культурные родители — культурные дети

Звучит песня «Улыбка мамы».
Добрый день, дорогие родители! Сегодня мы собрались для того, чтобы стать мастерами. Мастерами воспитания своих детей. Сегодня мы работаем в Педагогической мастерской . Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки? Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось к вам.
А теперь, предлагаем немного поиграть и встать в круг. Возьмем друг друга за руки. Закройте глаза, постарайтесь передать с помощью ваших рук свое тепло и поддержку соседу, находящемуся справа или слева. Почувствуйте энергию своего соседа.
Эта маленькая разминка открывает нашу встречу.
Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться?
Верно, вежливым и воспитанным
Итак, тема нашего собрания: «Наши дети самые культурные».
Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно,
но иногда не придаём им должного значения. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает их дети. Был вроде нормальный ребёнок и вдруг грубит, хлопает дверью.
Нравственность ребёнка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10-11лет.
Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади.
Культура поведения – это  широкое многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в отношении к людям, к природе, к труду, к предметам материальной и духовной культуры, к самому себе. Дети должны усвоить ряд правил, необходимых для жизни в обществе. Они вполне доступны детям и постепенно усваиваются ими в процессе общения с другими людьми, в повседневной жизни ребёнка и становятся со временем навыками и привычками поведения. Недаром говорят: «Посейте поступок, поведение - пожнёте привычку, посейте привычку – пожнёте характер, посейте характер – пожнёте судьбу». Культурному поведению ребёнка необходимо учить с раннего детства, когда он только начинает ходить и действовать. Искоренять ошибки всегда труднее, чем сразу воспитывать так, как нужно
Что же сделать, как помочь ребёнку быть культурным. В первую очередь будьте сами культурно воспитанными людьми. Большое влияние на воспитание культурного поведения оказывает организация жизни в семье, её быт, тон, атмосфера, которая там царят, характер семейных отношений. Порядок в квартире, чистота и уют, соблюдение режима дня способствуют воспитанию опрятности, аккуратности, точности и обязательности. Дети склонны к подражанию. Они наблюдают за взрослыми, их поведением, разговорами, взаимоотношениями. .  Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, верны своему слову, то их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Прав был А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.» Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с знакомыми . Как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение  А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а ещё хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут.
Желая выработать у своих детей полезные умения и навыки, родители часто проявляют нетерпение. Они забывают о том, что даже самые элементарные привычки появляются не сразу, а после многократного повторения одних и тех же действий. Раздражённые родители, вместо того, чтобы спокойно каждый раз напоминать об ошибках, стали кричать, обвинять в намеренном  нарушении их требований. Родители поступают неправильно, когда потеряв терпение, выполняют ту или иную работу за детей сами. Сами родители не должны давать обещаний, которые не могут выполнить. Особое внимание родителям необходимо обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно усваивается ими. Он станет также обращаться с окружающими и с родителями. Прививать навыки культурного поведения нужно тактично, деликатно, даже самым маленьким.
Речь наша богата. Но в последнее время мы слышим мало добрых слов и от взрослых, и от детей. О недопустимости в семье грубых слов всем известно. Большую роль в воспитании культуры поведения играют семейные традиции, культурный уровень родителей, старших.
Помните, что основное в воспитании культуры поведения - личный пример самих родителей.  Поведение родителей определяет поведение детей. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому», - гласит народная мудрость.
Родители для ребёнка- камертон: как они прозвучат, так он и откликнеться.
Если мы плохо относимся к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей.
Воспитатель: Опираясь на свой опыт семейного воспитания, скажите, пожалуйста: Какие привычки культурного поведения имеет ваш ребёнок?
Ответы родителей:
Воспитатель:
А что по вашему является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер?
Ответы родителей:
Воспитатель:
(Это личный пример родителей. Именно вы, родители,- авторитет для ребёнка. И именно с вас в первую очередь он берёт пример во всём.)
Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребёнка из д/ сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, иди попрощайся с воспитателем». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребёнком отправляются домой. Как вы думаете это правильное поведение?
