сейчас, создавая условия для обучения и формирования самодостаточной личности, которая будет активно действовать, принимать решения, адаптироваться в информационном мире, сравнивать, обобщать и делать выводы. Исследования последних лет показали, что лишь целенаправленная систематическая проблемно-исследовательская работа учащегося позволяет ему глубоко усваивать знания, вырабатывать и закреплять умения, способствовать превращению их в соответствующие навыки умственного труда. Исходя из этого, мы можем утверждать, что проектная деятельность это деятельность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Основной тезис современного понимания метода проектов - это понимание того, что познается, где и с какой целью эти знания мы можем применить. В процессе работы с различной информацией учащиеся осознают необходимость учиться, появляется интерес и потребность в постоянном саморазвитии.
Важным в учебном проекте является не сам результат познавательной деятельности ученика, а процесс обучения его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Поэтому очень важно продемонстрировать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Необходимо учитывать то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Познавательная деятельность чаще строится не в русле учебного предмета, а опирается на интересы детей. На этом этапе формируются метапредметные навыки - это надпредметные навыки, которые дают возможность обобщения полученных знаний для применения в любой области жизнедеятельности, формируют умение решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний вообще без конкретизации каких-либо учебных предметов. Работая над проектом обучающийся, проходит все стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности, что позволяет закрепить и усовершенствовать метапредметные навыки.
Аспекты проектного обучения нашли свое отражение в трудах
И.С. Сергеева «Как организовать проектную деятельность учащихся»,
Н.Ю. Пахомовой «Метод учебного проекта в образовательном учреждении», «Проектное обучение - что это?», Е.С. Полат «Метод проектов» и многих других. Многие ученые, в частности, Н.Ю.Пахомова дают определение учебного процесса как с точки зрения учащегося: «это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности, это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат», так и с точки зрения учителя – «это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации». [3]
Главной задачей любого проекта является приобретение знаний, умений, освоение различных способов деятельности, развитие ценностных отношений и готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.
Всегда, работая над проектом, учащийся должен понимать, что он осуществляет исследование. Это может быть коллективное исследование или индивидуальное, мини-исследование или масштабный проект, но всегда это работа с самостоятельно добытой информацией, что является основным критерием исследовательской работы. Ведь, впоследствии работу необходимо будет защитить во время презентации. Работы могут быть разными по своим характеристикам: это могут быть длительные и краткосрочные, коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Учащийся сам определит проект, который ближе ему на данном этапе, позже учитель сможет предложить и другую форму выполнения проекта учащимся.
Важно не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия непригодны, и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, только тогда мы получим думающего человека, способного найти решение в любой сложной ситуации.
Как уже говорилось, проектная деятельность занимает особое место в образовательном и воспитательном процессе: способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. Для системно-деятельностного подхода важно движение в познании, тот момент, когда деятельность умственная предшествует его практической деятельности. Это позволяет учащимся самостоятельно сформулировать ответы на важные вопросы, формировать теоретические понятия, теоретическое мышление. Важно урок начать с проблемной ситуации, тогда учащиеся вынуждены осмыслить на новом уровне или переосмыслить представления о проблеме, подойти к решению проблемы творчески. И тогда они уже сами смогут выдвигать проблемные вопросы по тому или иному произведению, что повышает интерес учащихся к уроку. В ходе обсуждения проблемы ребятами выдвигаются различные варианты решения проблемы, разные точки зрения, что позволяет развивать аналитическое мышление учащихся.
Таким образом, цель системно - деятельностного подхода – формирование личности, разносторонне развитой, которая будет обладать высоким уровнем развития. Нам необходимо создать подходящие условия, сочетая внеклассную проектно-исследовательскую деятельность и работу на уроках русского языка и литературы, направленную на развитие индивидуальных способностей учащихся. Творческая исследовательская работа развивает способности к самостоятельному мышлению, вырабатывает у учащихся наблюдательность, внимание, стремление к победе, аккуратность. Конечным результатом деятельности над творческим проектом становится презентационная работа, которую подготовили члены исследовательских групп для решения поставленной проблемы. Наиболее интересные работы старшеклассники представляют к всеобщему вниманию на конференции Малой Академии Наук, учащиеся среднего звена делятся результатами своих исследований на уроке, это могут быть мини-исследования, леп-буки и т.п. Очень интересны проекты девятиклассников исследовательского характера, посвященные творчеству М.Булгакова («Реальность и фантастика в творчестве Булгакова»), С.Есенина («Цветопись в творчестве С.Есенина»). Также интересна поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала, такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать знания, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной позицией-своим землякам, что в последнее время становится все более актуальным. А малышам интереснее работать с народным творчеством («Народные сказки и их варианты», «Литературные сказки»)- это лишь первый шаг на их пути к освоению предмета.
Итак, мы видим, что применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Именно учебная деятельность позволяет системному подходу преобразоваться в системно-деятельностный, где реализация собственной учебной деятельности переводит ученика с позиции объекта на позицию субъекта. Благодаря этому возникает не ситуация субъект (учитель) - объект (ученик), а новая ситуация субъект (учитель) - субъект (ученик), в которой ученик и учитель взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученики уже не находятся в позиции тех «кого учат», а становятся субъектами деятельности. Они действуют по принципу «я учусь», а это уже не навязанная деятельность, а их сознательный выбор. Ведь, как говорил В.А.Сухомлинский: «Поставь над собой сто учителей - они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя, сам требовать, контролировать», а это значит, что до тех пор, пока ребенок сам не осознает, что учиться интересно, познавательно и престижно, никто не сможет насильно сделать из него высокообразованного человека. Системно-деятельностный подход помогает пробудить в учащихся желание учиться, достигать новых высот в своей области.
Активность и самостоятельность школьников выражается также в психологическом настрое их деятельности. И активный отклик на обсуждение заданий, проектов показывает, что ученик приобщается к познавательному процессу, он не остается равнодушным, безучастным. Любое чувство, вызванное учебной деятельностью, будь то удивление или сомнение, уверенность или досада, во стократ лучше, чем безразличие и равнодушие.
Таким образом, использование различных приемов проблемного обучения, проектных методик, а также групповых форм дает возможность реализовать системно – деятельностный подход в обучении учащихся. Благодаря успешному освоению этого подхода у учащихся формируются основные учебные умения, которые позволят им успешно адаптироваться в школе, высшем учебном заведении и продолжить успешное обучение по любой специальности.
Список литературы
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе. От действия к мысли.- М.: Просвещение, 2010
Мамардашвили М.К. Необходимость себя./Лекции. Статьи. Философские заметки. - М.:Лабиринт,1996.- С76-79
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов.- М.:АРКТИ,2011.-112с.
Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться»? – М.: УМЦ «Школа 2000»,2006