Урок-мастерская ценностных ориентиров по литературе на тему Л.Андреев.Кусака
мастерская ценностных ориентиров (2урока)
Тема: Л. Андреев. «Кусака»
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы работы: мастерская ценностных ориентаций.
Цели и задачи:
1. Знакомство с произведением Л.Андреева.
2. Актуализация ранее полученных знаний по теме «Анализ прозаического текста».
3. Развитие речи.
4. Развитие творческих способностей.
5. Воспитание эстетического вкуса.
Примечание: с понятием «ассоциация», «синквейн» дети знакомы.
Оборудование: магнитофон, наборы цветной бумаги, клей-карандаш.
Этап
Время
Ход
Прогнозируемый результат, запись в тетрадях
I. Индукция
.
3мин
1. Подберите ассоциативный ряд к слову «живой», запишите (одновременно учитель записывает на доске).
Живой – чувствовать, радоваться, боль, двигаться, свет, тепло, солнце
(Если дети затрудняются, начинает учитель.)
3мин
2. Запись темы, эпиграфа (сначала закрыты).
Л. Андреев «Кусака».
«В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними страданиями» (Чуковский Корней. Из воспоминаний. М., Советский писатель, 1959, с. 270).
3мин
3. Прочитайте эпиграф, определите ключевое слово
Живое - страдание, душа
5мин
4. Понравился ли рассказ? Почему?
Как бы вы определили: хороший рассказ или плохой?
Запишите в тетради
(Учитель пишет на доске)
Да.- Интересно, жалко. Нет.- Несправедливо, по-другому закончить, чтобы собаку забрали.
Хороший (меньше, не смогли объяснить), плохой (больше, потому что кончается плохо, не так, как нам хочется).
Рассказ Л.Андреева «Кусака» плохой т.к. заканчивается не так, как нам хочется.
Рассказ Л.Андреева «Кусака» хороший. (оставить место)
5. Изобразите лицом: несчастную собаку, счастливую собаку.
Стеснение, зажатость. Трудно изобразить несчастную собаку. Смешно. А счастливую легко, потому что «мы не испытываем то, что испытала Кусака, нам хорошо»
4мин
6. Послушайте песню в исполнении Никитиных «Собака бывает кусачей»
Что общего с рассказом Л.Андреева?
Что различного?
Тема – собака становится злой из-за того, что она «круглая сирота», она никому не нужна.
В песне об этом говорится шутливо, а в книге с болью и жалостью.
Учащиеся отмечают сходство метафор, когда собака чувствует себя счастливой: «В душе у неё расцветают незабудки», «Кусака расцвела всей своей собачьей душою».
3мин
7. Деление на группы по собственному выбору, по жребию, по др. принципу
Разделение на 3-4 группы, пересаживаются по группам.
II. Накопление знаний, их деконструкция, обогащение словаря, поиск путей решения поставленной проблемы, социоконструкция (работа в группах)
социолизация (высказывания), афиширование работ, выступление групп, защита знаний.
реконструкция
20мин
1. Работа в группах. Решение проблемы
Давайте попробуем определить, почему произведения на одну и ту же тему могут вызывать такие разные чувства, почему рассказ Андреева вызывает такое острое чувство жалости. И плохое это произведение или хорошее.
Работа с таблицей (см. приложение1). Образец распечатан (или уч-ся работают в тетрадях). Каждая группа получает задание заполнить её, используя материал указанных глав, распределяя между собой задания. (На столах листы цветной бумаги и «слова-чувства-образы», пустые – их можно дополнить своими образами, нужно выбрать цвет, соответствующий восприятию мира Кусакой, наклеить на него образы, наполняющие мир Кусаки в данных главах).
2. Защита работы. Каждая группа, защищая свою работу, объясняет выбор цветовых и словесных образов.
3. Сочинение по данным словам. Используя цветовые и словесные образы, написать связный текст, озаглавить.
Слушание сочинений, обсуждение.
4. Напишите синквейн на тему «Собака» к каждой части.
5. Обсуждение синквейнов.
Распределяя внутри группы задания, учащиеся работают с текстом. Заполняют таблицу.
Если группа затрудняется в распределении заданий, учитель может подсказать.