Ответы родителей:
Примерный ответ: (мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.)
Воспитатель:
Перечислите методы, которые вы используете для привития ребёнку навыков культурного поведения?
Ответы родителей:
Примерный ответ: (личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребёнка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества (круг общения).)
Говоря о нравственности в детях нужно сначала говорить о нравственности в себе.
Детей воспитывают родители. А родителей?».
Внимательно прослушайте предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о воспитателе, поможет сделать выводы относительно проблем воспитания. Считайте только ответы «могу».
Можете ли вы:
В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
Посоветоваться с ребёнком невзирая на его возраст?
Признаться ребёнку в своей ошибке, совершённой по отношению к нему?
Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?
Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
Поставить себя на место ребёнка?
рассказать ребёнку поучительный случай из детства, предоставляющий вас в невыгодном свете?
Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз?
Если бы придумали робота-воспитателя способного воспитывать идеально. Смогли бы вы его себе купить?
Можете ли вы требовать от ребёнка то, что сами иногда не выполняете?
Если вы на 7-12 вопросов ответили «могу» это значит, что ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением. Следите за постоянной линией поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.        Если вы ответили «Могу» на 5-7 вопросов – забота о ребёнке для вас вопрос важный. Вы имеете способности воспитателя, но на практике их применяете непоследовательно. Порой вы очень строги, или же чересчур добры. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.         Если вы ответили «Могу» на 1-4 вопроса – У вас серьёзная проблема с воспитанием ребёнка. Вам не достаёт либо знаний, либо желания, стремления сделать ребёнка культурной личностью. Советую обратиться к психологам, специальной литературе. 
Упражнение «Поведение детей»
А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
Если ваш ребёнок:
-выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета;
-не всегда выполняет или не совсем правильно- жёлтого цвета;
-не выполняет совсем- синего цвета.
Варианты:
- умет мыть руки.
-моет их всегда перед едой.
-моет их после посещения туалета.
-умеет вытираться развёрнутым полотенцем.
-аккуратно складывает одежду.
-пользуется носовым платком по мере необходимости.
-зевает и высмаркивается бесшумно.
-вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто.
-благодарит за оказанную помощь.
-умеет во время извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
-не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
-не вмешивается в разговор без надобности.
-при встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
-не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.
-не говорит бранных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приёмы похвалу и упражнения.
Родителям предлагается создать семейное дерево. Нам предстоит из дерева проблем сделать семейное дерево счастья. На магнитной доске крона дерева. На кроне жёлтые листочки с надписями условий для хорошего воспитания детей. Это предполагаемые проблемы семейного воспитания. 
Родители обсуждают данные ошибки, приводят примеры и свои версии. После окончания обсуждения листок переворачивается зелёной стороной.
Ошибки родителей в воспитании.
Росс Кэмпбелл (американский психолог)
1. Обещание больше не любить. «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше тебя любить не буду».
2. Безразличие. «Делай, что хочешь, мне всё равно».
3. Слишком много строгости. «Ты должен делать то, что я тебе сказала».
4. Детей надо баловать. «Пожалуй, я сделаю это сама. Моему малышу это пока не по силам».
5. Навязанная роль. «Мой ребенок – мой лучший друг».
6. Больше денег – лучше воспитание. «Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Словом, будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями».
7. Наполеоновские планы. «Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью, я не позволю упустить ему свой шанс».
8. Слишком мало ласки. «Поцелуи и всякие нежности не так уж и важны для ребенка».
9. Ваше настроение. «Можно это или нет? Это зависит от вашего настроения».
10. Слишком мало времени для воспитания ребенка. «К сожалению, у меня совсем времени на тебя».
Это проблемы. Сегодня мы постараемся наметить пути решения этих проблем.
Что-же поможет ?
Любовь.
 Общее дело. Общие интересы.
Умение общаться.
Умение играть.
Быть человеком с правильными нравственными устоями. Быть примером для своих детей.
1.Любовь к своим детям.
