Планирование Календарный план — Музыка.1 класс. Критская
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН 1 КЛАСС
Тема 1 полугодия «Музыка вокруг нас» - 16 часов
1 четверть – 8 часов
№ урока
Дата Тема урока Цель Главный вопрос урока
(проблема) Понятия Материал
для слушания Материал
для пения Ролевые игры
План Факт 1 урок 04.09 И муза вечная со мной Введение в тему
Что такое музыка? Где звучит музыка?
Муза и музыка
Оркестр, дирижёр
Характер Чайковский «Па-де-де»
из б. «Щелкунчик» Окуджава «Музыкант»,
Кабалевский «Песня о школе» Язык жестов
Игра
«Я – дирижёр оркестра»
2 урок 11.09. Хоровод муз У каждого народа своя музыка
Особенности музыки разных народов мира Кто и как исполняет музыку? Муза танца
Хор, хоровод,
Танцы народов мира
Исполнитель
Пульс
Ритм Чайковский «Па-де-де» из б. «Щелкунчик»,
«Берёзка» хоровод в обр. Е. Кузнецова,
«Хора и Сырба»
молд-ий наигрыш,
«Сиртаки» муз.
М.Теодоракиса«Во поле берёзка стояла» - р.н.п. Ритмическое сопровождение музыки,
Ритмо-пластикаПульс
Игра
«Я – танцор»
3 урок 18.09 Повсюду музыка слышна Язык музыки
Интонация объединяет
речь и музыку Как рождается музыка? Голос
Интонация
Текст – интонация –
мотив
Характер Р.н.п. – попевки, считалочки,
заклички,
колыбельные Песни-попевкиРабота с текстом стихотворения
Игра «Я – композитор» Досочини песенку
4 урок 25.09 Душа музыки - мелодия Язык музыки
Как музыка разговаривает с человеком? Зачем музыке нужна мелодия? Мелодия
Песня, танец, марш
Пульс музыки
Музыкальные инструменты Чайковский «Детский альбом» - «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков»,
«Вальс», «Па-де-де»
из балета «Щелкунчик» «Весёлая песенка» Г.Струве Ритмо-пластика Песня,
Танец,
Марш
Пульс – сердце музыки
5 урок 02.10. Музыка осени Музыкальные картины
Связать жизненные впечатления детей с музыкой осени Звуки осенней природы.
Какие чувства передаёт музыка? Характер музыки
Подбери стихотворение к музыке
Музыка, поэзия и живопись
Интонация Чайковский «Осенняя песня»
Павленко «Капельки» Г. Струве
«Так уж получилось»
Попатенко
«Скворушка прощается»
А. Александров «Дождик накрапывает» «Рисуем осень»,
Шарада
Игра «Подпою песню»
Ритмопластика
Музыкальный календарь
6 урок 09.10. Сочини мелодию Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии Как сочинить мелодию? Композитор
Интонация
Характер музыки
Ритмический рисунок –
ти-ти-таЯкушенко «Пёстрая песенка»,
«Дождик накрапывает» «Скворушка прощается»
«Дождь идёт» песенка-диалог Игра «Я – композитор»
Четверть и
Восьмая
Пульс и
ритм –
прохлопать7 урок 16.10. Азбука каждому нужна Взаимосвязь уроков в школе
с музыкой
Как записать музыку? Буквы – цифры-ноты
Основы нотной записи
Нотный стан
Скрип-й ключ
Ноты Струве «Школьный корабль»,
Струве «Алфавит», Островский «Азбука», Струве «Спасибо вам, учителя»
Кабалевский «Песня о школе» Игра «Подпою песню»,
Музыкальные загадки
Игра на детских инструментах
8 урок 23.10 Музыкальная азбука
(углубление) Знакомство с музыкальной грамотой Как записать музыку?
Музык-ыйЗвук и Нота
Ритм и
мелодия Ноты – высота,
длительность.
Звукоряд
Нотный стан –
нотоносец
Скрипичный ключ
Струве «Музыкальный корабль»,
«Музыка всегда с тобой» Дроцевич «Семь подружек», Юдахин «Домисолька», Герчик «Нотный хоровод»
Игра «Живой звукоряд»
Игра «Наш оркестр»
2 четверть – 8 часов
9 урок 06.11. Музыкальные
инструменты Знакомство с народными инструментами Как появились музыкальные инструменты? Названия
народных
инструментов
Оркестр народных инструментов
Пастораль «Полянка» - наигрыш
«Пастушья песня» - тема из симф-и «Пасторальной» Бетховена – 5 ч.