Цвет не обязательно один. Например, по 1 гл. дети выбирают чёрный цвет, добавляют к нему жёлтый, объясняя тем, что собака хотела верить, надеялась. Понятие «имя», наклеивают, но зачёркивают: на минуту, но оно было (Жучка, так же и «дом» - был, но пустой).
См. приложение 2
См. приложение 3
10мин
10мин
5мин
5мин
Для чего мы проделали такие наблюдения над текстом? Мы попытались увидеть, что автор делает, чтобы вызвать определённые чувства у читателя, и как он это делает.
6. Делаем 1вывод, записываем
А зачем автору вызывать у нас такие чувства? Вернёмся к эпиграфу. Ключевое слово?
Для чего автор вставляет в конце произведения эпизод о дурачке Илюше?
А кто виноват в том, что больно? Отличается ли Лёля от мальчишек, издевающихся над Илюшей? От пьяницы в 1гл?
7. Продолжите фразу
«Автор всем повествованием говорит»
Автор вызывает определённые чувства у читателя, показывая
состояние собаки, её чувства, переживания выражены через слова, рисующие её как человека, метафоры, пейзаж.
Живой. Она живая. Ей больно.
Люди. (Ещё одно ключевое слово – всё)
Только внешне
Умейте сострадать, не будьте жестокими, не обижайте слабых. Потом дописывается: «Мы в ответе за тех, кого приручили»
8 (как вариант). Слушание отр. из «Маленького принца» Экзюпери Что сближает два произведения?
В каких словах она выразилась? Можно ли их дописать к позиции автора. Допишите.
9. Почему писатель создаёт рассказ с плохим концом? Может, не нужно писать о грустном? Как бы вы закончили рассказ?
Может, учащиеся вспомнят сами.(гл.21)
Общая тема, мысль
«Мы в ответе за тех, кого приручили» А.Экзюпери. «Маленький принц»
Ш. Рефлексия
5 ми
н
1.Реализация д/з. Устное мини-сочинение, начать его словами (по выбору):
«Если бы я был(а) мама Лёли»
«Если бы я был(а) Лёлей»
«Если бы я был(а) Леонид Андреев», что бы вы сделали? Почему?
2. Обсуждение сочинений.
3. Делаем 2вывод. Если бы я был автором, я бы не изменил концовку, потому что я хотел бы научить людей сострадать, сочувствовать.
ДЗ. Самостоятельно прочитать произведение Л.Андреева по выбору «Петька на даче», «Ангелочек», «Баргамот и Гераська»... Попробовать проследить за состоянием героев по главам, используя таблицу.
См. приложение 4
Дописываем: рассказ Л.Андреева – настоящее произведение искусства, потому что он вызывает у людей сострадание, которое очищает душу.
Таблица (можно в некоторые графы вписать примеры-подсказки)
Отношение людей к собаке
Состояние собаки
Пейзаж
Цветовой образ мира. Чем был наполнен мир вокруг Кусаки? Образ солнца: есть, нет, какое?
1гр
1гл
Вывод
2гр
2-3гл
Отношение людей к собаке
Состояние собаки
Пейзаж
Цветовой образ мира. Чем был наполнен мир вокруг Кусаки? Образ солнца: есть, нет, какое?
Вывод
3гр
4-5гл
Отношение людей к собаке
Состояние собаки
Пейзаж
Цветовой образ мира. Чем был наполнен мир вокруг Кусаки? Образ солнца: есть, нет, какое?
Вывод
Таблица (детская)
Отношение людей к собаке
Состояние собаки и её «портрет»
Пейзаж. Образ солнца: есть, нет, какое?
Цветовой образ мира. Чем был наполнен мир вокруг Кусаки?
1гр
1гл
«Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени», «ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали», «иногда со злобою набрасывалась», её называли «дура», «мразь»,
«Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу», «она никому не принадлежала», «у неё не было собственного имени» , «никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась», «собака не доверяла людям», не помнила себя от страху, не доверяла, ждала хозяев, бескорыстно сторожила дачу.
«Грязная и некрасивая»,
«Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк – то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч»
Чёрный цвет. Ночь.
Одиночество, горе, страх, обида, злоба.
2гр
2-3гл
Собака не доверяла людям, люди думают, что она злая: «Собака яростно вцепилась зубами». «Ай, злая собака!»- крикнула девушка». Хотели застрелить из револьвера. Люди полюбили Кусаку. «Я тебя люблю, Кусачка».
