Реферат по теме Требования к организации учебной деятельности при проблемном обучении


ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Английский язык: лингвистика и межкультурные коммуникации»
По теме:
«Требования к организации учебной деятельности при проблемном обучении»
Исполнитель:
Леонова Юлия Юрьевна
Москва 2016год
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной  работы была выбрана в связи с широким внедрением и использованием в организации учебной деятельности технологии проблемного обучения в образовательный процесс. Данная тема является актуальной, так как вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому, какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности. Оно направленно на то, чтобы сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, а также достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Сущность проблемного обучения
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций».
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация.
В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:
- процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
- проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
- условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
- закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
Основные категории проблемного обучения
Основные категории проблемного обучения: «проблемная ситуация», «учебная проблема», «проблемная задача», «познавательная задача», «проблемный вопрос», «проблемное задание», «способ разрешения проблемной ситуации».
Проблемная ситуация – особый вид мыслительной деятельности, связанной с выполнением учащимися задания, которое требует приобретения новых ранее неизвестных ему знаний или овладения ими новыми способами действияявляется центральным звеном в структуре процесса проблемного обучения. Проблемная ситуация затрагивает познавательную и мотивационно-эмоциональную сферу личности, отражает субъективную неопределенность целей, условий, способов и средств деятельности, проявляется в познавательном затруднении школьника.
А. М. Матюшкин в структуру проблемной ситуации включает три компонента:
- познавательную потребность, побуждающую к интеллектуальной деятельности;
- неизвестное достигаемое знание или способ действия;
- интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Учебная проблема – форма проявления логико-психологического противоречия процесса усвоения, определяющая направление умственного поиска, пробуждающая интерес к исследованию, объяснению сущности неизвестного и ведущая к усвоению нового понятия или нового способа действия.
Формы предъявления учебной проблемы. Формами предъявления учебной проблемы учащимся могут быть проблемная (поисковая) познавательная задача, проблемный вопрос, проблемное задание (теоретическое или практическое).
Познавательная задача. При решении любой задачи (теоретической, практической, конструкторской и др.) ученик помимо основного получает и познавательный результат: знания о каком-либо конкретном явлении или вопросе и способах его решения. Поэтому любая задача носит познавательный характер. Но по своему содержанию задача может быть проблемной и непроблемной. Внутренняя структура непроблемной задачи характеризуется тем, что содержание данного и искомого не новы для ученика в принципе, новыми являются только факты (например, цифры); путь решения этих задач известен ученику. Если путь решения задачи неизвестен ученику – такие задачи называют проблемными или поисковыми, или просто познавательными.
Проблемный вопрос. Особенностью проблемного вопроса, в отличие от информационного, является то, что он ориентирован на противоречивую ситуацию и требует от учащихся определенных действий по приобретению новых знаний. По определению А. М. Матюшина, «проблемный вопрос – это вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия».
Проблемное задание. Учебные задания – это любой вид поручения учителя учащимся выполнить какие-либо учебные (теоретические или практические) действия. Задание является проблемным, если оно нацеливает ученика на действия, вызывающие у него потребности в новых знаниях и способах, без которых задание не может быть выполнено.
Организация проблемного обучения
Проблемный подход к содержанию учебного материала. При конструировании содержания проблемного обучения в процессе подготовки к уроку учителю, по мнению М. И. Махмутова, необходимо проанализировать учебный материал со следующих точек зрения:
а) научной(выделение основных понятий, их взаимосвязи);
б) психологической(предвидение реакции на выдвижение проблем);
в) логической(варианты последовательной постановки вопросов, задач, заданий);
г) дидактической(выбор приемов и методов создания проблемных ситуаций);
д) воспитательной значимости материала.
Критерий выделения учебных проблем. В связи с этим возникает вопрос: какие объективные критерии необходимо положить в основу вычленения наиболее важных для развития и воспитания учащихся учебных проблем, заключенных в самом содержании учебного материала? В качестве таких критериев выделяются следующие:
- мировоззренческие вопросы, моральные, общественно-исторические, естественнонаучные, литературоведческие и другие проблемы изучаемых наук;
- ведущие идеи, методы и понятия науки;
- проблемные вопросы и поиск путей их решения в истории науки;
- проблемные вопросы и методы современной науки;
- практические проблемы (В. Н. Максимова).