Народные наигрыши
«Во кузнице» орк. Рожечников
«Как под яблонькой» - гусли «Камышинка – дудочка» муз. Поплянова, сл. Татаринова
«Пастушья песня» - фр.н.песня
Игра на детских инструментах
Пульс
Ритм
Игра «Наш оркестр»
10 урок 13.11 Садко
(углубление) Музыкальные тропинки
От народной музыки в оперу Народные музыкальные инструменты
О чём поют гусли? Былины
Гусли
Садко
Опера – жанр
Характер «Пастушья песня» - тема из симф-и «Пасторальной» Бетховена - 5 ч
«Былинные наигрыши» Локшин
«Заиграйте, мои гусельки»,
«Колыбельная Волхвы» из оперы «Садко» Римский-Корсаков
«Пастушья песня» - фр.н.песня Игра «Наш оркестр»
Ритм.
Пульс
Читаю запись
музыки
11 урок 20.11. Музыкальные инструменты Инструменты народные и профессион-ыеСвирель и флейта.
Гусли и арфа Тембр
Характер звука
Инструменты «поют»
Концертный зал
Сцена
Слушатели
Рассказ о музыкальных инструментах «Полянка» - свирель
Тема Птички из симф. Сказки «Петя и Волк» Прокофьева
«Шутка» Баха и Мелодия «Орфей и Эвридика» Глюк – флейта,
Фрески Софии 1 часть и «Орнамент» Кикты – арфа,
«Кукушка» Дакен - арфа
«Камышинка – дудочка» муз. Поплянова, сл. Татаринова
Зимние песенки Игра «Угадай
Инструмент»
Игра на воображаемых
ИнструментахРитмопластика
12 урок 27.11 3вучащие картины Музыкальные картины
Учимся «слушать» картины
Можно ли услышать живопись?
Узнать тембр музыкальных инструментов
Музыка народная и композит-аяКартины
«Лель и Снегурочка»
«Гусляры» Васнецов
«Флейтист» Тербрюггена«За флейтой» Левицкого
«Полянка» свирельный наигрыш
«Былинные наигрыши» Локшин
«Кукушка» Дакен – арфа
«Шутка» Бах Песни по выбору Игра «Подбери муз-ыйинструмент»
Ритмопластика
Музыкальный словарик
13 урок 04.12 Разыграй песню Учимся исполнять игровую песню Можно ли «разыграть» песню
Музыка изображает…
Сюжет
Построение стиха
3 части в стихе и 3 части в музыке
Исполнит-ий план «Кукушка» Дакен – арфа
«Шутка» Бах «Почему медведь зимой спит» муз.
Книппера, сл. Коваленкова СоциодрамаРитмопластика
14 урок 11.12. «Пришло Рождество – начинай торжество» Песни зимних праздников Особые песни Рождества
Сочини колядку Обычай
Обряд
Колядка
Щедривка«Тихая ночь» - рождественский гимн
Рождественские песни народов мира «Зимняя сказка» муз. Крылова
Колядки и Щедривки«Я – композитор» Я-исполнитель15 урок 18.12 Родной обычай старины
В гости с песнями Особые песни Рождества
Сочини щедривкуОбычай
Колядка
ЩедривкаРождественские песни народов мира Колядки и щедривки по выбору
«Зимняя сказка» «Разыграй песню»,
«Я-композитор»
16 урок 25.12 Добрый праздник среди зимы
Обобщение темы «Музыка вокруг нас»Музыка Нового года Балет
Па-де-де
Песня, танец,
марш Сказка Т.Гофмана и музыка Чайковского
балет «Щелкунчик» фрагменты
«Зимняя сказка» муз. Крылова
«Новогодний хоровод» Струве «Угадай мелодию» -
Музык-аявикторина
1 2 3 4 5 6 7 8 9
21урок 12.02 Музыкальные портреты Познакомить с портретом в музыке разных композиторов Может ли музыка нарисовать портрет? Портрет
Характер
Настроение
Менуэт
Скороговорка Л.Моцарт «Менуэт»
С.Прокофьев «Болтунья» П.Тихеева
«Мишка и оса»
«Доброе утро!»