«Кусачка второй раз в своей жизни перевернулась на спину, ждала, что её ударят или приласкают. Но её приласкали». Её кормили. Привыкли к лаю. Называли своей собакой.
Ревниво сторожила людей. «Собака замерла от страха и беспомощного ожидания». Не умела ласкаться. Ласка казалась неожиданностью. Ласково помаргивала. «Всей своей душой расцвела». Восторг, благодарность, любовь. Уверенная, спокойная. Важная.
«Длинная шерсть, прежде висевшая рыжими, сухими космами и на брюхе вечно покрытая засохшею грязью, очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас».
Весна.
Тихий дом огласился громким говором». Ясное небо, красноватые сучья вишен, горячее солнце, весенний воздух. Светлеющая даль.
Недоверие. Надежда. Тепло, свет. Смех. Зелёное, голубое, беззлобное.
Доброта, человек. Положительные качества людей. «Счастливый круг отдыхающих и веселящихся друзей».
Любовь, забота, ласка
3гр
4-5гл
Лёле было жалко собаку, но не заплакала. Мать говорила, что нужно оставить собаку. Не простилась с собакой. Пропали даже их следы.
После отъезда дачников почувствовала брошенной, никому не нужной личностью. «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная, вернулась на дачу». Завыла жалобно. «Собака выла – ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
«Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо», частый дождь, мрак осенней длинной ночи. Почерневшая земля. «Небо было полно клубящимися, быстро идущими облаками, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной». Потемневшее жнивьё. «Солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль. «Тёмное, обнажённое поле». «Монотонный, угрюмо покорный шум дождя». Беспросветно-темная ночь
Чёрный цвет. Ночь. Жестокие качества людей.
Горе, одиночество, страх, обида, злоба, , печаль, пустота, безнадёжность
вывод
Автор вызывает определённые чувства у читателя, показывая
состояние собаки, её чувства, переживания выражены через слова, рисующие её как человека, метафоры, пейзаж
Синквейн
Первая строка тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка два слова (чаще всего [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка образована тремя [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка одно слово-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], характеризующее суть предмета или объекта.
Примеры (с урока)
Собака. Кусака Собака
Тёмная, одинокая. Брошенная, обиженная Несчастная, бездомная
Не доверяет людям. Страдала, металась и выла Не доверяет людям и кусает их
Жалко собаку. Жалко собаку Жалко собаку
Одиночество. Горе. Круглая сирота
Кусака Кусака
Брошенная, грустная Недоверчивая, одинокая (добрая, счастливая)
Металась по следам уехавших людей, обиделась, выла Кусается, боится (расцветает душой)
Жалко собаку Мне жаль Кусаку (Я рада за неё)
Горе Обида (Любовь)
Кусака Кусака
Счастливая, неугомонная Брошенная, обиженная
Расцвела, служила людям, принадлежала Кусалась, радовалась, выла
Я радуюсь за собаку Так нельзя, ведь «Мы в ответе за всех, кого приручили
Счастье Сострадание
Примеры сочинений (с урока)
«Если бы я был мамой Лёли, то я бы взял собаку домой»
«Если бы я была Лёлей, я бы не была равнодушной и не оставила собаку. Забрала бы её домой, или хотя бы отдала друзьям, или в деревню кому-нибудь, чтобы её кормили и заботились о ней. Кусака доверяла девочке и всё время думала, что её заберут и пожалеют. Отсутствие любви – это большое горе, но преданная любовь это трагедия».
«Если бы я был автором, то продолжил бы рассказ. Лёля бы взяла Кусаку. Кусака бы поехала с Лёлей (зачёркнуто). Через год Лёля бы вернулась, но Кусаки уже не было».