Правила создания учебных ситуаций. Важным аспектом организации проблемного обучения являются знание и соблюдение учителем правил создания проблемных ситуаций. Такие правила сформулированы А. М. Матюшкиным в работе «Проблемные ситуации в мышлении и обучении». К ним относятся:
1. Чтобы создать проблемную ситуацию, учащимися следует предложить такое задание, выполнение которого потребует открытия новых знаний и овладения новыми умениями.
2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
3. Проблемное задание дается до объяснения учебного материала, это могут быть задания на усвоение нового материала, его закрепление и практическое применение.
Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана разными типами заданий.
Моделирование и прогнозирование предстоящей меж-субъектной учебной деятельности как условие успешной организации проблемного обучения. Особенность проблемного обучения заключается в изменении функций субъектов учебного процесса.
Основная функция учителясостоит в создании проблемных ситуаций и управлении познавательной деятельностью школьников по разрешению учебных проблем. Это обеспечивается делением учебного материала на части и последовательным включением школьников в решение учебных проблем.
Действия ученика в условиях проблемной ситуацииосуществляются, как правило, по следующим этапам:
а) анализ проблемной ситуации, использование известных способов действия; осознание и принятие проблемы; решение проблемы;
б) выдвижение гипотезы;
в) доказательство гипотезы;
д) проверка правильности решения.
Управление учителем деятельностью учащихся в процессе поэтапного решения проблемной задачи дает возможность получения обратной информации по каналам внутренней и внешней связи, вносить своевременно поправки и коррекцию в учебный процесс, что является одной из характерных особенностей педагогических технологий.
Пути реализации проблемного обучения
Проблемное обучение осуществляется с помощью проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов обучения. Степень познавательной самостоятельности школьников при использовании этих методов различна.
Проблемное изложение. Сущность этого метода состоит в том, что учитель, поставив проблему, вскрывает ее внутренние противоречия, рассуждает вслух, высказывает предположения, формулирует гипотезу, показывая, как шла мысль человека к открытию истины. Таким образом, проблемное изложение дает учащимся образец научного поиска. Учащиеся вовлекаются в мыслительную деятельность: контролируют убедительность мысли учителя, логику и доказательность рассуждений, усваивают этапы решения целостных проблем.
Дидактическое значение проблемного изложения знаний состоит в том, что оно делает знания учащихся о сущности изучаемых явлений и закономерностей более доказательными, а знания – более осознанными; учит мыслить научно, диалектически, повышает интерес учащихся к излагаемому материалу. Вместе с тем проблемное изложение имеет и свои недостатки. Здесь по-настоящему активен только учитель, учащиеся являются пассивными соучастниками поисков истины.
Частично-поисковый (эвристический) метод характеризуется привлечением учащихся к частичному поиску знаний в момент изложения их учителем. Например, ученикам предлагается высказать предположение, объяснить факт, доказать правильность той или иной мысли посредством несложного опыта или рассуждения, сделать вывод из опыта, показанного учителем в ходе изложения знаний. Назначение частично-поискового метода – постепенное приобщение школьников к самостоятельному решению учебных проблем.
При частично-поисковом методе учитель конструирует проблемное задание и предварительно планирует участие школьников в выполнении шагов поиска. С этой целью он расчленяет проблемную задачу на серию взаимосвязанных вопросов. Каждый из вопросов или их часть представляют подпроблемы, которые требуют от школьников не только воспроизведения своих знаний, но и осуществления небольшого творческого поиска. В итоге все намеченные шаги поиска последовательно должны привести к решению проблемы.
Деятельность учащихся состоит в том, что они воспринимают и осмысливают проблемное задание в целом, актуализируют необходимые для его выполнения знания и последовательно решают поставленные учителем вопросы, осуществляя самоконтроль и мотивируя свои действия. Следовательно, школьники включаются в поисковую деятельность, но реализуют ее не вполне самостоятельно, так как каждый шаг направляется учителем.
