Презентация:Формирование ценностных основ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования средствами краеведения
Формирование ценностныхоснов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования средствами краеведения Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 45» Белгорода Автор: Белоусова Раиса Васильевна, учитель начальных классов Э П И ГР А Ф Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. МАКАРЕНКО Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Невозможно заставить ребенка любить, уважать, приказать – быть добрым. Невозможно насильственным взаимодействием, с позиций карающей силы воспитать духовно-нравственную личность. Каким же путём возможно эффективно решать актуальную воспитательную задачу? Эффективный стратегический путь - развивающее воспитание, создающее условия для свободного развития личности, воспитание, основанное на единстве личностного, деятельностного и ценностного компонентов воспитательного процесса. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д.), который меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию эклектичного мировоззрения, потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.Современный ребенок живет иллюзией свободы. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Именно поэтому в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Закона «Об образовании» Основы ФГОС Основы ФГОС Основы ФГОС Основы ФГОС П Р О Г Р А М М Ы 1. Концепция программы "Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области". Постановление правительства Белгородской области от 9 июня 2006 г. N 130-пп Белгород. П Р О Г Р А М М Ы 2. Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся МБОУ СОШ № 45 г.Белгорода. Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Духовность и нраственность Нравственность, по значению – набор нравов. Нрав – способ поведения. Нравственность лежит в сфере деятельности людской и есть исполнение правил поведения в обществе.Духовность – это слово, происходящее от слова «дух». Это внутренняя мотивация, реальные цели и отношения, которые наружно могут и скрываться. Ценности формируются в процессе духовно-нравственного развития и воспитания. духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Краеведение – это наука, которая изучает особенности природы, населения, виды деятельности людей небольшой территории, знакомит с «малой родиной . Д.С. Лихачёв писал: «Человеку тесно жить только в настоящем. Нравственная жизнь требует памяти о прошлом и сохранения памяти на будущее … Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры ...». Родина для каждого из нас начинается с родного края. С того местечка, где ты родился и вырос. Сегодня, когда укрепляется российская государственность, растёт роль «провинции», когда возрастает интерес россиян, молодёжи к своему историческому прошлому, народным обычаям и традициям, неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле… Его воздействие велико и на разум наш и на душу». Направления воспитательной работы«Духовно-нравственных ценностей» Цель: Формирование духовно-нравственных ценностей как процесс гармонизации внутреннего и внешнего мира человека.Способствовать формированию у учащихся культуры общения, культуры речи, экологической культуры, толерантности;Способствовать формированию уклада школьной жизни;Способствовать формированию умения противодействовать асоциальным проявлениям; знание правовых норм поведения и руководство ими в повседневной жизни, формирование правовых норм поведения и правовой культуры, культуры чтения, музыки, искусство, уклад школьной жизни, правила поведения;Формы работы: встречи, экскурсии, конкурсы, проекты, посещение учреждений культуры. Подходы к воспитаниюдуховно-нравственных ценностей Направлениядуховно-нравственного воспитания средствами краеведения 1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): Виды деятельности школы 1) Урочная деятельность2) Внеурочная деятельность3) Внешкольная деятельность Система Учебная деятельностьОРКСЭ Окружающий мир Литературное чтение ИЗО Русский языкТехнологияФизкультураМузыка Система 2.Внеурочная деятельностьАзбука православной культурыКлассные часыУтренняя гимнастикаПраздникиЭкскурсииБеседыВстречиТеатрыБиблиотекиСоревнованияКружки, секции Система 3.Внешкольная деятельностьУчастие в озеленении своего двораСоздании книги памяти своего районаУчастие в районных городских конкурсахУчастие в акцияхСубботники Система4. Работа с родителями Кого мы воспитываем? Как представить нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника? Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится примерно следующее. Добрый, не причиняющий зла живому. Честный и справедливый. Любящий и заботливый. Трудолюбивый и настойчивый. Творящий и оберегающий красоту мира. Стремящийся к знаниям и критично мыслящий. Смелый и решительный. Свободолюбивый и ответственный. Самостоятельный и законопослушный. Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой. Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам. Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России). Толерантный (уважающий других, не похожих на него). Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться. Краеведение призвано готовить учащихся к вступлению в жизнь, способствует тому, чтобы учащиеся после окончания учебных заведений возвращались работать на местные предприятия.Краеведение создает условия для:организации работ исследовательского характера, что способствует развитию творческих способностей, - личностного самоопределения учеников;- для воспитания патриотических чувств, любви к своему краю и своей Родине;- для эстетического воспитания: учит находить в окружающем красоту природы. - для формирования связи теоретических знаний, приобретаемых в школе, с практическим их применением и формированием общей культуры. Зачем нужно заниматься краеведением? Список используемых источников Белгородский краеведческий вестник – Белгород; изд. БелГу, 2002 – вып. 2. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.Очерки краеведения Белгородчины. Учеб. пособие./Под. ред. В.А. Шаповалова. Белгород, 2000.