Реализация принципов духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ на уроках общеобразовательного цикла


РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ №27 г. БРАТСКА на уроках общеобразовательного цикла
Работа по духовно-нравственному воспитанию в коррекционной школе проводится комплексно и всесторонне, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Это длительный и кропотливый труд всех работников школы на всех этапах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Отдельно остановимся на урочной деятельности: предметах общеобразовательного цикла.
Начальное звено.
В начальной школе духовно-нравственное воспитание осуществляется через уроки чтения, русского языка, математики, знакомство с окружающим миром, ручного труда.
Уроки чтения.
Благодатный материал воспитания имеют уроки чтения. Практически все разделы учебной программы имеют духовно-нравственную и морально-этическую направленность. Особенно при изучении разделов:
«Учимся трудиться»
«Люби всё живое»
«Что такое хорошо»
«Будем делать хорошо и не будем плохо»
«На пользу и славу Отечества»
«Народные сказки»
«О школе и школьниках»
«Трудолюбие – это клад»
«Вот так история»
«Ребятам о зверятах»
«И снова в школу…»
«Ежели вы вежливы»
«Умелые руки не знают скуки»
«Волшебница зима»
Методы и приёмы работы:
чтение и анализ поступков героев;
составление «портретов» положительных и отрицательных героев;
сравнительная работа: «Я и герой » (нахождение общего и различного, положительного и отрицательного);
самоанализ собственных поступков и своих товарищей;
работа над самокритикой «Как вы думаете, кто похож на героев из нашего класса? Чем?», «Про кого написан этот рассказ?» и пр.;
беседы и работы с пословицами и поговорками нравственного содержания;
!! ведение словаря положительных качеств (ученика и героев рассказов) или экрана поведения;
создание условий для стимулирования нравственности;
упражнения, игры нравственного содержания;
анализ проблемных ситуаций;
элементы соревнований;
работа в парах, тройках, группах;
Уроки русского языка
На уроках русского языка духовно-нравственное воспитание осуществляется при изучении разделов:
«Большая буква в именах собственных, фамилиях, кличках»;
«Предложение»
Методы и приёмы работы:
составление предложений по сюжетной картине о трудовых делах ребят, о правилах личной гигиены и ЗОЖ;
работа с пословицами и поговорками;
использование текстов нравственного содержания;
расширение словарного запаса при изучении слов нравственного содержания.
Рассказ и беседы.
Уроки развития устной речи и знакомство с окружающим миром
На этих уроках учащиеся изучают предметы и явления ближнего окружения, малую родину (семья, школа, город, парк, улицы города и пр.)
Методы и приёмы работы:
тематические беседы;
рисование на основе бесед по сюжетным картинам и текстам;
составление рассказов или их дополнение;
разгадывание кроссвордов, чайнвордов;
игры «Польза - вред», «Верно - неверно»;
выполнение тестов по пройденным правилам и знаниям;
практикумы
упражнения на прогнозирование, восстановление причинно-следственных связей;
составление знаков к указанному правилу;
опыты.
Уроки математики
Реализация задач духовно-нравственного воспитания на уроках математики происходит через содержательный материал «текстовых» задач, исторические сведение, различного рода приложения и т.п.
Методы и приёмы работы:
упражнения, ребусы
анализ текстовых задач нравственного содержания «Помощь животным», «Полёт в космос» и др.
постановка проблемных ситуаций;
структурирование всего урока в целом.
дидактические игры.
Уроки ручного труда и рисования
На уроках ручного труда и рисования на эстетическое, духовное и нравственное воспитание оказывают беседы об изобразительном искусстве, о народных промыслах людей. Главная задача: научить понимать прекрасное и красоту окружающего мира, повседневной жизни, труда, ценить и уважать свой и чужой труд.
Методы и приёмы работы:
экскурсии;
игры-путешествия;
практические упражнения;
анализ сюжетных картин и практических ситуаций;
иллюстрация, демонстрация;
работа с технологическими картами.

Среднее и старшее звено
УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
Методы и приёмы работы:
На уроках русского языка задачи духовно-нравственного воспитания реализуются посредствам:
работы с текстами нравственного содержания;
анализ пословиц и поговорок;
работа со словарными словами;
упражнения;
приучения;
написание диктантов патриотической и духовно-нравственной направленности – « Моя малая родина», «Полководец А. Суворов», «Как мы спасали птиц», «Помоги другу», «Береги лес», «Заботливые внуки».
восстановление смысла нарушенного текста;
вопросы к тексту;
практичность теории (жизненная история, подтверждающая важность умения);
организация работы в группах.
УРОКИ ЧТЕНИЯ
На уроках чтения дети знакомятся с произведениями, которые имеют глубокий нравственный характер.
Например, рассказ Г. Паустовский «Телеграмма», И. Панькин «Легенды о матерях», В.Осеева «Бабка» - уважительное отношение к родителям;
В. Астафьев «Гуси в полынье», «Белогрудка», Г.Паустовский «Заячьи лапы», В. Чаплина «Кормушка» - милосердие, любовь к животным;
В. Короленко «Слепой музыкант» - терпимое отношение к людям с физическими недостатками;
В. Короленко «Дети подземелья».Р.Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви» - дружба, первая любовь, отношение отцов и детей.
