Моё любимое животное. Конспект урока 1 класс.
Тема: АППЛИКАЦИЯ ИЗ ЛИСТЬЕВ
«МОЁ ЛЮБИМОЕ ЖИВОТНОЕ»
Тип урока: освоение практических навыков (практикум).
Педагогические задачи: совершенствовать навыки выполнения аппликации из природного материала – листьев, развивать фантазию, воображение, творческие способности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают технологию выполнения аппликации из листьев, используемые при этом инструменты и приспособления, умеют подбирать по цвету, размеру, форме детали аппликации и соединять их.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: составляют план выполнения работы и определяют последовательность действий, контролируют и корректируют свои действия, оценивают качество выполненной работы.
Познавательные: определяют тему урока, выделяют и формулируют учебные задачи, находят необходимую информацию, опираясь на ранее полученные знания и имеющийся опыт, создают алгоритм деятельности, анализируют и делают выводы.
Коммуникативные: умеют слушать и слышать, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, вести дискуссию, уважая при этом позиции всех участников диалога, эффективно сотрудничают как с учителем, так и со сверстниками.
Личностные УУД: имеют мотивацию к учебной деятельности, творческому труду, принимают и осваивают роль обучающегося, понимают важность овладения трудовыми навыками, видят и понимают неповторимость природы, необычное в обычном, получают эстетическое наслаждение.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; гербарий или букет из листьев; картон, кисточки, клей, листья деревьев.Наглядно-демонстрационный материал: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Аппликация из листьев».
Основные понятия и термины: аппликация, природный материал, план работы.
Организационная структура (сценарий) урока
I. Актуализация знаний учащихся.
Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель читает стихотворение Ирины Бутримовой «Осенний вальс».
Кружт листва в осеннем вальсе,
Играют блики на стекле,
Причудливым цветным узором
Ковёр ложится на земле.
В нарядном осени убранстве
Берёза, ясень, липа, клён.
Рябины гроздья среди листьев
Рубиновым горят огнём.
Всех в этом вальсе осень кружит
И, не жалея доброты,
Как будто фея, всем под ноги
Бросает золото листвы.
– Что хотите сказать? Какие картины представили, слушая стихотворение? Что вспомнили?
– Какое настроение создаёт это стихотворение?
– Посмотрите, ребята, у меня на столе букет из осенних листьев. О многих из них говорилось и в стихотворении. А сумеете ли вы узнать листочки по их характеристике и по внешнему виду?
– Тогда будьте внимательны.
Дидактическая игра «С какого я дерева?».
Учитель читает определение одного из деревьев. После того как оно названо, учитель предлагает найти листик этого дерева среди листьев в букете.
• Своё название это дерево получило по цвету коры, в переводе с латинского оно означает «светлый, ясный, белый». Догадались, что это за дерево? (Берёза.)
– Найдите листочек берёзы в осеннем букете.
• В переводе с латинского языка название этого дерева значит «красавец». Но дерево это не только красиво, но и могуче, поэтому у нас его называют богатырём. Что же это за дерево-богатырь? (Дуб.)
– Как выглядят его листья? Найдите их в букете.
– Видели вы, ребята, как цветут деревья? Какого цвета бывают у них цветы?
• А вот цветочки этого дерева разноцветные: и светло-зелёные, и белые, а сквозь них темнеют, просвечивают сквозь них и листья, и ветки. «Рябые», – так говорили в народе. А уж когда появятся на дереве яркие ягоды, смотришь на него, а в глазах так и рябит. Я думаю, вы уже давно узнали это дерево. (Рябина.)
– Совершенно верно, это рябина. Надеюсь, вы помните, как выглядят листья рябины? (Находят листья рябины в букете.)
• Это дерево каждую осень радует нас своими резными жёлто-красными листочками, которые очень похожи на раскрытую ладонь. (Клён.)
– Найдите лист клёна в букете.
• Дерево чудесное, листья интересные,
Веерочки, веереки, белой свечкою цветки.
– Что же это за дерево, листья которого похожи на веер? Правильно, это – каштан. Наверное, вам будет совсем нетрудно отыскать листья каштана в нашем осеннем букете. (Находят листья каштана в букете.)
• Название этого дерева очень старое, его «родственниками» являются слова «липнуть», «прилипать». Такое название дерево получило не случайно, ведь из его душистых медоносных цветков получают очень вкусный мёд. Узнали, о каком дереве идёт речь? (Это липа.)
– Найдите листочек липы в букете.
Учитель демонстрирует ч. I мультимедийного фильма «Аппликация из листьев» (вторая остановка паровозика: «Осенние деревья и осенние листья»).– Посмотрим на слайд и проверим ещё раз, правильно ли мы отобрали листья из букета.
Учащиеся сравнивают листья, изображённые на фотографиях слайда, с теми, которые они выбрали.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящён наш урок? Какова его тема? (Учащиеся высказывают свои предположения.)
Учитель продолжает демонстрацию фильма (третья остановка паровозика: «Сегодня на уроке мы сделаем аппликацию из листьев»).– На прошлом уроке мы делали с вами зайчика. Как вы думаете, кого ещё можно выполнить из листьев в технике аппликации?