«Если бы я была Лёлей, я бы так не поступила с Кусакой. Собака доверилась Лёле своим собачьим сердцем и получила в ответ предательство. Человек совершает предательство, и сам не замечает этого. Лёля проявила внимание к бездомной собаке, согрела её своим теплом. Но девочка и мама Лели не осознали, что существо, прирученное ими, теперь зависимо от них нуждается в их ласки и любви. Дачники, когда им хотелось играть и забавляться Кусакой, они это делали. А потом они решили, что собака им не нужна. И они вычеркнули собаку из своей жизни. Мама пообещала Лёле породистого щенка, и Лёля согласилась. Перед отъездом девочка даже не попрощалась с собакой. Я считаю, что, если человек считает себя умным, благородным, он не должен быть равнодушным, безразличным к чувствам людей, животных. Люди должны относиться с любовью и с огромной ответственностью к тем, кого они приручили»
«На мой взгляд, мама Лёли поступила неправильно, я бы сделала по-другому. Мне кажется, что, если бы я была на месте мамы Лёли, я бы разрешила взять Кусаку с собой в город. Ведь собака уже привыкла к семье, и они привыкли к ней, они её приручили и должны были чувствовать ответственность за того, кого приручили, не должны были бросать кусаку одну на даче. Да и мама должна была понимать, что рано или поздно наступит такой момент, когда придётся расстаться с собакой, и она должна была либо взять собаку с собой, либо не давать детям её приручить. К тому же, они всё равно хотели взять в городе себе собаку, только породистую. Возможно, они не понимали, что главное в собаке не порода»
«На месте мамы я бы нашёл способ взять собаку»
«Если бы я был Лёлей, я Кусаку взял с собой А Лёля оставила Кусаку замерзать на улице, предала её. Кусака после такого не простит Лёлю»
Примеры сочинений по опорным словам ( с урока)
Жила собака, она была одинокая, из-за одиночества у неё было горе и страх. Её обидели, и она стала ненавидеть людей. Она перед собой видела только ночь, у неё был дом, но не для кого его было охранять,, он был пустой. У неё даже не было имени, только один раз оно появилось на минуту «Жучка».
- «Пришла весна. Одиночество, горе и страх уже забыты. Но обида и недоверие делают её злой. Солнце светило ярко, природа расцвела, появилась Лёля, и Кусака расцвела, она стала доброй, её стали звать по имени, на которое она стремительно бежала; дом, который она охраняла. В дом заселились люди, и её труд стал не бесполезным. В её жизни появилось счастье, и, кажется, она стала улыбаться, и она стала красивой. Она теперь дружит с детьми дачников, она их любила, и о ней заботились».
- «Наступила весна, появилось солнце. Приехали дачники, ожила природа. У собаки теперь есть дом, который она охраняет, хозяева. У неё появилось имя, она стала красивой и доброй. Кусака поняла такое чувство как дружба, ощутила любовь и заботу. Со всем этим она перестала чувствовать себя одинокой, больше не чувствовала того горя на душе и страха. Со временем у неё пропали обида и злость на людей. Она начала им доверять».
- «Была ночь. В её сердце навсегда остались одиночество и печаль. Кусака безнадёжно выла».
«Лёля ушла и наступила осень. В её сердце осталась обида. Она почувствовала одиночество. Кусака осталась без надежды, без любви. И даже последние следы на надежду – они исчезли после дождя. Она прибежала на шоссе, но никого уже не было. Она прибежала домой – а в окне не было света. И у неё в душе наступило горе, и пришла обида на тех, кто её приручил. В глазах у неё навсегда поселилась ночь. И в глазах страх. Она без надежды выла и выла».
- «В жизни собаки опять поселилась ночь, пропала последняя надежда. Собаку бросили – наступила осень, опять эта беспросветная ночь. Собака металась по следам и, потеряв последнюю надежду, воет. Жизнь собаки была тёмной, безрадостной, и вдруг промелькнуло солнце, появился дом- это надежда на хорошую жизнь! Но в жизни собаки опять появляется тьма и мрак, только эта тьма, наверное, уже последняя. Мы в ответе за тех, кого приручаем».
«В её душе пылала ночь».
Слова-чувства-образы
Ночь
Недоверие
Обида
Злость
Ненависть
Одиночество
Горе
Страх
Дом
Любовь,
забота
Счастье, улыбка
Доброта,
человек
Красота
Природа
Солнце,
весна
Дружба
Имя
Ночь
Недоверие
Обида
Злость
Ненависть
Одиночество
Горе
Страх
Дом
Любовь,
забота
Счастье, улыбка
Доброта,
человек
Красота
Природа
Солнце,
весна
Дружба
Имя
Ночь
Недоверие
Обида
Злость
Ненависть
Одиночество
Горе
Страх
Дом
Любовь,
забота
Счастье, улыбка
Доброта,
человек
Красота
Природа
Солнце,
весна
Дружба
Имя
15