Статья Формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся
Формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся
Боровкова М.Ю.,
учитель истории и обществознания,
Быковская Е.Б.,
учитель русского языка и литературы
На сегодняшний день среди прочих общенациональных задач перед современным обществом остро встает вопрос о нравственном облике гражданина, его морально-этических представлениях. Особый отзвук эта проблема приобретает и в связи с тем, что ее невозможно решить без задействования всех общественных институтов. Духовно-нравственное воспитание невозможно переложить только на плечи церкви или семьи. И, конечно же, одну из первостепенных ролей в этой задаче на сегодняшней день должна играть школа, взаимодействуя, в том числе, и с родителями учеников.
Мир наших учеников раскрашен в разные цвета, только значения этих цветов порой не понятны ни родителям, ни педагогам. На сегодняшний момент красочность детского мира все больше определяется Интернетом, телевидением, компьютерными играми, и все меньше памятниками отечественной культуры. На мой взгляд, задача учителя состоит в том, чтобы расставить в детском мире свои красочные акценты, своеобразные ориентиры для детских душ. Учитель, таким образом, раскрывает для обучающихся привлекательность памятных каждому с детства морально-этических правил, наполняя их новым более глубоким и всеобъемлющим смыслом.
Учитель всегда обладал массой инструментов, способствующих формированию сильной всесторонне развитой личности. И это прежде всего богатейшее культурное наследие наших предков. В литературных и исторических источниках, в образах искусства и в развитии естественных наук можно найти множество живых и ярких примеров духовной стойкости, силы добра, ценности слова. В качестве одного из источников, способствующих формированию нравственных ценностей можно привести произведение великого русского ученого Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром». Эта книга наполняет душу ярким светом и теплом доброты, которым так хочется поделиться с окружающими. Эта книга обращена к юным читателям. В ней Д.С.Лихачев простым и доступным языком раскрывает и предает особую красочность общечеловеческим ценностям. Кроме того, данный материал как нельзя лучше созвучен с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а именно:
готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;
укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
Вводный урок по предмету «обществознание» для учащихся 6-х классов по теме «Что такое добродетели?»
Цели урока: · образовательная – формирование духовно-нравственных ориентиров у обучающихся, обращение к отечественной культурной традиции, получение эмоционального опыта в отношении жизни и деятельности Д.С.Лихачева;
· развивающая – формирование навыков работы в группе, умения предъявлять свою точку зрения, обучение рефлексии;
· воспитательная – «укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести».
Задачи урока: а) создать необходимые условия для того, чтобы обучающиеся: - задумались о жизненных проблемах, - определили свое отношение к нравственным ценностям,
- соотнесли свое представление о жизненных ценностях с опытом отечественной культуры;
б) познакомить обучающихся с жизненными взглядами выдающегося ученого современности – Д.С. Лихачева.
Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами
Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.
Оформление «Дерева добродетели»
Рефлексия. Подведение итогов
Обоснование используемых методов, приемов, технологий:
- деятельностный метод (активизация мыслительной деятельности; включает в учебный диалог; делает процесс познания личностно-значимым)
- исследовательский метод (поисковая работа с индивидуальными карточками; обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы)
- приемы «кладовая народной мудрости», создание «Дерева добродетели»; рефлексия
Оборудование: корзинка «Кладовая народной мудрости», плаката «Дерево добродетели».
Раздаточный материал для учащихся: русские народные пословицы, фрагменты текста книги «Письма о добром» Д.С. Лихачева,
Материал для демонстрации с помощью ТСО: диск с презентацией, посвященной жизни и деятельности Д.С.Лихачева
Конспект урока по теме «Что такое добродетели?»
1 Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся при работе с русскими народными пословицами.
- Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Что такое добродетели?» (учитель записывает название темы на доске, ученики – в тетрадь)
- А как вы понимаете, что такое добродетель? (учащиеся формулируют свои представлении, устно отвечают на вопрос)
- Для слова «добродетель» можно подобрать множество определений, давайте, и мы с вами запишем себе одно из них: «Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру».
- Добрые поступки, добрые дела всегда ценились нашим народом. В русских сказках добро всегда побеждает зло. И я вам, ребята, сегодня принесла «Кладовую народной мудрости».
- Как вы думаете, что лежит в этой корзинке? ( Учитель достает заранее подготовленную корзиночку с наклейкой «Кладовая народной мудрости, в которую помещены распечатанные по одной на листе и свернутые русские народные пословицы, и, проходя по рядам учащихся, дает возможность каждому ученику вытащить себе по пословице).
- О каких добродетелях идет речь в пословицах? Прочитайте пословицу и ответьте на вопрос.
Учитель подводит итог обсуждения. Учащиеся записывают в тетрадь примеры названных добродетелей.
3 Первичное закрепление и применение знаний. Работа с раздаточным материалом в парах.
- Мудрость народную изучал один добрый человек.
Учащимся предлагается просмотреть слайды с фотографиями из жизни Дмитрия Сергеевича Лихачева. Учитель комментирует слайды кратким сообщением о жизни и деятельности выдающегося ученого.
Дмитрий Сергеевич Лихачев выдающийся советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН (до 1991 АН СССР).
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. Принимал непосредственное участие в сохранении и реставрации различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов.
- А для нас Дмитрий Сергеевич Лихачев обобщил свой опыт в произведение по названием «Письма о добром». (Учитель делает запись на доске: Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.) «Письма о добром»).
Учащимся для работы в парах раздаются фрагменты текста книги «Письма о добром».
- Прочитайте и Вы «Письма о добром». О каких добродетелях пишет нам Д.С.Лихачев? Выпишите себе в тетрадь одну наиболее подходящую мысль, выраженную словосочетанием или предложением.