– Сегодня на урок к нам пришли такие «гости». Отгадайте, кто это.
После того как ученики отгадывают животное или сказочный персонаж, на доску вывешивается соответствующая аппликация из листьев.
В зоопарке, верь не верь,
Проживает чудо-зверь.
У него рука – во лбу,
Так похожа на трубу!
Поднимает великан
Груз тяжёлый к облакам.
Ну а если станет душно –
Он себя польёт из душа.
(Слон.)
Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
«Кря, – кричит, – всё это шутка!».
Догадались? Это… (утка).
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.
(Жар-птица.)
Плаваю я под водой,
В небо взмыть могу порой.
Я собой весьма хорош,
И с морским коньком я схож.
(Дракончик.)
– А один из «гостей» предлагает сделать вместе с ним зарядку.
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
(Хомячок.)
– Узнали, кто это? Да, это Хомка-хомячок.
Хомка, Хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка сильным хочет стать.
– Я предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке создать образ своего любимого животного: животного, которое вам нравится, или которое вам бы хотелось иметь у себя, или с которым вам бы хотелось подружиться. Может быть, это будет фантастическое животное, например дракончик.
III. Отработка алгоритма действий.
– Вспомним, с чего начинаем работу.
– Что будем делать потом? Чем завершим выполнение аппликации?
Повторяют алгоритм действий, который составили под руководством учителя на прошлом уроке. Учитель прикрепляет к магнитной доске заранее приготовленные листы с частями плана.
План работы:
1. Выбираем картон нужного цвета.
2. Подбираем листочки необходимых размеров и формы.
3. Выкладываем фигурку животного на картоне.
4. Приклеиваем полученную фигурку на картон по деталям.
5. Добавляем необходимые элементы.
Демонстрация мультимедийного фильма «Аппликация из листьев», ч. IV «Аппликация из листьев. План работы».
IV. Самостоятельная работа.
– Если вы уже решили, какое животное будете делать, можете приступать к выполнению аппликации. Вам поможет план работы. Если вам понадобится другая помощь, вы можете обратиться ко мне или ребятам. Желаю вам успехов.
V. Итоги урока. Рефлексия.
Выставка работ.
– Посмотрите, какие интересные, необычные животные появились у нас в классе. Кто хочет рассказать, ребята, о своём животном?
– Почему вам захотелось выполнить именно его?
Краткие рассказы учащихся.
– Чьи работы привлекли ваше внимание больше других? Чем?
– Какое настроение создал у вас урок?
– Как вы оцениваете свою роль на уроке?
– Всё ли у вас получилось?
– Что бы вы хотели исправить? Улучшить?
– Кому хотели бы рассказать о сегодняшнем уроке?
Дополнительный материал к уроку
ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
Как колючий колобок,
В этом домике зверёк.
Его в руки не возьмёшь,
Потому что это… (ёж).Фыркает, когда сердит,
Весь колючками покрыт
С головы до ножек.
Зверёк этот – … (ёжик).
Летом серый, зимой – белый,
Быстроногий и умелый.
Догони его, поймай-ка!
А зовут его все … (зайка).
А. МалинниковСерый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (волк).
Бурый, косолапый,
По лесу бредёт.
Любит «одолжить» он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь.) По траве ползёт жучок,
Красный в точку сюртучок,
Махонька головка.
Угадали, это кто?..
(Божья коровка.)
На лугу по кочкам
Прыгают листочки!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?!
Кто это?..
(Лягушки.)
Т. МаршаловаОсень – грустная пора:
Дождик льет как из ведра.
Он красивый зонт добыл,
Уши длинные прикрыл.
(Заяц.)
Мягкие лапки, а в лапках – цап-царапки. (Кошка.)
Лето – пляжная пора,
Всем на солнышко пора!
В кресле рыжий зверь сидит,
Солнце шерстку золотит.
(Белка.) Он на речке круглый год
Громко «кря-кря-кря» поёт,
Летом он в воде сидит,
А зимой – по льду скользит.
(Утёнок.)
Удивительная птица,
Льда и снега не боится,
Там, где не пройти пешком,
На «лыжах» мчится с ветерком.
(Пингвин.)На меня взглянуть вам стоит,
Cущество я непростое.
Чтоб по дну я ползать мог,
Восемь я имею ног.
(Осьминог.)
Просыпается весной,
Дружит с деревом – сосной.
Это кто же от обиды
любит громко пореветь?
Кто на мед имеет виды?
Этот увалень – … (медведь).В пальто костяном
Ей и град нипочем.
Никуда не спешит
и не ведает страха,
Важно, степенно идет…
(черепаха).
Гордо ходит в сапогах,
Носит шпоры на ногах.
На головке – гребешок.
А зовется… (петушок).
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка.)Кто соперничал красой
С рыжей модницей – лисой?
Хоть немного ниже ростом,
Прокормиться ей непросто.
Запасёт она орешки,
Белый гриб и сыроежки.
(Белочка.)
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
(Жираф.)