Таким образом, частично-поисковый метод обеспечивает постепенное формирование у учащихся обобщенных способов решения учебных проблем: умения выполнить отдельные этапы исследования, делать выводы, высказывать предложения и т. д. При этом целостное решение проблемы отсутствует, деятельность школьника не предполагает планирования этапов исследования (решения), соотнесение этапов между собой. Все это делает учитель.
Исследовательский метод – способ организации учебной работы, при котором учащиеся знакомятся с научными методами добывания знаний, овладевают умением добывать новые знания, планировать поиск, открывать новую для себя истину или закономерность. Главное назначение исследовательского метода – организация поисково-творческой деятельности учащихся по решению учебных проблем.
Функция учителя при использовании исследовательского метода заключается в построении системы таких проблемных заданий для самостоятельного исследования, в объективной структуре которых спроектированы условия происхождения тех мыслительных способностей учащихся, которые предстоит сформировать в реальном учебном процессе.
Все задания исследовательского типа должны быть доступны учащимся и вписываться в контекст учебной программы и логику учебного процесса. Целостное выполнение учащимися проблемных заданий обеспечивает не только развитие у школьников осознанных глубоких знаний, но и овладение методами научного познания, формирование интереса к предмету и потребности в творческой деятельности.
Методы реализации проблемного обучения целесообразно использовать в тесной взаимосвязи: проблемное изложение знаний и частично-поисковые методы предшествуют и сопровождают применение исследовательского метода.
Развивающая функция проблемного обучения реализуется по-разному на его различных уровнях, которые соответствуют разным методам.
Т. В. Кудрявцев выделяет четыре уровня проблемного обучения.
Первый – проблемное изложение, при котором движение мысли школьника должно совпадать с движением мысли учителя, раскрывающего процесс рождения знания в науке.
На втором уровне учитель создает проблемную ситуацию, а проблема формулируется и решается учащимися при его помощи.
На третьем уровне проблемная ситуация полностью разрешается самими учащимися.
На четвертом уровне школьник сталкивается с необходимостью самостоятельно усмотреть проблему, поставить ее и разрешить.
В опыте российских педагогов широко используются наряду с названными методами различные приемы проблематизации обучения. К числу приемов создания проблемных ситуаций относятся следующие:
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
Прием столкновения житейских знаний с научными.
Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
Показ значимости изучаемого вопроса путем решения задач, имеющих практический характер.
Организация предварительных практических работ учащихся, выполнение которых способствует формированию познавательной потребности, и т. д.
Раскрытие реальных проблем, имеющих личностную значимость для учащихся.
Концепция проблемного обучения не получила массового распространения в системе российского образования. По мнению отечественного ученого-педагога М. И. Махмутова: основная масса учителей «до сих пор работает по старинке: рассказывают, объясняют, опрашивают, ставят отметки... ». Вместе с тем проблемная ориентация образовательного процесса, заключающая в себе огромный развивающий потенциал, воплощается сегодня в инновационно-поисковом подходе, который способствует преобразованию традиционного обучения в продуктивную деятельности школьников. Обобщенной базовой моделью в рамках поискового подхода является модель обучения как творческого поиска: от видения и постановки проблемы к выдвижению предположений, гипотез, их проверке, познавательной рефлексии над результатами и процессами познания.
Успешность реализации обучения на проблемной основе обусловливается во многом соблюдением требований к содержанию учебного материала, а также соответствующей подготовкой учителя. Проблемное обучение особенно эффективно:
а) когда содержание учебного материала имеет преимущественно теоретический характер и направлено на формирование у учащихся понятий, системы знаний о законах и теориях изучаемой науки;
б) когда содержание учебного материала логически продолжает ранее изученное, на базе которого школьники могут принять участие в самостоятельном поиске новых знаний;
в) когда содержание учебного материала доступно для самостоятельного поиска учащимися (Ю. К. Бабанский).