Учащиеся осуществляют самостоятельную работу по поиску информации, после чего следует обсуждение в классе. Ученики выступают, зачитывая выписанные тезисы и поясняя свой выбор.
4 Оформление «Дерева добродетели»
Учитель предлагает учащимся совершить добрый поступок и посадить дерево и вывешивает на доску плакат с изображением дерева без листьев.
Учащимся предлагается повернуться к своим соседям и в четверках еще раз обсудить, о каких добродетелях идет речь в фрагментах текста. Учитель раздает ученикам, вырезанные из бумаги листья.
- Давайте и мы с вами совершим добрый поступок и посадим дерево. Но дерево не простое, Это будет дерево добродетели. Запишите на эти листочки добродетели, на каждом листочке по одному слову.
После работы в четверках от каждой группы выступает один учащийся, зачитывая записи, сделанные на листочках и поясняя свой выбор. Затем каждая группа после выступления выходит к доске и наклеивает на плакат свои листочки.
5 Рефлексия. Подведение итогов.
- Каким пышным стало наше дерево! Так много мыслей выразил нам Дмитрий Сергеевич Лихачев. О чем-то вы, возможно, уже задумывались, о чем-то услышали впервые. О чем-то Вам, возможно, хочется поделиться со своими родными и товарищами.
Учитель предлагает продолжить фразу и написать мини-эссе.
На доске:
Я думаю быть добродетельным – это
легко
сложно
необходимо
важно
глупо
стыдно
правильно
прекрасно
не престижно
здорово
В конце урока учащиеся зачитывают свои варианты ответа.
Оформление доски:
Тема «Что такое добродетели?»
Добродетель – готовность и способность человека сознательно и твердо следовать добру.
Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.) «Письма о добром»
Плакат «Дерево добродетели»
Я думаю быть добродетельным – это
Приложения
Фрагменты текста книги Д.С. Лихачева «Письма о добром»
1. В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.
Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели
Воспитанный человек это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
2. Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других, строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
В основе всех хороших манер лежит забота забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши вряд ли это во всех случаях и возможно Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и... красивым. Ибо любая красота не утомляет... Не думайте, что хорошие манеры это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д.
3. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.
4. А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом любовь к своей стране, во втором ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
5. Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность. А в чисто формальном отношении к работе, к учению, к товарищам и знакомым, к музыке, к искусству нет этой «духовной культуры». Это и есть «бездуховность» жизнь механизма, ничего не чувствующего, неспособного любить, жертвовать собой, иметь нравственные и эстетические идеалы.
Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей «душой». Ведь мы говорим «от всей души», или «мне это нужно для души», или «сделано с душой». Вот так! Все, что сделано с душой, идет от души, нужно нам для души, это и есть «духовная культура». Чем больше человек окружен этой духовной культурой, погружен в нее, тем он счастливее, тем ему интереснее жить, жизнь приобретает для него содержательность.
6. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой.
Мудрость это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным. Если вы не видите за окружающим вас миром его прошлого, он для вас пуст. Вам скучно, вам тоскливо, и вы в конечном счете одиноки, ибо и товарищи для вас товарищи по-настоящему, когда вас связывает с ними какое-то общее прошлое: окончили ли школу, институт, либо работали вместе, а старики помнят с особенной нежностью тех, с кем воевали, пережили какие-то трудности.
Пусть дома, мимо которых мы ходим, пусть города и села, в которых мы живем, пусть даже завод, на котором мы работаем, или корабли, на которых мы плаваем, будут для нас живыми, то есть имеющими прошлое! Жизнь это не одномоментность существования.
Будем знать историю историю всего, что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое, очень важное измерение мира.
Но мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, эту безмерную глубину окружающего.
Обратите внимание: дети и молодые люди особенно любят обычаи, традиционные празднества. Ибо они осваивают мир, осваивают его в традиции, в истории. Будем же активнее защищать все то, что делает нашу жизнь осмысленной, богатой и одухотворенной.
7. Забота объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
8. Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п. все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
9. Память преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать, чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.
Совесть это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков
10. Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Я долго искал это слово сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором границами. Расширять пределы жизни не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни это уже лучше, но все же что-то не то Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении и в прошлом, и в настоящем, и в будущем...
11. Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.
И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.
Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.
Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
В жизни надо иметь свое служение служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.
В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе.
Русские народные пословицы.
Хороший гость хозяину в почет.
Не дорог подарок, дорога любовь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Век живи век трудись, а трудясь век учись.
Живи своим умом, да своим трудом.
Жизнь наука, она учит опытом.
Жизнь дороже всех сокровищ.
В здоровом теле здоровый дух.
Мир правдой держится.
Хлеб-соль ешь, а правду режь.
Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет
Где любовь, тут и Бог.
Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Что потрудимся, то и поедим.
Терпение и труд – все перетрут.
По готовой работе вкусен обед
Работе время, а досугу час.
У работящего в руках дело огнем горит.
Мила та сторона, где родина.
Достигай всего своими способностями.
Любому молодцу скромность к лицу.
Смекалка и воду останавливает.
Возможное сделает каждый, невозможное - только отважный.
Где родился - там и сгодился.
Кому мир дорог, тот и нам дорог.
Родную мать никем не заменишь.
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем поделиться рад.
Будешь стараться - всё может удастся.
Всяк своего счастья кузнец.
Земля заботу любит.
Красив тот, кто красиво поступает.
Совет хорош, а дело лучше.
Терпенье разрушает горы.
Умение всегда найдёт применение.
Книгу читаешь - на крыльях летаешь.
Порядок время бережёт.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Чтение - лучшее учение.
Где дружба прочна, там хорошо идут дела.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Мир да любовь - всему голова.
Сердце матери лучше солнца согреет.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А., Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, М.: «Просвещение», 2009, с. 12