Осуществление принципов гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания
Осуществление принципов гражданско-патриотического воспитания на уроках истории и обществознания
Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом, нельзя считать благополучными для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Молодежь не имеет четких духовно-нравственных ориентиров; общество расколото на различные группы по национальным, конфессиональным, политическим, культурным принципам. Это далеко не все факторы, которые негативно влияют на развитие гражданско–патриотического самосознания. Уроки истории и обществознания имеют среди всех учебных предметов наиболее обширный образовательный и воспитательный потенциал в осуществлении принципов гражданско-патриотического воспитания.
Работу по формированию гражданско-патриотического самосознания провожу в двух направлениях: через учебную деятельность и через внеурочную деятельность. Формирование понятийного аппарата, сущности человека и гражданина, безусловно, в большей степени происходит на уроках. Основные моменты, на которых строится моя работа:
В содержание предметов входят такие понятия как патриотизм, Отечество, героизм, гражданин, и по мере взросления учащиеся вкладывают в данные понятия все более глубокий смысл. Работу над содержанием перечисленных понятий провожу во всех классах.
Учащиеся осуществляют проектную и исследовательскую деятельность, причем я приветствую темы, связанные с изучением истории и культуры родного края. Мы с учащимися выступали на школьных, районных, межрегиональных конференциях исследовательских работ и сделали вывод, что работы по краеведению позволяют участникам больше узнать о своем крае и о других уголках нашей страны. Так, например, работа учениц 10 класса об истории льноводства на Виледи вызвала неподдельный интерес среди слушателей.
Совместно с учителями-словесниками провожу интегрированные уроки истории и литературы. Наиболее яркие и запоминающиеся уроки проходят при изучении культуры Серебряного века. Учащиеся, наряду с изучением особенностей культуры, читают стихи, слушают и исполняют романсы, готовят презентации.
Интернет-ресурсы позволяют проводить заочные экскурсии. К сожалению, наш поселок находится далеко от крупных историко-культурных центров, поэтому заочные экскурсии позволяют хотя бы визуально познакомиться с памятниками истории и культуры.
На уроках истории и обществознания провожу деловые игры. Несомненно, подготовка учителя и учащихся к таким урокам занимает много времени, однако эффект, при хорошей подготовке, всегда положительный. Учащиеся сами распределяют роли, контролируют и планируют свою деятельность. Наиболее целесообразно проводить деловые игры в 9-11 классах.
Прием театрализации. Например, учащиеся произносят речь какого-то лидера или разыгрывают сцену социального конфликта. Данный прием позволяет детям пережить те чувства, которые переживали наши предки, высказать мнение, как бы лично они поступили в конкретной ситуации.
Во внеурочной деятельности использую следующие методы и приемы:
Классные и общешкольные мероприятия. Особый интерес вызывают у учащихся и запоминаются те мероприятия, в которых они сами принимают активное участие. Особенно удачно проходят классные часы, посвященные Дню героев Отечества, Дню Конституции, Дню защитников Отечества, Дню Победы.
Сотрудничество с органами местного самоуправления. Я сама являюсь депутатом районного Собрания депутатов, после очередных сессий рассказываю учащимся о главных событиях, происходящих в поселении, районе, области. Совместно с главами поселения и района проводу классные часы и уроки. Наиболее интересно такие встречи проходят в кабинете Собрания депутатов. Детям нравится сидеть в депутатских креслах, беседовать с депутатами и главами о жизни в районе наравне со взрослыми. В последнее время старшеклассники в своих исследовательских работах все чаще стали затрагивать темы, связанные с местным самоуправлением. Как представителю палаты молодых депутатов, мне интересно работать с такими учащимися, возможно, именно они и есть кадровый потенциал района в ближайшем будущем.
Вожатская работа в начальных классах и детском саду. Младшим школьникам и дошкольникам более интересен и доступен материал, который рассказывают не взрослые, а ребята из старших классов. Интересно проходят игры и конкурсы, связанные с изучением символики страны и родного края, беседы о знаменитых людях и городах-героях.
Сотрудничество со студентами, воинами-интернационалистами, ветеранами военных действий.
Проведение социально значимых акций («Чистый обелиск», «Вахта памяти», «Забота»).
В результате работы по формированию гражданско-патриотического самосознания отмечаю следующие положительные результаты:
- молодежь активно участвует в социально значимых акциях, интересуется жизнью района, области и страны в целом;
- высокий процент голосования молодежи на выборах;
- повышение интереса к службе в российской армии.
Считаю, что, несмотря на проблемы в современном российском обществе, несовершенство программ по истории и обществознанию, недостаточное количество часов в неделю по данным предметам, работу по формированию гражданско-патриотического самосознания нужно проводить, воспитание гражданственности, патриотизма – наша главнейшая задача.
Литература
Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7
Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений РФ. Инструктивное письмо министерства образования РФ №13-51-08 от 15.01.2003 г. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2002. №4
Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9