Метод учебного проекта в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Аннотация:
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Метод позволяет не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а актуализировать их, обобщать, структурировать и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы - интерната, учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи, автор доказывает возможность применения метода проектов в логопедической работе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы, повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
Статья:
Метод учебного проекта в логопедической работе
в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими. В итоге приводит к трудностям в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.
А именно, как научить:
1. поиску информации;
2. извлекать необходимую информацию;
3.выделять главное;
4.находить связи;
5.усваивать информацию в виде новых знаний.
В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы, но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д. Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной и речевой деятельности.
Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, нами обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.
У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.
Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность коррекционной работы.
Следовательно, очень важно для учителя-логопеда сформировать у младших школьников сознательную речевую активность (выработать потребность в речи) и саморегуляцию речевой деятельности.
В школе-интернате уже 5 лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках по трудовому обучению. Изучив положительный опыт педагогов, принято решение организовать проектную деятельность на логопедических занятиях.
Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная
· учебно-познавательная,
· творческая,
· игровая деятельность детей с учителем-логопедом
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.
Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.
Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если коррекционную работу проводить через применение индивидуальных Логопедических альбомов. В ходе апробации данной методической разработки и исследовательских наблюдений было доказано, что у детей повышается мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности, активно развивается эмоционально-волевая сфера. В конечном счёте, позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных навыков учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
При разработке содержания коррекционной работы учитывался комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий). Структура индивидуального Логопедического альбома разрабатывалась с учётом речевых нарушений каждого ученика на основе диагностики. «Мой логопедический альбом» и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников.
Определенные разделы одинаковы для всех учеников. Это:
· Фотография ученика и его автобиография
· Раздел «Мои проблемы»
· Раздел «Задачи по преодолению трудностей»
· Сроки выполнения
· «Что я хочу получить»
· «Итоги» после каждой изученной темы
· Мои домашние задания
· Итоговое сочинение по результатам труда за учебный год, написанное самим учеником.
В зависимости от речевых дефектов ребёнка разделы Логопедических альбомов разные. Они могут быть следующими:
· Учусь правильно говорить (Учусь правильно произносить звук «Л» и т.д.).
· Учусь правильно писать («Различаю о – а», «Различаю и – у» и т.п. либо «Учусь не путать п – б»; «Звуко-буквенный анализ слов», «Учусь делить слова на слоги и ставить ударение», «Различаю гласные», «Различаю звонкие и глухие согласные» и т.п.).
· Учусь правильно и выразительно читать («Читаю по слогам», «Учусь читать диалоги», «Читаю, понимаю, объясняю» и.т.п.).
· Учусь составлять рассказы (Рассказываю по картинке», «Рассказываю по вопросам», «Рассказываю по схеме», «Пересказываю фильм, текст, что увидел...», «Рассказываю маме о школе» и т.п.)
Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:
· проблемное введение в тему занятия;
· постановка цели занятия совместно с учащимся;
· совместное планирование выполнения практического задания;
· самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).
Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных Памяток, самопроверки, взаимопроверки, аудиозаписи устной речи детей и другие виды коррекционной работы.
В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением педагога-психолога, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь, связь с родителями.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:
· выделение проблемы (в чем трудность);
· умение ставить цель;
· постановка вопроса;
· планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;
· построение устного доклада (презентация продукта деятельности);
· подготовка письменного отчета о проделанной работе;
· слушать и понимать других; выражать себя;
· находить информацию, используя контекстный поиск.
Степень самостоятельности работы по заданию Логопедического альбома определяется индивидуальными психофизическими и речевыми особенностями ребёнка. В следующем порядке: сначала это совместная работа ученика и учителя-логопеда и значимость педагога высокая, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель-логопед больше консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге – дети самостоятельно работают по заданиям, составляя устный отчет о проделанной работе, дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в «Экране успеха». В данном «Экране успеха» размещены отделы для каждого ученика, посещающие индивидуальные занятия и работающие по индивидуальному Логопедическому альбому. Находится фото ученика и словесная характеристика его деятельности (Умник, умница, молодец, хорошо, надо быть внимательным, мне надо постараться, я могу лучше и т.д.) выбранная им самим.
Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.
Не включены в эту деятельность ученики 1 класса в силу своей слабой подготовленности, не достаточно сформированных учебных навыков и психофизических особенностей, а также дети с системным недоразвитием речи средней степени. Для этих детей продумывается упрощённый вариант деятельности по Логопедическому альбому.
Наблюдения за эффективностью применения метода проектов, выявление сильных и слабых сторон, ресурсное обеспечение, корректировка содержания в зависимости от возможностей каждого ребёнка индивидуально, анализ полученных результатов, будут продолжены.
Список используемой литературы
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.
М.: Просвещение, 1987.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
5. Метиева Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
М.: изд. АРКТИ, 2005.
15