Выступление на методическом объединении «Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников через технологию проблемного диалога».
Выступление на методическом объединении «Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников через технологию проблемного диалога».
Учитель начальных классов – Муравьева О.Н.
«Я ничему не учу своих учеников, я лишь создаю условия, в которых они сами научатся».
Согласитесь, слова великого Энштейна актуальны для современной системы образования как никогда.
Результаты проводимых за последние два десятилетия Международных сравнительных исследований качества школьного образования показали, что российские школьники лучше учеников из многих стран мира выполняют задания на проверку предметных знаний и умений. Однако при выполнении заданий в необычной, нестандартной форме, заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, результаты наших школьников оказываются ниже.
Получается, что владея знаниями, наши выпускники не могут и не умеют ими воспользоваться!
В современном же обществе востребована социально активная, творческая личность, способная самостоятельно решать проблемы и лично отвечать за свои действия. Таким образом, результат образования сегодня должен измеряться не объёмом полученных знаний, а уровнем развития метапредметных способностей, которые позволят эти знания использовать для решения практических жизненных задач.
Именно поэтому Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования ставит перед учителем задачу формирования у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
«Человек развивается только в результате собственной деятельности» говорил Лев Семенович Выготский.
И не случайно в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, который имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний.
Существует несколько технологий деятельностного типа. Решать поставленные задачи по формированию творческой, активной, готовой к самостоятельному обучению личности мне помогает Технология проблемного диалога.
Таким образом, тема моего выступления:
«Реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников через технологию проблемного диалога».
Цель, которую я поставила: раскрытие возможностей использования технологии проблемного диалога на уроке.
Задачи:
1. Познакомить с приёмами создания проблемных ситуаций на уроках;
2. Показать их применение на этапе создания проблемной ситуации;
3. Предложить учителям использовать данные приемы в работе.
В чем же специфика построения уроков по данной технологии? Проблемный диалог превращает преподавание в творческий процесс, а творчество в любом деле начинается с вопросов и поиска ответов на них.
Алгоритм построения такого урока представлен на слайде. Модель может варьироваться в зависимости от цели, задач урока.
В своем выступлении я поделюсь опытом создания проблемных ситуаций на первом этапе урока - этапе постановки учебной проблемы.
Существует несколько приемов создания проблемных ситуаций.
Прием 1.
Предъявить ученикам противоречивые факты, суждения, теории, мнения.
Данный прием я часто применяю на уроках окружающего мира.
Например, дети рассматривают иллюстрации «Мир по Птолемею» и «Мир по Копернику» и читают подписи к ним. Я спрашиваю детей, что их удивило, что интересного заметили. Дети замечают, что у Птолемея Солнце вращается вокруг Земли, а у Коперника наоборот. У детей возникает вопрос, кто из ученых прав. Из вопроса учащимися формулируется тема урока: «Строение Солнечной системы»
Прием 2.
Столкнуть разные мнения учеников.
Этот прием лучше использовать на уроке русского языка. Например, при изучении темы «Сложные слова» на доске записано слово мухоловка. Вызываю двух учащихся и предлагаю выделить корень.
Один ученик выделяет один корень. Второй ученик выделяет два корня.
Разные мнения вызывают реакцию удивления: задание было одно, а выполнили его по-разному. После осознания противоречия учащимися формулируется тема урока.
Прием 3.
Столкнуть житейское представление учеников и научный факт. Внимание на экран.(видео)
На уроке окружающего мира детям дается задания назвать отличительный признак птиц. Дети отвечают, что птицы умеют летать. Тогда я демонстрирую слайд с изображением летучей мыши, бабочки. После обсуждения задаю вопрос: «Как вы думали сначала?» «А как оказалось на самом деле?» Какой возник у вас вопрос?» Формулируется тема урока: «Кто такие птицы?»Прием 4.
Предъявить задание «с затруднением», когда задание учителя ученики выполнить не могут.
На мой взгляд, данный прием лучше использовать на уроках математики и русского языка.
Например, при изучении темы: Число имен существительных на доске записаны слова: дерево, птица, мёд, молоко, пирог, доброта.
Даю задание: поставьте и запишите данные имена существительные в форме множественного числа.
Ребята сталкиваются с проблемой невозможности выполнения части задания.
Прием 5.
«Яркое пятно» -наверняка, многие используют в своей практике. Формулирование темы урока предваряется каким-либо интересным материалом, например, загадкой, грамматической сказкой, веселыми задачами Григория Остера.
Это были приемы, которые я применяю для создания проблемных ситуаций. Каждый из данных приемов завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который они поставили сами. Ученики стремятся изучить тему, которую они лично сформулировали. Любым из данных приемов я стараюсь вызвать у детей интерес к новому материалу, который предстоит изучить.
Проблемно-диалогическая технология позволяет мне применять в работе различные формы обучения: фронтальную, групповую, индивидуальную. Универсальность этой технологии в том, что ее можно использовать на любом этапе урока любого предмета и на любой ступени обучения. Более полную информацию о технологии проблемного диалога вы можете узнать из буклета, представленного мной на школьном педагогическом совете, на котором я делилась опытом работы.
Применение технологии проблемного диалога позволяет развивать у обучающихся позицию активного деятеля, развивает целеполагание, учит планированию и контролю, развивает умение осознавать и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, учит сравнивать, анализировать, обобщать, следовательно, формирует УУД.
Вопрос, который заинтересовал на уроке, можно перенести во внеурочную деятельность.
Например, моим ученикам понравилась работа в рамках проекта «Энциклопедия одного слова». На уроке русского языка после изучения раздела детям предлагается «копилка слов», из которой ученики, объединившись в группы, могут выбрать понравившееся и с опорой на план-схему составить «энциклопедию слова». А затем, обычно в конце четверти, проходит презентация детских работ, иногда в присутствии родителей или учеников другого класса.
Работа над этим проектом обогащает словарный запас обучающихся, формирует умение работать с различными источниками информации; развивает умение планировать и контролировать свою деятельность, здесь школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли. И таким образом, работа над этим проектом также способствует формированию УУД. №
Мною был обобщен опыт работы на городском семинаре для молодых специалистов. Я участвую в работе школьных, городских семинаров, делюсь опытом работы на школьном методсовете, методобъединении.
Проблемный диалог для учителя-это ключ к успеху и творчеству; для учеников- интересный и понятный урок; для образования- реализация деятельностного подхода в обучении.
Я считаю эту тему плодотворной и продолжаю над ней работать.
И вслед за Альбертом Эйнштейном, мне хочется сказать: «Я ничему не учу своих учеников, я лишь стараюсь создавать условия, в которых они сами научатся».