Вера, надежда. Любовь, бескорыстие, риск и терпение! Терпение! Воспитание – это терпение. Понимать, принимать, терпеть. Где не хватает терпения, надо постараться понять, где не понимаю – постараться вытерпеть. И всегда я принимаю ребёнка, всегда люблю.
Симон Соловейчик.
Я люблю своего ребёнка всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения. Но, увы, как и все родители, я не могу сказать это всегда искренне, положа руку на сердце,
2. Общее дело. Общие интересы. Традиции.
2 – 3 родителя рассказывают о том, какими общими делами занимаются с детьми. Знакомство с положением проекта: Традиции семьи.
3.Умение общаться.
Очень важно для детей, чтобы родители говорили с ними. Дети любят задавать вопросы. Не всегда родители отвечают на них:
из - - за нехватки времени
из - за неумения
из - за незнания ответа. Давайте попробуем ответить на детские вопросы.
«Шкатулка вопросов» Заранее проводится опрос детей, которые хотели бы задать вопрос. Вопросы записаны на отдельные листки бумаги. Родители по очереди достают вопросы и отвечают на них. Если родитель затрудняется, остальные родители помогают ему.
4. Умение играть.
Наверное, каждому воспитателю, работающему с детьми, приходилось слышать от родителей вопросы: «Как ведёт себя мой ребёнок на занятии? Как он справляется с заданиями? Не отстаёт ли от других?» Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? Умеет ли он играть в разные игры?» В представлении многих взрослых подготовка к школе и игра – вещи несовместимые. Нередко приходится слышать: «Сколько можно играть? Займись делом!» Выходит, что игра – это баловство, пустая трата времени. Но так ли это на самом деле?
Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. Она формирует все, что необходимо для полноценного развития личности. В играх ребёнок развивается как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в своем сюжете. В игре ребёнок познает окружающий мир, в игре развивается мышление, речь, память. В игре ребёнок пробует свои силы, возможности. Даже самые маленькие дети играют в разные игры, подражают кому-то, предают действия. И чем старше стают дети, тем содержательнее, сложнее и игры. Игры ребёнка – важный показатель его общего развития. Если ребёнок пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию – серьёзный сигнал неблагополучия в развитии ребёнка. Поэтому нам с вами необходимо научить ребёнка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью и контролировать действия.
Давайте поэтому поиграем в те игры, которые так необходимы детям. Игра «Плохо – хорошо».
В этой игре предлагаемый психологом предмет нужно рассмотреть с разных точек зрения. Одна команда ищет его положительные стороны, другая – отрицательные. Обе команды рассматривают игрушку-грузовик.
Игра ««Да» и «Нет» не говори» Воспитатель вызывает по одному представителю от каждой команды. Задает по десять вопросов каждому. Выигрывает команда, чей представитель сделает меньше ошибок.
Итак, наше семейное дерево зазеленело, это хороший признак, будем надеяться, что то, что вы сегодня вынесете с сегодняшнего собрания, поможет Вам в воспитании Вашего ребёнка.
Будьте к своему ребёнку в меру добры и требовательны, если хотите чего-нибудь добиться. Сохраните в себе всё самое хорошее и передайте это детям. Прежде чем дать оценку действиям, постарайтесь вникнуть в ситуацию. Не делайте поспешных выводов. Надеюсь, что каждый из вас сегодня о многом подумал и решил что-то изменить в общении с детьми. Хочется всем пожелать только успехов в воспитании детей.
Рефлексия. Игра «Ладошка»
Перед вами лист бумаги, предлагаем вам обвести на бумаге свою ладонь, на каждом пальце написать букву имени вашего ребенка. После этого нужно расшифровать каждую букву имени вашего ребенка, т. е. название таланта, способностей, черты характера. Например(отзывчивый, добрый, умный, и т. д)
У родителей на столах 2 листочка для дерева. Если собрание оказалось полезно для родителей, они узнали что – то новое – прикрепляют зелёный листок. Если не узнали ничего нового, собрание не понравилось – прикрепляют жёлтый листок

Приложение

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.
1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!




15