Басни Крылова, народные сказки – высмеивают человеческие пороки;
Произведения об исторических и военных событиях - честь и доблесть, героизм, патриотизм, уважительное отношение в истории Родины.
Методы и приёмы работы:
сравнение образов, созданных писателями и реальных людей;
анализ нравственных поступков, ситуаций героев произведений;
написание отзывов о прочитанных произведениях;
обобщающие беседы.
УРОКИ МАТЕМАТИКИ
Реализация задач духовно-нравственного воспитания на уроках математики имеет в себе специфическую трудность, причина которой заложена в абстрактном характере математической науки. Однако на уроках математики ученики не всё время сосредоточены на её абстрактной сущности. Практически каждый урок оснащается и иллюстрируется различным конкретным содержанием. Сюда входит содержательный материал «текстовых» задач, исторические сведение, различного рода приложения и т.п. Погрузиться в прошлое, реально представить картины былых событий помогает математика.
Методы и приёмы работы:
моделирование практических ситуаций;
анализ текстовых задач;
решение задач практической направленности;
тестирование;
работа в парах, группах;
игры-соревнования;
решение кроссвордов, головоломок;
фиксирование внимания учащихся на фактах и цифрах, поддерживающих и укрепляющих уважение и любовь к истории нашей страны;
использование электронно-образовательных ресурсов;
базовый лист опроса.
УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
На данных уроках учащиеся учатся понимать прекрасное, развивают способность понимать и оценивать красоту окружающей действительности.
Методы и приёмы работы:
чтение стихов для передачи настроения в своей работе;
экскурсии;
игры-путешествия;
коллективные творческие работы;
использование музыкальных фрагментов;
ситуация успеха;
обращение к личному опыту учащихся;
анализ практических ситуаций;
самоанализ своей работы.
УРОКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На уроках физкультуры у школьников раскрывается характер, развиваются чувства коллективизма и патриотизма, упорство и настойчивость, смелость и честность, происходит становление духовных и физических качеств личности.
Методы и приёмы работы:
соревнования;
комплексные уроки;
спортивные игры и упражнения;
участие в тематических мероприятиях (например, правила построения ко Дню защитника Отечества и пр.);
сюжетные игры;
знакомство с историей возникновения спортивных игр.
УРОКИ МУЗЫКИ
Музыка и пение являются мощным средством духовно-нравственного воспитания, поскольку она способна эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Музыка – носитель ценности, объект познания, условие благоприятного психологического климата в классе, способствующее раскрепощению ребят.
Методы и приёмы работы:
общешкольные праздники и линейки;
знакомство с музыкальной литературой (жизнь и творчество композиторов, истории создания песен, музыкальных произведений и проч.);
пение песен патриотического содержания;
знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
словесные пояснения, ознакомительные беседы;
обобщающие беседы;
творческая деятельность через игры на народных инструментах.
УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ
Методы и приёмы работы:
упражнения;
общественно полезный труд;
предварительное планирование хода работы;
работа с технологическими картами, чертежами, схемами;
установление различных причинных зависимостей (например, причины брака изделий, причин неполадок в работе машинного оборудования, возможности ускорения хода работы и т.п.)
саморегуляция и самооценка своей работы;
беседы, посвященные профессиям;
участие в ярмарках труда, конкурсах;
экскурсии на предприятия;
временный (сезонный) труд.
УРОКИ РИТМИКИ
Музыкальный материал и выразительность движений уроков ритмики также способствуют всестороннему развитию личности учащихся, являются средством духовно-нравственного и эстетического воспитания школьников.
Методы и приёмы работы:
инсценировка песен и сказок;
создание в группах танцевальных композиций;
анализ и сравнение поступков героев сказок и песен;
придумывание новых вариантов игр;
рассказ о традициях, истории возникновения и развития танцевального искусства в России;
воспитание потребности в ЗОЖ;
эстафетные соревнования;
групповые виды деятельности.
УРОКИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
На историю, как учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить духовные богатства народа, которые накоплены человечеством за всю историю его развития, понять взаимосвязь каждого человека с общепринятыми нравственными и духовными законами.
Методы и приёмы работы:
рассказ, беседа, пояснение;
убеждение;
возрастно-оценочные методы;
одобрение и осуждение поступков, положительных и отрицательных качеств личности;
чтение рассказов патриотического содержания;
словарная работа по историческим терминам и событиям;
включение дополнительных текстов для анализа учениками;
постановка нестандартных вопросов;
составление памяток-наставлений, в которых систематизируется исторический опыт анализа нравственных качеств;
составление заданий, ориентированных на нравственный поиск ответа.
УРОКИ ГЕОГРАФИИ
География, как и биология, является предметом, направленным на понимание человеком важности взаимодействия с природой, и, если биология рассматривает человека и природу как единое целое, то география видит человека как действующий фактор. Здесь важно показать ответственность человека за его действия, за загрязнение окружающей среды, за уничтожение природных богатств и проч.
Методы и приёмы работы:
чтение рассказов и статей;
показ фотографий, слайдов и видеофильмов;
тематические праздники;
научно-практические конференции;
олимпиады;
групповая работа (в парах, микрогруппах);
обобщение личного опыта и полученных знаний – написание рефератов или небольших сообщений;
осуществление межпредметных связей с историей, чтением, биологией, трудовым обучением;
постановка проблемных ситуаций;
привлечение учащихся к визуальной информации и мультимедийным технологиям.