Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности (на примере кружковой деятельности).


Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим школьнику необходимы умения выстраивать эффективные отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины. В этой связи ФГОС определяет личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.
Требуется создание в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Формировать ЛУУД учащихся целесообразно в процессе внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур, но они могут учитываться при составлении портфолио достижений обучающихся.
Строить внеурочную деятельность необходимо на основе таких методологических подходов, как гуманистический, системный, синергетический (сотруднический), деятельностный, и в соответствии со следующими принципами: системность, вариативность, добровольность, успешность и социальная значимость.
Мы более подробно остановимся на деятельности кружка «Театр в начальной школе», как одной из форм общекультурного направления во внеурочной деятельности и как способ успешного формирования ЛУУД младших школьников.
Программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Программа кружка «Театр в начальной школе» составлена на основе программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100»).
Отношения нравственности и морали пронизывают всю деятельность кружка, отношения с педагогом, со сверстниками. ЛУУД обеспечивают развитие таких качеств личности как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно–эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни.
Я использую разные формы проведения занятий (игра, беседа, актерский тренинг, работа в группах), чтобы учить оценивать и объяснять простые ситуации, однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» («неправильные», «опасные», «некрасивые») с позиции общепринятых нравственных правил, с позиции важности бережного отношения к здоровью человека и к природе и отделять оценку поступка от оценки самого человека (плохими и хорошими бывают поступки, а не люди). Использование метода иллюстрирования на занятиях я знакомлю ребят с разными оттенками настроения: что при одинаковых условиях чувства, настроение каждого человека может быть разным.
В течение учебного года силами кружковцев были поставлены театральные постановки, на основе разных авторских произведений. Работа над спектаклями формирует следующие личностные универсальные действия:
-смыслообразование через прослеживание «судьбы героя»;
-самоопределение и самопознание на основе сравнения своего «Я» с героями литературных произведений.
На развитие ЛУУД были направлены задания: 1) на интерпретацию текста; 2) высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией; 3) анализ характеров и поступков героев; 4) формулирование концептуальной информации текста (в чём мудрость этой сказки? для чего писатель решил рассказать своим читателям эту историю?)
Все задания (в работе в малых группах), сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят», взаимопроверка учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.
Для развития ЛУУД использовались разные образовательные технологии.
Технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность; формирует убеждения.
Проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, поведенческих диспозиций.
Используя ИКТ технологии ведется формирование адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации, адекватного реагирования на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации
Технология продуктивного чтения формирует ЛУУД если анализ текста порождает оценочные суждения.
Для установки на доброжелательность я использовала «методику этического заряда» (автор А.И. Шемшурина). Она предполагает сочетание этической установки на доброжелательность и уважение во взаимоотношениях со сверстниками с методически инструментированными формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного выхода из них.
Методика ориентирована на позитивные аспекты в организации доброжелательного климата взаимоотношений учащихся, оптимистический прогноз их поведения через психологическую установку на уважение к окружающим и друг другу, на эмоциональное тепло и взаимопонимание, при котором никто не будет обижен и обделен вниманием. Методические приемы направлены на совместный поиск путей предотвращения конфликтов и определения достойных способов выхода из создавшихся конфликтных ситуаций. Отрабатывается и умение учеников простить, проявить снисходительность и благородство.
Таким образом, формирование ЛУУД младших школьников в системе внеурочной деятельности осуществляется эффективно в рамках кружковой деятельности, основанной на системно-деятельностном подходе к организации обучения.