Применяется проблемная технология лишь в тех случаях, когда учащиеся подготовлены учителями к деятельности по разрешению проблемных ситуаций. Важным условием организации проблемного обучения является специальная система подготовки учителя к уроку и, в частности, в конструировании специальных целостных обучающих систем, включающих следующие элементы, имеющие специфическое функциональное назначение:
1) цели обучения, направленные на формирование и развитие творческой личности путем овладения школьниками опыта творческой учебно-познавательной и практической деятельности в процессе усвоения новых знаний;
2) учащиеся, основная задача учебной деятельности которых заключается в самостоятельном решении поставленных учителем учебных проблем;
3) педагоги, ведущей функцией которых является создание проблемных ситуаций;
4) проблематизированноесодержание образования;
5) формы организации обучения– проблемные уроки, домашние задания и т. д.;
6) способы осуществления дидактического процесса– проблемное изложение, эвристический, исследовательский методы.
Необходимо учитывать также и следующие требования к подготовке учителя:
- уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме;
- выполнять функцию координатора и партнера; стимулировать;
- творческое мышление учащихся при помощи умело поставленных вопросов;
- проявлять терпимость к ошибкам учеников и др.
Разработанная в отечественной дидактике концепция проблемного обучения получила сегодня углубленное развитие, стала одной из теоретических основ разработки инновационных подходов к обучению, реализации этих идей в образовательной практике.
Достоинства и недостатки проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения.
Заключение
Из всего выше написанного можно сделать следующие выводы. В современный образовательный  процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности.
Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.
В результате написания работы, на основании вышеизложенного материала, можно сделать следующие выводы.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности.
Проблемное обучение призвано для реализации трёх основных целей:
Первая цель - сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Третья цель - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Достоинства: обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся.
Недостатки: в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения
ЛИТЕРАТУРА
1. Болатаева В.Н.Урок математики во 2 классе. //Начальная школа, -1999.-№7.-с.121-124.
2. Бурдов Г.И. Почему забывают о проблемном обучении.//Открытая школа.-2002.-№6-с.12-14.
3. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе: Учебное методическое пособие для студентов-заочников 2-3 курсов педагогических институтов.-М.: Просвещение,1984.-30с.
4. Ермаков Д. Обучение решению проблем. //Народное образование.-2004.-№9.-с.38-43.
5. Кириллова Г.Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения.: Учебное пособие/ Кириллова Г.Д.; Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Грцена.-Л.: ЛГПИ,1976.-147с.
6. Селевко Г.К.проблемное обучение/ Г.К.Селевко//Школьные технологии.-2006.-№2.-с.61-66.
7. Бейзеров В.А.Проблемное обучение.// Образование в современной школе.-2005.-№12.-с.48-52.
8. Лобашев В.Д.Характеристики проблемно-задачного обучения// Школьные технологии.-2004.-№4.-с.163-176.
9. Лобашев В.Д.Характеристики проблемно-задачного обучения// Школьные технологии.-2004.-№5.-с.181-197.
10. Бейзеров В.А. Проблемное обучение// Образование в современной школе.-Б.М.-2005.-№12.-с.48-52.
11. Китанина Т.В.Проблемный подход к обучению на уроках информатики. Учительская кухня.// Начальная школа плюс до и после.-Б.М.-2004.-№1.-с.44-46.
12 Демидова Т.Е., Козлова .СА., Тонких А.Л. Моя математика. //Учебники для 2-го класса. Ч. 2. - М.-2005.-с.120-121.
13. Демидова Т.Е., Козлова СА., Тонких А.П. Моя математика. //Учебники для 3-го класса. Ч. 2. - М.- 2005.-с. 105-110.
14. Мельникова Е.Л., Технология проблемного обучения/Школа 2100/ Под научной ред. А.А. Леонтьева.-М.:-Боласс,1999.
15. Афанасьев Ю.М., Строганов А.С; Шеховцов С.Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде - М.: РГТУ, 1999.
16. Володина Н.В. Актуализация литературного произведения// Русская словесность.-М: - 2006. - № 5. - С. 76-78.
17. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения-М.: Флинта, Наука,2002.
18. Калмыкова З.И. Понимание школьниками учебного материала В психологии. - 1986. - № 1. - С. 42-
19. Ковалева Г. Как дети читают и понимают текст// Народное образование.-М:- 2006. - № 5. - С. 75-76.
20. Маркес Г.Г. Полковнику никто не пишет. Сто лет одиночества. - М.:
Худ. лит., 1997.
21. ЗакА.З.. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет:
//Учебно-методическое пособие для учителей. - М.: Новая школа, -1996.