Д. КабалевскогоРусская народная сказка «Баба-Яга» (Фрагмент)
А.Барто «Болтунья»
Каникулы 1-х классов (16.02 – 21.02)
22 урок 26.02 Музы
не молчали Воспитывать уважение к героическому прошлому своей Родины Как музыка передаёт героическиеГерои Отечества
Симфония
Ритм марша А.Бородин Симфония № 2 «Богатырская» (главная тема) «Солдатушки, бравы ребятушки», русская народная песня
«Учил Суворов» муз. А.Новикова, стихи М.Левашова памятники
Петру Первому, А.Суворову,
героям
Бородинского сражения
23урок 05.03 Мамин праздник Раскрыть такие качества, как покой, нежность, свет, добро в произведениях о маме и о весне Как музыка передаёт нежные чувства? Динамика
Штрихи
Контраст
ПесенностьМ.Кажлаев «Колыбельная»
(из «Детского альбома»)
Г. Гладков «Колыбельная» «Спасибо»
И. Арсеева «Праздник бабушек и мам» М. Славкина
Песни о маме,
о весне стихотворение В.Орлова
«Тихо, тихо»
Ритмическое сопровождение
24 урок 12.03 Разыграй сказку Познакомить с образом Бабы-Яги в фольклоре, развивать интерес к исполн-ской деятельности Как можно разыграть, т.е. инсценировать сказку? Инсценировка сказки (фрагменты)
Фольклор
Импровизация П.Чайковский «Баба-Яга» из «Детского альбома»
«Баба-Яга» детская песенка-дразнилка
«Баба Яга» - русская сказка
«Баба-Яга» — детская песня-игра
Игра на шумовых инструментах
25 урок 19.03 Обобщающий урок Обобщить знания учащихся о музыкальных инструментах, о музыкальных произведениях Какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать твою страну? Кроссворд
Тест
Музыкальная викторина Музыка по выбору Песни по выбору Звучащие картины
1 2 3 4 5 6 7 8 9
4 четверть – 9 часов
26 урок 02.04 У каждого свой музыкальный
инструмент Знакомство с музыкой других народов Какие музыкальные инструменты вы знаете? Народные инструменты Музыка Прибалтики
по выбору
«У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская песня «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская песня Игра на воображаемых инструментах
27 урок 09.04 Музыкальные инструменты Расширить представление о выразительных возможностях фортепиано Что общего (группы инструментов) и чем отличаются друг от друга музыкальные инструменты? Фортепиано
Рояль
Скрипка
Виолончель
Волынка
Кульминация
П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза»
И.-С.Бах «Волынка» «У каждого свой музыкальный инструмент» - эстонская песня Изображение музыкальных инструментов и исполнителей
28 урок 16.04 Музыкальные инструменты Познакомить с выразительными возможностями таких инструментов как лютня, клавесин, гитара Что такое музыкальный инструмент?
Музыкальные инструменты разных эпох Лютня
Арфа
Клавесин
Гитара
Тамбурин
Менуэт
Вариации И.Конради «Менуэт» из Сюиты до мажор (лютня)
«Тонкая рябина» (гитара)
Ж.Рамо «Тамбурин» (клавесин)
К.Дакен «Кукушка» (арфа) И.Гайдн «Старый добрый клавесин» Иллюстрации старинных музыкальных инструментов и музыкантов-исполнителей
29 урок 23.04 Музыка в цирке Познакомить со значением музыки в цирке Зачем нужна музыка в цирке? Мажор и минор
Маракасы
Рулеты
Треугольник
Оркестр
Дирижёр
Галоп И.О.Дунаевский «Выходной марш»
И.О.Дунаевский «Галоп»
Д.Кабалевский «Клоуны» «Мы катаемся на пони», муз. Г.Крылова, сл. Н.Кучинской«Добрые слоны» муз. А.Журбина, сл. В.Шленского Пластический этюд
Исполнение на шумовых инструментах
1 2 3 4 5 6 7 8 9
30 урок 30.04 Дом, который звучит Познакомить с музыкальными спектаклями, оперой и балетом Что такое музыкальный театр? Музыкальный театр
Балет
Опера
ПесенностьТанцев-ностьМаршевостьП.Чайковский «Марш» (балет «Щелкунчик»)
Н.Римский-Корсаков Песня Садко «Заиграйте мои гусельки»
Ф.Щедрин «Царь-Горох», «Золотые рыбки» из (балет «Конек-Горбунок»)
К.Глюк «Мелодия» М.Красев Хор из оперы «Муха-цокотуха» Народная сказка «Снегурочка», «Волк и семеро козлят»
Былина «Садко»
Сказка «Конёк-Горбунок», «Муха-цокотуха», «Щелкунчик»
31 урок 07.05 Опера-сказка Продолжить знакомство с особенностями оперного спектакля (хор, солисты, инструментальные эпизоды) Что такое музыкальный театр?
Какие возможности музыкального театра? Музыкальный портрет
Соло
Хор
Оркестр
Аккомпанемент
Сопровождение
Интонация
М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»
М.Коваль. Фрагменты их оперы «Волк и семеро козлят» М.Красев. Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»
М.Коваль. Фрагменты их оперы «Волк и семеро козлят» Игра на детских музыкальных инструментах
32 урок 14.05 «Ничего на свете лучше нету…». Познакомить с ролью музыки в мультфильме Зачем нужна музыка в м\ф, к\ф, телепередаче? Трубадуры
М\Ф
К\Ф Литературно-музыкальная композиция
(1 кл. кассета №3) Песни из знакомых м\фГ.Гладков «Песня друзей», «Песня трубадура» из м\ф, «Бременские музыканты» Мультфильм по выбору
33 урок 21.05 «Афиша» «Программа». Обобщение темы Как составить программу концерта? Афиша
Программа
Музыкальный словарик Музыкальная викторина
(музыка по выбору) Песни по выбору Кроссворды
Музыкальные загадки
34 28.05 Заключительный урок - концерт
Музыки по выбору Песни по выбору Творческие задания