Метод учебного проекта в логопедической работе в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Аннотация:
 
Актуальность метода проектов в современной педагогике и его широкое применение  обусловлены выраженной направленностью на активизацию умственной деятельности учащихся,  формирование  у них общей и трудовой  культуры  и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников.
Метод  позволяет  не просто запоминать и воспроизводить имеющиеся у обучающихся знания, а  актуализировать их, обобщать, структурировать  и осознанно применять на практике. Метод учебного проекта может успешно применяться и в коррекционной педагогике. Проецируя основные положения метода учебного проекта на специфику организации обучения в условиях коррекционной школы - интерната,  учитывая психофизические особенности детей с нарушением интеллекта и речи,  автор доказывает возможность применения метода проектов в логопедической работе. Его применение позволяет достичь высоких результатов коррекционной работы,  повышает мотивацию к учебно-познавательной и речевой деятельности.
     
 
Статья:
Метод учебного проекта в логопедической работе
в условиях специальной (коррекционной)  школы-интерната VIII вида.
На современном этапе развития образования становится острой проблема увеличения количества детей с нарушением интеллекта и, соответственно, проблема школьной дезадаптации у этой категории детей, которая проявляется в низкой успеваемости, в отклонениях от норм поведения, в трудностях взаимоотношений с окружающими.  В итоге приводит к  трудностям  в дальнейшей социализации в обществе этих детей.
Большой объём информации дети с нарушением интеллекта, как правило, не умеют превращать в знания. Возникает проблема: как подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему  информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у школьников информационной компетенции.
А именно,  как научить:
1. поиску информации;
2. извлекать необходимую информацию;
3.выделять главное;
4.находить связи;
5.усваивать информацию в виде новых знаний.
     В коррекционной школе это трудно сделать, т.к. у детей снижены познавательные интересы,  но если эту работу начинать с начальной школы, постепенно приучая, то положительных результатов можно добиться.
Дети коррекционной школы, в большинстве случаев, положительно  относятся к логопедическим занятиям, это связано с занимательной формой занятий, необычностью обстановки, новизной заданий, оборудования и т.д.   Однако это еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебной  и речевой  деятельности.
Их мотивы отличаются примитивной эмоциональной окраской, они нестойкие, ситуативные. Трудности  в речевом плане пугают их, а некоторым лень напрягаться, другие считают это ненужным. Поэтому, приступая к использованию элементов проектной технологии, нами обязательно учитывались психофизические особенности и способности школьников.
У младших школьников с нарушением интеллекта отмечается  слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении; нарушение смыслового программирования  речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий. Вследствие чего нарушается контроль над собственной  речью. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида характеризуется большим своеобразием, которое определяется особенностями высшей нервной деятельности, психологическими особенностями детей с нарушением интеллекта, а также механизмами, структурой дефекта у этих детей. В ходе работы выявлена прямая зависимость между уровнем мотивации к исправлению речевых дефектов и сформированностью саморегуляции речевой деятельности.
Расстройства речи носят стойкий характер, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов. Именно мотивация, системность и комплексность определяют эффективность и результативность  коррекционной работы.
Следовательно, очень важно для учителя-логопеда сформировать у младших школьников сознательную речевую  активность (выработать потребность в речи) и  саморегуляцию речевой деятельности.
В школе-интернате уже 5 лет успешно применяется метод учебного проекта на уроках по трудовому обучению. Изучив положительный опыт педагогов, принято решение организовать  проектную деятельность на логопедических занятиях.
            Этот метод обеспечивает выработку у детей чёткого механизма понимания своих речевых проблем, умения ставить близкие и далёкие цели, планировать работу, применять необходимые знания и умения в новых условиях.
Проектная деятельность в логопедической работе рассматривается как совместная

·       учебно-познавательная,

·       творческая,

·       игровая деятельность детей с учителем-логопедом
Эта деятельность имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Однако в специальной литературе мало данных о применении метода проектов  в логопедии как средства коррекции речи. Поэтому  вопросы изучения о возможности применения метода проектов в логопедической практике, его особенности  в условиях школы-интерната, влияние на преодоление речевых недостатков, определение педагогических условий, обеспечивающих использование метода проектов, приобретают особую актуальность.
Главной целью применения метода является повышение эффективности коррекции системного недоразвития речи у младших школьников с нарушением интеллекта, что является одним из условий повышения саморегуляции речевой деятельности.
Уровень развития устной и письменной речи школьников с нарушением интеллекта может быть существенно повышен, если  коррекционную работу проводить через применение индивидуальных  Логопедических  альбомов. В ходе апробации данной методической разработки  и исследовательских наблюдений было доказано, что  у детей повышается мотивацию к учебно-познавательной   и речевой деятельности, повышается уровень саморегуляции речевой деятельности,  активно  развивается эмоционально-волевая сфера.  В конечном счёте, позволяет успешнее решать проблему качества успеваемости, формирования коммуникативных навыков учащихся младших классов с нарушением интеллекта.
При разработке содержания коррекционной работы учитывался комплексный и дифференцированный подход, системность и концентричность предлагаемого материала (постепенное усложнение речевого материала, последовательный переход от практического владения к осознанному усвоению материала, уровень самостоятельности выполнения заданий). Структура  индивидуального Логопедического альбома разрабатывалась с учётом речевых нарушений каждого ученика на основе диагностики. «Мой логопедический альбом» и его презентация - конечный продукт проектной деятельности школьников.
Определенные разделы одинаковы для всех учеников. Это:

·       Фотография ученика и его автобиография

·       Раздел «Мои проблемы»

·       Раздел «Задачи по преодолению трудностей»

·       Сроки выполнения

·       «Что я хочу получить»

·       «Итоги»  после каждой изученной темы

·       Мои домашние задания

·       Итоговое сочинение по результатам труда за учебный год, написанное самим учеником.
В зависимости от речевых дефектов ребёнка разделы  Логопедических  альбомов разные. Они могут быть следующими:

·       Учусь правильно говорить (Учусь правильно произносить звук «Л» и т.д.).

·       Учусь правильно писать («Различаю о – а», «Различаю и – у» и т.п. либо  «Учусь не путать п – б»; «Звуко-буквенный анализ слов», «Учусь делить слова на слоги и ставить ударение», «Различаю гласные», «Различаю звонкие и глухие согласные»  и т.п.).

·       Учусь правильно и выразительно читать («Читаю по слогам», «Учусь читать диалоги», «Читаю, понимаю, объясняю» и.т.п.).

·       Учусь составлять рассказы (Рассказываю по картинке», «Рассказываю по вопросам», «Рассказываю по схеме», «Пересказываю фильм, текст, что увидел...», «Рассказываю маме о школе» и т.п.)
Для формирования организационных навыков на занятиях применяются специальные организационные методы:

·       проблемное введение в тему занятия;

·       постановка цели занятия совместно с учащимся;

·       совместное планирование выполнения практического задания;

·       самоанализ и самооценка, рефлексия (осознание детьми своих собственных действий, эмоционального настроя и волевых усилий).
Выработка у детей саморегуляции речевой деятельности осуществляется через применение различных  Памяток, самопроверки, взаимопроверки, аудиозаписи устной речи детей и другие виды коррекционной работы.
В обязательном порядке занятия насыщаются специфическими заданиями и упражнениями с использованием информационно-коммуникативных технологий, с привлечением педагога-психолога, с посещением школьной библиотеки для выполнения самостоятельной работы, с использованием дополнительной художественной литературы, осуществлялась межпредметная связь,  связь с родителями.
В процессе осуществления проектной деятельности у детей в той или иной степени постепенно формируются такие умения и навыки как:

·       выделение проблемы (в чем трудность);

·       умение ставить цель;

·       постановка вопроса;

·       планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия;

·       построение устного доклада (презентация продукта деятельности);

·       подготовка письменного отчета о проделанной работе;

·       слушать и понимать других; выражать себя;

·       находить информацию, используя контекстный поиск.
Степень самостоятельности работы по заданию Логопедического альбома определяется индивидуальными психофизическими и речевыми особенностями ребёнка. В следующем порядке: сначала это совместная работа ученика и учителя-логопеда и значимость педагога высокая, затем увеличивается самостоятельность ребенка, а учитель-логопед больше консультант, сопровождающий в мир знаний. В итоге – дети самостоятельно работают по заданиям, составляя устный отчет о проделанной работе, дают оценку своим действиям, характеристику своей работе, которая отражается в «Экране успеха». В данном «Экране успеха» размещены отделы для каждого ученика, посещающие индивидуальные занятия и работающие по индивидуальному Логопедическому альбому. Находится фото ученика и словесная характеристика его деятельности (Умник, умница, молодец, хорошо, надо быть внимательным, мне надо постараться, я могу лучше и т.д.) выбранная им самим.
Конечно, у детей с нарушением интеллекта сразу не получается ничего. Всей  работе приходится обучать, но шаг за шагом кропотливой системной работы дают свои положительные результаты.
Не включены в эту деятельность ученики 1 класса в силу своей слабой подготовленности, не достаточно сформированных учебных навыков и психофизических особенностей, а также дети с  системным недоразвитием речи средней степени. Для этих детей продумывается упрощённый вариант  деятельности по Логопедическому альбому.
Наблюдения за эффективностью применения метода проектов, выявление сильных и слабых сторон, ресурсное обеспечение, корректировка содержания в зависимости от возможностей каждого ребёнка индивидуально, анализ полученных  результатов,  будут продолжены.
Список используемой литературы
1.     Бгажнокова  И.М. Психология умственно отсталого школьника.
М.: Просвещение,  1987.
2.      Воронкова   В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
М.: Школа – Пресс, 1997.
3.      Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Владос, 2001.
4.     Лалаева  Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1999.
5.      Метиева  Л.А. Особенности саморегуляции в структуре общей способности к учению умственно отсталых учащихся начальных классов.// Дефектология,2001,№ 6.
6.      Рубинштейн С.Я.  Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1986.
7.     Пахомова  Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
М.: изд.  АРКТИ, 2005.

15